Источник

4-е

Св. отца нашего Андрея, архиеп. Критского79

Родился в Дамаске в половине VII века; первоначальное образование получил дома; на 14-м году удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освящённого. Скоро сделался известен строгой своей жизнью. Феодор, правитель патриархии (не имевшей в то время патриарха по причине стеснения от магометан), избрал Андрея своим секретарём. В 679 г. он отправился вместе с двумя доверенными Иерусал. патриарха на VΙ Вселенский собор.

Возвратясь в Иерусалим с определениями собора, Андрей продолжал вести подвижническую жизнь и изучать слово Божие и писания св. отцов. Спустя несколько времени, он был вызван в Константинополь и посвящён патриархом в диаконы Софийской церкви; сверх того, получил отрадное назначение питателя сирот. При императоре Юстиниане 2-м Андрей был поставлен в архиепископа Критского; ревностно проповедовал пастве своей слово Божие, мудро управлял ею и охранял своими молитвами. Действию молитв своего пастыря Критяне приписали удаление Сарацын, которые напали было на остров во время святительства Андрея.

Скончался св. Андрей на пути из Константинополя, куда ездил по церковным делам. Предузнав свою кончину, он сказал своим спутникам, что «не увидит более Крита» и действительно, доехав до острова Митилены, заболел и мирно преставился – в 713 году. Есть предположение, что это было тогда, как он возвращался с собора в 712 г. против монофелитов, которые во Христе признавали только одну Божественную волю. Как относился к этому собору отличавшийся глубоким умом и знанием свящ. Писания Андрей, можно судить по его стихам, в которых он прямо пишет, что «два во Христе действия, два в Нём хотения».

По смерти Андрея Критского осталось не мало его сочинений духовного содержания. «Он обогатил Церковь многими творениями, в которых опытные видят основательное знание и богатство учёности, речь приятную и стройную»80.

О священных песнях его Церковь поёт: «блаженный Андрей, сияющий светом Св. Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом, светлейшим солнца... Ты – верное правило Богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы... Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых Апостолов и сословие блаженных мучеников».

Особенно известен Андрей Критский своим великим каноном, состоящим из 250-ти тропарей, который читается по частям в первые четыре дня Великого поста и весь за утренней службой четверга на 5-ой неделе.

Этот канон, – говорит архиеп. Черниговский Филарет81, велик не по числу только стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нём духовный взор созерцает события обоих Заветов в духовном свете. Лица священной истории то представляют ему высокие образцы святой жизни, то примерами падения возбуждают к строгому отрезвлению: в том и другом случае изображают тайны внутренней жизни. Ум созерцает высокие духовные истины, осуществлённые в жизни патриархов, судей, царей, пророков Ветхозаветных; поучается им в Евангельских притчах; а сердце с полной жаждой спасения ищет себе в священных событиях возбуждения и то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается сладким упованием на Бога, всегда готового принимать грешников. «С чего начну оплакивать злосчастной моей жизни деяния? Какое начало положу, Христе, моему сетованию? Но Ты, Милосердый, подай мне прегрешений оставление». Так подвижник начинает свой сокрушённый плач и обращается к первому греху человека, лишившему всё человечество Богосозданных украшений. «Грех лишил меня Боготканной одежды и как листьями смоковницы облёк меня деянием стыда в обличение моих страстных стремлений» ...

После изображения опустошений, какие производили страсти в жизни даже великих мужей, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом отечества небесного; в Исааке показывает жертву послушания и в Измаиле пример дерзости, порождаемой ласкаемой плотью; гибельные действия похоти велит усматривать в действии огня Содомского. Под образами двух жён Иакова разумей, говорит, двоякую жизнь, деятельную и созерцательную. Жезл Моисеев, рассекающий море – крест Христов, которым душа христианская творит дела чудные. Таким образом, по порядку времён беседуют с душой, кающейся цари и пророки Израиля. Наконец в девятой песни певец вспоминает Божественные слова и деяния Спасителя; пощением Его убеждает себя к посту и с мытарем смиренно вопиет: – «Боже, милостив буди мне грешному!» – С Ханаанской женой и слепцами молит: «помилуй меня, Сын Давидов!» Подобно блуднице слезами моет ноги Спасителя и с разбойником благоразумным взывает: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!»

Подобное содержание великого канона неоспоримо свидетельствует о целесообразности предписания Церкви читать его в особенности в дни покаяния – в Великом посту, и будет служить во все века великим пособием в этом великом деле.

В душевной же пользе, получаемой от него – благодарственная похвала из рода в род вдохновенному составителю дивного канона, которым многие люди возвращаются к Богу: сознав свою греховность и Его милосердие, снова видят Лицо Его...

† Св. Марфы, матери Симеона Дивногорца

Мать св. Симеона Столпника, подвизавшегося на Дивной горе, с юных лет была благочестива82. Она не желала выходить замуж. Но родители обещали руку её известному для них жениху. Не смея противиться воле родителей, но вместе убеждённая в святости девства, Марфа долго и от глубины души молилась в храме св. Предтечи о том, дабы открыта была воля Божия о ней. Св. Предтеча повелел ей исполнить волю родителей и дать согласие на брачную жизнь. Потом она молила Предтечу, дабы ниспослано было благословение на чадорождение, и обещала посвятить плод свой Господу. Предтеча объявил ей во сне, что родится ей дивный сын, которого должна она назвать Симеон. Марфа разрешилась без страдания в 521 г. и, спустя два года, ребёнок крещён был в храме Предтечи. В время землетрясения 526 г. муж погребён был под развалинами дома, как и многие другие Антиохийцы; а Марфа с сыном молилась в то время в храме Предтечи и спаслась.

Когда сын, на седьмом году, удалился в пустыню на подвиги, Марфа проводила жизнь, как истинная вдовица Божия.

Она часто постилась и особенно наблюдала пост среды и пятка. Усердно посещала храм Божий и приносила для него свечи, ладан и масло. Первою являлась в храм и последней выходила из него. Если где бывал храмовой праздник, Марфа являлась на всенощное служение и молилась благоговейно. В доме каждую полночь стояла на молитве, проливая слёзы.

Благоговейное пребывание её в храме служило назиданием для других. Она никогда не уставала за Богослужением храма, – как другие, которые однако не устают, проводя ночь в пляске. Никогда не садилась в храме, занятая благоговением перед величием Божиим. Один добрый человек, заметив, что Марфа всегда приходит раньше других в храм и стоит на молитве без отдыха, сказал ей: «присядь, почтенная мать, тебе нужен отдых». Марфа отвечала: «слуги постоянно стоят перед господами, которые те же люди, как и они: как же сметь мне садиться в храме Божием, где совершаются страшные тайны Царя Всевышнего». Она глубоко уважала священников и прислуживала им с любовью.

Любовь её к другим простиралась до самоотвержения. Посещая больницы, она сама прислуживала больным то в том, то в другом; для умирающих давала всё нужное к погребению, равно как крещающимся приносила чистое бельё, приготовленное её руками.

Идя к сыну на Дивную гору, увидела она на дороге больных и избитых (разбои своевольных и набеги дикарей были тогда нередки): изорвав свою одежду, перевязала раны их, омыв те наперёд вином и елеем.

В ней был особенный дар, ниспосланный Богом за её добродетели: она укрощала самых свирепых бесноватых одним своим присутствием. Потому часто приглашали её к этим несчастным, и она всегда готова была на услуги.

Никто не видал её гневной или ссорящейся, напротив – она любила мирить ссорящихся, и мирила успешно. Приёмами кротости и любви, напоминанием о виновности всех и каждого перед Богом, разумным советом тушила она раздоры семейные и возвращала покой домам гнева и ненависти.

Слава сына, великого подвижника, окружала её уважением, но не ослабляла смирения её. Напротив, она боялась и за сына и нередко предлагала ему зорко смотреть за собой, а вместе молилась за него.

За год до смерти извещена она была свыше, сколько остаётся ей жить. Она пришла сказать о том сыну, но тот уже извещён был о том же и объявил о недалёкой смерти пустынникам. Когда приблизился назначенный срок смерти Марфы, она опять пришла к сыну и в продолжительном разговоре, как мать горячо заботливая о его духовном совершенстве, умоляла его быть верным Господу и своим обетам до смерти. «Сын мой, говорила она ему, вверяю тебя Господу Иисусу; молила и молю Его, да сохранит Он тебя от искушений греха. Умоляю и тебя быть твёрдым в любви к Господу. Для Господа будь сострадателен к бедным всякого сорта; будь гостеприимен для пришельцев, продолжай склоняться до самых малых и невинных; молись о всех, особенно об отечестве; не гнушайся заблудших. Не забывай в молитвах отца твоего Иоанна и меня грешную». Она рассказала тогда сыну, каких милостей небесных удостоена была в своей жизни. Это было в понедельник, накануне которого она приобщилась св. Таин. Ночью видела она во сне, что ходит в великолепном доме, изумляясь невиданной красоте его, и ей сказано было, что этот дом приготовлен для её вечного покоя. Прощаясь с иноками, сказала она, что уже не увидится более с ними. И точно, на возвратном пути она занемогла и была доставлена другими в дом свой, что был в Дафнийском предместье Антиохии; в следующий день благодарила она Господа за Его милости к ней; присутствующие подумали, что Господь любит её по молитвам сына; но она сказала, что сама она любит Господа и провела жизнь в усердных трудах для Него. Затем мирно почила 5 июля 551 г. перед смертью завещала она похоронить её между бедняками; но, по желанию сына, тело её перенесено было в монастырь его и положено в устроенной иноками гробнице.

Братия обители, по погребении её, поставили лампаду над гробом её, дабы горела она день и ночь. И лампада горела. Потом, спустя довольно времени, перестали зажигать её. Святая, явясь больному эконому, сказала: «не имею я нужды в вашем светильнике, просвещаемая светом небесным: но для вас нужно, чтобы горел светильник; когда зажигаете его, то побуждаете меня молиться за вас». Затем исцелила больного.

Св. мученика Феодора, епископа Киринийского, на острове Кипре

Св. Феодор пострадал в 310 году за невыдачу священных книг, которые всюду разыскивали гонители для уничтожения. С ним вместе пострадали и многие другие.

* * *

79

Его не должно смешивать с Андреем Критским, память которого 17-го октября.

80

О жизни его и о беседах «Учение отцов». § 254.

81

См. «Историч. Обзор песнопевцев» §36.

82

Житие её in Act. Sanet, maii V, 403–431. Четь-Минее июл. 4. Биограф, описывая поминовение о Марфе, совершавшееся через год по смерти её, говорит: «все бывшие при этом воскликнули вместе с нами: кресту Твоему покланяемся». Итак, биограф был современник св. Марфе и ученик пр. Симеона Дивногорца.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июль. – 332, IV с.

Комментарии для сайта Cackle