Н
Неприязнь к людям
1. Она вызывает гнев Божий
Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий, – неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор. Извольте потрудиться и все, чем обнаруживала она себя в вас, выяснить и положить пресечь без раздумываний, как бы это благовидно ни казалось. Неприязнь вместо людей обратите теперь на то, чем она в вас обнаружилась и извергните то вон. Случалось вам читать или слышать слова Апостола: «Сердце мое распространилось к вам»? Так и распространите и вы свое сердце и за то получите искомое и желаемое. (Вып. 3, пис. 484, стр. 150–151)
2. Способ ее уничтожения
Взявшись благоугождать Богу, надо, во-первых, все принимать спокойно и терпеть благодушно, а, во-вторых, уметь держать себя при сем и действовать. Первое легко – стиснул зубы и молчи, а второе очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет и чрез слово, и чрез дело, и чрез движение, и чрез мину. Это обстоятельство все и портит, как вы сами видите. Но имеете опыт – извольте учиться, наука проста, но трудно заучиваемая. Именно: в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует говорить, ни действовать. Надо наперед успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтоб и следа ее не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь и дело пойдут ладно. Можно тогда и сурово и строго говорить, даже бранчливо, и речь не произведет худого действия; ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный. Извольте теперь из того случая взять себе урок. Сядьте и осмотрите, что бы следовало вам подумать, чтобы изгладить неприятное чувство... И вперед по сему действуйте.
Вы о тех... думаете худо. Это источник неприятных к ним чувств. Научитесь думать о них хорошо и возбудите в себе почтительные к ним чувства. Непременно сделайте это – доведите себя до такого к ним чувства, какое имеете к какому-либо уважаемому лицу, и сие чувство храните... и с ним ходите. Тогда никаких неприятностей не будет. Так ведь и должно вам быть расположенным. Какое вам дело до их поведения?! Начальство есть, – и почитайте. (Вып. 8, те. 1459, стр. 198–199)