Источник

14-е

† Преставление преп. Стефана Махрищского

Родившийся и воспитанный в Киеве, блаж. Стефан183 принял иночество в Печерской обители; там он провёл несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его перейти в Москву, где благосклонно принял его вел. кн. Иоанн II (1353–1359 г.). По грамоте князя и по благословению святителя поставил он себе келью на местечке Махрище, невдали от гор. Городища, в 35 вер. от Сергиевой пустыни184; своими руками рубил он лес и обрабатывал землю, для умеренных нужд своих. – Сперва он не принимал желавших жить с ним, дорожа безмолвием; но потом уступил просьбам усердия. Когда собралось к нему несколько ревнителей иноческой жизни, и построил он храм Св. Троицы, братские кельи и общую трапезу; святитель посвятил его в иеромонаха и игумена. Это было, как вероятно, в 1358 г.185. Живший невдали от Стефановой обители Григорий отдал Стефану свою землю с прочим имуществом, принял иночество в его обители и был самым любимым учеником его. За то братья Юрковские, жившие также невдали от обители, подняли самое злостное гонение на Стефана; они нагло бранили его и грозили убить, если не уйдёт из Махрищских мест. – Напрасно раб Божий со всей кротостью уговаривал их одуматься. «Бог простит вас, друзья; но вас смущает нечистый», говорил он им. Причиной такой злости были тревоги корысти: Юрковские боялись, что земли, которыми владели они, отданы будут Стефану, пользовавшемуся известностью в Москве. Юрковские говорили вслух, что убьют Стефана. Всегда кроткий, преподобный, поручив обитель свою заведованию старца Илии, вышел из обители, как будто по какому-то делу в недальнее место. В Вологодском глухом лесу, на р. Авнеже, основал он с учеником своим Григорием пустынную обитель Св. Троицы. Вел. кн. Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, но вызвал преп. Стефана в его Махрищскую обитель. Здесь с восторгом радости встретили доброго наставника ученики его. Вел. князь с любовью принял Стефана в Москве и долго слушал назидательную беседу его; князь назначил для Махрищской обители луга, озёра и пахатные земли. Стефан посетил дом доброго окольничего Тимофея Васильевича. Здесь молодой родственник окольничего Козма желал видеть его, чтобы открыть ему свою душу. Молодой Козма с скорбью рассказал, что давно желает удалиться в обитель, но уверен, что окольничий не даст ему дозволения на то, и потому не знает, что ему делать. – Стефан подумал и облёк его в рясофор, предоставив прочее на волю Божию, затем пошёл к окольничему. Тимофей Васильевич рад был посещению уважаемого игумена и, с честью приняв его, просил благословении дому своему. – «Богомолец твой Кирилл молит о благословения дома твоего», сказал Стефан, и когда окольничий спросил: кто это такой? игумен прибавил: «Козма, сродник твой, ныне инок Кирилл, работающий Господу и твой Богомолец». Окольничий вспыхнул и в гневе наговорил много грубостей игумену. Преподобный спокойно отвечал: «Господь Иисус сказал: где вас не слушают и не принимают, отряхайте прах с ног ваших во свидетельство против них», и вышел из дома. Богобоязненная жена окольничего, услышав слова, произнесённые игуменом, начала говорить мужу, что напрасно оскорбил он раба Божия. Окольничий пришёл в себя и послал звать к себе игумена; при новой встрече испросили они друг у друга прощение, и Тимофей Васильевич исполнил желание у Стефана о Козме186. Возвратясь в Махрищскую обитель, преподобный сделал распоряжение о чине полного общежития и преподал наставление братии строго следовать сему чину. Когда преп. Сергий от людских тревог удалился из своей обители, чтобы в уединённом месте найти себе покой, преп. Стефан со всей братией своей вышел навстречу к нему; поклонясь один другому в ноги, преподобные долго препирались не за первенство, а за меньшее значение; Стефан лежал на земле, прося благословения Сергиева; Сергий не вставал, прося того же у Стефана; наконец Сергий, в виде гостя, вынужден был уступить. – После молитвы и бесед любви, Стефан дал Сергию ученика своего Симона, знающего окрестность, и Сергий на Киржаче основал себе обитель. В таком духе жил и начальствовал св. Стефан в Махрищской обители! Сколько строгий к себе, столько снисходительный к другим, он не гневался на проступки других и трудился для обители более прочих; усердно наставлял братию путям спасения, но говорил наставления кротко и тихо. Одежда на нём была самая худая, в заплатах и грубая. Обитель его по его молитве и трудам пришла в цветущее состояние, – братия ревновала о благочестии, многие из мирян приходили для молитвы и выслушать совет блаж. игумена. Достигнув глубокой старости, преподобный поручил управление обителью опытному в иноческой жизни старцу Илии, а сам, приняв схиму, готовился к переходу в загробную жизнь. Наконец, причастившись св. Таин, мирно предал дух свой Господу 14 июля 1406 года187.

После Стефана строгое благочестие сохранялось в обители несколько времени. Ученик его игумен Илия внимательно поддерживал благочестие, насажденное преп. Стефаном, и в день памяти Стефана щедро угощал странных. Преемник его Николай носил такую одежду, что казался нищим, и также внимательно пас стадо Стефана. Преемники их были уже не таковы. При игумене Сергиевой обители Арсении (1525–1527 г.) Махрищский столетний старец и великий подвижник Герман видел во время ночной молитвы своей следующее: огонь, горевший при гробе св. Стефана, озарял светом своим обитель. Он сказал о том игумену Ионе, и игумен увидел то же самое. – Бл. Арсений, приняв это за извещение небесное, по определению собора, приказал поставить раку над могилой препод. Стефана, покрыть её покровом и завести неугасимую лампаду; совершив соборное служение, советовал неотлагаемо совершать поминовение о преп. Стефане188. Мощи преподобного обретены нетленными при построении каменного храма Св. Троицы, в 1550 г.; на персях Стефана найден тогда кожаный параман с изображением праздников Господних189.

Из чудес преподобного особенно замечательны: у жителя Юрьевского села Кучек сын Даниил ещё в младенчестве лишился ума и, когда пришёл в лета юношеского возраста, то драл на себе одежду, а иногда убегал в лес. Не зная, что с ним делать, отец привёз его в Махрищскую обитель и оставил его в гостинице. Больному во сне является инок-старец, высокий ростом, с щеками впалыми, с долгой бородой, русой, но с проседью, и говорит: «встань, иди в монастырь и оставайся там до смерти». – Проснувшийся Даниил нашёл себя совершенно здоровым. – В Александровой слободе некто Архипп имел правую руку вовсе сухую, так что не мог и поднимать её. «Что ты спишь? Ступай в Махрищскую обитель и помолись на гробе Стефана», так говорил ему кто-то во сне. Пробудясь, Архипп принял это за бред. В другой раз, уже наяву, днём, в воротах дома является ему старец, высокий ростом, полуседой, с долгой бородой, и говорит: «не сказал ли я тебе, Архипп: ступай в Махрищский монастырь и там получишь исцеление». Архипп, выслушав в обители молебен, окропился св. водой и, внезапно став владеть рукой, начал креститься ею. Житель с. Семеновского Алексей не владел ногой, – тело на ней сгнило по колено и жилы скорчились. – Во время голода с трудом приполз он в обитель; игумен дозволил ему сидеть у гробницы. Часто призывал бедняк преподобного на помощь. И внезапно спали струпья с ноги его, и нога расправилась, – деревяшки, употреблявшиеся им в помощь при ходьбе, остались в обители памятником, да и он сам остался служить обители.

Св. Апостола Акилы, из 70

Основал епископскую кафедру в Ираклии Фракийской и был там первым епископом; убит неверными. Св. Писание упоминает об нём в Деян. 17 гл. и Римл. 16 главе. Воспоминается ещё 13 февраля и 4 января в соборе 70.

* * *

183

Житие преп. Стефана, напис. иноком Иоасафом по воле м. Макария, при пособии кратких записок, писанных столетним иноком Серапионом, дедом современного Иоасафу игумена Варлаама. «Мне же смиренному, говорит Иоасаф, прежде написавшу о явлении мощей и о чудесах пр. Григория и Кассияна, иже на Авнеге, ученицех св. Стефана, прилучися написати и о житии св. Стефана и о чудесех его». Син. библ. № 542. Обзор лит., стр. 211.

184

Пролог июля 14 дня.

185

По житию, святой Стефан посвящён митр. Феогностом; но Феогност умер прежде велик. князя Симеона, и потому если Стефан получил грамоту у велик. князя Иоанна II, – то посвящение его в игумена было при митр. Алексии.

186

Об этом пишет Пахомий в житии преп. Кирилла: Иоасаф пользуется его известием.

187

Пролог 14 июля. Ркп. святцы: «преп. Стефан, игумен Махрищский, бывый собеседник св. Сергию чудотворцу, преставися в лето 6914 (1406) июля 14 дня».

188

Об этом и ркп. житие Арсения.

189

Ист. иер. V, 56. Служба преп. Стефану у Царского в ркп. 1592 г. № 563.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июль. – 332, IV с.

Комментарии для сайта Cackle