Азбука веры Православная библиотека святитель Феофан Затворник Молитвенная практика мирского человека в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника
О.И. Исаков

Молитвенная практика мирского человека в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника

Источник

Аннотация. Статья посвящена вопросу молитвенной практики для мирских лиц, рассматриваемой святителем Феофаном Затворником в его эпистолярном наследии. Общаясь с многочисленными корреспондентами из мирских лиц, святитель Феофан часто встречался с вопросами мирян о совершении ими молитвенного правила в условиях семейной и светской жизни. Понимая трудности жизни в миру, Вышенский святитель не оставлял данные вопросы без своего внимания. Так, исследуя особенности жизни каждого отдельного корреспондента, он находил для них отдельное и индивидуальное решение в практике молитвенного делания. В настоящее время советы святителя Феофана о молитвенном делании мирян не теряют своей актуальности. Изучая письма святителя Феофана Затворника, каждый православный христианин может найти в них душеполезные рекомендации о практике молитвы, которые имеют для него особое практическое значение и актуальность в современных условиях светской и семейной жизни. Указанная статья приводит обзор основных идей и советов святителя Феофана о практике молитвы для мирских лиц, выраженных им в переписке с мирянами.

Abstract. This article is devoted to the question of prayer practice for lay people, considered by St. Theophan the Recluse in his epistolary legacy. Communicating with numerous correspondents from lay persons, St. Theophan often met with questions from laypeople about their observance of the prayer rule in the conditions of family and secular life. Understanding the difficulties of life in the world, the Vyshensky saint did not leave these issues without his attention. Thus, examining the peculiarities of the life of each individual correspondent, he found a separate and individual solution for them in the practice of prayer work. At present, the advice of St. Theophan on the prayerful work of the laity does not lose its relevance. Studying the letters of St. Theophan the Recluse, every Orthodox Christian can find in them soul-useful recommendations about the practice of prayer, which have special practical significance and relevance for him in modern conditions of secular and family life. This article provides an overview of the main ideas and advice of St. Theophan on the practice of prayer for lay people, previously expressed by him in correspondence with lay people.

Среди всех творений святителя Феофана Затворника значимое место занимают его письма, адресованные различным людям, состоящим с ним в духовном общении. Эпистолярное наследие святителя Феофана весьма обширно. Изучая письма святителя Феофана, каждый из вопрошающих может найти ответ на любой вопрос как личной, так и духовной жизни. Святитель Феофан общался со своими корреспондентами на языке, который был понятен каждому. Он избегал сложного языка и двусмысленности. Святитель прежде всего ориентировался на социальный статус своего корреспондента, и к каждому он подстраивался в плане изложения той или иной мысли. Святитель Феофан общался с мирскими лицами и каждому отвечал на тревожащие их вопросы бытового и светского характера. Но вместе с этим, отвечая на такие вопросы, святитель всегда находил возможность затронуть вопросы духовно-нравственного характера, которые касаются непосредственно души человека в ее связи с Богом. Анализируя эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника, мы можем увидеть, что большая часть затронутых в переписках вопросов касалась темы молитвы и молитвенного делания. Святитель Феофан видел в этом вопросе чрезвычайную важность, и поэтому очень часто в письмах к мирянам он затрагивает данную тему, стараясь показать каждому важность и необходимость творения молитвы – как необходимого средства в общении с Богом. Вместе с этим, имея богатый духовный опыт, святитель Феофан понимал, что молитва в условиях мирской, семейной жизни имеет свои особенности, так как мирские заботы и семейные обязанности занимают у человека значительное количество времени, а также отнимают много физических и душевных сил. Основываясь на этом, святитель предлагает своим корреспондентам из мирских лиц свое понимание и рекомендации по творению молитвенного правила в условиях жизни христианина в миру. В данном аспекте мы рассмотрим практические рекомендации святителя Феофана Затворника относительно совершения мирскими лицами молитвенного правила в условиях светской и семейной жизни, изложенные им в эпистолярном наследии.

Прежде всего необходимо отметить, что проблема молитвенной практики современного мирянина является особо актуальной в настоящее время. Активный процесс урбанизации населения, начавшийся в конце XX века, породил активный рост экономических и социальных потребностей населения. При этом необходимость в удовлетворении данных потребностей приводит общество к росту его трудовой и общественной деятельности. Современный человек, желая удовлетворить свои физические потребности (в пище, одежде, жилье), в условиях рыночной экономики вынужден посвящать трудовой деятельности большую часть своего времени. В свою очередь трудовая деятельность в совокупности с выполнением обязанностей семейных ограничивает человека во времени для физического и умственного отдыха. В таких условиях современный христианин лицом к лицу встречается с проблемой нехватки времени на должное и полное исполнение положенного молитвенного правила утром и вечером, а также перед Святым Причащением. На основании вышеизложенного проблемы, поднятые святителем Феофаном Затворником относительно творения молитвенного правила мирянами, являются особо актуальными в настоящее время. Его советы, данные в письмах конкретным корреспондентам, имеют свое практическое применение и в настоящее время (относительно современных православных христиан XXI века).

Итак, рассматривая вопрос молитвенного правила в понимании святителя Феофана, прежде всего считаем необходимым остановиться на одной особенности в духовном общении святителя Феофана Затворника с окружающим миром. Эта особенность заключается в том, что святитель Феофан в письмах к мирянам приводит мысль о том, что монашествующие и миряне сходятся в самом главном – в желании каждого из них стать истинными христианами, а также в единстве духа и внутреннего (духовного) расположения. Именно это желание, а также единство внутреннего расположения и объединяет, по мысли святителя, монашествующих и мирян. Свою точку зрения о едином понимании аскетики как у мирян, так и у монашествующих доказывал словами апостола Павла к Ефесянам, согласно которому мы имеем единого Господа, единую веру и единое Крещение (Еф.4:5) [4 с. 204–205]. На данном основании святитель указывает своим корреспондентам, что аскетические наставления к монашествующим также применимы и к мирянам. Эта особенность в свою очередь является весьма важной в вопросе молитвенного делания.

В письмах к княгине П.С. Лукомской, вошедших впоследствии в книгу «Письма о христианской жизни», святитель Феофан, рассматривая вопрос молитвы, приводит слова апостола Павла к Солунянам «Непрестанно молитеся» (1Сол.5:17). Приведя в письме указанные слова, святитель задается вопросом: к кому относятся эти слова, к избранным людям или вообще к каждому человеку? Задав подобный риторический вопрос, святитель Феофан сразу же дает на него ответ. Указанные слова апостола Павла, по мысли святителя Феофана, относятся не к отдельным людям, но к каждому. Все люди должны соблюдать данные слова о необходимости творения непрестанной молитвы [4, с. 53–54].

В данном письме святитель Феофан также указывает нам причины, почему мы должны стремиться к постоянной молитве. Так, желая побудить своего адресата к творению к более частой, постоянной молитвы, святитель Феофан дает отсылку на одно из слов преподобного Исаака Сирина, в котором преподобный говорит следующее: «У кого помышления всегда о Боге, тот прогоняет от себя демонов и искореняет семя их злобы. Кто ежечасно надзирает за своею душою; у того сердце возвеличится откровениями. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого; тот зрит в себе духовную зарю. Кто возгнушался всяким парением ума; тот зрит Владыку своего внутрь сердца своего» [1, с. 61–62]. Святитель Феофан соглашается с мнением преподобного Исаака Сирина. Он приводит вышеуказанное мнение в качестве причин, побуждающих каждого стремиться к частому, непрестанному общению с Богом в молитве. В качестве примера непрестанной молитвы святитель Феофан приводит преподобного Серафима Саровского, который всю жизнь стоял перед Господом и, по слову святителя, «горел как свечка». Приводя в пример молитвенное делание преподобного Серафима Саровского, святитель Феофан указывает на то, что преподобный был таким же человеком, как мы. Его предназначение такое же, как и у всех людей, ибо «Живот ваш сокровен есть со Христом в Боге» (Кол. 3:3) [4, с. 54].

Таким образом, мы видим, что святитель Феофан говорит каждому из нас о том, что все мы призваны к непрестанной молитве. По слову святителя, краткий вопль к Богу доходит до Бога, а это можно творить непрестанно. Вместе с тем святитель Феофан понимал, что, несмотря на свою чрезвычайную важность, непрестанная молитва является уделом далеко не всех людей. Не каждый человек, особенно новоначальный, способен к непрестанной молитве. Указанием на заповедь непрестанной молитвы святитель Феофан стремился каждому из нас показать великие плоды такой молитвы, и через это побудить каждого к более усердному и частому исполнению молитвенного делания в условиях семьи и светской жизни, так как молитва, по слову святителя Феофана, есть первое дело в христианской жизни, дыхание духа и условие жизни духа.

В письмах к Л.Н. Шишкову – знаменитому ученому-химику – святитель Феофан приводит свои мысли, касающиеся творения молитвы мирскими лицами в условиях светской жизни. Так, святитель Феофан говорит о том, что мирской человек, несмотря на свои семейные, общественные и иные заботы, должен непременно иметь постоянное молитвенное правило. Как и в случае с письмом к княгине Лукомской, святитель Феофан пишет своему корреспонденту Шишкову, что «дело молитвы – есть дело не безмолвников», но есть дело всех христиан [2, с. 67].

Обращаясь к Шишкову, святитель Феофан указывает на необходимые условия совершения мирянами молитвенного правила. Так, молитва не должна быть формальной. Она, по слову святителя, «есть беседа человека с Богом». В этой связи формальное совершение молитвенного правила является недопустимым для христианина.

Следующим условием к совершению молитвы является искренность, благоговейность и непрестанное памятование о Боге. Святитель Феофан пишет, что в деле молитвы «спешить никогда не должно», недопустимо обращаться к Богу «кое-как», но необходимо обращаться с великим благоговением. Святитель Феофан говорит о необходимости всячески избегать механизма в совершении молитвенного правила. Человек не должен быть рабом правила, но призван быть его госпожой [2, с. 67–68]. Ориентируясь на трудности и многозаботливость светской жизни, а особенно жизни семейной, святитель Феофан считает допустимым возможность сокращать молитвенное правило при наличии на то причин. В таких случаях святитель советует мирянам прочитать на память несколько наиболее любимых молитв из утреннего или вечернего правила или – при полном отсутствии времени – вместо чтения молитв из правила совершить несколько поклонов с истинной сердечной молитвой.

Как указывает в своих письмах святитель Феофан, в жизни мирян весьма часто встречается такое явление, как многозаболивость. Под ней следует понимать состояние, при котором человек погружен в неустанные хлопоты. Это состояние, по слову святителя, опасно тем, что оно способно привести человека в состояние духовного ослабления, при котором человек начинает опускать молитвенное правило. Это состояние в дальнейшем может привести человека в более опасное состояние духовного омертвления. Для того, чтобы человек не впал в подобное состояние, святитель Феофан советует своим корреспондентам каждое дело начинать и оканчивать с молитвенным воззванием к Богу. В таком случае, по слову святителя, «всякое дело и будет окутано Божеским одеянием, а не выбьет Бога из души» [2, с. 68]. В тех случаях, когда человек, находясь в многозаботливости, впал в состояние духовного охлаждения, святитель Феофан советует непременно начать молиться краткой молитвой, которая, будучи произнесена искренне и горячо, способна вновь возгреть в душе человека ревность в молитвенном делании.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях святитель Феофан советует своим корреспондентам нудить и принуждать себя к совершению молитвенного правила. Так, святитель пишет, что в тех случаях, когда домашняя молитва не идет на ум, необходимо немного отойти от нее, а потом, в случае повторения данного состояния, необходимо понудить себя к насильственному исполнению молитвенного правила, но с непременным вниманием и напряжением. В такой ситуации человек должен обязательно понимать то, что читает, и чувствовать это. Данное состояние святитель Феофан сравнивает с ребенком, не желающим поклониться, которого «насильно берут за чуб и нагибают на поклон» [5]. В некоторых ситуациях, например, при отсутствии времени на молитву, святитель Феофан советует мирянам сделать несколько земных поклонов, но непременно – с внимательной, сердечной молитвой [2, с. 68].

В своих письмах к мирским лицам святитель Феофан неоднократно писал о необходимости творить молитвенное правило без использования книжек с их текстами. Так, в одном письме святитель указывает, что чтение молитв по книжке много рассеивает [3, с. 166–167]. Святитель Феофан, имея богатый духовный опыт, прекрасно понимал, что многих людей чтение молитв по книжке рано или поздно приводит к формализму и всяческому отвлечению. Он пишет, что «не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все то, что у вас написано, проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить, или кое-как с рассеянною мыслию и блужданием ума. И следовательно, не молясь – исполнить молитвенное правило. Выйдет – молитва грех пред Богом» [5]. В связи с этим преосвященный Феофан советует своим корреспондентам постепенно заучивать молитвы из утреннего, вечернего правила, из других молитвословий, а также псалмы, чтобы позже уже молиться умом, без чтения текста из книжных молитвословов и меньше зависеть от книжки [6]. Данная мера, по мысли святителя Феофана, позволит человеку отойти от чтения молитв по книжке, позволит более глубоко – сердцем почувствовать смысл каждого слова молитвы и, наконец, самое главное, что такая молитва будет позволять человеку читать ее не только перед иконами утром или вечером, но в течение всего дня, во время занятия житейскими делами и выполнении рабочих обязанностей. Таким образом, держание в памяти слов тех или иных молитвословий открывает для человека дорогу к следованию заповеди о непрестанной молитве. Однако это будет возможным, если человек, по слову святителя, будет совершать это делание (то есть молитву) со страхом, трепетом, устанавливая внимание перед Богом.

В современной жизни весьма часто священники сталкиваются с вопросом прихожан о напрасной молитве. Так, нередко люди жалуются на то, что Бог не исполняет их молитвы. Они считают в таком случае, что их молитвы мертвы, напрасны и уходят в никуда. Такие же вопросы поступали и святителю Феофану. Святитель в этой связи весьма часто подчеркивает в письмах к мирянам, что любая молитва, вознесенная к Богу, никогда не пропадет даром. Плод молитвы, по слову святителя, не зависит от того, исполнил ли Бог наше прошение или нет. Бог лучше нас видит, что нам полезно, а что вредно. Как отмечает святитель Феофан, Бог, не исполняя то или иное наше молитвенное прошение, подает нам за молитвенный подвиг и труд – совершенно иное благо, что, возможно, не заметно нам самим [7]. Зная, что просимое будет нам не в пользу, Бог не исполняет его, тем самым принося нам великое благо. Таким образом, по мысли святителя, любая молитва, обращенная к Богу, не остается незамеченной у Бога и в любых случаях, приносит человеку великую пользу.

На основании всего вышеизложенного мы видим, что святитель Феофан определяет молитву как первое дело в христианской жизни. Являясь дыханием жизни, молитва, по слову святителя, поддерживает жизнь духа. Не только монашествующие, но и миряне призваны по слову святителя иметь свое молитвенное правило и ограждаться им от духовного охлаждения и очерствления. Анализируя учение святителя Феофана Затворника о молитве, мы видим, что святитель, ставя молитвенное делание во главу угла, призывает каждого из нас не пренебрегать молитвенным правилом, – которое является для нас средством в общении с Богом. В светской жизни, семейных хлопотах каждый из нас должен иметь молитвенное памятование о Боге. По мысли святителя Феофана, постоянная краткая молитва, совершаемая человеком при выполнении работ, осуществлении той или иной трудовой деятельности, способна согревать сердце такого человека, наставлять его в духовной жизни и приучать к постепенной непрестанной молитве, к которой по слову апостола призван каждый из нас.

Источники и литература

1. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 632 с.

2. Каширина В.В. Шишковы как адресаты святителя Феофана // сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 т. / под ред. д-ра филол. наук В. В. Кашириной; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Т. 2. Рязань, 2017. – 300 с.

3. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. М., 2014. – 336 с.

4. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. М., 2007. – 448 с.

5. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-1–113.html (дата обращения 09.11.2022).

6. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.org/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/2 (дата обращения 15.11.2022).

7. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 8 [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.org/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/8 (дата обращения 17.11.2022).


Источник: Исаков О.И. Молитвенная практика мирского человека в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника // Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. № 4 (16). С. 19–28.

Комментарии для сайта Cackle