Новое вино в ветхих мехах

Источник

Отдадим справедливость новой философии. Самонадеянная прежде, она в недавнее время стала искать помощи у христианства, стала признавать нужду христианской заповеди о любви для блага обществ. Считающиеся представителями людей умных, согласны ныне с тем, что любовь и братство, проповеданные Господом Иисусом, составляют лучшее врачевство для недугов общественных. По требованию любви христианской желают, чтобы человеческие законы были снисходительны к несчастным преступникам. Во имя той же любви желают, чтобы люди, несмотря на различие сословий и званий, были равны пред законом, и чтобы бедность и незнатность рода не лишали человека гражданского значения. Во имя той же любви требуют, чтобы добытое трудом человека принадлежало трудившемуся, а не было присвояемо другим лицом, не бравшим участия в труде. Все это прекрасно! Все это вино новое, чистое, свежее!

Но вот о чем забывают: новое вино не надобно лить в мехи ветхие, как говорит Спаситель наш1. Если новую заповедь Спасителя думают осуществить только средствами человеческими, – это ветхие мехи. Какие средства человеческой природы могут преобразовать враждующий, завистливый, разделенный страстями, мир людской в одну семью братской любви? В человеческой природе нет их: двигатели её – своекорыстие и самолюбие гордое. Или думают, что людям стоит только пожелать, чтобы действовать в духе любви христианской, – и преобразование людей кончилось? Желания ещё не дают того, чего желаем. Один из лучших людей говорит за себя и за всех: «желание добра есть во мне: но, чтобы сделать его, того не нахожу»2. Ни наука, ни самый высокий ум не дают нам сил для осуществления высоких идеалов. Время увериться в том опытами тысячелетий. Ни философы, ни законодатели, оставившие образцовые теории, не подарили ни себя, ни других ни золотником новых сил. Как ни умничай, а надобно согласиться с словами Спасителя нашего: «рожденное от плоти есть плоть»3. Все происшедшие от Адама не могут сами по себе стать выше наследственной природы. Грех – начало всех несчастий; а от него не освободиться человеку самому по себе. Потому грех и несчастие всегда будут сопутствовать человеку на путях жизни его и станут разрушать лучшие планы его.

Одна возможность для человека исполнять высокие идеалы – помощь небесная, принятие и усвоение благодати Бoжией. Для того, чтобы осуществить в себе новую заповедь Христову, надобно родиться свыше4, надобно преобразоваться силою духа Святого5. Можно усвоить себе умом философию Гегеля, философию Платона, всякую другую философию человеческую: но, чтобы усвоить себе философию Христову, для того мало быть слушателем этой философии. Думают, что могут усвоить евангельское учение о братской любви, помимо помощи Христовой? Напрасная мечта! Во Христе Иисусе, победителе греха и смерти, человечество имеет второго Адама, духовного, животворящего6. Если не от Него начинается поколение людское: то это ветошь, ни к чему негодная. Только Он Своим Духом может обновить печальное существование человека.

Новое вино в ветхих мехах – потеря доброго вина и порча самим мехам. Такова судьба тех обществ, которые пытаются осуществить в себе христианское учение о братской любви без полного, духовного обновления, без живой и возрождающейся веры в Господа Иисуса. Сердца ветхие, своекорыстные, гордые, самолюбивые проповедуют любовь для других, но сами не знают её, сами ничего не сделали для неё, не пожертвовали ей ни одною страстью, ни одною привычкою. И что выходит? Перевороты разрушительные, потрясения, ниспровергающие существующий порядок и не созидающие ничего прочного. Отчего это отсутствие устойчивых начал общежития, эта тоска, это недовольство настоящим, эта неуверенность в будущем, эта робость при выполнении прекрасного? Не оттого ли, что новое вино льют в ветхие мехи? «Прогресс, прогресс» – кричат. А на деле оказывается только ломка старого – и ничего дельного; на деле по-прежнему невинного теснит сильное богатство, и счастливый нечестивец распоряжается судьбою людей честных. Тратят силы, тратят средства – и все без пользы, занимают людей работами – и все работы только ослабляют людей бедных, знакомя их с новыми нуждами, с новыми бедами, тяжелыми уже по самой новости. Был давно, очень давно философ – царь, который понял философским умом важность любви христианской для общества языческого, заставил язычников построить больницы и дома милосердия: но долго ли стояли между язычниками заведения Юлиана? Они рассыпались подобно карточным домикам, при первом дуновении ветра. Вот наглядный опыт того, что не удержать ветхим мехам вина нового!

Нет, надобно иметь не одно знание учения Христова. Надобно глубоко чувствовать испорченность свою, и этим чувством привлекать на себя благодать Христову, чтобы с её помощью воплощать в себе новую заповедь Христову. Прежде всего, надобно как можно менее мечтать о себе, о своих силах и совершенствах, и как можно искренне молить Вседействующего и Благого о Его милосердии к бедным людям. 3аповедь о любви, без мысли о самоотречении, менее, чем иудейская заповедь и уже вовсе не Христова заповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», тем начал проповедь свою Спаситель; тем начинается и жизнь христианская.

Пусть неотступною будет на всех путях наших уверенность, что мы – ветхие меха, и Он только может переделать эту ветхость заново. Надобно всем молиться за себя и за других, дабы свет небесный озарил глубины сердец человеческих, и они приняли бы новое вино с расположениями новыми, достойными вечности счастливой. Тогда одни осудят в себе своекорыстие, волнующееся против нового закона, другие поймут, что свобода Христова есть отречение от всякого преступного самоволия, от всякой животной страсти, и любовь покорная святым заповедям Божиим. Дух Христов, и только Он один, может преобразовать сердца людей.

* * *


Источник: Филарет (Гумилевский), архиеп. Новое вино в ветхих мехах // Душеполезное чтение. 1861. № 1. С. 391—395.

Комментарии для сайта Cackle