Феодор Анагност

Ἀναγνώστης – греч. «чтец». Ортодоксальный церковный писатель, как предполагают, чтец константино-польской церкви. С 511 г. при императоре Анастасии, поддерживавшем ариан и монофиситов, он находился в изгнании в Ганграх (Пафлагонии, малоазиатской приморской области на южном берегу Черного моря). Со вступлением на престол императора Юстина I (518 – 827 гг.) и восстановлением православия Феодор Анагност возвратился в Константиополь. Его «Трехчастная история», написанная, по-видимому, в годы изгнания, сохранилась в извлечениях церковного историка XIV в. Никифора Каллиста Ксанфопула. Отрывки из этого сочинения содержались в трудах Иоанна Дамаскина, в лексиконе Суды и в других источниках. В первых двух частях «Трехчастной истории» освещаются события с 20-го года правления императора Константина I (326 г.) вплоть до царствования Юлиана (361 – 163). В основу третьей части, состоявшей из двух книг, были положены собственные наблюдения автора, материалы ранневизантийских хроник, устные предания и, возможно, сочинения богослова Диодора Тарского.

Центральное место в ней отведено Константинополю и церковной политике Анастасия, покровительствовавшего арианам, манихеям, монофиситам и другим еретикам. Феодора Анагноста привлекали лишь те политические события, которые касались истории церкви (народные волнения при Анастасии, разрушение несторианской школы в Эдессе императором Зиноном, диспут арабского правителя Аламундара, принявшего христианство, с монофиситским ересиархом Севером, казнь Теодорихом диакона, перешедшего в арианство, восстание Виталлиана, которое рассматривалось автором только как религиозное движение и др.). На протяжении всей книги Феодор Анагност выступал как ярый приверженец православия, ненавидевший всякое инакомыслие. Его сочинение, отличавшееся простотой изложения, «достаточной информативностью, отсутствием трудных для понимания богословских рассуждений и обширных документальных материалов» (З.В.Удальцова) использовали не только православные церковные историки (Георгий Амартол, Лев Грамматик, Иоанн Дамаскин, Иоанн Мосх, Феофан Исповедник и др.), но и монофиситы (Иоанн Эфесский и др.).

Комментарии для сайта Cackle