Источник

10-е

Св. муч. Лаврентия архидиакона, Сикста папы и других с ними

После мученической кончины Стефана папы в 257 году, место его занял Сикст и управлял церковию одиннадцать месяцев, после чего был взят с двумя диаконами, как глава христиан, и после двукратного допроса, за исповедание имени Христова, обезглавлен вместе с ними (7 авг. 258). Когда вели его в темницу, архидиакон Лаврентий воскликнул к нему: «куда, отче, спешишь без архидиакона своего?» Св. Сикст сказал ему пророчески: «не оставлю тебя, сын мой; чрез три дня и ты пойдешь за мною; иди тем временем и церковное имущество раздай по своему усмотрению нищим и нуждающимся». Пред самою казнию Сикста за городом у Марсова капища, воскликнул к нему Лаврентий: «не оставь меня, отец! потому что я уже роздал порученное мне сокровище». Воины, слыша о сокровище, схватили Лаврентия, а папу и двух клириков обезглавили. Ночью верные похоронили тела мучеников.

Префект римский, вызвав Лаврентия из темницы, сказал ему: «не противься и покажи нам сокровища!» Он хотел оправдать свое требование законом, по которому имущества казненных за государственные преступления конфисковались в пользу государства. Лаврентий отвечал: «дай мне времени на два или на три дня, и я тебе покажу их!» Префект согласился.

Лаврентий в три дня собрал множество нищих, вдов, сирот, слепых и других увечных и, приведши их к палате префекта, сказал: «вот обладатели сокровищ и кто вручает свои имения им, с избытком получит их обратно в царстве небесном. Тогда святого подвергли пыткам и требовали отречения от Христа; наконец положили его на железный одр, имевший вид решетки, а под одр положены были горячие угли, и тело святого пеклось как мясо». «Принеси жертву богам», кричали палачи. «Я принес себя в жертву моему Господу», отвечал мученик. Слуги все больше подкладывали огня и разжигали решетку; все предстоявшие ужасались жестокости судьи, велевшего испечь живого человека. Мученик же благодарил Бога, укреплявшего его, и наконец сказал префекту: «обороти часть тела, достачно уже изжаренную, и сделай опыт над другою». Префект велел оборотит. Тогда Лаврентий сказал: «готово, ешь и разбирай, приятнее ли жареное мясо или сырое». После сего возвел глаза к небу и предал дух свой Богу. – Христиане взяли тело его с места мучения и похоронили.

† Преставление блаж. Лаврентия, юродивого Калужского

Городище на левом берегу р. Яченки, в полверсте от нынешнего города Калуги, остается памяником древней Калуги для тревожных времен XV и XVI стол. место, защищенное провалами земли, было очень удобно для города73, – здесь жил князь Симеон Иоаннович, в 1505 г. получивший в свое заведывание калужский удел от своего отца74. Он был князь добрый. Оттого в его доме по временам живал раб божий Лаврентий. Об отце и матери Лаврентия ничего неизвестно, говорит старинная записка. Он ходил зимою и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе: так изображается он на старинных иконах. – У князя в доме живал он только по временам, юродствуя в глазах людей, но не пред Богом. Более всего проводил он времени там, где ныне монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени, на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова: вблизи храма стояла хижина блаж. Лаврентия; ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания дневной молитвы храма прокопан был от хижины в земле ход к храму и Лаврентий, незримый людьми, ходил к церкви слушать ее молитвы75. Подвигами самоотречения он столько возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом. Древнее известие говорит: «в 1512 г. напали на город (Калугу) агаряны; против них вышел князь (Симеон) с гражданами: а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно говорит громким голосом: «дайте мне вострый топор; псы напали на князя Симеона; надобно оборонить его от псов; и схватив (топор) ушел. Тогда как князь Симеон бился в то время с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий и укреплял его и все войско словами: «не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их, а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и юродствуя шумел: «оборонил князя Симеона от псов». – Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на город Калугу76. С топором, насаженным на длинном топорище, изображается праведный Лаврентий и на древних иконах. По летописям, это нападение крымских татар было в мае 1512 г. и совсем неожиданное. Менгли-Гирей доселе был в дружбе с великим князем московским. Золото литовского короля и тайные интриги произвели то, что сыновья Менгли-Гирея с толпами хищников неожиданно ворвались в Россию, грабили как разбойники одоевские места, после Калуги бросились на Рязань: но воеводы великого князя спешили встретить их в поле и хищники поспешно ушли в улусы77. Таким образом Калуга обязана была своим спасением от разорения, а князь и сохранением своей жизни праведному Лаврентию. В ркп. святцах читаем: «св. праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец (в другом сп. что в Рожественском монастыре), преставися в л. 7023 (1515) м. августа в десятый д.». Вероятно, князь Симеон, обязанный праведнику спасением, в память его устроил иноческую обитель.

В 1565 г. царь Иоанн писал в своей жалованной грамоте монастырю: «монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа где юродивый»78. Это дает видеть, что и тогда уже местно чтили праведного. В ркп. житии праведного записано несколько посмертных чудес его. Первое из них относится к 1621 г. Это – исцеление параличного боярина Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близь гроба св. Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел в раке и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил и стал здоров, каким был прежде. Затем исцелены бесноваты посадский и две слепые девицы. В 1641 г. принесен был к раке праведника сын калужского гражданина: он болен был ногами и добрый отец принес его на себе; но у раки праведника больной выздоровел и уже сам мог идти в дом свой79. В обители евангелие м. 1686 с надписью: «царевна Татиана Михаиловна пожалова – в обитель преп. Лаврентия чудотворца».

* * *

73

Щекатова словарь 3, 157. 158.

74

Никон. лет. V, 179. Завещание в. к. Иоанна в собр. гр. I ч. 144.

75

Калуж. епар. ведом. 1862 г. I, 4. 5.

76

Записка – там же стр. 6.

77

Собр. л. VIII, 253. Карам. 7, 32. 33.

78

Калуж. епар. вед. 1862 г. 5. 85. 102. Здесь же сказано, что память праведного Лаврентия совершается в Калуге 10 августа, в день кончины его. В словаре 162 ошибки.

79

Описание чудес Лаврентия в обители известно по списку, писанному при игумене Карионе, который был настоятелем – игуменом с 1698 г., архимандритом с 1708 г. и скончался в 1722 г. Вероятно им описаны как чудеса, так и служба праведнику. Калуж. вед. 8–13.102.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle