Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Мысли о воспитании как о святом деле в учении святителя Феофана Затворника
А.В. Абрамов, А.А. Доценко

Мысли о воспитании как о святом деле в учении святителя Феофана Затворника

Источник

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы религиозно-нравственного воспитания детей и юношества в мыслях, высказанных святителем Феофаном затворником. Идеи святителя Феофана об образовании и воспитании до сих пор актуальны, так как обращены на духовное развитие не только личности ученика, но и учителя, а также родителей. Он считал, что образование должно развивать не только ум, но и облагораживать сердце. Святитель Феофан христианскую любовь полагал началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение – лучшей средой и средством доброго воспитания. Он верил в силу христианской любви и придавал огромное значение ее нравственному воздействию.

Разбору тех или иных аспектов, связанных с воспитанием в учении святителя Феофана затворника, посвящено большое количество публикаций, среди которых можно вспомнить хотя бы статью из прошлого выпуска «Феофановских чтений» иерея Николая Антипенко, в которой рассматривается тема аскетического делания в жизни подростка по трудам святителя Феофана затворника [см.: 1, c. 100–108].

Из специальных диссертационных исследований, связанных с темой воспитания в учении святителя Феофана затворника, можно отметить кандидатскую работу Александра Игнатова, в которой он проанализировал педагогические воззрения и практику духовного воспитания святителя Феофана. В своем диссертационном исследовании а. Игнатов пришел к выводу, что святитель Феофан «воплотил в себе лучшие черты русского педагога: глубокую любовь и постоянное желание помочь ученику, высокое профессиональное мастерство…» [2, с. 4].

В учении святителя Феофана затворника важное место занимает учение о воспитании, которое он называл «святым делом», и сам непосредственно принимал активное участие сначала в качестве наставника в различных духовных учебных заведениях, а впоследствии, когда он ушел в затвор – через свои многочисленные письма, где было немало ответов на вопросы, связанные напрямую или косвенно с воспитанием.

В воспитании святитель Феофан выделял христианскую любовь, как начало воспитательных мер, а храм и богослужение, как лучшее место и средство для христианского воспитания. Он придавал большое значение силе христианской любви и ее нравственному воздействию. На вопрос о лучших способах воспитания он отвечал: «Полюбите детей, и они вас полюбят» [4, с. 78]. «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь» [3, с. 21]. Святитель Феофан считал, что нравственное воспитание должно быть религиозным, что именно такое воспитание соответствует самой природе человека, а воцерковленность служит лучшим средством для этого.

Сам святитель Феофан затворник постоянно присутствовал на молитвах учеников, когда был инспектором и ректором семинарии, а в праздничные дни сам совершал богослужения. С воспитанниками он проводил беседы об основах православной жизни, о необходимости сохранения чистоты сердца и ума при обращении к Богу. Он постоянно обращался к Библии и святоотеческим творениям, приучал своих воспитанников к труду и занятиям живописью, чтобы они не были праздны.

Будучи преподавателем нравственного богословия, святитель Феофан составил руководство для духовной жизни «начертание христианского нравоучения», вышедшее в печать под названием

«Письма о христианской жизни» (издано в 1898–1901 гг.). Он одним из первых среди православных богословов дал нравственным явлениям психологическое обоснование, этому способствовали наблюдения над духовным миром и глубина знаний в этой области, а также его внутренний духовный опыт.

Святитель Феофан затворник в своих творениях затронул многие важные вопросы по христианской педагогике. Квинтэссенцию своих взглядов, в которой отразились и его педагогические мысли, он изложил в труде под названием «Путь ко спасению» (1868–1869 гг.). Примечательным в этом труде является изречение, в котором святитель Феофан пишет: «Воспитание из всех святых дел самое святое» [5, с. 51].

Главным делом в воспитании он считал богоугодные занятия, а научности как рациональному постижению учения он придавал придаточное качество, необходимое только для временной жизни. По его учению всякая преподаваемая христианину наука должна быть пропитана православными началами.

Феофан затворник считал, что воспитатель, чтобы воспитать кого-то другого, сам должен пройти все степени христианского совершенства. К недостаткам воспитания он относил отдаление от Церкви и ее благодатных средств, что приводит к духовному упадку православной жизни; а невнимание к телесным потребностям приводит к телесному развитию страстей.

Святитель Феофан, обращаясь к родителям своих воспитанников, отмечал, что для улучшения процесса воспитания необходимо сначала уяснить смысл подлинного христианского воспитания, применяя его в собственной семье, поскольку именно домашнее воспитание закладывает начало всему последующему. Как лучшее воспитательное средство он выделял церковность и благочестие родителей. Особую душевную атмосферу с младенческого возраста по его учению придают священные предметы, такие как икона и крест, и благочестивый пример жизни родителей. Благодатную жизнь с младенчества хранят церковные таинства, особенно евхаристия: они освящают и умиротворяют ребенка.

Особый путь общения душ ребенка и родителей осуществляется через сердце, когда один дух влияет на другой. Проводником такого внешнего духовного воздействия является взор, через который происходит встреча души с душой.

По учению святителя Феофана затворника, с возрастом у воспитанника необходимо развивать все силы души: ум, волю и сердце – и научиться следить за их формированием [4, с. 45–47]. При таком развитии сил души ум у воспитанника будет наполняться здравыми рассуждениями и понятиями, различением добра и зла. Святитель Феофан считал, что лучше всего это достигается в устной форме диалога в вопросно-ответной форме с учениками. Укрепление воли ребенка осуществляется через послушание, отсечение своеволия и приучение делать добро, используя такое качество, как «любоподражательность» ребенка.

Святитель Феофан затворник к высшим способностям человека относил страх Божий, совесть и молитву, поскольку именно они обнаруживают его дух. Страх Божий рождает молитву и очищает совесть, и чем раньше пробудятся страх Божий и молитва, тем прочнее будет благочестие в последующие годы. Но главное, в детях должно образоваться совестливое и сознательное настроение. Воля родителей для детей, есть закон совести и Божий. Поэтому у родителей должно хватать благоразумия не ставить детей в такие условия, чтобы они преступали их волю. А если это случится, расположить их к раскаянью.

Святитель Феофан затворник дает также советы, способствующие образованию добрых привычек. Он пишет, что в питании детей следует приучать к умеренности, в движении – к трудам, живости и степенности, в отношении чувствительности – к безбоязненному перенесению перемен температуры, боли, ушибов и т. п. При этом тело человека рассматривается как орудие духа, поэтому его надо развивать так, чтобы оно содействовало и помогало, а не препятствовало развитию нашей духовной деятельности. Все, что возбуждает чувственность и питает страсти, должно быть устранено из детской жизни.

Воспитание юноши так же, как и в детстве, должно носить религиозно-нравственный характер, чтобы не разрушилось то, что было сформировано в раннем возрасте. Святитель Феофан затворник дает подробную характеристику юношеского возраста, рассматривая его как возраст, более других затрудненный для воспитательного воздействия. По его учению, этому возрасту свойственны жажда впечатлений, склонность к общению, желание всех критиковать и другие качества, порождающие неуравновешенность и возможность увлечь подростка за рамки дозволенного. Жажда впечатлений ведет к намерению испытать в своей жизни опыт других. Чтобы удовлетворить эту жажду, подросток много и без разбора читает, что приводит к развитию склонности к легкому, поверхностному и беспорядочному чтению. Самый верх опасности для подростков – с точки зрения сохранения целомудрия. По учению Святителя Феофана затворника – это обращение с противоположным полом.

Он отмечает также, что следует опасаться состояния чрезмерной рассудочности, которая скептически на все смотрит и отвергает не совпадающее с мерой его понимания. По этой причине в подростковом возрасте учащиеся часто остаются холодны к вере и Церкви и вместо этого обращаются к теориям, не совместимым с церковным вероучением и даже здравым смыслом. Истинные христиане для них – мистики, запутавшиеся в своих понятиях, или лицемеры.

Не входя в подробное рассмотрение воспитательных мер и правил, святитель Феофан затворник дает общие рекомендации, чтобы в качестве надежного руководства избрать строго выдержанную дисциплину и авторитет воспитателя. Успех и влияние воспитательных мер в подростковом возрасте в значительной степени определяется характером, который заложен в первоначальном семейном воспитании. Поскольку именно то, каким человек выходит из подросткового возраста, чаще всего зависит от того, каким он вступает в него.

Святитель Феофан затворник признавал плодотворным только то образование, которое развивает не только ум, но и облагораживает сердце. По его убеждению, любая хорошая русская школа должна нести в своей основе начала религии и нравственности. Этим святитель Феофан затворник хотел отметить, что прежде, чем сообщить воспитуемым какие-либо научные знания, необходимо дать им здравые понятия о главных христианских истинах – о Боге, мире, природе, человеке. Для этого сначала нужно основательно запечатлеть в сознании и сердце основные нравственные истины, а уже после на их основании строить всю систему научного образования. Чтобы по мере углубления научного образования нравственные идеи имели большее значение.

Размышляя о том, что может сделать школа для духовного блага своего воспитанника, святитель Феофан затворник останавливается на двух основных моментах: на просвещении ума и воспитании сердца как подлинного центра духовной жизни.

Таким образом, идеи религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения по учению святителя Феофана затворника остаются актуальными в отношении обращения к духовному целостному развитию не только личности воспитанника, но и его наставников.

Источник и литература

1. Антипенко Н. Аскетическое делание в жизни подростка: по трудам святителя Феофана // Феофановские чтения. Рязань, 2021. Вып. 14. с. 100–108.

2. Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана затворника: Автореф. дис. Канд. пед. наук: 13.00.01 / Игнатов Александр Александрович. Курск, 2004.

3. Мысли на каждый день года // Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. м., 1915.

4. Смирнов П. А. жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. 2-е изд. м., 1915.

5. Феофан Затворник , свт. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики. М., 1899


Источник: Абрамов А.В., Доценко А.А. Мысли о воспитании как о святом деле в учении святителя Феофана Затворника // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. № 1 (13). С. 38–44.

Комментарии для сайта Cackle