Источник

Праздники переходящие

Неделя Святой Пасхи, или Воскресения Христова

Все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами народа Иудейского для охранения гроба Господня, обращены были Промыслом к славе воскресения Спасителя из мёртвых в третий день по смерти, как предсказали пророки и предрёк Сам Господь Апостолам, книжникам и старейшинам народа Иудейского и всему народу (Мф.17:22–23; Мк.10:33–34; Ин.2:19–22; Мф.27:62–63). В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой, или в первый день недели, по восходе зари, но до полного ещё рассвета (Мф.28:1. Мк.16:2. Лк.24:1,22. Ин.20:1), произошло великое землетрясение; Ангел Господень, сшедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём. Зрак ангела был яко молния и одеяние его было яко снег. От страха сотрясошася стрегущии, и быша яко мертви и рассеялись (Мф.28:2,4,11). Так Господь расторг врата адовы и Своим Божественным всемогуществом воскресил своё человечество и положил основание нашему блаженному воскресению!

Своими многократными явлениями по воскресении Своём, в продолжение 40 дней, Господь засвидетельствовал истину Своего воскресения из мёртвых: постави Себе жива во мнозех истинных знамениих (Деян.1:3) – перед Апостолами, иже, как сами о себе говорят они, с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его из мертвых (Деян.10:41). «Денми четыредесятми являлся им (Деян. I, 3). В то время Христос уже не постоянно был с Апостолами – не так, как до воскресения. Заметь, не сказал (Лука): четыредесять дней, но: денми четыредесятми, так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего так? Дабы возвысить мысли учеников и не допустить их обращаться с Ним по прежнему. И не без причины Он являлся им, но потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей, – о том, чтобы поверили воскресению, и чтобы, наконец, думали о Нём выше, чем о простом человеке. Почему же Он явился не всем, а только Апостолам? Потому, что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами Апостолы сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в (общении) трапезы, то чего следовало ожидать от народа? Поэтому-то воскресение неопровержимо доказывается чудесами, для того, чтобы оно было несомненно не только для современников, но и для всех родов последующих. В самом деле, если Он не воскрес, но пребывает умершим, то каким образом Апостолы совершали чудеса Его именем?» Поэтому-то и Сам (Христос) оставался (на земле) после воскресения сорок дней, давая видеть Себя в течение продолжительного времени, дабы (ученики) не считали видимого привидением. Да и этим Он не удовольствовался, но присовокупил ещё и трапезу, о чём далее и говорит (Лука): с ними же и ядый (Деян.1:4). Это всегда и Апостолы поставляли свидетельством воскресения, говоря: иже с Ним ядохом и пихом (Деян.10:41). Потому и вкушал Господь пищу с Апостолами, говорит Златоуст, чтобы они не почли явления Его за призрак».

Явления Иисуса Христа по воскресении Его можно уподобить солнечному восходу, который, начинаясь зарёй, постепенно увеличивается и достигает полноты своей. В слове Божием явления Господа воскресшего, воспоминаемые в неделю Пасхи, открыты следующие.

Первой из членов новонасажденной Своей Церкви Глава её Иисус Христос по воскресении своём явился, как упоминают наши церковно-богослужебные книги, Пречистой Матери Своей. Так в Богослужении в неделю жен Мироносиц Церковь, обращаясь к Богоматери, воспевает: «воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная». Далее, начиная с первого дня Пасхи и до самого отдания светлого праздника, в продолжение шести недель мы постоянно слышим торжественную песнь Пресвятой Деве: «Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба». Из сих песней можно заключать, что Богоматерь видела Господа и первая услышала от ангелов благовестие о воскресении Его. Исторические сказания действительно повествуют о том, что Господь по воскресении своём прежде всех явился Пречистой Матери Своей. «И первее убо, – говорит синаксарь во святую и великую Пасху, – воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиной, яко же глаголет Матфей. Что говорит Матфей? В одном месте находим: бе же ту (при погребении) Мария Магдалина, и другая Мария, сидяще прямо гроба (Мф.27:61); в другом: прииде (в глубокое утро воскресения Христова) Мария Магдалина, и другая Мария, видети гроб (Мф.28:1). Какое лицо скрывается здесь под выражением: другая Мария? Синаксарь указывает в нём Пресвятую Деву, Матерь Господа, – что весьма естественно и более чем вероятно. Если бы это была не Она, то Евангелист вместо неопределённого, другая, сказал бы, какая именно Мария, во-первых потому, что здесь же, говоря о двух Мариях,, одну прямо назвал Магдалиной; во-вторых потому, что недавно повествуя о распятии Господа и упоминая о присутствующих при оном святых жёнах, святой повествователь означил каждую из них собственным её прозванием: бяху же ту, – говорит, и жены: в нихже бе Мария Магдалина, и Мария Иакова и Иосии мати, и мати сыну зеведеову, т. е. Саломия и иные многия. Употребивши вместо определённого выражения неопределённое – другая Мария, св. Матфей очевидно имеет намерение отличить сию Марию от всех прочих известных Марий и указать именно на ту, которую христиане могли узнать и без прямого названия и которой враги христианства не должны были знать. Впрочем, синаксарь между жёнами, приходившими на гроб и видевшими воскресение Спасителя, разумеет ту, которая названа Марией Иосифовой. Иосий был сын Иосифа, обрученника Пресв. Девы. Но чтобы воскресение не казалось сомнительным по явлению Воскресшего Матери Своей, Евангелисты глаголют, что Он первее является Магдалине Марии. Св. Димитрий Ростовский, описывая жизнь Марии Магдалины, также замечает, что первое явление Господа было Пресвятой Деве: «от Господа толь бяше любима, пишет он о Магдалине, яко первее всех – по Пречистой Матери Своей, – Господь Своим по воскресении явлением почти ю».

Первой после Богоматери Иисус Христос воскресший явился Марии Магдалине. По прошествии дня покоя, утром в первый день недели сия благочестивая жена вместе с другими Мироносицами пошла ко гробу Господа, чтобы помазать тело Его благовониями. Приближаясь ко гробу, Мироносицы в недоумении говорили между собой: кто отвалит нам камень от дверий гроба? Но видят, что камень, который бе велий зело, уже отвален от гроба и гроб открыт. Магдалина, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас и поспешно удаляется. Спутницы же её вошли во гроб и, не найдя тела Господа, недоумевали; тогда перед ними предстали Ангелы в блистающих ризах. Жены были в страхе и потупили взоры на землю. Что ищете Живого с мертвыми? вещали им Ангелы, – несть зде, но воста: помяните, якоже глагола вам. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедгие рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите (Мф.28:5–7; Мк.16:1–7; Лк.24:1–7; Ин. 20:1–2). Но Магдалина предварила своих спутниц с известием к Ап. Петру и Иоанну, что нет тела Господа во гробе. Апостолы немедленно поспешили туда и, войдя во гроб, нашли в нём одни пелены и плат, бывший на голове погребённого Спасителя, и возвратились домой.

Магдалина, пришед опять ко гробу Господа, стояла подле гроба и плакала, не зная, где найти тело Господа. В это время она, обратившись назад, видит, но не узнаёт стоящего Спасителя. Он спрашивает её: жено, что плачеши? кого ищеши? Мария отвечала вопрошающему, считая Его за вертоградаря: аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его: и аз возьму Его. «Марие!» восклицает мнимый вертоградарь. Учителю! вопиет плачущая и повергается перед воскресшим Господом (Ин.20:3–17). Это было первое явление Воскресшего, упоминаемое в Евангелии.

Явясь по воскресении своём Марии Магдалине – одной, Господь вторично явился ей же и другим жёнам, когда они, по повелению Ангелов, со страхом и радостью великой спешили возвестить Апостолам о воскресении Господа. Воскресший встретил и приветствовал их: радуйтеся! Они приступили к Нему, ястеся за нозе Его и поклонистеся Ему. – Не бойтеся, сказал Он им, идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят. Они возвестили Апостолам о воскресении Господа, но ученики не поверили жёнам (Мф.28:1–11; Лк.24:9–11). Как жена первая из прародителей пала в грех и услышала от Бога: умножу печали и воздыхания твоя (Быт.3:16), так жёны первые из верующих во Христа узрели Воскресшего и вкусили радость воскресения!

Третие явление Иисуса Христа по воскресении, упомянутое в Евангелии, было Ап. Петру, который слезами сердечного сокрушения во время страданий и смерти Спасителя омыл своё троекратное отречение от Него. Но обстоятельства этого явления не раскрыты в Евангелии (Лк.24:34. 1Кор.15:5).

Четвёртое по Евангелию явление было Клеопе и другому ученику. В самый день воскресения Господня около вечера, Клеопа и другой ученик шли в селение – Эммаус, отстоящее от Иерусалима стадий на 60 (около 5 слишком вёрст), печально беседуя о недавних приключениях, бывших в Иерусалиме с Иисусом Христом. К ним приближается и продолжает с ними идти воскресший Господь; по Апостолы не узнают Его. На вопрос Господа: о чем они беседуют и от чего печальны? Клеопа, называя Иисуса Христа пророком силным в деле и слове перед Богом и всеми людьми, поведал неузнанному своему спутнику о распятии Господа и о распространившемся уже известии, что Он воскрес. Выслушав слова Клеопы,» спутник, обличив несмысленных и косных сердцем, еже веровати о всех, яже глаголати пророцы, и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Христе во всём Писании. Дошед до селения, в которое шли ученики, их Спутник дал им заметить, что хочет идти далее. Но ученики упросили Его войти с ними в дом. Здесь возлёг Он с ними и, когда приял хлеб, благословил, и, преломив, подавал им, у них отверзлись очи, и они узнали воскресшего Спасителя, и свою веру в Него исповедали своим свидетельством о Божественной силе слова Его на сердце их. Ибо, по признанию их, сердце их горело благодатным огнём, просвещавшим, согревавшим и услаждавшим их. Но Господь, явив Себя Луке и Клеопе, стал невидим. В тот же час ученики возвратились в Иерусалим и нашли собрание единонадесяти Апостолов и бывших с ними. Церковь Христова беседовала, яко воистину воста Господь. Лука и Клеопа поведали, яже быша на пути и яко Воскресший Господь познася има в преломлении хлеба (Лк.24:13–35).

Между тем как ученики беседовали о явлениях воскресшего Господа, Он Сам явился среди них в горнице, коей двери заперты были, и приветствовал: мир вам. Это было пятое явление Господа по воскресении. Ученики смутились и испугались, думая, что видят духа. Что смущени есте? и почто помышления входят в сердца ваша? говорит им Господь. Видите руце Мои и нозе Мои: яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Ученики обрадовались, видя Господа. Когда же от радости они ещё не верили и дивились, Он вкушает перед ними поданные Ему рыбу и мёд; отверзает Апостолам ум разумети Писания; предназначает их быть свидетелями исполнения пророчеств об Нём, – свидетелями страданий, смерти и воскресения Его; обещает облечь их силой свыше для учения, тайнодействия и управления; вторично говорит им: мир вам, и под образом дуновения подаёт им Св. Духа (Лк.24:36–40; Ин.20:19–23).

Сии пять явлений Иисуса Христа воскресшего относятся к неделе Пасхи. Итак, воскресшего Господа, в первый день воскресения Его узрели и веровали в Него Пресв. Дева Мария, жёны мироносицы и все ученики Его, кроме Ап. Фомы. По воскресении своём Господь являлся в продолжение 40 дней – многим, и однажды явился более пятистам человек (1Кор.15:6). Одной истине свойственно иметь таких и стольких свидетелей!

Воспоминанию славного воскресения Иисуса Христа из мёртвых посвящён Церковью светлый праздник Пасхи. Пасха наша, по словам Писания, есть Сам Господь наш Иисус Христос Своим пречистым и всесвятым Телом и Кровью (1Кор.5:7). Слово Пасха – есть Еврейское, значит прехождение и избавление. Ибо первоначально праздновала Пасху Церковь Ветхозаветная в память того, что ангел, посланный от Бога погубить Египетских первенцев, прешёл мимо жилищ Евреев и тем избавил их от смерти и рабства Египетского (Исх.12:23–27). Равно и для христиан Пасха значит прехождение со Христом, избавление и преведение Им верующих от смерти к вечноблаженной жизни. «Великая и священная Пасха, говорит Св. Григорий Богослов, называется у Евреев Пасхой на их языке, где слово сие значит прехождение – исторически по причине прехождения и переселения Израильтян из Египта в Хананею, а духовно по причине прехождения и восхождения от дольнего к горнему». Бл. Августин пишет: «слово Пасха есть Еврейское и значит прехождение от смерти к жизни, как говорит и Сам Господь: яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин.5:24). И в другом месте Евангелист Иоанн, изъясняя Пасху, говорит, что Господь совершил Пасху с учениками Своими, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу (Ин.13:1). Итак, прехождение от настоящей смертной жизни в иную бессмертную и блаженную прославляется в страдании и воскресении Господа». Также и в священных песнопениях Церкви говорится: «Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победныя поющия. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». В синаксаре на Пасху говорится: «Пасха преведение толкуется. Она есть день, в который Бог в начале превел мир из небытия в бытие; день, в который Бог, преведши Израильтян сквозь Чермное море, исхитил от рук фараоновых; – в который, сошед с небеси, вселился во утробу Девы, и ныне, исхитив род человеческий из ада, возвёл и привёл на небеса к древнему достоянию нетления»,

Поскольку Иисус Христос, наша Пасха, прешел и нас превел и избавил от смерти к блаженной жизни Своею смертью и воскресением, то Пасхой называли иногда неделю Страстную и Светлую, – неделю страданий – Пасхой крестной (πάσχα σταυϱώσιμον), неделю воскресения – Пасхой воскресной (πάσχα ἀναστάσιμον). По церковному расположению недель и ныне между седмицами Страстной и Светлой находится один воскресный день; поэтому сии седмицы доселе составляют как бы одну неделю, которая, начинаясь воспоминанием страданий и смерти Христа, оканчивается торжеством воскресения Его и называется Великой. В этом смысле великая и святая неделя Пасхи, т. е. неделя страданий и воскресения Христа, между прочими неделями церковного года есть то же, что день воскресный между прочими днями седмицы. В смысле же обыкновенном, под именем Пасхи издревле разумеется собственно Светлая неделя воскресения Христова. «Во святую и великую неделю Пасхи празднуем самое живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», говорится в синаксаре в неделю Пасхи, согласно с Апостольскими Постановлениями.

Пасха Ветхозаветная была прообразовавшем христианской. Народ Богоизбранный праздновал Пасху в память избавления своего из Египта, закалая в жертву агнца непорочного, не имевшего никаких телесных недостатков (Исх.13:5): И так мы празднуем Пасху в воспоминание искупления рода человеческого страданием, смертью и воскресением агнца непорочна и пречиста Христа (1Пет.1:19), Который есть агнец Божий, вземляй грехи мира и невинно закланный за нас (Ин.1:29), и есть собственно пасха наша (1Кор.5:7). Древний Израиль праздновал Пасху в память избавления своего от рабства Египетского: новый Израиль торжествует Пасху в воспоминание своего избавления от рабства диаволу и греху. Пасха прообразовательная состояла в ядении плоти пасхального агнца: наша Пасха состоит во вкушении агнца Божия – Его пречистого Тела и Крови. Не сокрушая костей – ели древле прообразовательного Пасхального агнца (Исх.12:10): и у агнца Божия – Христа не пребиша голений (Ин.19:33–36). Избавленные от тяжкого ига Египтян смертью и первенцев их, потомки Авраама шли через пустыню в обетованную землю, кипящую мёдом и млеком: христиане – духовные потомки отца верующих, искупленные драгоценной Кровию Христа, должны тещи через пустыню мира сего к вечному небесному наследию.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle