иерей Андрей Кретов

«Семя жизни»: таинства в деле воспитания человека

Источник

«Seed of life»: sacraments in the parenting of man

Аннотация. Педагогическая система святителя Феофана – одна из самых разработанных частей его наследия. Учение святителя имеет своим основанием святоотеческое наследие. Основной принцип – синтез. Начало духовной жизни полагается в таинстве Крещения. Спасение – сохранение благодати через развитие свободы в человеке и его труд. Учение раскрывается через образ – «семя жизни». Этому образу посвящено данное исследование.

В письмах, проповедях, книгах святитель Феофан изложил евангельское учение о человеке и его спасении, раскрытое святыми отцами. Каждая часть этого учения добывалась кропотливым трудом: чтением, переводами, изложением.

Кто есть человек? Что есть в нём? Как развить свойства человека? Какой плод воспитания? Этим вопросам в учении святителя посвящены многие исследования.

Мы обратимся к началу антропологии Затворника. Цель жизни человека – блаженная жизнь за гробом, как неоднократно пишет святитель в письмах, а начало такой жизни – восприятие благодати в таинстве Крещения. С этого момента начинается воспитание человека: как младенца, так и взрослого. «Плод доброго воспитания есть сохранение благодати святого крещения», – вот предел воспитания человека, сохранить благодать, данную в Крещении. Однако святитель эту благодать называет в своих трудах «семенем жизни» и предлагает взращивать это семя. В Церкви есть все необходимое, по учению Затворника. Проповедь слова Божьего в храмах в виде поучения и пения – свет, Божественные таинства – влага, молитвословия и богослужебные чинопоследования – чистый воздух, покров для защиты – Господь, Божия Матерь и все святые, поддержка ствола и по времени отсечение лишних ветвей – пастыри и учителя церковные.

Таким образом, святитель понимает под «семенем жизни» дарованную в таинствах благодать. С одной стороны, её нужно сохранить. С другой, – чтобы сохранить эту благодать, свойства человеческие должны развиться. Не только посредством внешних воздействий, но прежде и внутренними делами. Если росток, принимая в себя инородные элементы, возрастает, то плод спасения принесёт дерево духовное, которое питается порождёнными ею элементами: мыслями, чувствами, желаниями, богоугодными делами. Это «развить, чтобы сохранить» напоминает бег Алисы.

Давайте попробуем оценить учение о «семени жизни» в контексте святоотеческого наследия. Как оказалось, «семя жизни» неустойчивый фразеологизм. В святоотеческом наследии он встречается не чаще 30 раз. У святителя Феофана этот термин встречается более 15 раз. Для исследования данного вопроса мы использовали компьютерный анализ корпуса греческих текстов. Анализ проводился при помощи базы данных веб-ресурса – Thesaurus Linguae Graecae, в связи с чем тексты приводятся на греческом языке.

Святыми отцами образ «семя жизни» используется чаще в другом контексте.

«Семя жизни» – Слово Божие, такая метафора приходит из евангельской притчи о сеятеле [Мф.13:3–23; Мк.4:3–20; Лк.8:5–15].

Иногда «семя жизни» Сам Христос, как пишет об этом Иоанн Златоуст, толкуя притчу о сеятеле и семени:

«Εἰ δὲ μετ’ ἀκριβείας ἐξετάσαι θελήσωμεν εὕροιμεν ἂν τὴν παραβολὴν ἁρμόζουσαν ἐπ’ αὐτοῦ τοῦ Σωτῆρος... ζωῆς σπέρμα ὑπὸ Θεοῦ Πατρὸς εἰς γῆν σπαρέν!» [5, с. 24].

«О, семя жизни, посеянное Богом Отцом на земле!»

Кирилл Александрийский говорит о семени во вне притчи о сеятеле. Слова Христовы о семени, которое должно погибнуть, чтобы принести плод [Ин.12:24] толкует следующим образом:

«Εἰ καὶ πρὸς τὴν παραβολὴν ὁ λόγος ἐσχηματίσθη πιθανῶς, καρπὸς γὰρ τῶν Χριστοῦ παθημάτων, ἡ πάντων ζωή, νεκρῶν τε καὶ ζώντων. σπέρμα γὰρ γέγονε ζωῆς, Χριστοῦ θάνατος» [3, с. 312].

«... Семенем жизни стала смерть Христа».

В корпусе святоотеческой мысли встречается образ семени в контексте таинства Крещения. Святитель Василий Великий пишет в трактате «О Крещении», что человеку даётся семя в Крещении. Он указывает на развитие семени и плоды. По слову апостола Павла [Рим.5:6] мы соединены со Христом подобием смерти Его. Но чтобы человек не ожидал только причастности к смерти и тлению через Крещение, а через это не приходил в уныние, апостол Павел утверждает: должны быть соединены и подобием воскресения.

Святитель Василий пишет: « δὲ καινότης τῆς ζωῆς σπέρματος καταβολὴν ὑπερβάλῃ, τῆς ἐνδόξου ἀναστάσεως τὴν ἐλπίδα βεβαιουμένη, ἐπιφέρει λέγων «Εἰ γὰρ σύμφυτοι γεγόναμεν τῷ ὁμοιώματι τοῦ θανάτου αὐτοῦ, ἀλλὰ καὶ τῆς ἀναστάσεως ἐσόμεθα» [2, с. 1548].

«...Чтобы обновление жизни превосходило посев семени утверждённой надеждой славного Воскресения...»

Святитель Григорий Палама, толкуя слова «И се отверзошася ему небеса» из Евангелия от Матфея, предлагает так понять тайну Крещения Господня. Погружение в воду – сошествие во ад, а восхождение из воды – Воскресение из мёртвых. Христос предоставляет нам приобщится Своей смерти и воскресению, приобрести спасение без мучения через таинство Крещения, подобно тому, как мы получаем спасение через причащение Тела и Крови Господних. Себе Христос оставил страдание и смерть, нам предоставил общение через Страсти Христовы без мучения.

«δι’ ἑκατέρου τε μυστηρίου καὶ δι’ ἀμφοτέρων καὶ ψυχῆς καὶ σώματος θεουργουμένων καὶ σπέρματα ζωῆς ἀκηράτου δεχομένων. Ἐν γὰρ τοῖς δυσὶ τούτοις πᾶσα ἡμῶν ἤρτηται ἡ σωτηρία πάσης τῆς θεανδρικῆς οἰκονομίας ἐν τοῖς δυσὶ τούτοις συγκεφαλαιουμένης» [4, с. 608].

«... Благодаря тому и другому, Души Его и Телу Его, обожествлённым и содержащим в себе семена подлинной жизни».

Святитель Григорий понимает под «семенем жизни» – то, чем обладает Христос, и то, что он предаёт нам, а мы воспринимаем для спасения.

Почитаемый святителем Феофаном святитель Тихон Задонский под семенем, даруемом в таинстве Крещения, понимал веру.

Таким образом, мы видим, что учение святителя Феофана Затворника о «семени жизни», т. е. благодати, даруемой в таинстве Крещения, находится в рамках святоотеческой мысли.

Но если святые отцы писали только о развитии этого семени (семя – плод, σπέρμα – καρπός), то преосвященный владыка говорит о развитии для сохранения. Но это не единственная особенность учения Затворника.

Вместе с благодатью человеку в таинстве Крещения даётся ревность о Боге, которая также является семенем жизни и при этом плодом сочетания благодати и свободы. Сочетание свободы и благодати во взрослом крещающемся даёт плод благодати и ревности, а младенец воспринимает только благодать, так как за него исповедают веру крестные родители.

Феофан Затворник полагал, что свободному существу для спасения недостаточно одного Крещения и его благодати. Благодать в человеке должна действовать через «труд проведения Духа во все области нашего существа... Это механически совершиться не может в свободном существе» [7, с. 120].

Святые отцы семенем жизни называли дело домостроительства спасения рода человеческого, совершенного Христом, и то, что с ним связано. Семя даётся в Крещении. Плод семени – спасение. Образ собирается как картинка в калейдоскопе. В своих трудах преосвященный владыка раскрывает этот образ последовательно, со всей глубиной. «Семя жизни» становится богословским основанием педагогики в системе святителя Феофана. Сохранить благодать, дарованную в таинстве Крещения, развить через труд человека, чтобы он смог воспринять свободно плод спасения – путь воспитания в Боге.

Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Паломник, 1990.

2. Basilius Caesariensis. De baptismo libri duo // J.-P. Migne, Patrologiae cursus completus (series Graeca) (MPG) 31, Paris: Migne, 1857:1848 р.

3. Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem // P. E. Pusey. Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium. 3 vols. V. 2 Oxford: Clarendon Press, 1872:737 p.

4. Gregorius Palamas. Homiliae XLIII–LXIII // P.K. Chrestou, Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἅπαντα τὰ ἔργα, vol. 11 [Ἕλληνες Πατέρες τῆς Ἐκκλησίας 79. Θεσσαλονίκη: Πατερικαὶ Ἐκδόσεις Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς, 1986]: 608 ρ.

5. Joannes Chrysostomus. In illud: Simile est regnum caelorum grano sinapis // J.-P. Migne, Patrologiae cursus completus (series Graeca) (MPG) 64, Paris: Migne, 1863:1428 p.

6. Тихон Задонский, свт. Собрание сочинений. Т. 1 М.: Директ-Медиа. 2015. 916 с.

7. Феофан (Говоров), свт. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. М.: Правило Веры. 2004. 646 с.

8. Феофан (Говоров), свт. Путь ко спасению. М.: Дар, 2005, 544 с.

9. Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться: письма М.: Отчий дом, 2006, 302 с.


Источник: Кретов Андрей, иерей. «Семя жизни»: таинства в деле воспитания человека // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2021. № 4 (8). С. 31–36.

Комментарии для сайта Cackle