8-е
† Память о преподобном Григории, иконописце Печерском
Название иконописца, с каким преп. Григорий упоминается в ркп. святцах и известен в пещере, показывает, что он благоговейно и богоугодно занимался писанием св. икон; по сказанию об иконописцах, «пр. отец Григорий печерский, иконописец киевский, спостник бе преподоб. Алипию» (†1114) и «много св. икон написал чудотворных». – Мощи его почивают в Антониевой пещере71, а часть их есть в Софийском соборе72.
Так свято занятие иконописца, свято и почитание св. икон. Еще св. Григорий Двоеслов писал: «что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. – Икона служит простому народу вместо книги». Надобно прибавить к тому, что человек должен служить Господу своему не одним умом, но и воображением, и чувством, и зрением, и что; если не питаем мы чувства и воображения предметами священными, они отыскивают себе пищу в предметах нечистых. Потому-то реформация, действуя по одному уму, составила служение оскорбительное для ума, служение Богу, без участия чувства и воображения. По ее же милости вместо предметов священных стали так усердно изображать предметы низкие и нечистые: природа так или иначе берет свое. И какая пагуба для душ – картины соблазнительные! Прелесть греха быстро переходит с них в самую глубину души, оскверняет и отравляет воображение, чувство, мысли, волю. Горе миру от соблазнов и горе тому, кем соблазн приходит (Мф.18:7). Несчастный художник! Какую участь готовишь ты себе, становясь губителем душ? Господь говорит: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Мф.18:6). Сколько бы, напротив, мог ты приносить добра своей душе и тысячам душ христианских, если бы занимался ты только изображением предметов святых ликов рабов и рабынь Божиих. Следуй примеру угодника Божия Григория и ты будешь приятен Господу.
В тот же день св. Емилиана исповедника, епископа Кизического
Емилиан вместе с другими епископами (см. 23 мая и 8 марта) сослан имп. Львом Армянином в 815 году за несогласие осудить почитание икон. На убеждения императора сказал: «если это вопрос церковный, как сам говоришь, то пусть исследуется в церкви по обычаю. Исстари церковные вопросы исследуются в церквах, а не в царских палатах». Скончался 820 г. в изгнании.
Св. Мирона чудотворца, епископа Критского
Св. Мирон, родившийся в городе Равкосе, на острове Крите, в гонение Декиево, из земледельцев, за добродетельную жизнь избран был в епископа своему городу около 300 года. Скончался ста лет от роду, около 350 года. Славен был благотворительностию и чудотворениями.
В тот же день Григория Синайского
Родом из Малой Азии, села Калисмена близь Смирны, пострижение принял на острове Кипре и затем подвизался в Синайской горе, отчего и известен под именем Синаита. Потом перешел на Афон и отсюда в пределы Македонии, где в так наз. Скрытной пустыни основал монастырь и в нем скончался 1846 года (сн. 17 февр. в жизни пр. Феодосия и Романа). Как при жизни он обращал многих к покаянию и научал трезвению в мыслях и делах, так и по смерти руководит к сему же оставшимися после него писаниями «о заповедях и догматах, об угрозах и обетованиях, о пороках и добродетелях, о мысленном покое и молитве». Его припевы св. Тройце (Достойно есть яко воистину славити Тя...) воются в воскресной полунощнице во каноне.
Празднование Толгской иконе Богоматери
Явление сей чудотворной иконы последовало в 1314 г., когда управлял российскою Церковию святой митрополит Петр. В этом году епископ ростовский и ярославский Прохор, а в схиме Трифон, обозревая паству, посетил монастырь преподобного Кирилла Белозерского, а оттуда поехал водою вниз по реке Шексне в Волгу к Ярославлю. За семь верст от города, при наступлении ночи он остановился на правом населенном берегу Волги и, взошедши на гору, велел раскинуть там над берегом палатку для ночлега, против того места, где впадает в Волгу, на другой стороне ее, река Толга и где был в то время дремучий лес. В полночь, когда все спали, епископ проснулся и с удивлением усмотрел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и на противоположной стороне Волги увидел огненный столб, необычайно светлый, и мост, проведенный от берега к сему столбу чрез Волгу. В недоумении и страхе помолившись Богу, он взял свой жезл и, не разбудив никого из спящих, вступил на видимый мост; но то на саном деле не был мост, а сгущенная сверхъестественною силою вода, по которой он шел как по дереву. Перешедши таким образом на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом, стоявший на воздухе, более нежели в пять локтей в высоту, так что человеку нельзя было с земли достать его руками. Святитель долго и усердно молился пред этим образом со слезами и коленопреклонением, а по окончании молитвы пошел в обратный путь, забыв свой жезл на том месте, где молился. Перешедши опять чрез реку по зримому мосту и возвратившись в свою палатку, он нашел всех спящими и до следующего дня никому не объявил о видении своем и о хождении за Волгу.
На другой день по окончании утрени, когда архиерей хотел идти к берегу, где стояла его лодка, слуги стали искать жезла его, поставленного накануне в палатке, но не могли найти. Тогда он вспомнил, что забыл свой жезл на той стороне реки, и проразумевая, что Бог хочет привести в известность виденное им чудо, не мог от слез ничего выговорить, а только показал перстом в ту сторону, где забыл жезл; потом тихим голосом пересказал о своем видении за Волгою и послал туда своих слуг взять жезл его на указанном месте. Когда слуги переехали чрез реку: то увидели в лесу икону пресв. Богородицы уже не на воздухе, а на земле между деревьями, и подле нее епископский жезл. Помолившись честному образу и взявши жезл, они возвратились к архиерею и рассказали ему, что видели. Тогда святитель переправился за Волгу со всеми бывшими при нем людьми и, там узрев икону Богоматери, познал, что это та самая, которая видима была им на воздухе ночью при свете огненного столпа. Он возрадовался духом, повергся пред святой иконой и долго молился со слезами, равно как и все, сопутствующие ему. Потом, вместе с ними, он начал собственноручно рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для построения церкви, которая тогда же была заложена в малом размере. Как скоро жители Ярославля узнали о чудесном событии, немедленно устремились к тому месту многочисленными толпами и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она докончена была к полудню. Епископ освятил ее вечером того же дня во имя пресвятой Богородицы, честного ее Введения, перенес в нее чудотворную икону и установил празднование явления ее в 8-й день августа. Он также повелел учредить при этой церкви монастырь, назначил для него игумена, и вследствие того устроена была здесь обитель, сперва малая, а со временем гораздо большая, существующая доныне под именем Толгской.
Со дня явления иконы Божией Матери, в честь которой устроена сия обитель, начали совершаться благодатною силою ее многие исцеления недужных и другие разные чудотворения.
* * *
Святыни Киева стр. 54. Опис. лавры 110. 292. У Буслаева «сказание о св. иконописцах». Словесн. и искусство 2, 379. У Гербиния мощи пр. Григория иконописца показываются вблизи пещерной трапезы, – но Кальнофойский не упоминает о нем.
Опис. Софийского собора 48. К. 1825.