Источник

29-е

Святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших

Имена их: Феогний, Руф, Антлтатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фамвасий и Филимон. Уроженцы разных местностей, они пострадали в городе Кизике за распространение веры и исповедание Христа в конце III века; после пыток обезглавлены. Через несколько лет, когда воцарился Константин Великий, христиане вырыли из земли свящ. тела их и, найдя их нетленными, положили в ковчеге и внесли в церковь, посвящённую их имени. От святых мощей совершались многие чудеса и исцеления, так что и неверные, видя благодать Божию, обращались к вере.

В 1687 году свирепствовала в городе Казани горячка, и митрополит Адриан после молитвы дал обет устроить монастырь в честь Кизических мучеников, если прекратится у болезнь. Он исполнил обет, уже будучи патриархом Московским (1690 г.), и приложил старание приобрести из Кизика частицы мощей св. мучеников, которые и принёс в дар монастырю. – Служба святым написана в 1694 году св. Димитрием Ростовским.

† Память святого Василия, митрополита Захолмского

Недавний синаксарь сообщает следующее известие о святом Василии379.

По преданию святой Василий родился в Поповой волости, что в Герцеговине; родители его были люди благочестивые, но страдавшие от Турецкой власти. Ещё в юном возрасте любил он посещать храм Божий. Когда же пришёл в зрелый возраст, то, оставив дом родительский, удалился в Требинскую обитель Успения Богоматери и здесь принял монашество. Обитель эта, увы! давно разорена нечестивыми Турками.

Господь, узрев чистое житие Василия, возвёл его на высокий степень архиерейский, после того как прошёл он низшие служения; Василий был пастырем для православных Захолмия и Скендерии. В этом служении умножил он труды и подвиги свои на пользу православной Церкви. Его уединённые славословия, молитвы, воздыхания и слёзы кто перескажет? Святитель усердно посещал верных своей паствы и наставлениями побуждал их не лениво идти по путям спасения. Господь подкреплял слово его различными чудесами, так что Василий был предметом общего удивления, – а для страдающей паствы своей был утешением. Пусть же хулители православия знают, что Господь посылает нам угодников Своих, являет и мучеников, столько же твёрдых, как тверды были мученики времён язычества Римского... Св. Василий был терпелив в отношении к врагам, кроток и незлобив в отношении к обижавшим, милостив к нищим, добр и мужествен, когда надобно было защищать стадо своё от волков. Для освежения души подвижническою мудростью путешествовал он на Афон; Господь возвратил пастыря стаду его, дабы и по смерти охранял он православие, которому служил в жизни земной. Покоясь в Остроге, новоявленный Василий подаёт исцеления приходящим к раке мощей его. Как в жизни милостив он был к немощным по телу и душе, так и по смерти помогает не только верным, но и простодушным магометанам.

Таковы известия синаксаря о св. Василии. Не показан в них год блаженной кончины его. Остаётся только догадываться о том. Поскольку сказано, что св. Василий иночески подвизался в Требинском Успенском монастыре; а известно, что этот монастырь разрушен был в 1695 г.380, то значит подвизался он иночески прежде 1690 г.; поскольку же родился он тогда, как Герцеговина уже страдала под властью Турецкой, то ясно, что жил он долго после времён независимости Сербии и правления Неманичей. Острог ныне входит в округ Черногории, находясь на границе её с Герцеговиной. В службе поют св. Василию: «радуйся, Захолмии и Скендерии хранителю, Черные горы и примория столпе непреоборимый и председателю... Яко учитель Захолмский и Черногорский наставлявши стадо твое». – По этим данным следует положить, что св. Василий был тот Черногорский митрополит Василий, который жил во второй половине XVI в. быв преемником по кафедре Павла и предшественником Никодима381. Не можем не прибавить здесь нескольких слов о Требинском Богородичном монастыре, где иночески подвизался св. Василий. Требинье – такое место, где христианство цвело, по местному преданию, с IV века; в Требинском Богородичном монастыре со времён Неманичей была кафедра митрополитов. Запись, очень древняя по языку, говорит: «1270 – обновлена церковь Успения Пресвятые Богородице, еже есть в Требину; прежде от основания воздвижена благочестивым царем Константином с материю Еленою и тем многим днем обветшала бисть. – Обновлен би сьи храм благочестивим и трудолюбивим кралем Стефаном, си есть Милутинь, праунук Немане Стефана, § мироточивого Симеона, всеосвященном митрополитом кир. Василием игумену Василию»382.

* * *

379

Синаксарь в сербляке 1861 г.

380

Зап. геогр. общ. XIII, 658.

381

Попова путешествие в Черногорию, стр. 75. СПб. 1847 г.

382

Зап. геогр. общ. XIII, 660. Здесь же, стр. 662. 663: „митрополити монастира Требиня“, числом 25. Неверно объяснение Порфирогенита слову Тервунии, по столько же не согласно с местностью и объяснение Шафарика (Древи. III, 445. 446). Треби – не нет требы, нет языческой жертвы, тогда как прежде Требинье было местом требища, языческого жертвоприношения.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle