Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Цель жизни христианина и пути его подвига по письмам святителя Феофана Затворника к мирянам
В.В. Ремезов

Цель жизни христианина и пути его подвига по письмам святителя Феофана Затворника к мирянам

Источник

The purpose of a christian’s life and the ways of his feat according to the letters of st. Theophan the Recluse to the laity

Аннотация. Статья посвящена вопросу цели жизни христианина и путей его подвига. Данный вопрос успешно раскрывает один из наиболее значимых представителей христианского наследия – святитель Феофан Затворник Вышенский. Делает он это в своих письмах к разным мирским лицам, среди которых большинство составляют его духовные чада. Эту проблему, без сомнения, можно отнести к одной из самых важных в жизни любого православного христианина. Среди адресатов святителя встречаются как мирские, так и духовные лица. Епископ Феофан в полной мере раскрывает обозначенные проблемные вопросы духовной жизни. Путь раскрытия – четкое и ясное разграничение целей, методов и средств достижения заявленных вопросов. Святитель делает анализ причинно-следственных связей действий православного христианина в земной жизни. В конце каждого своего доказательства епископ Феофан старается делать небольшой вывод. Безусловно, святитель, как ревностный пастырь и верный сын Православной Церкви, обращается к тексту Священного Писания, а также к своему личному духовному опыту. В статье приведены выводы исследователей, обращавшихся к наследию святителя Феофана касаемо практических вопросов жизни православного христианина.

Abstract. The article is devoted to the question of the purpose of a Christian’s life and the ways of his feat. This question is successfully solved by one of the most significant representatives of the Christian heritage – St. Theophan the Recluse of Vyshensky. He does this in his letters to various lay people, among whom the majority are his spiritual children. This problem, without a doubt, can be attributed to one of the most important in the life of any Orthodox Christian. Among the addressees of the saint there are both lay and spiritual persons. Bishop Theophan fully reveals the identified problematic issues of spiritual life. The way of disclosure is a clear and clear delineation of the goals, methods and means of achieving the stated issues. The saint makes an analysis of the causeand-effect relationships of the actions of an Orthodox Christian in earthly life. At the end of each of his proofs, Bishop Theophan tries to draw a small conclusion. Of course, the saint, as a zealous pastor and faithful son of the Orthodox Church, refers to the text of the Holy Scripture, and also, to his personal spiritual experience. The article presents the conclusions of researchers who turned to the legacy of St. Theophan with regard to practical issues of the life of an Orthodox Christian.

Цель данной публикации состоит в том, чтобы показать, как святитель Феофан в своих письмах освещает два немаловажных вопроса христианской жизни.

Очевидно, что все, кто желает жить по-христиански, должны четко представлять ее конечную цель. Итак, анализ целеполагания христианской жизни епископом Феофаном в переписке с разными лицами и будет первым вопросом, нами рассматриваемым.

Второй вопрос, затронутый в данной статье, звучит так – каковы пути подвига православного христианина, раскрываемые святителем Феофаном в своих письмах.

Необходимо отметить, что епископ, затрагивая вышеуказанные вопросы, неоднократно обращается к текстам Священного Писания и к своему личному опыту для подтверждения своих слов.

Рассматривая вопрос о цели христианской жизни, святитель задается вопросом – сложно ли понять ее? А может быть, эта цель уже определена? Здесь Феофан Затворник выделяет так называемое «общее положение». Суть его в том, что если существует загробная жизнь, то, следовательно, цель всей настоящей временной жизни, по словам святителя, должна быть в Царстве Небесном, а не на земле.

Вышеуказанный вывод общеизвестен, и говорить о нем нечего, считает епископ Феофан.

Святитель в своих письмах настоятельно рекомендует определить для себя главным правилом жизни неукоснительно идти к этой цели. В конце концов, представится возможность увидеть самому, «какой свет разольется на временную жизнь вашу и на дела ваши» [2, с. 136].

Обращает внимание епископ Феофан и на то, что главным выводом здесь будет убеждение, что временная жизнь – всего лишь средство для жизни будущего века. Соответственно, закон один – использовать все средства для достижения конечного результата, при этом не отклоняясь от главной цели. В этом все решение вопроса о том, что делать со своей жизнью. Устремлять свой взор к небесным благам и каждое действие делать так, чтобы оно представляло собой движение к поставленной высшей цели. Это и просто и в то же время глобально, считает святитель Феофан.

Необходимо отметить, что епископ Феофан был сторонником активных действий, а не пассивного ожидания чего-либо. Он рекомендует использовать все, что попадется под руки в конкретном кругу и в конкретной обстановке. Это и будет настоящим делом, продвижением к заданной цели, больше которого и не потребуется. Как отмечает святитель, многие ошибочно думают, что для достижения высокой цели нужно делать большие дела. Это совсем не так. Соблюдение заповедей Христа – вот и все дела. Ведь и сам Спаситель говорил, что «иго мое благо и бремя мое легко» (Мф. 11:30).

Все, что дается от каждого частного случая и обстоятельств жизни, необходимо обращать в движение к небесному неизреченному благу. Ведь обо всем промышляющий Господь премудро устраивает весь жизненный путь каждого из нас. Это можно отнести к каждому мгновению, к каждой встрече в нашей земной жизни. Например, если встречаешь нуждающегося – что нужно сделать? Помочь. Ведь это Сам Бог привел его к тебе. И Господь, пишет святитель Феофан, смотрит на человека, как он поступит – богоугодно ли или не богоугодно? Если поможем – сделаем шаг к главной цели – «наследию неба» [3, с. 420].

Исходя из этого, святитель делает вывод – всегда и везде подобает делать то, что хочет от нас Бог. Чего именно – мы знаем из Божиих заповедей. «Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости», – поясняет епископ Феофан.

Если все это обдумать и решиться действовать подобным образом во всех случаях так, чтобы наши поступки и мысли неукоснительно соответствовали заповедям, то все задачи христианской жизни будут решаемы в полной мере. Цель – посмертное блаженство, средства – дела рука об руку с заповедями. Ведь все жизненные ситуации – это повод к исполнению повелений Божиих, делает вывод святитель Феофан. Здесь все понятно и доступно, и «нечего Вам томить себя мудреными задачами» [4, с. 250] – советует Феофан Затворник одной из своих духовных чад.

Таким образом, исходя из этого, жизнь будет неприметным образом вести христианина к своей главной цели, о которой уже было сказано выше.

Святитель Феофан пытается ответить на предполагаемые возражения о том, что образ жизни все же стоит определить. По его мнению, это приведет к путанице в голове у человека. Поэтому, продолжает епископ Феофан, лучше всего следует смиренно и с любовью принять то определение, какое задает Господь Бог ходом жизненных обстоятельств.

Приводит конкретный пример. Одна из его духовных чад живет в родительском доме. Безопасность – чего же лучше желать? Разумнее всего в этом положении, пишет святитель, не предаваться раздумьям насчет будущего, а лишь делать усердно все текущие дела и обязанности по отношению к родителям и прочим людям. Наряду с этим необходимо, по словам епископа, предать себя в руки Божии и молиться, чтобы Он направил жизнь человека так, как считает полезным. И чтобы все течение земной жизни не препятствовало, а помогало достижению блаженной жизни за гробом, при этом не мечтая о блистательной участи. Приобретая подобный настрой, пишет святитель Феофан, терпеливо ждем Божиего определения касаемо нас. Данное определение выразится в стечении обстоятельств и в родительской воле.

Но не надо думать, развивает свою мысль епископ Феофан, что эта жизнь является пустой. Ибо, если всякое малейшее дело выполнять с мыслью, что так предписано по заповедям и что это воля Божия, то все обретет свой смысл. А замысел этот прост – богоугодная жизнь.

При этом необходимо следить за движениями своего сердца [6, с. 64]. Все дело в том, что сердце, по словам святителя, без надлежащего контроля способно совершить множество безрассудных поступков. Но все же и участие сердца необходимо, ведь если его в чем-то нет, то и полноценной жизни нет.

В своих письмах святитель ставит вопрос – для чего дал нам эту жизнь Бог [6, с. 64]? И отвечает так – чтобы люди успели настроиться на жизнь будущего века. Ведь земная жизнь ничтожно мала по сравнению с той, будущей, не имеющей конца. Но, несмотря на краткосрочность тленной жизни, именно она служит источником духовных запасов, столь необходимых человеческим душам на небесах. Любой богоугодный поступок, продолжает епископ Феофан, поступает на небо, как маленькое вложение; из всех подобных вложений будет складываться итоговая сумма, а проценты с нее покажут состояние «вкладчика» – души человека – на всю вечную жизнь. Господь всем воздаст по делам нашим.

Поэтому, делает вывод святитель, вся наша забота теперь – как можно более отправить в копилку Царства Небесного богоугодных дел. Простоту этих свершений Феофан Затворник подтверждает словами Священного Писания: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30).

Таким образом, пастырь своими ответами развевает мысли духовной дочери о том, что она якобы проживает жизнь безо всякой пользы [6, с. 65]. При этом святитель заостряет внимание читателя на совмещении духовного делания и веры. Ибо, по словам апостола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак.2:26). Немаловажно и то, что Господь ценность дел человеческих измеряет внутренним расположением христианина при их совершении. При этом нас окружает множество обстоятельств, располагающих к деланию по воле Божией.

Исходя из вышесказанного, делает вывод епископ Феофан, если быть внимательным, то вполне возможно каждую минуту совершать богоугодные дела.

При этом, отмечает святитель, по мере такого настроя сердце человека начнет обретать покой от осознания того, что каждое мгновение служит Господу. Даже незначительное домашнее дело, сделанное ради заповеди Божией помощи ближнему, будет приписано к делам богоугодным. И даже движение и взгляд мы можем превратить в одно из средств последования воле Божией, чтобы поэтапно двигаться к конечной цели.

В качестве примера того, что жизнь по Богу – это продвижение к Нему в повседневных мелочах, епископ Феофан приводит случай в Санкт-Петербурге. Проходило собрание так называемых «прогрессистов» [5, с. 403]. Один из участников встречи произносил страстную речь о всеобщей любви к человечеству. Присутствующие были очарованы. Но вот этот человек вернулся к себе домой, а его слуга оказался слишком медлителен. В конце концов, наш «прогрессист» не выдержал и обругал прислугу. Абстрактное «человечество» ведь проще любить на расстоянии, чем своего ближнего. А между тем Слово Божие говорит: «возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:38).

Здесь у многих читателей начинается недопонимание. Поэтому необходимо прояснить, что подразумевал Иисус Христос под словом «возлюби». Прежде всего, это бережное отношение к другому человеку.

Что же означают слова «как самого себя»? Это ключевой смысл данной фразы. Прежде чем возлюбить ближнего, необходимо полюбить самого себя. Многие этот момент игнорируют. Возлюбить себя означает идти к общей цели всех православных христиан – достижению жизни вечной. Нужно понять, что ты дорог Богу, который желает твоего спасения. Ведь по Его словам «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).

Завершая разговор о цели земной жизни христианина, в письмах святитель Феофан отвечает на вопрос своей духовной дочери, для чего Господь Бог создает человека – для блаженства. Причем данное состояние возможно лишь пребывая в Нем, путем живого общения с Ним. Для этого Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Под дыханием жизни епископ Феофан понимает дух. В нем, по словам святителя, человеку даны сознание и свобода. Возникает вопрос – для чего? Феофан Затворник дает ответ – для необходимости осознания человеком того, что он все имеет от Бога и следовательно, жизни с Ним, то есть направления всех своих поступков и мыслей к этой цели [6, с. 75]. При таком настрое человек пребывает в Боге, и Бог, в свою очередь, пребывает в нем.

Прежде чем начать следующую часть данной статьи – о путях подвига православного христианина, исходя из ее названия, необходимо выяснить следующее – какими причинами может быть обусловлен этот подвиг. Все дело в том, что до грехопадения первых людей их дух превалировал над душою и телом, поскольку был в живом общении с Богом. Но вследствие преслушания Адама и Евы их богообщение было прервано. Дух уже не в силах был властвовать над телом и душою, но уже сам оказался в подчинении у них, отмечает святитель Феофан в своих письмах [6, с. 78].

Исходя из всего вышесказанного, над людьми стала преобладать душевная составляющая, а через нее – телесная. Таким образом, человек стал душевным и плотским. При всем этом дух напоминает о себе беспокойством совести, неудовлетворенностью земным, тварным. Но его запросы теперь, как правило, игнорируются. Все помыслы и действия после изгнания из рая стали направляться на обустройство земного бытия, поскольку все плотяное является вещественным и представляется намного нужнее.

Представляется необходимым отметить то, что после грехопадения Адама и Евы люди уже не могли обуздывать свои желания, потребности и чувства. Неупорядоченность и смятение стали являться их характерными особенностями. Но это еще полбеды, как говорится. Главная беда, пришедшая вместе с человеческим своеволием – это страсти, отмечает святитель Феофан в письмах [4, с. 38]. При этом каждая из страстей породила свои многочисленные разновидности, привнося тем самым еще больший хаос в душевное состояние человека.

Характерно то, что потеря власти духа над душой и телом являлась следствием его, духа, своеволия. Несомненно, для нас является интересным и то обстоятельство, что неукротимость потребностей души и тела идет от духа, ими связанного, поскольку в нем заложена энергия большой силы. Поэтому представляется вполне логичным то, что святитель Феофан ставит своим читателям вопрос: как же вернуть в человеке первоначальное состояние богообщения? И отвечает – если отпали от Бога, то необходимо вновь быть с Ним. Для этого нужно побороть свои страсти. Вот об этом и будет речь в следующей части нашей научной статьи.

Предлагая путь решения возникшей проблемы отпадения от Бога, епископ особо обращает внимание своих духовных детей на то, что, желая соединения с Богом, ни в коем случае не следует полностью полагаться только на самих себя. Это никоим образом не в нашей власти. Мы всего лишь можем иметь желание поиска этого союза, но осуществить его способен лишь Господь Бог.

Исходя из вышесказанного, наставляет святитель Феофан, нам всем не стоит слишком озадачивать самих себя, как соединиться с Богом. Ведь если Господу станет это угодно, то мы должны принять это с глубокой верой и поскорее начать благодарить Его.

Развивая тему борьбы со страстями, епископ Феофан обращает внимание своей паствы на то, что если что-то мешает внутреннему устроению, то этого следует всеми силами избегать. Такой помехой, безусловно, являются человеческие страсти во всех своих видах, сокрушающие духовную жизнь и препятствующие спасению. Опасность страстей в том, что они убивают действие благодати, приводят в хаос мысли и внимание человека [1, с. 50].

Для успешной победы над страстями, продолжает святитель, необходимо знать их природу, проявления и разрушительные последствия для жизни человека, чтобы стараться предотвращать их развитие в человеческой личности.

Указывает епископ и меры борьбы со страстями. Главные из них – осознание врага в страстных проявлениях натуры человека, злость на него и удаление его от себя с призыванием на помощь Спасителя Иисуса Христа. Также нужно эти действия повторять, пока не ликвидируем все дурные проявления и душа не успокоится. Для этого требуются решимость, настойчивость и, конечно, терпение. Очищение происходит, по словам святителя, с неукоснительным противодействием всему страстному в человеке, с «верою, упованием и любовью к Господу» [4, с. 41].

Епископ Феофан акцентирует внимание на том, что главным условием успешной победы над страстями является покаяние Господу в своих греховно-страстных проявлениях. Несмотря на все количество и тяжесть обременяющих человека страстей, искренне кающемуся, не уступающему всей своей ветхости, Господь Бог прощает все. Но чтобы не осталось в душе следа от грехов и страстей, необходимо загладить их противоположными добродетелями или воздержанием.

Несомненно, для нас представляет интерес высказывание святителя Феофана в своих письмах о том, что страсти – явление преходящее в человеке. Он сравнивает страсти с разумом, говоря, что разум является необходимой частью души. Если его отнять, то душа уничтожится. Что касается страстей, продолжает епископ, то они могут быть выгнаны, при этом не мешая человеку остаться человеком. Святитель обращает внимание и на то, что страсти, находясь в человеке, портят его и делают хуже неразумных животных [5, с. 217].

Характерно то, что у любой страсти есть свой бес, и он через свою жертву как бы подпитывает и укрепляет страсть. Наряду с этим, продолжает развивать свои мысли епископ Феофан, бесы управляют людьми посредством внушения, но если кто задумает покаяние и исправление, то тогда они активизируются и станут препятствовать этому.

Немаловажно и то, что владыка в своих назиданиях пастве использует тексты из Священного Писания: «трезвитесь, бодрствуйте» (1Пет.5:8), «блюдите, бдите и молитесь» (Мк.13:33). При этом святитель дает пояснения, над чем нужно бдеть и чего необходимо блюстись? Прежде всего, представляется необходимым внимательно смотреть, не появляется ли какая-либо страсть и не поднимает ли она голову. А блюсти нужно, чтобы она не ввела в заблуждение человека и не склонила угождать ей, в большом или маленьком размере [6, с. 203]. Даже если и ненароком пойдешь на страстные действия и сделаешь их невзначай, все равно это будет в угоду врагу рода человеческого, а не Богу, заключает епископ. Трезвиться – значит не отдавать свое сердце всяким житейским попечениям в ущерб богоугодным делам.

Подводя итог данной статье, необходимо отметить главный вывод, сделанный святителем. Он состоит в том, что если мы будем пристально смотреть за всеми нашими сердечными и душевными склонностями, то выполним эти апостольские и Господни наставления, и все в нашей духовной жизни будет под контролем.

Источники и литература

1. Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в 8 изданий. Загорск, Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1973. 150 с.

2. Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни – М.: Лепта Кн., 2007. 791 с.

3. Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. М., 2002. 602 с.

4. Собрание писем святителя Феофана. В 8 выпусках. Вып. 2. М., Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1902. 350 с.

5. Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. М., Правило веры, 2008. 502 с.

6. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письма. – М., Отчий дом, 2012. 304 с.


Источник: Ремезов В.В. Цель жизни христианина и пути его подвига по письмам святителя Феофана Затворника к мирянам // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. № 3 (15). С. 38–48.

Комментарии для сайта Cackle