Источник

17-е

Св. великомученицы Марины

Марина была дочь идольского жреца в Антиохии Писидийской218; лишившись своей матери скоро после своего рождения, она была отдана отцом своим на воспитание кормилице, жившей в селении, в окрестностях города. Здесь, когда ей было 12 лет, Марина имела случай узнать христиан, которые, избегая преследования, воздвигнутого в то время по повелению Диоклитиана на христиан, скрывались в горах и пустынях, и под видом нищих распространяли между народом слово Божие. Таким образом и Марина услышала «благую весть» и приняла её всем сердцем своим. Услышав о Христе и о том, что Он сделал для людей и чему научил людей для их спасения и вечного счастья в соединении с Ним в Его Царстве, молодая Марина всей душой полюбила Христа и только и помышляла о том, чтобы узнавать о Нём более и более и научиться жить по Его закону. С жадностью искала она и пользовалась всеми случаями беседовать о жизни и учении Христа и скорбела, что не могла немедленно принять св. крещения, так как ни в городе, ни в окрестностях его не было ни одного христианского священника для совершения этого таинства.

Любовь к Иисусу Христу так горела в сердце молодой Марины, что она не могла скрывать её и открыто исповедовала веру свою в распятого Спасителя, хотя и знала, каким за это может подвергнуться жестоким преследованиям. Действительно, вскоре первый возненавидел её отец, с ужасом узнавший, что его дочь – христианка; это было тяжёлым испытанием для Марины, но она осталась тверда в своих чувствах и ещё более привязалась к Отцу Небесному, возложив на Него одного всё упование, испрашивая у Него силы пребыть верной в служении Ему.

И Господь не отверг молящуюся и избрал её орудием прославления имени Своего.

Однажды, выйдя в поле за городом посмотреть овец отца своего, Марина встретила игемона Олимврия, проезжавшего в город – жестокого гонителя христиан. Поражённый красотой этой пятнадцатилетней девушки, он остановился и стал расспрашивать у неё, кто она. – «Если ты дочь свободных родителей, – немедленно предложил он Марине, – то я хочу иметь тебя своей женой, если же ты – раба, то я выкуплю тебя и потом женюсь на тебе».

Простосердечно отвечала на расспросы Олимврия Марина и не утаила от него, что она – христианка. Тогда он приказал своим людям вести её в город и передать на попечение какой-нибудь почётной женщины, надеясь, что ему удастся уговорить её отречься от христианской веры и принять его предложение. – На другой же день по приезде в город игемон призвал на суд Марину и стал уговаривать её принести жертву богам, обещая ей всевозможные блага, в противном же случае угрожал ей погибелью.

– Ничего не хочу я кроме того, чтобы остаться верной рабой моего Спасителя! – отвечала Марина, – и угроз твоих я не должна бояться, они не должны остановить меня принять всякие страдания за Того, Кто Сам пострадал за всех людей...

Сознав, что невозможно убедить молодую христианку отречься от своей веры, игемон велел предать её истязаниям.

Кровь её полилась под сокрушительными ударами, всё тело было истерзано; многие из присутствовавших, жалея её, со слезами уговаривали послушаться игемона, и сам он прикрывал глаза, чтобы не видеть растерзанного тела мученицы...

После истязаний Марина была отведена в темницу. Здесь предстояло ей ещё более тяжёлое испытание: страх и уныние охватили её душу; измученную телесно, стали смущать её мрачные видения, но Бог жив был в душе её и оградил её от искушения. Он посетил её радостным видением, среди которого послышались утолившие её изнеможенную душу слова: «радуйся, Марина! ты победила злобу врага... радуйся: скоро, как мудрые девы, войдёшь ты в чертог твоего бессмертного Жениха»... И в то же время почувствовала мученица, что раны её заживают и силы её возвращаются... Она чувствовала присутствие невидимого Бога и вся душа её преисполнилась неизреченной радости и благодарственного моления... В таком чудном состоянии провела она остальное время своего заточения в темнице и, когда вновь приведена была на суд, то поразила всех, увидевших её в полном блеске прежней красоты и здоровья, как будто и не терпела она истязаний, истерзавших её...

Видя это, множество язычников, сознав чудную силу истинного Бога, обратились к Нему. Число обратившихся ещё увеличилось при виде терпения мученицы, когда она была предана новым истязаниям. Снова растерзанное тело её опаляли огнём. Она же, непоколебимая среди страданий, молилась: – «Господи, давший мне силу пройти через огонь ради имени Твоего, удостой меня пройти и через воду крещения, чтобы прийти мне к Тебе омытой от грехов!»

И действительно, как-бы наведённый на мысль о новом роде мучения этими словами, игемон вздумал утопить мученицу, и её, крепко связанную, опустили в огромный чан с водой.

– Господи! разреши узы мои и да будет мне эта вода в желаемое крещение и в возрождение к жизни вечной! – воскликнула святая исповедница... – И в ту же минуту произошло землетрясение... узы Марины расторглись, и она, стоя в воде, воспевала хвалу Господу. Народ, поражённый дивными знамениями во время её страданий, уверовал во Христа в числе 15,000, и все были преданы смерти по повелению Олимврия, испуганного таким распространением гонимых им последователей Христова учения. Марина в числе прочих была обезглавлена.

Страдания её были описаны очевидцем. У западных христиан она называется то Мариной, то – Маргаритой (20 июля) и почитается помощницей в родах.

Рука святой мученицы находится в Ватопедском монастыре на Афоне и до настоящего времени врачует всякие болезни.

† Преставление преп. Иринарха, игумена Соловецкого

Преп. Иринарх, приняв пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал житию преп. отец Зосимы и Савватия219. Высокие добродетели его доставили ему известность. В 1614 г., по смерти игумена Антония, он по царской грамоте поставлен был в игумена Соловецкой обители. – В это время игумен Соловецкий был лицом весьма значительным для целого северного края. На него возлагалась защита севера от Шведов и Датчан. – Хотя с Шведами заключён тогда мир, но и на них нельзя было полагаться; а Датчане, увлекаясь надеждой на счастье Шведов, потребовали от России, чтобы отдана им была вся Лапландия, и приготовились поддерживать требование своё морской войной. Царь Михаил, предоставив блаж. игумену Иринарху, кроме беспошлинной продажи соли и рыбы, казённую подать с монастырских крестьян и ещё казённую 10 долю с рыболовных промыслов на Норвежском берегу моря, предписывал привести все крепостные строения монастыря в полное оборонительное состояние на случай войны220. Сколько забот и трудов игумену! На восточной стороне монастыря проведена вторая каменная стена с двумя огромными башнями; внутри монастыря построены два корпуса для военных людей; на северной и южной стороне обители проведены глубокие рвы, выложенные камнем. В Сумском и Кемском острогах сделаны новые укрепления. В них и в обители число военных людей увеличено до 1040 человек, на содержании монастыря. Датчане в 1623 г. на четырёх военных кораблях являлись у Корельского острова, ограбили некоторых Русских промышленников, но ни на что более не отважились и возвратились221. При таких заботах об ограждении обители от внешних бед, преп. Иринарх как сам был примером духовной жизни, так ревновал возбуждать и поддерживать в подчинённых ему иноках заботу о жизни духовной. Эта ревность заставила его просить царя, дабы словом царской власти напомнил он забывчивым инокам о их обязанностях. И царь писал от 9 февраля 1621 г.: «известно нам стало, что в Соловецком монастыре некоторые из братии дерзают жить не по священному уставу, не по правилам св. Апостолов и Богоносных отцов, не по преданию преп. отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, хотят ходить по своим волям. Мы, слыша это, дивимся, что в такой знаменитой лавре начинают жить так слабо, ни во что считая отеческие предания. Как только придёт к вам наша грамота, вы, Богомольцы наши, введите строгий надзор и не допускайте исполнять свою волю тем, которые захотят жить слабо, уклоняться к мирским делам или держать (хмельное) питьё, выходить из монастыря и творить молитвы; строго надзирайте, чтобы братия и послушники жили по правилам св. отцов, а не по своим похотям, и усердно ходили бы в церковь. Пусть новоначальные будут в полном послушании у вас, Богомольцев наших, игумена и известных старцев, а по самоволию ничего бы не делали, – бесчиния в обитель не вносили бы. Остерегайтесь, чтобы для дел неправедных не хулилось имя Божие между неверующими и чтобы таким слабым житием не навести гнева Божия. Тех, которые из братии не будут слушать, вы смиряйте по монастырскому преданию и не попускайте самовольничать»222. Под духовным руководством преп. Иринарха образовалось несколько искренних рабов Божиих, каков преп. Елеазар. Блаженный игумен не только дал благословение блаж. Елеазару завести скитское житие на острове, но доставлял ему средства для устроения скита и писал о нём к патр. Филарету; по его ходатайству патриарх прислал грамоту на построение храма в скиту, а царь прислал утварь для храма223. Во всё время правления своего преп. Иринарх отличался снисходительною кротостью в отношении к другим и строгостью к себе. Проведя последние два года свои без дел начальственных, в подвигах безмолвной молитвы, он преставился 17 июля 1728 г. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени224.

Преп. Иринарх не раз являлся с помощью небесной жителям сурового севера в борьбе их с природой. Напр. в 1629 г. Двинские жители рассказывали о себе в Соловецкой обители. Весной отправлялись они в устье моря за морским зверем. Неожиданно поднялась буря и понесла их от берега в открытое море; несколько дней носила их буря, и они начали призывать святых в помощь; является во сне юровщику старец в одежде священника и с крестом в правой руке. «Призывайте, сказал он, на помощь Соловецких чудотворцев, и скоро явится вам великая милость». Затем внезапно поднялся ветер с моря и понёс охотников к берегу; у берега одна из станиц нашла множество зверей морских, и те стали их добычей225.

† Преставление преп. Леонида Устьнедумского

Блаж. Леонид, родившийся поселянином в Пошехонском уезде, на 50 году видел сон, повелевавший ему идти в Моржевскую Николаевскую пустынь, что на Двине, взять там икону Пресв. Богородицы Одигитрии и с ней устроить храм на р. Лузе в Туриной горе. Он не решился следовать этому видению, считая его простым сном, и отправился в Кожеозерский монастырь, где постригся и прожил около трёх лет226. Отсюда пришёл он в Соловецкий монастырь, где трудился в пекарне. Сновидение повторилось ему здесь ещё раз. Он перешёл в Моржевскую пустынь и спустя год открыл настоятелю своё видение. Получив икону Одигитрии, он отправился на р. Лузу и близ Туриной горы, при р. Якутице (в 80 вер. от Устюга), устроил себе хижину из хвороста; потом, уступая насилию поселян, отошёл по р. Лузе на две версты и здесь с помощью селянина построил себе келью и часовню; посвящённый в иеромонаха в 1608 г., построил

он храм во имя Введения Божией Матери, где поставил икону Одигитрии227. Ныне это – в 80 вер. от города Лальска. Болота, окружавшие это место, делали обитель почти неудобной для общежития. Для осушения их Леонид прокопал канал от реки Лузы до Чёрного озера, от Чёрного озера до Святого и от Святого до Чёрной речки; всего прорыто им 840 саж. Во время этого труда Леонид ужален был у Чёрного озера змеёй и сначала встревожился мыслью о последствиях яда; но потом, с упованием на Бога, положил не думать и остался здоров. По этому случаю назвал он канал Недумой рекой, и обитель назвалась Усть-недумской. Край тот, где поселился труженик, был край пустынный и глухой. Он долго и после назывался «Луской Пермцей», т. е. частицей страны диких Пермяков228. Отселе понятно, какое значение имела пустынь Леонида для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Преп. Леонида справедливо чтут просветителем «Пермцы». Сколько борьбы вынес он с природой негостеприимной! Канал, проведённый трудами его, значительно осушил болота; но Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. Потому преподобный вынужден был наконец перенести постройки на мыс, возвышающийся над Чёрным озером. Здесь построенный храм освящён был мая 25-го 1652 г., а в 1654 г. июля 17-го преп. Леонид окончил труженическую жизнь свою на 100 году от рождения. Власяница его поныне сохраняется в бывшей монастырской, ныне приходской, Введенской церкви; здесь же почивают мощи его под спудом229.

Празднование Святогорским иконам Богородицы

Святогорских икон Богородицы две. Они пребывают в мужском монастыре Опочского уезда Псковской губернии, основанном на хребте горы, которая прежде называлась Синичьей, а по явлению св. икон Божией Матери некоему Тимофею Юродивому, названа Святой. Первая Святогорская икона, которая называется иконой Умиления, явилась Тимофею в 1563 году. Однажды вечером он видел на воздухе, а потом на Синичьей горе ту самую икону, которая находилась в приходской церкви пригорода Вороночи. При сём появлении Тимофей слышал голос, что через шесть лет на той же горе воссияет благодать Божия. Через 6 лет – в 1569 году явилась вторая икона Богородицы – Одигитрии. От явленных Святогорских икон совершились многие чудеса и исцеления, о коих, по тщательном исследовании их подлинности, Псковский царский наместник, князь Георгий Токмаков, донёс государю. Государь посылал новых следователей и, совершенно удостоверившись в истине, повелел поставить на месте явления икон часовню и совершить в неё крестный ход из Вороночи. Некогда часовня, в которую принесены были чудотворные иконы, вся сгорела, но иконы остались невредимы. По обследовании этого события устроили на Св. горе храм во имя Успения Богородицы, а потом и монастырь для пребывания св. чудотворных икон Умиления и Одигитрии. Сии иконы ежегодно в первую пятницу поста св. Апостолов приносятся во Псков и в следующий воскресный день обходят с ними около внутренней второй стены Пскова. С 29 августа до 8 сентября бывает хождение с ними в Новоржев и Опочку.

* * *

218

«Месяцесл. Вост.» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 207.

219

«Сказание – о преп. отце Иринархе, – игумене Соловецкого монастыря, о явлении и чудесех» напис. бывшим игуменом Колязинским Иларионом в 1644 г. Царского № 744.

220

Ак. ист. IV, 359. Ак. э. III. № 110.

221

А. э. № 38. 46. 119. 137. Опис. Соловец. м-ря 124–128.

222

А. э. 3. № 331. Сл. А. И. 4, 359. 360.

223

Опис. Соловецк. м-ря, стр. 129. 317. 319. 320.

224

Опис. Соловецк. м-ря, стр. 129. 244. 305. В ркп. святцах преподобный Иринарх поставлен без показания дня и года кончины.

225

Сказание о преп. Иринархе и его чудесах.

226

Кожеозерский монастырь в Моск. вед. 1852 г. № 33. 34. Здесь был он келарем и след. жил не один год (Словарь энциклопед. 3. 153).

227

Слава Богоматери 3, 2, стр. 67. 68.

228

А. э. 4, 316.

229

Ист. иер. 6, 581–583. Свед. о монаст. 76. 77. По грамоте 1691 г. «за Недумской пустыней» было «15 дворов половничьих» тех, которые обрабатывали монастырскую землю, с удержанием половины доходов в свою пользу (А. э. 4, 452).


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июль. – 332, IV с.

Комментарии для сайта Cackle