21-е
Святого мученика Иулиана Тарсянина
Уроженец города Аназарба, он по смерти отца переселился с матерью в Тарс; в гонение же, будучи восемнадцати лет, схвачен, как христианин, и представлен Маркиану правителю. Маркиан то ласками, то угрозами принуждал св. Иулиана к принесению жертвы идолам, но исповедник не отвергая Христа. Целый год возили его по разным городам Киликии и всюду мучили разными пытками, но не поколебали страдальца Христова. Когда же привели в приморский город Эги, то идолослужители насильно влагали ему в уста идоложертвенные мясо и вино, и потом заключили в темницу. Сюда пришла и мать его, которая повсюду издали следовала за ним и молила Господа укрепить сына её. Язычники взяли её и представили градоначальнику. Она просила позволить ей посещать сына в темнице, чтобы склонить его к перемене веры. Градоначальник позволил. Она же, пребывая в темнице, со слезами убеждала сына претерпеть до конца за имя Христово.
Через три дня их представили градоначальнику. Этот надеялся, что мать убедила сына принести жертву богам; но она вместе с Иулианом исповедала имя Христово и укорила нечестие идолопоклонства. Тогда мучитель велел бичевать её и, отрезав у ног её пятки, прогнать, а Иулиана, вложив в мешок с песком и ядовитыми гадами, бросить в море. Такова была кончина Иулиана! И мать его страдальчески скончалась (290 года).
Тело св. Иулиана, вынесенное волнами на сушу, взяла некоторая благочестивая вдова, привезла в Александрию и похоронила там, а через несколько времени оно было перенесено в Антиохию. Тут память св. мученика ублажал похвальным словом св. Иоанн Златоуст, тогда пресвитер Антиохийский.
Преподобного Иулия пресвитера и Иулиана диакона
Родные братья из Мирмидонии (Фессалии), посвятившие себя на обращение язычников, которых ещё много было в Римской империи V века особенно по сёлам. Они пошли в Царьград (вероятно в 409 году) и просили царя Феодосия Младшего дать им свою царскую грамоту, чтоб им позволено было всюду невозбранно уничтожать капища, строить церкви и распространять славу имени Христова. Царь соизволил на прошение их, и святые братья прошли много стран Греко-Римской державы, проповедуя Христа язычникам и обращая многим не словом только, но и чудесами. Они прошли с востока на запад и устроили сто церквей. Скончались в окрестностях Медиолана, где память их доныне благоговейно почитается.
Святого муч. Никиты Ниросского, пострадавшего в 1732 г. на острове Хиосе
Никита был один из сыновей старшины острова Нироса, который, совершив какие-то злоупотребления и опасаясь суда и лишения состояния, принял исламизм, прикрывающий в глазах Турок много преступлений. После отца Турки не замедлили потурчить и детей. Несчастная мать, не желавшая расстаться с детьми, также приняла исламизм...
Достигнув отроческого возраста, Никита случайно узнал о тех обстоятельствах, которые вынудили родителей его принять со всей семьёй исламизм; это произвело на него сильное впечатление; им овладела глубокая тоска об утраченной вере праотцев; в нём возникло непреодолимое желание возвратиться к ней, так что он решился тайно уйти от родителей туда, где жили христиане. Благополучно успел он добраться до острова Хиоса, где в новой обители объяснил игумену, кто он и почему пришёл сюда. Через несколько времени, сочувственно принятый иноками, Никита был оглашен христианским учением, миропомазан и оставлен на житие в обители по его желанию. Вера, между тем, действовала в сердце его всё с большей и большей силой. Узнав о примерах искупления отступничества от веры – исповеданием её, даже ценой мученического подвига, Никита стал постоянно помышлять о принесении себя в жертву за Христа и подготовлялся к этому безукоризненной жизнью в монастыре, так что, когда он наконец открыл братии это своё заветное желание, то старейшие из отцов общим советом позволили и благословили его на подвиг открытого исповедания веры, предпринятый свободно, без всяких внешних побуждений и с такой настойчивостью.
Прибыв с проводником в местечко Молос, Никита, с необыкновенным по его возрасту мужеством и убеждением, воспользовался первым случаем, чтобы заявить себя христианином и утверждать, что Христос есть Бог истинный, а Магомет – ложный пророк. За это с проклятиями и оскорблениями был брошен в темницу. Здесь искал подкрепления в посте и молитве. Когда бывшие в темнице христиане советовали ему подкрепиться пищей, то он отвечал: – «я питаюсь пищей, какой вы не имеете, и радуюсь радостью, какой вы не можете чувствовать» ... Много истязаний принял юноша в тюрьме и, выведенный посреди народа, явил собой новое чудо христианского несокрушимого терпения. Наконец, один Крымец фанатик «с яростью бросился на молодого мученика и начал рубить его голову своим ятаганом, чтобы численностью ударов увеличить страдания христианина». Так кончил жизнь исповедник Никита 21-го июня, 1732 г. Тело его было выброшено в море. Вскоре возлюбивший Бога даже до смерти был прославлен чудотворениями, совершавшимися для тех, кто призывал имя его.
(См. «Христ. мучч.» Соловьева).
Св. великомуч. благоверного князя Карталинского Луарсаба 2-го и Арчила 2-го, царя Иверского
(о них см. в «Полн. Жизнеоп. свв. Груз. Ц.» Сабинина и «Жития Св.» Муравьева – в житии св. муч. царицы Кетевани, 13-го сент.).