Учение Маймонида о ветхозаветных пророчествах

Источник

Параграф I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

 

 

Из «Revue de Théologie et de Philosophie» 1899 № 3. V. «De la prophetie par Maimonide». Предлагаемая статья, переведенная с еврей­ского языка на французский пастором L. Саrt’ом и затем на русский язык, составляет краткое извлечение из одного обширного труда изве­стного еврейского ученого Маймонида (род. 1135–1204), сочинения, оза­главленного «Второй закон» или «Крепкая рука», в котором автор задался целью систематически изложить основы еврейской религии, рассматривая их с точки зрения учения, морали, законодательства, судопроизводства, обычного права и т.д. Стараясь утверждаться на тексте Ветхого Завета и Талмуда, он не ­приводит однако никаких спорных мнений раввинов. Этот труд Маймонида состоит из 14 книг, посвященных следующим предметам: 1) совесть, 2) любовь, 3) времена, 4) женщины, 5) освящение, 6) обеты, 7) посевы, 8) богослужение, 9) частные жертвы, 10) целомудрие, 11) потери, 12) собственность, 13) обычное право и 14) судьи. Первая книга, в свою очередь, разделяется на пять частей, из которых первая озаглавлена: «Основы закона». В предлагае­мом нами переводе находятся VІІ–X главы этой части, в которых Маймонид трактует о пророчествовании, опираясь, главным образом на библейские данные. Евреи вообще отличались глубоким уважением к Св. Писанию, осо­бенно это надобно сказать о двух позднейших школах – Танаим и Амораим; но они же часто с простыми словами Библии до такой степени соединяли аллегорический и гагадический смысл, что этим затемняли и даже извращали подлинный смысл. К подобным же толкователям Библии принадлежит и Маймонид. Не смотря на буквальное значение текстов Св. Писания, он часто при­писывает им совсем не тот смысл, который в них находится. Мы не го­ворим уже о других, чисто талмудических воззрениях Маймонида, каково, например, его чрезмерное превозношение пророческого дара Моисея. Что же касается его учения, собственно, о ветхозаветном пророчестве, то оно должно быть пополняемо другим его сочинением, озаглавленным «Delálath al-Chairin». Написанное по-арабски, сочинение это было переведено на французский язык. S. Munk’ом под заглавием Guide des égarés (Руководитель заблуждающихся). Во многих местах этого другого сочинения Маймонид тоже касается вопроса о пророчествовании. Читатель встретит ссылки на это сочинение и в предлагаемом нами трактате. Полагаем, что трактат этот, связно и последовательно изла­гающий подлинное учение талмудистов о ветхозаветных пророчествах, помо­жет христианским читателям лучше уяснить себе талмудические воззрения на этот предмет и яснее понять их ошибочность. Впрочем, редакция ж. «В. и Р.» надеется со временем представить и более подробные или обстоятельные суждения о талмудических заблуждениях по этому предмету. Ред.

Содержание: §1 Необходимые условия для приобретения пророческого духа. §§ 2 и 3. Действия, производимые вдохновением; пророческие видения предста­вляются в виде аллегорических картин. §§ 4 и 5. Для пророчествования не­обходимо быть в особенном настроении духа. § 6. Различие между Моисеем и другими пророками. § 7. Чудеса не всегда служат доказательством пророче­ского послания. §§ 8 и 9. Авторитет Моисея, как пророка, основывается на Синайских явлениях, свидетелем которых был весь Израиль. §§ 10 и 11. Всякий пророк, противоречащий постановлениям Моисея, – ложный пророк; та­ков же и тот, кто пытается изменить Закон, который неизменен. §§ 12–14. Должно повиноваться пророку, если он приказывает нарушить закон лишь временно. § 15. Идолопоклонство составляет исключение. §§ 16 и 17. Предска­зания пророков должны исполниться вполне точно. § 18. Различие между волхво­вателями и пророками. § 19. Исключение относительно наказаний, предвозвещае­мых пророками. § 20. Признанный пророк заслуживает нашего полного доверия.

§ 1

Должно знать, говорит Маймонид, что одна из основ религии состоит в том, что Бог ниспосылает людям дар пророчества. Но пророческий дух может почить только на таком человеке, который одарен большой мудростью, богат добродетелями, не позволяет своим страстям управлять со­бой, и который владеет обширным и твердым умом. Если человек, имеющий эти качества и здоровый телом, станет возноситься (умом) в сферу высших философских размы­шлений, глубоко обдумывая наиболее важные и трудные (мета-физические) предметы, и ум его достаточно тверд, чтобы понять и усвоить их смысл; если он освятит себя, уда­лившись в уединение и воздерживаясь от той жизни, какую ведет большинство людей, ходящих во мраке времени; если он принудит себя не думать совершенно о вещах пустых и суетных, имеющих лишь временный интерес, и привык­нет к этому, а его ум (свободный от всех этих забот) беспрестанно стремится в высоту, чтобы, достигнув престола (Божия), постигнуть святые и чистые формы1 и созерцать

премудрость Святого (да будет он благословен) во всей полноте, от первого проявления ея и до центра земли и объят ея величие, – то при этих условиях2 Дух святой почиет на нем. С того момента, как этот Дух будет дан человеку, он уподобится ангелам, имя коих означает умную силу3; он сделается другим человеком, и его ра­зум укажет ему, что он уже не таков, как прежде, но поставлен на степень высшую, чем другие мудрецы, как сказано Саулу: «ты будешь пророчествовать с ними, и сде­лаешься другим человеком» (1Цар.10:6).

§ 2

Есть несколько пророческих степеней; подобно тому, как в обладании мудростью один человек может превосходить другого, так один пророк может быт вдохновлен более другого. Все же пророки созерцают пророческие видения посредством снов и ночных явлений, если же днем, то когда на них находит глубокий сон, как сказано: «я от­крываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Числ.12:6). Когда они пророчествуют, (у всех замечается это), их члены дрожат, физические силы падают, все мысли при­ходят в смущение и остается только свободный (от всех оков) разум, постигающий смысл видения, как сказано об Аврааме: «и вот, напал на него ужас и мрак великий» (Быт.15:12), или о Данииле: «вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» (Дан.10:8).

§ 3

Откровения, вверяемые пророку во время видения, сообщаются ему в виде аллегорий; мгновенно же содержание аллегории запечатлевается в его уме и значение ее становится понят­ным. Так это (можно сказать, например) о лестнице, ко­торую видел наш отец Иаков, и об ангелах, восходив­ших и нисходивших по ней; это аллегория, относившаяся к царствам (земным) и покорению их. Подобными же ал­легориями были: животные Иезекииля, кипящий котел и мин­дальная ветвь Иеремии, свиток Иезекииля, Эфа Захарии. Не­которые пророки, как например эти последние, передают содержание аллегории и объясняют ее значение; некоторые дают одно только толкование; другие лишь рассказывают аллегорию, не присоединяя разъяснения ее, как в частности пророчеств Иезекииля и Захарии. Но все пророчествуют при посредстве аллегорий и гаданий.

§ 4

Пророки не могут пророчествовать во всякое время, когда пожелают; (для этого нужно, чтобы) они сосредоточили свои мысли, чтобы душа их была довольна и спокойна, и чтобы они удалились (от других людей); ибо пророческий дух не сообщается находящимся в печальном4 или рассеянном настроении. Но лишь тем, кто сохраняет полное спокойствие; поэтому то пророческие ученики и употребляли лиру, кимвал, флейту или арфу, когда желали (получить) пророческий дух. Хорошо сказано (о них): и они силятся пророчествовать, т. е. усердно предаются пророческому обучению (благодаря которому им сообщается Дух), пока не станут способными пророчествовать, или, как говорится, стараются превзойти самих себя5.

§ 5

Те, которые учатся пророчествовать, называются пророче­скими учениками6; но, хотя они и сосредоточивают (на этом) свои мысли, присутствие Божие может ощущаться ими, но может и не ощущаться.

§ 6

Все, что мы сказали относительно приготовления к проро­ческому служению, может быть применено ко всем древним и новым пророкам, исключая Моисея7, нашего учителя и главы всех пророков. Какое же различие между пророче­ским достоинством Моисея и других пророков? То, что эти последние (получали вдохновение) при посредстве снов и видений, тогда как Моисей, наш учитель, пророчествовал, находясь в бодрственном состоянии и полном самосознании, как сказано: «когда Моисей входил в скинию собрания, что­бы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему" (Числ.7:89). Другие пророки (получали вдохновение) через посредство ангела и то, что они видели, представлялось им поэтому в виде аллегорий и гаданий; Моисей же, наш учи­тель, не имел нужды (в посредничестве) ангела, как ска­зано: «устами к устам говорю Я с ним» (Числ.12:8), или: «Бог говорил Моисею лицем к лицу» (Исх.33:11), а также: «и образ Господа он видел» (Числ.12:8). Таким образом, здесь не может быть речи об аллегории, но Моисей видел вещи в их реальности, а не под покро­вом гадания или аллегории. Кроме того, о нем же свиде­тельствует Закон словами: «и образ Господа он видит» (Числ.12:8), что показывает, что Моисей получал откровение не через гадания, но чрез созерцание, потому что видел ве­щи в их сущности. Другие пророки были боязливы, они ужа­сались, трепетали; не так наш учитель Моисей; писание го­ворит о нем: «Бог говорил ему как человек говорит сво­ему другу» (Исх.30:11); т. е. подобно тому, как чело­век нисколько не ужасается, слушая своего друга, так и разум Моисея, нашего учителя, сохранял полное спокойствие при пророческих откровениях и сам он вполне владел собой. Другие пророки, не всегда, когда хотели, могли проро­чествовать; не так Моисей, наш учитель: всякий раз, ког­да он этого желал, Святой Дух пророчества снисходил на него и почивал на нем; ему не было нужды ни сосредото­чивать свои мысли, ни подготовлять себя (к принятию вдох­новения), ибо, прежде всего, он был всегда сосредоточен, готов и в полном самосознании, подобно ангелам, служа­щим (у престола Божия); вот почему он мог пророчество­вать во всякое время, как сказано: «постойте, я послушаю, что повелит о вас Господь» (Числ.9:8). А вот каким образом Бог утвердил за ним преимущество пророче­ствования во всякое время: Он сказал ему: «пойди, скажи им – возвратитесь в шатры свои; а ты здесь останься со Мной» (Втор.5:30–31). Из того следует заключить, что другие пророки, когда вдохновение прекращалось, возвращались в первобытное состояние8, так как, подобно прочим лю­дям, они всецело подчинялись требованиям тела; поэтому же они не разлучались и с женами. Но Моисей, наш учитель, не вернулся в первобытное состояние и поэтому навсегда устранился от половых сношений и всех подобных телес­ных потребностей, чтобы приковать свой разум к вечной скале; таким образом божественная сила никогда не удаля­лась от него; его лицо блистало славой, и он был обле­чен чистотою ангелов.

§ 7

Пророк может получить пророческий дар только для себя самого, для обогащения ума, расширения разума – так что делается способным к уразумению явлений первейшей важности, которых до тех пор не понимал; но он мо­жет быть также послан к одному из народов земли, или к жителям какого-либо города, или в целое государство, чтобы утвердить и научить их исполнять свой долг или отвратить от дурных дел, совершаемых ими. Когда Бог вверяет ему такое посланничество, то дает и (власть тво­рить) чудеса и знамения, чтобы люди видели в нем истин­ного посла Его. Не следует, однако, доверять всякому чело­веку, творящему знамения и чудеса и считать его за пророка. Но (если) какой либо известный по своей прежней жизни че­ловек, достойный получить пророческий дух по причине мудрости и добродетелей, возвышающих его над другими людьми его поколения, и усердно предававшийся, путем освя­щения себя и аскетизма, самовоспитанию для получения про­роческого дара, станет совершать чудеса и знамения и будет утверждать, что послан Богом, то наша обязанность повиноваться ему, как сказано: «Его слушайте» (Втор.18:15). Может случиться и так, что кто-нибудь творит чу­деса и знамения, не будучи пророком, и можно (даже) за­подозрить подлинность его чудес; все таки его должно слу­шать; если это человек известный, мудрый и достойный по­лучит пророческий дух, его следует считать за пророка, как это предписано нам (Законом). Действительно, (За­кон) повелевает нам произносить решение на основании свидетельства двух достоверных свидетелей, хотя бы и могло случиться, что они сделают ложные показания; но так как в наших глазах они заслуживают уважения, то мы не будем подвергать сомнению ни их честность, ни прав­дивость их слов. Относительно этого сказано: «скрытое принадлежит Господу Гогу Нашему, а открытое нам и сынам нашим» (Втор.29:29), а также: «ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7).

§ 8

Израиль верил Моисею не ради чудес, которые он тво­рил; ибо тот, кто основывает свое доверие (только) на чу­десах, в глубине души таит заднюю мысль, так как воз­можно, что чудеса произведены посредством магии и чародей­ства. И все чудеса, совершенные Моисеем в пустыне, были сделаны им не для того, чтобы дать доказательства своего пророческого послания, но по необходимости, (помочь своему народу): Принужденный потопить Египтян, он резсек мо­ре, и оно поглотило их; когда у нас не стало пищи, он велел снизойти манне: когда (Израильтяне) страдали от жажды, он заставил для них течь воду из скалы; когда против него возмутилась партия Корея, земля поглотила бун­товщиков. Тоже самое можно сказать о всех чудесах (Мо­исея). На чем же (Израиль) основывал свою веру в него? На Синайских явлениях; ибо тогда наши (собственные) гла­за и наши (собственные) уши, а не чужие, видели и слыша­ли (происходившее): огонь, голоса, пылающее небо, самого Моисея выходящего из тучи и (божественный) голос, говоривший ему: Моисей, Моисей, иди и скажи им... (намек на Втор.5:30); священный текст также говорит: »Лицем к лицу говорил Господь с вами« (Втор.5:4), и еще «не с отцами нашими поставил Господь завет сей» (Втор.5:3)9. Но откуда следует, что именно Синайские происшествия долж­ны были служить доказательством того, что пророческое посланничество Моисея истинно и должно быть принято без колебаний? Потому, что сказано: «Вот Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою и поверил тебе навсегда» (Исх.19:9). Из со­вокупности (этих фактов) следует, что до того времени, когда были сказаны (последние) слова, Израиль не имел пол­ной и постоянной веры в Моисея, но веру смешанную с недоверием и сдержанностью.

§ 9

(Итак) оказывается, что те, к кому был послан Мо­исей, сами были и свидетелями, подтверждавшими действи­тельность его пророческого послания; по этому ему и не надо было делать пред ними какого либо чуда (для доказательства этого послания), потому что они сами вместе с Моисеем свидетели его призвания. (Действительно), когда два человека были свидетелями (одного и того же) факта, то каждый из них может подтвердить истину слов другого, и никто из них не имеет нужды приводить доказательства (в пользу свидетельства другого). Так и относительно Моисея, нашего учителя; все Израильтяне после Синайских происшествий служили ему свидетелями, и он не имел нужды творить пред ними какого-либо чуда (доказывавшего его посланничество). Поэтому должно следующим образом объяснить слова Святого (да будет Он благословен), сказанные Мо­исею при начале его пророческого служения, когда Он дал ему власть творить чудеса в Египте; когда Бог сказал ему: «они послушают голоса твоего (Исх.3:18), наш учитель Моисей, хорошо зная, что верующий только чудесам хранит в глубине души заднюю мысль и весьма осторожен, старался уклониться от исполнения Божия повеления, говоря Ему: «а если они не поверят мне» (Исх.4:1); тогда Свя­той (да будет Он благословен) дал ему понять, что эти чудеса будут иметь силу, но только до выхода из Египта; после же исхода, когда Израильтяне остановятся у этой горы, все сомнения их относительно него исчезнут: Ибо Я дам тебе знамение, по которому они узнают, что это Я, по исти­не, послал тебя вначале, и в их сердце не останется ни какого сомнения. Так и в Писании сказано: «вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе" (Исх.3:12). Вследствие этого мы, конечно, не ради чудес поверим пророкам, которые придут после Моисея, но ска­жем: Если (пророк) сделал чудо, будем повиноваться все­му, что он нам скажет по приказанию нашего учителя Моисея, данному им в Законе: Если (пророк) делает чудо, «Его слушайте» (Втор.18:15). Подобно тому, как Моисей повелел нам произносить решение на основании показания двух свидетелей, хотя бы мы и не знали, истинно или ложно их свидетельство, точно также он приказал нам верить этому пророку, хотя бы мы не знали, истинны ли его чудеса, или произведены магией и чародейством10.

§ 10

Вот почему, если восстанет какой-либо пророк, делаю­щий чудеса и великие знамения, но старающийся противодей­ствовать пророческой миссии нашего учителя Моисея, мы не послушаем его, будучи вполне уверены, что его чудеса про­изведены магией и чародейством; потому что пророческое посланничество Моисея утверждено не чудесами, которым можно бы противопоставить и чудеса другого, но мы своими глазами видели и своими ушами слышали, также как сам Моисей, пророческое посвящение, (которое он получил). Вот ана­логичный пример: если человек видел какую либо вещь собственными глазами, но явились бы люди и стали говорить, что не видели ее, как утверждает он, – этот человек не станет их слушать, но с полным основанием будет счи­тать их лжецами. Вот почему закон говорит: если бы даже произведено было чудо, или знамение, ты не поверишь словам этого пророка, ибо он пользуется знамениями и чу­десами для того, чтобы отрицать то, что ты видел собствен­ными глазами. А так как мы верим не ради чудес, но вследствие прямого повеления, данного нам Моисеем, то как допустить чудо, отрицающее пророческое посланничество Моисея, которое мы видели и слышали?

§ 11

В Законе сказано ясно и точно, что он обязателен, не­изменен и будет существовать во веки веков; он не мо­жет подвергнуться ни смягчению, ни сокращению, ни добав­лению как написано: «все, что Я заповедаю вам старай­тесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от mого» (Втор.12:28). Сказано также: «открытое (принад­лежит) нам и сынам нашим до – века, чтобы мы испол­няли все слова Закона сего» (Втор.24:20). Из этого следует, что мы должны исполнять все слова Закона вечно; действительно, текст говорит: «это устав вечный для по­колений их от сынов Израилевых« (Исх.27:21) и в другом месте: («заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека); она не на небе» (Втор.30:11–12)11). Из этого следует, что ни один пророк не имеет права ввести в Закон что-либо новое. Поэтому, если бы из среды Израиля или другого народа явился человек, творящий чудеса и знамения, но который говорил бы, что послан возвестить новое повеление, или упразднить какое либо старое, или дать какой либо заповеди такое толкование, какого мы не получали от Моисея, или объявить, что заповеди данные Израилю не вечны, не отно­сятся ко всем поколениям, но лишь временны, – этот че­ловек ложный пророк, ибо отвергает пророческое посланничество Моисея. Он должен быть предан смерти чрез удавление, потому что осмелился произносить от имени Веч­ного слова, которые ему не было велено говорить. Ибо Бог (да будет благословенно имя Его) повелел Моисею, чтобы эти заповеди были для нас и для детей наших на вечное время, – а он не говорит неправды.

§ 12

Если же это так, то почему сказано в Законе: «Я воз­двигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты» (Втор.18:18)? Не для того (воздвигнет Бог другого пророка подобного Моисею), чтобы основать (новую) религию, но чтобы убедить народ сохранять слова Закона и отклонить от нарушения их, как сказано у последнего из пророков: «помните закон Моисея, раба Моего» (Мал.4:4). Если пророк приказывает нам что либо дозволительное, если он говорит напр.: идите туда, или: не ходите туда; постройте эту стену, или: не стройте ее, ему следует повиноваться; кто не исполнит его слов, погибнет сверхъестественной смертью12), как сказано: «кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор.18:19).

§ 13

Также и тот пророк, который нарушает свои собствен­ные слова или скрывает пророчество, (которое должен был произнести), погибнет сверхъестественной смертью. О винов­ных в этих трех преступлениях и сказано: «с того Я взыщу«. Но если пророк, признанный таковым, велит нам временно нарушить какую-либо заповедь в Законе, большей или меньшей важности, ему следует повиноваться. Действительно, мы знаем по преданию от древних мудрецов, что если пророк говорит тебе: преступи слова закона, как Илия на Кармиле, ты должен повиноваться, лишь бы это не отно­силось к идолослужению13. Но необходимо, чтобы такое на­рушение было только временным. Например, Илия на Кар­миле совершил всесожжение вне Иерусалима, хотя этот го­род и был избран (для этой цели), и тот, кто приносил жертву вне его (стен), подвергался наказанию отлучения14; но так как Илия был пророк, ему следовало повиноваться, ибо и о нем тоже сказано: »Его слушайте". Если бы Илия спросили, говоря: не нарушаем ли мы этим того, что ска­зано в Законе: «берегись приносить всесожжения твои на всяком месте» (Втор.12:13)? он ответил бы: Закон разумеет только того, кто всегда приносит свои жертвы вне (Иерусалима); такой человек должен быть подвергнут нака­занию навсегда, как приказал это Моисей; я же принес жертву вне (Иерусалима) единожды, повинуясь слову Вечного, чтобы обличить пророков Ваала. Равным образом, если и другие пророки повелевают нарушить (Закон) только вре­менно, то должно повиноваться им; но если бы они сказали, что заповеди должны быть упразднены навсегда, то подлежат смерти чрез удавление, ибо сказано «... нам и детям на­шим на вечное время».

§ 14

Точно также, если пророк отменяет какое либо правило, переданное нам по преданию, или при производстве суда объявляет, что Бог повелел ему решить спор в смысле несогласном с Законом и что надо руководствоваться пра­вилом такого-то (ученого, когда это неверно)15), – это ложный пророк и должен быть предан смерти посредством удавления, хотя бы творил и чудеса, потому что нарушает Закон, говорящий: «она (заповедь) не на небе». Но если дело идет о вре­менном нарушении (Закона), ему надо повиноваться во всем.

§ 15

Последнее правило может быть применено ко всем запо­ведям. Что же касается до идолослужения, не должно повино­ваться пророку даже временно, хотя бы он творил величай­шие чудеса и знамения и утверждал, что Бог повелел ему совершать идолослужение лишь в течении одного дня, даже одной минуты; ибо в этом случае он склоняет к восста­нию на Бога и нарушению Писания, говорящего, что, если да­же сотворены знамения и чудеса, не должно повиноваться про­року, восстающему на Господа и отрицающему пророческое посланничество Моисея. По этим признакам мы безошибочно узнаем в нем ложного пророка, производящего все свои чудеса помощию магии и чародейства; он должен быть пре­дан смерти чрез удавление.

§ 16

Всякий пророк, являющийся среди нас и заявляющий о том, что он послан Богом, не обязан творить чудес, подобных чудесам нашего учителя Моисея, Илии или Ели­сея, чудес ниспровергающих естественные законы; его чу­деса будут состоять в том, что возвещенные им проис­шествия, действительно исполнятся. И таким образом утвер­дят истину его слов, как сказано: »и если скажешь в серд­це твоем: как мы узнаем слово, (которое не Господь гово­рил) и т.д.» (Втор.18:21–22). Вот почему, когда человек достойный быть пророком, явится, как Божий по­сланник, и не будет пытаться что либо прибавить или уба­вить из предписаний Закона, но будет стараться исполнять их, не должно говорить ему: «Разверзи для нас море», или: «воскреси мертвеца», или что либо подобное, «и тогда мы по­верим тебе". Но мы скажем: «Если ты пророк, то возве­сти имеющее случиться», и если он предскажет что либо, мы будем ожидать, пока увидим, исполнятся его пророчества или нет. Если хотя самое ничтожное из его слов не ис­полнится, то, несомненно, это ложный пророк; если же все слова его исполнятся, он будет достоин нашей веры в него.

§ 17

Следует несколько раз подвергать пророка испытаниям, и если все слова его окажутся достойными веры, это (истин­ный) пророк, как сказано о Самуиле: «и узнал весь Изра­иль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен был про­роком Божиим» (1Цар.3:20).

§ 18

Но скажут, авгуры и волхвы также возвещают события, которые и происходят в действительности; какая же разни­ца между ними и пророками? Та, что только часть предска­заний авгуров, волхвов и подобных им людей исполняется, прочие же не исполняются, как сказано: «пусть выступят наблюдатели небес, и звездочеты, и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно при­ключиться тебе» (Ис.47:13), от части того, а не всего (что должно приключиться тебе). Но весьма возможно, что и ни одно из их предсказаний не исполнится, и они обманываются во всем, как сказано: «(Бог) делает ничтожными знамения пророков и обнаруживает безумие вол­шебников» (Ис.44:25). Но у (истинного) пророка все сло­ва исполняются, как сказано: «не падет на землю ни одно слово Господа» (4Цар.10:10), и еще библейский текст го­ворит: «пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его, как сон, а у которого Мое слово, тот пусть го­ворит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер.23:28). Это место оз­начает то, что слова и сны волхвов подобны мякине, в ко­торой можно найти небольшую примесь зерна, тогда как сло­ва Вечного подобны чистому зерну, в котором нет ни ма­лейшей частицы мякины. Итак, писание утверждает, что в то время как предсказания, возвещаемые народам авгурами и волшебниками, суть ложные измышления, пророк говорит лишь слова истины; благодаря этому нет нужды прибегать ни к авгурам, ни к волшебникам, ни к другим подоб­ным людям, как сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына или дочь свою через огонь и т.д. «Ибо на­роды сии» т. д.; и еще Писание говорит: «пророка из среды тебя из братьев твоих» и т. д. (Втор.18:10–15).

Из этого следует, что пророк восстает среди нас толь­ко для того, чтобы возвестить нам происшествия, которые должны случиться, напр. изобилие или голод, войну или мир и т. п. Он может также указать кому либо то, в чем тот нуждается, как (напр. это было) с Саулом, который поне­ся потерю, обратился к пророку, и тот указал ему место, (где находилось потерянное)16. Вот подобные вещи и воз­вещает пророк; не может быть и речи о том, чтобы он основывал другую религию, прибавлял или уничтожал ка­кую либо заповедь.

§ 19

Что касается до наказаний, возвещаемых пророком, гово­рящим например «такой то умрет» или «в таком-то году будет голод или война» и т. п. угрозы, то не следует от­рицать его пророческое посланничество, если угрозы не испол­няются; не должно говорить: «вот он сказал, и его слова не осуществились», ибо Святой (да будет Он благословен) медлен в гневе, изобилует благостию и раскаивается во зле, (которое хотел совершить). (Кроме того) возможно, что виновные принесут покаяние, и их грехи простятся им, как жителям Ниневии, или наказание, угрожавшее им за­медлено, как Езекии. Но если пророк обещает благополу­чие, говоря, что оно будет состоять в том-то и том-то, а оно не приходит, – это, конечно, ложный пророк, потому что благословения, которые ниспосылает Бог, даже под условием, Он не отменяет. Мы знаем, что Он никогда не отнимал своих благословений, кроме времени первого разрушения17: Он обещал тогда верным, что они не умрут с нечестивыми и не исполнил Своего обещания. Это разъяснено в трактате Sabbath. Из этого следует, что только в предсказаниях о благополучии может быть испы­тываем пророк. Действительно, вот что отвечает Иере­мия Анании, сыну Азура, когда сам предсказывал несчастие, а этот счастье; он сказал Анании: «если мои слова не сбудутся, это не будет доказательством того, что я ложный пророк; если же твои слова не исполнятся, то будет дока­зано, что ты ложный пророк» (Ср.Иер.28); ибо сказано: «Выслушай слово сие... если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, ко­торого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Иер.28:7:9).

§ 20

Пророк, посланничество которого подтверждается другим пророком, должен почитаться истинным пророком, и нет нужды испытывать его. Моисей, наш учитель, свидетель­ствовал в пользу Иисуса, и Израиль поверил ему ранее, чем он сотворил чудеса. Итак, на будущее время: если пророческое посланничество пророка известно; если его слова не раз подтвердились; если другой пророк свидетельство­вал в его пользу, и он подвергался пророческому воспита­нию, – запрещается возбуждать против него сомнения и по­дозрения в том, что посланничество его неистинно; запре­щается испытывать его более, чем нужно, ибо мы не дол­жны постоянно искушать Бога, как сказано: «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор.6:16), где Израильтяне восклицали: «есть ли Господь среди нас или нет» (Ис.17:7). Но с того времени, как пророк будет признан таковым, надо верить ему помня, что с ним Вечный, и не возбуждать против него подозре­ний и сомнений, ибо сказано: «узнают что среди них (был) пророк» (Иез.33:33).

Свящ. Е. В.

* * *

1

Автор намекает здесь на видение Иезекииля; толкование его, которое он дает в другом месте, (Guide des égarés III ch. 1–7) содержит множество заимствований из перипатетической и александрийской космологии. Его астроно­мические теории очень запутаны; приближаясь к теориям Аристотеля, они силь­но изменены влиянием арабской школы. Одинаково с Авиценной (Metaphysica.9:3) он допускает существование десяти концентрических сфер, движимых «Разумом», первая из них, называемая сфера облекающая, обнимает всю вселенную и сообщает свое движение прочим. Сферы эти состоят из особой субстанции, называемой пятым элементом или эфиром, и представляют живой организм, сознательный и свободный. На этой системе основано объяснение видения Иезекииля. Животные означают небесные сферы, сведенные к четырем, а именно: сферу луны, солнца, пяти планет и неподвижных звезд; крылья– символ движения сфер; ноги и ступни без сочленений указывают на непре­рывность движения. (Ср. Guide, I гл. 70 и 72 и II гл. 4–13).

2

Из перечисления этих условий видно, что Маймонид предоставляет слиш­ком много места участию самого человека в получении пророческого духа. В другом месте (Guide, II, стр. 269) он говорит: «Если человек, стоящий выше других по своим умственным и нравственным качествам, владеет при этом весьма большой способностью воображения, то, конечно, сделается пророком». Здесь опять заметно влияние перипатетической философии арабов, со­гласно которой дар пророчества есть, в сущности, развитие естественных спо­собностей души, которое может быть достигнуто путем аскетизма, приводящего в действие эти потенциальные способности. Ср. Минк. Melange de philosophie juive et arabe стр. 364–365. Эго конечно, взгляд не ортодоксальный, по кото­рому умственные и нравственные способности пророка представляются особен­ными дарами Божиими; поэтому понятно, что эти положения Маймонида возбу­дили сильные возражения со стороны многих еврейских ученых.

3

Маймонид полагает, что ангелы не имеют ни тела, ни чего либо ма­териального (Guide I гл. 49 и дал.); он их отождествляет с разумами, по­средством которых действует Бог; только наше воображение приписывает им человеческую форму. Пророк во время вдохновения освобождается от всего материального, чтобы углубиться в созерцание божественных вещей.

4

Маймонид думает, что по этой причине прекратились пророчества со времени плена; они вновь процветут с пришествием Мессии (Guide II стр. 289).

5

Так, по крайней мере, мы поняли еврейский текст.

6

Или «сынами пророческими». «Тот, кто научил чему либо другого или дал ему новую идею, может считаться, будучи творцом идеи, родившим его; в этом смысле пророческие ученики назывались «сынами пророков» (Guide I стр. 51).

7

Маймонид ставит Моисея выше всех других пророков: но и между последними существует большое различие в отношении степени вдохновения Ав­тор насчитывает 11 степеней пророческого дара (Guide II гл. 45). К первым двум принадлежат те, которые, не будучи пророками в полном смысле этого слова, получили «Дух Вечнаго» (Израильские Судьи) и «Дух святой» (Да­вид и Соломон). Пять следующих степеней различаются по пророческим сновидениям: 1) Сон, во время которого видят аллегорию (Захария); 2) Сон, во время которого слышны ясные слова (Самуил); 3) Сон, во время которого говорит некоторое лицо (Иез.40:4); 4) Сон, в котором говорит ангел (Быт.31:11), и 5) Сон, во время которого говорит Бoг (Ис.6:8). К последним четырем степеням относятся пророческие видения, различающиеся потому, состоят ли они в аллегории, или они заключаются в яснослышанных словах, вызывает ли их некоторое лицо, или же, наконец, ангел. Маймонид думает, что Бог никогда не говорил при видениях.

8

Буквально: возвращались в свой шатер. Маймонид толкует стих 30 главы V Второзакония, цитируемый им, в переносном смысле: шатер, по его мнению, – нормальное состояние человека, когда он не находится под влиянием пророческого вдохновения. Все прочие пророки по окончании пророчествования возвращались в свои шатры; один Моисей не возвратился более.

9

Маймонид часто не оканчивает своих цитат, предполагая тексты из­вестными всем.

10

Мысль здесь следующая: чудеса Моисея не служат доказательством его пророческого послания; они имеют лишь второстепенное и временное значение. Моисей пророк потому, что сам Бог посвятил его на это служение на Синае. Таким же образом и другие пророки имеют право на это звание не потому, что делают чудеса, а вследствие прямого приказания Моисея, повелевавшего Израилю верить им, хотя и под условием, о котором Маймонид уже гово­рил (§ 7) и еще будет говорить (§ 10), т.е., чтобы они были достойны этого повиновения и не пытались противоречить Закону.

11

На основании этого принципа никто не может считаться незнающим Закона.

12

Буквально повинен смерти от небесных рук.

13

Маймонид имеет в виду преимущественно служение звездам.

14

Наказание, состоящее в исключении из Израильской общины. Но это сло­во надо понимать в иносказательном смысле. Маймонид разумеет лишение после смерти небесного блаженства.

15

Еврейский текст в этом месте несколько темен.

16

Намек на пропавших ослиц (1Цар.9).

17

Т.е. разрушения первого храма.


Источник: Воронцов Е., свящ. Учение Маймонида о ветхозаветных пророчествах // Вера и разум. 1900. № 10. С. 557–573.

Комментарии для сайта Cackle