Источник

25-е

† Благоверных князей Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев

Блаженный Давид, в иночестве Пётр263, князь Муромский, был второй сын князя Юрия Владимировича Муромского. Старший брат его Владимир Юрьевич с 1170 г. наследовал после отца Муром. – После того как болгары опустошили (в 1183 г.) окрестности Мурома, Муромские князья Владимир и Давид вместе с несколькими другими вступили в землю болгаров с мечом и огнём и вознаградили потери поданных. В 1186 г. Владимир и Давид Юрьевичи участвовали в походе великого князя Всеволода против Рязанских князей, нападавших на своих братьев, князей Пронских264. – В 1196 г. три брата, князья Муромские, были у Всеволода на брачном пиру сына его; а в следующем году один Давид Юрьевич был у великого князя при выдаче дочери его в замужество265. По повести, пока жив был старший брат, «имеяше обычай блаженный Пётр всегда приходити к брату своему на поклонение»: так уважал он старшего брата! В конце 1203 г. (дек. 18 дня) князь Владимир умер и «на Муроме остался брат его Давид Юрьевич266.

По повести, когда св. князь принял правление после брата, пришлось ему испытать сильную борьбу с собой, но он вышел победителем. За несколько времени перед тем долго страдал он опасной болезнью – тело его покрыто было струпьями. – Славившаяся умом своим дочь «древолазца», бортника, излечила его мазью. По разговору и поступкам девушки князь признал высокие качества ума и сердца в дочери бортника и дал слово взять её в супругу себе; но потом нашёл неприличным для князя супружество с простой девушкой.

Болезнь возобновилась. Евфросиния вновь вылечила князя, и признательный князь выполнил своё слово, сочетался с ней браком. – Когда же после смерти брата вступил он на престол, муромская знать, конечно, подстрекаемая младшим братом и племянником, объявила: или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жён, или же, оставит Муром. – Князь твёрдо помнил слова Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Потому, верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Он остался после того с небогатыми средствами к жизни, и печальные мысли невольно приходили ему на ум. Но умная княгиня говорила ему: «не печалься, князь, – милостивый Бог не оставит нас в нищете». В Муроме скоро открылись раздоры непримиримые, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояры муромские принуждены были просить князя Давида и княгиню Евфросинию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал и над врагами своими267.

По летописям видим затем князя Давида принимающим участие в событиях России. – В 1207 он уличает перед великим князем Всеволодом старших Рязанских князей в их неверности Всеволоду и дружинами своими помогает великому князю в войне с Пронскими и Рязанскими князьями. По окончании войны Всеволод отдал ему богатое Пронское княжество. В следующем году Пронские князья осадили его в Пронске. Добродушный Давид послал сказать им: «братья! Я – не сам собой занял Пронск; меня посадил тут Всеволод, – Пронск – ваш». И спокойно возвратился в Муром268. – Какое высокое бескорыстие! Какое глубокое уважение к долгу любви и чести! В 1214 г. князь Давид ходил вместе с великим князем Георгием против Ростовского князя, но на этот раз не было пролито крови, князья помирились269. В 1220 г. войска князя Давида с воеводой участвовали в славном походе против болгар270.

В Муроме правление князя Давида было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили и не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд. – Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную271. – Один женатый возмущался нечистыми мыслями, смотря на прекрасную княгиню. «Почерпни воды из реки с этой стороны судна», сказала княгиня (это было во время плавания по реке Оке); тот почерпнул; «испытай, какова?» Тот исполнил приказание. – Почерпни воды с другой стороны судна и попробуй её, и сказала княгиня. И когда тот выполнил волю её, она спросила: «находишь ли разность между той и другой водой?» – Никакой, отвечал тот. Святая сказала тогда: «точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Когда князь и княгиня достигли старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии272. На Пасхальной неделе 1228 г. умер сын князя Давида, потом на той же неделе преставился сам князь-инок, а в один день с ним почила и блаженная Феврония273. Князь и княгиня, согласно с завещанием, положены были в одном гробе274.

В начале ΧVΙ века «по всем странам прошла весть, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним»275. – Собором 1547 г. положено местно праздновать память кн. Петра и Февронии; тогда же и написана и служба им276. – Впоследствии празднование стало повсеместным277, и вероятно вскоре после того, как царь и Иоанн Васильевич, на походе против Казани, в 1552 г. благоговейно «покланялся в Муроме сродникам своим великим чудотворцам, князю Петру и княгине Февронии»278. Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были в образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. – Так показывают многие опыты загробной жизни их.

«Сыны человеческие! доколе быть вам с тяжёлым глупым сердцем? Почему вы любите суету и ловите ложь» (Пс.2:8)? «Что пользы, братия, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?» (Иак.2:14).

Св. преподобномуч. Февронии Сирской

В Месопотамии, в горах соседних с Низибией, ещё в конце III столетия процветала община 50-ти девственниц, основанная диакониссой Платонидой (пам. 6 апреля), которая и управляла этой общиной. По смерти её начальство над общиной приняла также высокая подвижница – Вриенна (пам. 30 авг.). К ней на воспитание отдана была двухлетняя племянница её – Феврония, и под нежным и внимательным надзором своей тётки; проникнутая влиянием всей окружавшей её обстановки, девочка, возрастая, достигла высокого духовного развития. При этом, редкая красота была достойным соответствием её высоких душевных свойств.

Но эту красоту наружности – как опасный дар – великий соблазн для самолюбия – опытная воспитательница Вриенна тщательно укрывала под более чем скромным облачением молодой инокини, – и даже во время чтения свящ. Писания, которое возлагалось на Февронию еженедельно по пятницам, молодая чтица оставалась скрытой за занавесью от городских посетительниц, собиравшихся во множестве, чтобы слушать чтение Февронии с объяснением священного Писания. Но, и не показываясь никому, Феврония привлекала всех умным рассуждением о смысле свящ. Писания. По всему городу распространились слухи об уме молодой толковательницы, и все спешили слушать её. Между прочими· особенно заинтересовалась ею Иерия, знатная женщина, молодая вдова сенатора; она была язычница, но ум её стремился к истине, а сердце жаждало добра. Услышав о Февронии, она пожелала познакомиться с ней и побеседовать, так как она нуждалась в разумном и искреннем совете. Не без труда умолила она Вриенну допустить её к Февронии, не показывавшейся до сих пор никому из светских людей и не видавшей даже никогда светских нарядов. Иерия познакомилась с Февронией под видом странницы-послушницы и была принята ею, как сестра о Христе. После краткой беседы Феврония начала читать, и Иерия слушала чтение и беседу её с такой жадностью, что всю ночь провели они в этом Божественном занятии и на другой день даже с большим трудом могли уговорить её расстаться с своей молодой наставницей. Возвратясь домой, она передала родным впечатление, которое произвело на неё Евангельское учение, и стала убеждать их покинуть язычество и принять христианскую веру. Сама же она, как только услышала о Христе, так и постигла, что Он есть та истина, которой искала она, и немедленно приняла христианство и сделалась ревностной его исповедницей. Вслед за ней и все домашние её приняли крещение.

После того Иерия большую часть времени проводила в общине, дорожа своим сближением с Февронией, которой предалась всей душой; со всем усердием ухаживала за ней, когда она опасно заболела и – сама смерть не разлучила этих сестёр о Христе...

Между тем надвигалась грозная туча, наступало великое испытание для всех этих подвижниц общины: под жестоким гонением Диоклитиана предстояло сокрушиться её лучшему цветку, но вместе с тем предстояло ему и просиять в мире во всём своём блеске.

В 310 г. Диоклитиан отправил на Восток для истребления христианства – брата умершего епарха Анфима – Селения и при нём – Лизимаха, сына Анфима, которому он обещал, если тот успешно исполнит возложенное на него поручение – назначить его епархом вместо покойного отца.

Тяжело было молодому Лизимаху, рождённому от матери-христианки, завещавшей ему на смертном одре покровительствовать христианам, участвовать, вместо того, в истребительном преследовании их... но, не смея возражать императору, он отправился при своём дяде Селении – с намерением в душе – противодействовать, сколько возможно, жестоким мерам Селения, человека крайне-жестокого и ненавидевшего христиан. – При Селении и Лизимахе состоял ещё граф Примус, родственник их, и Лизийах успокаивал себя надеждой на его содействие в пользу христиан.

Великими жестокостями, однако же, успел уже ознаменовать своё прохождение по восточным странам лютый Селений. Скоро и Низибийцы узнали об ожидавших их ужасах: огня и меча и растерзания дикими зверями... не смотря на то, что Лизимах и склонившийся на его сторону граф Примус, сколько могли, сдерживали преследование и часто успевали предупреждать христиан, чтобы они спасались бегством и укрывались, где кто может...

При вести о приближении гонителей к Низибии и здешние отшельники, пресвитеры и сам епископ поспешили укрыться. Инокини монастыря Вриенны также выразили желание укрыться в каком-нибудь безопасном убежище.

– «Враг далеко, – возразила им Вриенна, – вы ещё не видели его, а уже хотите бежать. Борьба не началась, а уже вы падаете духом. Бедные дети мои! будьте тверды. Останемся здесь, примем смерть из любви к Тому, Кто Сам пострадал и умер за нас» ...

Видя однако же страх и трепет сестёр при мысли о грубых воинах, настоятельница предоставила им скрыться. Они уговаривали и Февронью бежать вместе с ними, но она лежала больной и предоставила себя воле Божией; при ней остались Вриенна и ещё одна престарелая инокиня Фомаида, которая и описала впоследствии, что произошло в опустевшей обители.

Оставшись одни, беззащитные подвижницы стали молитвой приготовлять себя к предстоящему мученичеству. Вриенна, однако же, смущалась духом, опасаясь за свою слишком юную и ослабевшую теперь от болезни воспитанницу. С нежностью ободряла она её и уговаривала быть твёрдой в борьбе, напоминала, как радостно приняли в былое время смерть сёстры их общины: Ливия, которой отсекли голову, Леония, которую сожгли, и Евтропия, замученная на 12-м году вместе с матерью279...

С глубоким смирением слушала свою воспитательницу Феврония, сознавала она свою слабость и только молилась и просила молиться о ней: «молись обо мне, мать моя, – говорила она Вриенне, – чтобы Господь удостоил меня и дал мне силу пострадать за имя Его; тогда не убоюсь я мучений за Того, Кого возлюбила с самого детства» ... Так прошла ночь в молитве и в последней задушевной беседе.

На следующий день прибыл в Низибию Селений с отрядом своим; многие христиане были схвачены и отведены в темницу. Язычники указали Селению на общину Вриенны. Селений послал туда воинов, которые, выломав двери, бросились на настоятельницу и уже занесли меч над её головой. Феврония бросилась к ногам их и умоляла умертвить прежде её, чтобы ей не увидать смерти своей матери... Между тем прибыл граф Примус и велел воинам удалиться.

– Где же все сёстры? – спросил он у Вриенны по удалении воинов.

– Они успели скрыться от вас, – отвечала Вриенна.

– Так зачем же и вы не бежали вместе с ними? Но ещё есть время; поспешите скрыться, я не велю преследовать вас.

Однако же никто из оставшихся инокинь не пожелал воспользоваться этим позволением.

Между тем, Примус, возвратясь из обители, рассказал Лизимаху о том, что был там и что встретил только двух старух и одну молодую инокиню. – «Клянусь богами, – прибавил он, – что эта девушка так хороша, что я никогда не видал никого красивее её, и если бы она не была бедна, то нельзя было бы встретить лучшей невесты для тебя...

– Нет, по завету матери моей не могу я взять девушку, посвятившую себя Богу своему, – сказал Лизимах, – но умоляю тебя, выведи этих инокинь из обители, спаси их от моего дяди...

Этот разговор между друзьями был подслушан одним воином, который передал о нём Селению. Селений сейчас же послал захватить в обители Февронию и объявить в городе, что завтра её будут судить, как христианку.

Воины надели на шею Февронии железное кольцо, сковали её оковами и повели из обители. На просьбы Вриенны и Фомаиды, чтобы и их взяли вместе с ней, им было отказано и Февронии едва дали помолиться и проститься с сёстрами.

Всех в городе поразила весть об участи Февронии, почитаемой всеми молодой чтицы и умной толковницы. Особенно же была велика скорбь Иерии; она поспешила в судебную палату; на дороге встретила Фомаиду в мирской одежде и вместе с ней пришла на место, куда приведена была связанная Феврония. Вскоре прибыли Селений и Лизимах. По приказанию Селения, Лизимах стал допрашивать христианку: – «свободная ты или раба?» – было его первым вопросом.

«Раба», – отвечала Феврония. – «Чья же раба?» – «Раба Бога моего, Иисуса Христа». «Какое имя твоё?» – «Я – христианка и зовут меня Февронией». – «Клянусь богами, что я не должен был бы иметь к тебе никакого снисхождения! – вмешался Селений, – но не могу предаваться гневу на тебя, такую красивую и скромную. Послушай же, что я тебе скажу. Вот, я хочу сделать тебя невестой племянника моего Лизимаха. Посмотри на него: он молод, красив, знатен, богат. Хотя брат мой Анфим и я избрали уже для него богатую и знатную невесту, но теперь я тебе предлагаю выйти за него замуж; всё состояние моё будет твоим приданным, так как у меня нет своих детей. Император окажет щедрые милости Лизимаху, и тебе предстоит быть самой счастливой женой... Но знай и то, что если ты не примешь моего предложения, то клянусь всеми богами, ты не проживёшь более трёх часов... Выбирай».

– Жених мой Тот, Кому с детства обручилась я, – бессмертен, – отвечала Феврония. – Никакие лестные обещания и никакие угрозы не отвратят меня от Христа. Не трудись же понапрасну терять слова...

Не ожидавший такого твёрдого ответа, Селений в яростном гневе приказал сорвать с Февронии её одежду и набросить на неё лохмотья, которые не прикрывали её наготы.

– Не стыдно ли тебе в таком виде стоять перед нами? – со смехом обратился Селений к мученице.

– Если ты к обнажению моему присоединишь пытки и огнём, и железом, то я готова и на них... Мне ли не потерпеть за Бога моего, Который столько пострадал ради меня...

– Бесстыдная девушка! – закричал Селений, ты уже не величаешься ли тем, что выставлена напоказ...

– Нет! до сих пор и лице моё было скрыто от постороннего взора, теперь же я принимаю всякую пытку ради Господа моего, – твёрдо отвечала Феврония.

– Хорошо! Так пусть же ты узнаешь, что такое настоящая пытка! – решил рассвирепевший Селений и приказал, привязав христианку между четырьмя столбами, разложить под ней огонь и в то же время осыпать её градом ударов. Кровь мученицы полилась ручьями и тело отпадало клочками. Многие из зрителей не могли вынести этого зрелища и лишались чувств, другие требовали прекратить зверство, но Селений бесчеловечно подвергал свою жертву всё большим и большим истязаниям и тогда только прекратил пытку, когда сказали, что Феврония умерла.

Фомаида также лишилась чувств... Иерия громко кричала: – «о Феврония! наставница моя! тебя отнимают у меня... и Фомаиды лишаюсь я» ... Между тем Февронию привели в чувство водой.

– Что! удалось тебе в борьбе с нами? – сурово спросил её судья?

– Ты можешь сам судить: победила ли твоя жестокость мою слабость? – отвечала святая.

Тогда мучитель велел возобновить пытку; выбиты были все зубы у Февронии; раны её опаляли огнём, доходившим до внутренностей. Истекая кровью, изнемогая от боли, она молилась: «Спаситель мой! не оставь меня в этот страшный час!»

– Поклонишься ли ты богам? – кричал Селений и велел отрезать груди страдалицы. Она же молилась: «Господи! Ты видишь, как я страдаю... приими в Свои руки душу мою!»

Когда её отвязали от столба, то она не могла уже держаться на ногах и упала. – «Она умерла!» – сказал граф Лизимаху. – «Нет, – отвечал Лизимах, – она ещё будет бороться за веру – для спасения других; ты увидишь. Такова твёрдость христиан!»

– Жестокость твоя оскорбляет человечество и нарушает всякое гражданское приличие! – смело обратилась к Селению знатная и влиятельная Иерия. – Побледнев от гнева, он велел представить её к допросу.

– «Не отринь и меня, Бог Февронии, – наставницы моей! Соедини меня с ней!» воскликнула мужественная женщина и подошла поспешно к судье. Селений хотел уже подвергнуть её допросу, но приближённые остановили его, предупредив, что подвергать истязаниям такую знатную женщину опасно, потому что народ и без того взволнован. Отпустив Иерию, Селений велел отрубить Февронии руки и ноги.

– Довольно... сказал ему Лизимах, – пойдём обедать...

– Нет, я не уйду, пока не дождусь её последнего вздоха... отвечал неутомимый мучитель и велел отрубить голову мученице.

Со слезами Лизимах смотрел на эту последнюю казнь её и, распорядившись, чтобы охраняли останки Февронии, с глубокой скорбью удалился к себе в комнату. Селений возвратился домой также смущённый; на него напал страх, а потом – бешенство, в порыве которого он ударился головой о мраморный столп и упал мёртвым.

Поражённый смертью дяди Лизимах воскликнул: велик Бог христианский!

Потом, призвав Примуса, просил устроить почётное погребение замученной христианки. Оно совершилось в тот же вечер, в обители, при многочисленном стечении народа, славившего Бога, Который дал силу мученице совершить до конца страшный подвиг. Примус и Лизимах приняли христианство. – Вскоре в честь мученицы начали строить храм в Низибии, который был освящён на шестом году после её кончины (316). В 318 г. скончалась блаженная старица Вриенна. В 320 г. почила при гробе св. Февронии «пламенная душой» Иерия. В 322 г. окончила подвижническую жизнь св. Фомаида.

Мощи св. Февронии были перенесены в Царьград, в храм Иоанна Предтечи, вероятно, около 363-го года, когда Персы взяли Сиваполь (Низивию).

* * *

263

«Повесть о житии св. кн. Петра и Февронии, творение господина монаха Еразма», изданная без имени сочинителя в Памяти. Старин. Литер. 1, 26. 47, дополнила немногие верные сведения о св. князе вымыслами народного воображения. Таково сказание её об Агриковом мече. Агриков меч и в сказке о Добрыне. Еразм сам говорит: писавшего мене, елика слышах. Ясно, что он писал не по летописям, а по слухам. Потому нельзя и ожидать от него многих верных известий, а скорее много неверного. Еразмова повесть писана ок. 1540 г., а новая редакция её около 1560 г. В прологе из Еразмовой повести удержано вероятное, хотя и не всё, и отвергнуто всё сказочное.

264

Пересл. л. 82. 98.99. Собр. л. 1,156. Карамз. 3, пр. 76.153. Татищева III, 248–250. 270–272. И по повести, прежде св. Петра княжил в Муроме старший брат его, только неверно назван он Павлом. Точно также напрасно она называет св. князя в мирском быту Петром и в иночестве Давидом. Наоборот в миру он был Давидом. Собр. л. VII, 244. Родосл. кн. в X т. Времен. Общ. Ист., стр. 2. 194. М. 1851 г. сл. пр. 173. 177. Ошибка в имени св. князя перешла и в печ. полный месяцеслов М. 1840 г.

265

Пересл. лет. 100. 102. Карамз. 3, пр. 80. Третий брат Юрьевич в Пересл. л. 102 называется Игорем, а в Ник. л. II, 261 – Юрием.

266

Никон. л. II, 298. Пересл. л. 108.

267

Повесть Еразма; пролог 25 июня; сл. пр. 170 и родосл. кя.

268

Пересл. 108. 109. Собр. л. I, 181. 182. Никон. л. 2, 298. Иловайского. Ист. Рязанского княжн. 77–83.

269

Переслав. л. 112. Никон. л. 2, 315. 316.

270

Никон. л. 2, 342. Собр. л. I, 188. VII, 126–128.

271

Повесть о житии кн. Петра. Ркп. и печ. пролог 25 июня. Стихира службы: «от юности своей, работая Христу, познали вы Сущего в мире, как единого славного. Потому угождали Ему милостыней и молитвами. И по смерти подаёте вы исцеление всем почитающим вас, Пётр и Феврония».

272

Повесть о житии. Родословная кн., стр. 32.

273

Родослов. кн., стр. 32. Собр. л. 1,191. VII, 134. 244. Ник. л. II. 358. Святцы: «св. благов. кн. Пётр и благов. кн. Феврония, Муромские чудотворцы (по сп. Общ. Ист. 231, «во иноцех») преставишася в л. 6735 м. июня в 25 д.». Год кончины по летоп. 1228. И если по летописи скончались в апреле, то 25 д. июня надобно признать за день открытия мощей. На иконе Русских святых князь и княгиня в иноческих одеяниях с надписью: «пр. кн. Пётр Муромский, пр. Феврония Муромская».

274

Пролог 25 июня.

275

Минея на июль, М. 1646 г.

276

Ак. Э. I, 213. Из двух канонов кн. Петру и Февронии один написан иноком Пахомием, написавшим житие и службу Яросл. кн. Константину, другой – «творение Михаила мниха», написавшего службу кн. Александру. Муз. Румянц. 593. 696. Царского № 563.

277

В святцах устава XVI в. (Толстого 1. № 100): июня 26 «благов. кн. Пётр и кн. Феврония, Муромские чудотворцы». В летописце 1715 года записали: «того же (1693 г.) июня 25 на память благов. кн. Петра и кн. Февронии, до иночества Давида и Евфросинии, Муромских новых чудотворцев», праздновали в соборе восшествие на престол ц. Иоанна и Петра Север. архив 1826 г, ч. 19. 225.

278

Никон. л. VII, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где «лежат муромские чудотворцы кн. Пётр и кн. Феврония», строен был царём Иоанном Васильевичем, «образ Муромских чудотворцев на золоте», обложенный серебром и каменьями, – приношение того же царя. Владим. сборн., стр. 141 м. 1857 г.

279

Память их 15-го июня.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle