Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника
А.В. Абрамов

Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника

Источник

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим учение о золотом правиле нравственности (морали) в учении святителя Феофана Затворника. Хотя само понятие «золотого правила» вошло в обиход в моральной философии только в конце XVIII в., его основания в межчеловеческих взаимоотношениях имеют древнюю историю в различных культурах и религиях. Для христиан это учение важно еще и тем, что оно было провозглашено Господом Иисусом Христом (Мф.7:12; Лк.6:31) как общечеловеческий принцип, которым нужно руководствоваться в своих поступках по отношению к другим людям. Естественный нравственный закон также является всеобщим и находит свое выражение в учении апостола Павла (Рим.2:14–15), а в святоотеческой экзегезе в творениях такого выдающегося святителя как Феофан Затворник.

Abstract. In this article, we will consider the teaching of the golden rule of morality in the teaching of St. Theophan the Recluse. Although the concept of the «golden rule» came into use in moral philosophy only at the end of the XVIII century, its foundation in interpersonal relationships has an ancient history in various cultures and religions. For Christians, this teaching is also important because it was proclaimed by the Lord Jesus Christ (Matthew 7:12; Luke 6:31) as a universal human principle that should guide their actions in relation to other people. The natural moral law is also universal and finds its expression in the teaching of the Apostle Paul (Rom. 2:14–15), and in patristic exegesis in the works of such an outstanding saint as Theophan the Recluse.

Как отмечают специалисты по этике, для новозаветного учения в целом была характерна традиция отождествления золотого правила нравственности с заповедью любви, которое «распространяется на все случаи жизни, на любые отношения» [1, с. 47]. В этом отношении обращение к золотому правилу как проявление заповеди любви у святителя Феофана Затворника является следствием этой культурной традиции.

В его учении взаимосвязь заповеди любви с золотым правилом нравственности проявляется в выражении совершенного сочувствия с другими людьми, «чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют» [9, с. 228].

Золотое правило нравственности (морали) – принцип, которым руководствуется человечество уже на протяжении последних нескольких тысячелетий. Он имеет негативную и позитивную формулировки, гласящие: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Исследователями золотого правила нравственности (морали) в Библии его упоминание Абрамов Александр Вячеславович насчитывается трижды: в книге Товита (Тов.4:15) в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки (Лк.6:31) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея (Мф.7:12): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» [2, с. 109].

У Феофана Затворника своеобразное воспроизведение золотого правила нравственности в своей позитивной формулировке нашло выражение в следующем высказывании: «Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа...» [10, с. 164]. А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести». Согласно его учению, «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит, не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе...» [11, с. 406].

Его учение о золотом правиле нравственности во многом близко дефинициям категорического императива в этике Канта, который сформулировал одну из своих трактовок принципа категорического императива следующим образом: относись к человеку как к цели и никогда как к средству [5, т. 4].

Свое учение о естественном нравственном законе святитель Феофан Затворник в наиболее развитом виде выразил в своем толковании послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14–15). Одним из признаков святитель Феофан Затворник видел в общности закона, устного или писаного, который сам по себе признают хорошим не только христиане, но и язычники, хотя его велениям как те, так и другие не всегда следуют.

Тем не менее он выступает одним из руководящих принципов в нравственной жизни, который заложен в человеке на подсознательном уровне, что в очередной раз подтверждает факт всеобщности морали. Феофан Затворник это высказывание апостола Павла поясняет следующим образом: язычник творит законное действие без особого на то свыше руководства, своими естественными силами, которые у него имеются от природы. «Этими силами и узнают законное, и решаются на него и творят его, сохраняя полную свободу следовать ему или не следовать» [12, с. 209].

По качеству же своему ментальный закон столько же непреложен, как и закон писаный, который у всех одинаков и для всех обязателен, поскольку естество, означающее природу или сущность человека, у всех неизменно и едино [3, с. 177]. А потому и человек, «действующий не по естеству, разрушает естество» [12, с. 209]. Дело законное делают и язычники, так как «всегда первое внушение на добро исходит из сердца» [12, с. 210–211].

Это означает, что «всякое дело законное является написанным в сердце и у язычника» [12, с. 211]. В этой метафоре заложен смысл, согласно которому то, что требуется законом Моисеевым, написанным на каменных скрижалях, у язычника начертано в его сердце [8, с. 470].

Однако у принявших «писаный закон», или «откровение», по мысли святителя Феофана, он и полнее, и определеннее, чем у первых. С этим он связывает аскетическое учение об отрицательном действии страстей, когда в человеке нарушена трихотомическая модель и в нем «восстает душевно-телесное само-угодие» [12, с. 566], когда и душа с телом не подчиняются духу. Поэтому, несмотря на то, что такой человек хоть и стремится к добру, но практически осуществить его ему в большинстве случаев в полной мере так и не удается.

П.А. Смирнов отмечает, что, размышляя над словами апостола Павла о естественном нравственном законе, Феофан Затворник констатирует, что совесть сочувствует добрым поступкам. Но на принятие решения влияют еще и другие элементы сознания человека, которые влекут его к эгоцентрическим мотивам. Поэтому между ними идет борьба, а окончательный выбор остается за свободой воли человека, которая чаще склоняется не в лучшую сторону [7, с. 349–350]. Так, например, жестокость может быть естественной, но она и противоестественна, так как нарушает естественный закон, заложенный в человеке [4, с. 200].

В учении Феофана Затворника не отмечено четкого разграничения совести и естественного нравственного закона, но из его смыслового контекста можно сделать заключение, что они у него взаимно дополняют друг друга. В то время как в некоторых исследованиях светской этической мысли эти понятия принято разводить, подразумевая под естественным нравственным законом определенные моральные нормы, а совесть рассматривать как внутренний механизм самоконтроля за выполнением данной нормы [6, с. 75].

Исторически само понимание совести не было повсеместным культурным явлением в его традиционном христианизированном понимании. Так, например, в античной культуре Древней Греции, по мнению В. Н. Ярхо, не придавалось особого нравственного значения понятию совести, и его место занимала стыдливость. Он отмечает, что хоть чувство стыда близко к совести, однако все же не совпадает с ним. Стыд предполагает в первую очередь внешнюю оценку, в то время как совесть предполагает оценку изнутри [13, с. 260]. В древнегреческой культуре «человек стыдится своих действий, ставших всем известными и навлекших на него позор. Совесть, напротив, предполагает самооценку героя, не зависящую от осведомленности окружающих о его поступках» [13, с. 262]. Таким образом, при исследовании феномена совести в его сопоставлении с естественно-нравственным законом, нужно учитывать историко-культурный контекст и инвариантность подходов как со стороны светской, так и со стороны религиозной этической мысли.

Источники и литература

1. Апресян Р.Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. 2013. № 10.

2. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988.

3. Дьяченко Г., свящ. Полный церковнославянский словарь. М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993.

4. Зеньковский В.В. Основы христианской философии / Христианская философия. М.: Институт русской цивилизации, 2010.

5. Кант И. Основоположения метафизики нравов. Соч. в 8т. М.: Чаро, 1994. Т 4.

6. Матвеев П.Е. Естественный нравственный закон // Человек. 2015. № 2.

7. Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. М.: Синтагма, 2008.

8. Толковая Библия, или комментарии на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 7 т. / Под ред. А.П. Лопухина. М.: ДАРЪ, 2009. Т. VII.

9. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: «Отчий дом», 2008.

10. Феофан Затворник, свт. О православии с предостережением от погрешений против него. Троице-Сергиева Лавра, 1995.

11. Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. М.: «Отчий дом», 2008.

12. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к римлянам. М.: Правило веры, 2006.

13. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? К изображению человека в аттической трагедии // Античность и современность. М.: Наука, 1972.


Источник: Абрамов А.В. Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2021. № 1 (9). С. 48–53.

Комментарии для сайта Cackle