26-е
Св. муч. Адриана и Наталии
Однажды имп. Максимиан, прибывши в Никомидию, повелел сыскивать христиан, в вот ему представили 23 человека, захваченных в некоей пещере. Император приказал за несогласие отречься Христа подвергнуть их нещадному бичеванию и затем отвесть в темницу. Когда исповедники приведены были в претор для записи имен их и показаний, то Адриан, один из начальников, видевший истязание их, спросил их: «скажите мне, какой награды вы ждете от Бога своего за свои муки? Мне кажется, вы надеетесь на что-то великое». Исповедники отвечали: «уста наши не могут рассказать, слух не может вместить и ум не может постигнуть великих радостей воздаяния от Владыки нашего». Адриан: «может быть пророки ваши и книги ваши изъяснили их вам?» Исповедники: «И сами пророки не могли совершенно постигнуть благ тех, а говорили по внушению Духа Святого. Написано о будущем воздаянии: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Тогда Адриан сказал писцам: «напишите и мое имя с сими святыми; потому что и я христианин, и с радостию умру с ними за Христа Бога».
Писцы тотчас известили императора, что Адриан сделался христианином и просит вписать имя его в число осужденных. Максимиан позвал его и спросил: «обезумел ты, Адриан? Ужели хочешь погибнуть?» – «Не обезумел я», отвечал Адриан, «но от безумия пришел в ум». Император: «не говори много, а проси прощения и признай свою вину пред всеми!» Адриан: «Я начну отселе молить истинного Бога о прощении грехов моих, которые сделал я в языческом заблуждении». Император велел сковать его и бросить в темницу к прочим исповедникам Христовым.
Один из рабов Адриана поспешил домой известить его супругу, Наталию, о случившемся. Наталия, потаенная христианка, возрадовалась душою о обращении мужа, пошла в тюрьму, утешала его и служила ему и прочим узникам.
Чрез семь дней назначено было пытать узников; но как все, кроме Адриана, были слабы от прежних пыток и могли скоро умереть, то одного Адриана подвергли сперва сечению розгами, потом бичеванию палками. Наконец отвели в тюрьму, и тут, подобно другим, на наковальне сокрушили руки и ноги. Тела их преданы огню; Наталия с другими собрала останки их и отправила в Византию, куда и сама вскоре удалилась, и там пробыла до кончины. Адриан пострадал двадцати семи лет, около 290 года по Р. Хр.
Память о пр. Адриане Ондрусовском
В житии преп. Александра Свирского, по описанию ученика его, читаем следующее: в 9 верстах от места подвигов пр. Александра, жил в своей отчине дворянин Андрей Завалишин, охотник до звериной ловли. Однажды в самом разгаре охоты Андрей увидал оленя и бросился догонять его; охотник мчался с такою быстротою, что далеко оставил за собою товарищей охоты, и все-таки олень исчез из глаз его. Завалишин вместо того увидел пред собою хижину и следы пустынника, в таком диком месте, где, казалось, никогда не ступала нога человеческая. Он постучался у хижины и пред ним явился труженик, изнуренный постом, и подвигами, в ветхой одежде. Повесть подвижника о дивной своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Это было в 1493 г. Завалишин после того часто приходил к пр. Александру (это был он) слушать наставления его и доставлял хлеб сподвижникам его. Из бесед с отшельником, познав сладость пустынной жизни, Завалишин решился следовать примеру жизни его. Одно из селений Камепунской волости поныне называется Андреевщиною: но Завалишин оставил богатое имение свое и удалился в Валаамскую пустынь; здесь принял он иночество с именем Адриана и провел здесь несколько лет в подвигах общежития. Потом, по благословению пр. Александра, избрал для пребывания своего уединенное место на полуострове, на берегу Ладожского озера. К нему собрались ученики и последователи. В пустыне построен был храм в честь святителя Николая, – Завалишин известен был в Москве, и в. к. Василий († 1534 г.) пожаловал грамотою милостыню из своей казны инокам Адриановой пустыни, повелевая вперед выдавать тоже, «переступая чрез два года, безволокитно» и вместе запретил наместникам брать пошлины с монастырских ловцев и тоней. По местному преданию, Адриан встретился на своем пути с такими людьми, которые грозили не только существованию обители, но и жизни пустынников; Встреча довольно обыкновенная в то время: но чем кончилась она? В дремучем лесу острова Сала (дебрь), напротив Адриановой пустыни, укрывался недобрый человек, Ондрус, с шайкою подобных себе, живший на счет пловцов Ладожского озера225. Близкое соседство пустынника, начавшего собирать к себе других, тревожило атамана разбойников; он объявил, чтобы пустынники добровольно оставили остров, иначе будет им худо. Скорбно было Адриану расстаться с пустынным местом, особенно потому, что великий наставник его благословил ему здесь жить. Он умолял разбойника предоставить это место мирным труженикам; не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, Адриан обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом – и советовал ему расстаться с худым ремеслом. Разбойник смеялся над словами пустынника. Долго упрашивал Адриан разбойника и с горькими слезами; наконец атаман смягчился и сказал: живите. На каменистом мысу Ладожского озера, называющемся поныне Сторожевским, тогда же жил другой разбойник с шайкою, сторожа пловцов. Завидуя счастию Адрианова соседа, он старался захватить и истребить его. Случилось, что оба атамана, разъезжая с шайками для промысла, встретились и между ними завязалась битва. Жильцы Сала были побеждены и скованный предводитель их брошен был в лодку врага своего. Несчастный знал, что после страшных истязаний ожидает его смерть; он вспомнил советы пустынника, горькое раскаяние проникло в душу его и – вот он видит пред собою Адриана. «По милосердию Господа, для которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», сказал явившийся и исчез; атаман увидал себя без оков, на берегу, и никого подле себя. Пораженный до глубины души, пришел он в обитель и нашел Адриана и подвижников его на псалмопении. Оказалось, что Адриан не выходил из обители. Атаман пал к ногам настоятеля и просил научить его путям спасения. Оставленный в обители, он здесь и кончил жизнь свою, в тихом покаянии. И соперник его по ремеслу, по молитвам старца Адриана, наконец пришел в себя. Почувствовав пагубу своей жизни, он на месте разбойничьего притона основал обитель молитвы и подвизался в ней с именем инока Киприана. Новою жизнию своею, благотворительною для многих, бл. Киприан не только привел в забвение у современников прежние недобрые дела свои, но пользовался уважением их; а Господь благий и милостивый, за подвиги искреннего самоотречения, прославил почившего подвижника чудесами226. Так благотворна была жизнь пр. Адриана для глухого края. В 1546 г. царь Иоанн Васильевич повелел грамотою новгородским властям «с рождества Христова, с году на год, ругу вместо милостыни давать: игумену (ондрусовскому) 5 воробей ржи, 5 воробей овса, да два пуда соли, да гривну новгородскую денег; на 12 братов, на брата по 2 коробьи ржи, по 2 коробьи овса, да по пуду соли, да по 2 алтына денег; да Пречистой и Николе чудотворцу 2 пуда меда на канун и по 2 пуда воска на свечи, да 5 коробей пшеницы на просвиры». Основатель Адриановой пустыни столько известен был по святости жизни, что он и Григорий Пелшемский воспринимали от св. крещения дочь царя Иоанна Анну. Это было в августе 1549 г.227. – Когда св. старец возвращался из Москвы в свою обитель и уже недалеко был от нее: близь селения Обжи злые люди напали на него и убили; злодеи надеялись найти у него деньги и не нашли ничего. Братия долго ждали своего настоятеля и уже не знали, после долгого ожидания, что о нем думать? Спустя два года в одну ночь, в сонном видении, является преподобный нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, рассказывает им о страдальческой кончине своей, указывает место, где злодеи скрыли тело и повелевает перенесть его в обитель. – На другой день, 17 мая, иноки обрели в болоте нетленное тело страстотерпца и предали земли подле стены церкви св. Николая. Так вся жизнь преп. Адриана была преимущественно борьбою против злых людей и Господь увенчал его венцем мученика. Потому не диво, что скоро стали чтить память его августа 26, а 17 мая перенесение мощей его228. В акте 1659 г. сказано: «милостию преподобного отца нашего начальника игумена Адриана – дан вклад в дом преч. Богородицы и чудотворцу Адриану»229. Импер. Александр, осматривая (1819 г.) губернию, пожелал поклониться преподобномученику Адриану, взял в проводника крестьянина и без свиты отправился к гробу святого; здесь долго молился он со слезами и потом прислал сосуды и книги для храма. – В 1828 г. мощи преподобного перенесены в новый каменный храм – Введения Богоматери во храм230.
Празднование Владимирской иконе Богородицы
В 1395 году страшный завоеватель Востока Темир-Аксак или Тамерлан (железный хромец), вступив в пределы России, привел ее в ужас. С полчищами своими он приблизился к пределам рязанским, взял город Елец, пленил князя елецкого, избил многих христиан, устремился к Москве и приближался к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич с войском вышел к Коломне и остановился на берегу Оки, молился с христолюбивым воинством своим и всеми верноподданными Богу и пресв. Богородице о избавлении своего отечества, призывал на помощь великих угодников Божиих Петра, Алексия и Сергия; писал к митрополиту Киприану из Коломны, чтобы наступивший пост пред праздником Успения посвящен был во всем московском княжестве самым усердным молитвам и подвигам покаяния. Во храмах Божиих с утра до вечера толпился народ для молитвы, священники непрестанно совершали молебствия о князе и православном воинстве; митрополит почти не выходил из храма, то утешал оставшихся в столице, то молился за идущих на брань за веру и отечество.
Великий князь послал во Владимир поднять оттуда чудотворную икону Девы Богородицы, с которою Андрей Боголюбский победил болгар, и принести в Москву для защищения сего столичного города российского княжения. Святитель, возблагодарив Бога, вложившего такую мысль в сердце великого князя, немедленно послал во Владимир за св. иконою почетное духовенство Успенского собора. Отправленное во Владимир духовенство, после литургии и молебна в день Успения, приняло на свои руки чудотворную икону Богоматери, при умилительном зрелище народа, который вопиял: «куда ты отходишь от нас, Владычице! для чего оставляешь нас сирыми, отвращаешь от нас лице свое?» Чрез 10 дней священное шествие с иконою приблизилось к стенам Москвы. Бесчисленное множество людей, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с усердием и слезами взывали: «Матерь Божия! спаси землю русскую!» Духовенство Москвы с крестным ходом, лица великокняжеского семейства, бояре и граждане торжественно встретили святыню за городом и проводили икону до Успенского собора. Вера, благоговение в молениях православных были не напрасны. В тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан дремал в своем шатре и увидел пред собою во сне великую гору и с ее вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в сиянии лучезарном – жену благоговения и величия неописанного, которая повелевала Тамерлану оставить пределы России, окруженную тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал о значении этого видения. «Сия величественная жена, ответствовали мудрейшие из них, есть Богоматерь, – защитница христиан». – Итак, мы не одолеем их, сказал царь Джагатайский, и велел полкам своим идти обратно, к изумлению русских и самых татар. «Так ради добродетельнаго жития великого князя Василия Димитриевича, говорится в одной древней грамоте, Бог прослави его, а Русскую Православную землю помилова от нахождения безбожнаго Темира-Аксака, пришествием чудотворнаго образа пречистые своея Матери, его же богогласный Лука написа».
В память столь славного освобождения Москвы, благодатию Божиею и молитвами пресв. Богородицы, на Кучковом поле, где встречен был жителями столицы образ Богоматери, при перенесении его из Владимира в 1395 году, воздвигнут Сретенский мужской монастырь, и в день сретения, 26 августа, положено праздновать во всей России сретению Владимирской иконы Божией Матери, для избавления России помощию и заступлением ее от нашествия Тамерлана. В самой Москве в этот день установлен крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, дабы живее вспоминать первоначальное сретение чудотворной иконы из Владимира в Москву.
Во Владимирском соборе, вместо перенесенной в Москву, поставлена другая в меру и подобие подлинной икона, написанная по преданию св. Петром митрополитом, в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни.
И прежде и после нашествия Тамерлана, летописи сообщают о благодатной помощи Владимирской Богородицы, при таких событиях, кои Церковь не ознаменовала своими празднествами. Такая помощь в 1408 году явлена была против ордынского царя Едигея, неожиданно подступившего к Москве. В Москве не было ни князя, ни митрополита; жители столицы, не ожидая помощи от людей, с слезными молитвами вопияли пред иконою Владимирской Богоматери. Едигей, готовившийся предпринять осаду Москвы, услышал о возмущении в Орде и поспешно удалился от Москвы.
Подобное заступление было в 1451 году, когда к Москве подступил ногайский царевич Мазовша с войсками отца своего. Татары 2 июля зажгли уже посады Москвы. Под пламенем разлившегося пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Увидев инока Чудовского монастыря Антония, известного святостию жизни, святитель сказал ему: «Антоний, прилежнее моли Бога о избавлении града». – «Ты великий архиерей Божий, отвечал Антоний, и твоей молитвы непрезрит Богоматерь, наша скорая помощница: она уже умолила Сына Своего спасти град». Москвитяне бились с татарами до ночи; ночью ожидали нового приступа. Но по утру москвитяне не видят под стенами врага; узнают, что неприятель ночью поспешно и ушел от Москвы, взяв с собою только легкие повозки. По сказанию летописи, татары, услышав вдали необычайный шум, вообразили, что великий князь идет на них с сильным войском, и в замешательстве устремились в бегство. Великий князь после столь неожиданного удаления врагов от столицы, поспешил во храм Богоматери Владимирской и с умилением и слезами славил небесную Заступницу правоверных.
Чрез восемь лет после нашествия Мазовши ополчился на Москву отец его Седи-Ахмет и похвалился поработить Россию. Сын великого князя Иоанн прогнал войско зловерное из России. Св. Иона разрушение похвальбы Ахмета отнес заступлению Богоматери и в Успенском соборе в 1459 году устроил придел в похвалу Богоматери (См. 21-го мая и 23 июня).
* * *
В ист. иер. III, 98 не верно.
Ондрусова Николаевская пустынь, игум. Даниила, Спб. 1856 г. В Сторожке загубского прихода близ церковной стены стоит часовня и в ней на казенной плите надпись говорит: „на сем месте погребен св. обители сея начальник – строитель пред. Кидриан, преставися в л. 7000“. Храм каменный в честь св. Николая и Богоявления Господня, а в нижнем этаже престол в честь усления Богородицы. Свед. о мон. 422. 423, где впрочем – неточности. На месте обители ныне деревня Сторожня, иначе Сторожевский Нос, с приписным храмом. – Итак сомнения г. Костомарова о Киприане (Север. народопр. 2, 361.) – решены.
Никон. л. VII, 65.
В ркп. Олонецком требнике под 17 мая замечено; „в сей день перенесение мощей пред. отца нашего Адриана, игумена Николаевского монастыря, на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонедком уезде, нового чудотворца, а память его празднуется августа 26“. Ркп. святцы: „прел. Адриан, игумен Рождественского (Введенского) монастыря др. Богородицы, иже бысть на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонецком уезде, чудотворец; преставися в лет. 7000 м. мая в 17“. Убиение преподобного и явление его старцам изображается на иконах обители. По описи 1582 г. в Ондрусовом монастыре церковь св. Николая каменная, но другую церковь деревянную, в честь введения Богоматери «сожгли немецкие люди», – шведы. 1581 г. дер. ограда, келья игумена и 7 келий братских также сожжены. Неволин. О пятин. 156.
Юрид. акт. № 128.
Ондрусова Николаевская пустынь, стр. 23–26. Спб. 1856 г. В известиях Сына отечества 1836 г. стр. 78 сказано, что императором присланы 25,000 р. на новый храм, но деньги для нового храма собраны были строителем от разных благотворителей.