Хронология от начала миробытия и до Рождества Христова по славянским Библиям и по русским рукописным хронографам, а также греческим и римским, – в которой изъясняется несогласие летописцев и показывается, что нет совершенного известия о том, в который год было Рождество Христово
Думаю, что всякий, который внимательно рассмотрит сию Хронологию, удивится великому между Библиями и хронографами в летосчислении несогласию, которое (как есть основание полагать) произошло благодаря погрешностям древнейших переводов Библий на различные языки и многих писателей рукописей, друг у друга переписывавших, когда еще не существовало типографского искусства.
Да будет вспомянуто здесь изречение Господа нашего Иисуса Христа ко святым апостолам: «Несть ваше разумети времена и лета, яже положи Отец во Своей власти» (Деян. 1, 7).
Эти слова Господни да будут и нам увещанием, чтобы мы не любопытствовали в изыскании времен и в книгах искали более пользу, нежели числа летам. Ибо и о кончине мира хотящим узнать сказано от Господа: «О дни том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един» (Мф. 24, 36). Он как бы сказал следующее: всякий пусть боится Страшного Суда Божия, а в какое лето он будет, пусть не пытается узнать. Подобное же можно сказать и относительно прежних времен: всякий пусть читает историю Божественную, написанную в Библиях, и богоугодному житию праведных мужей подражает, чтобы сподобиться их части, а за злыми не следует, чтобы избежать их погибели; что же касается лет, положенных Отцем Небесным в Своей власти, то особенно их не исследуй, чтобы не явиться скорее любопытцем, нежели чтецом книг. Хорошо говорит Апостол: «О летех и временех, братие, не требе есть вам писати» (1Сол. 5,1).
Адам, по изгнании из рая, родил Сифа (Быт.5,3) в год своей жизни: Библ.–130, Хрон.–230, Рим.–130.
Сиф родил Еноса (Быт.5,6) в год своей жизни: Б.–205,Х.–205,Р.–105.
Лета от миробытия: Б.– 335, Х.–435,Р.–235.
Енос родил Каинана (Быт.5, 9) в год: Б.–190 (525), Х.–190 (625), Р.–90 (325)
Каинан родил Малелеила (Быт.5, 12) в год: Б-170 (695), Х.–170 (795), Р.–70 (395).
Малелеил родил Иареда (Быт.5,15) в год: Б.–165 (860), Х.–165 (960), Р.–65 (460).
Иаред родил Еноха (Быт. 5, 18) в год: Б.–162 (1022), Х.–162 (1122), Р.– 162 (622).
Енох родил Мафусала (Быт.5, 21) в год: Б.– 165 (1187), Х.–165 (1287), Р.– 65 (687).
Мафусал родил Ламеха (Быт.5, 25) в год: Б.–187 (1374), Х.–167 (1454), Р. – 187 (874).
Ламех родил Ноя (Быт. 5, 28–29) в год: Б. –188 (1562), Х.–188 (1642), Р.–182 (1056)
Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Ифета (Быт.5,32) по истечении лет жизни своей: Б.–500 (2062), Х.– 500 (2142), Р.–500 (1556).
После рождения трех сыновей Ной прожил до потопа (Быт.7,6) лет: Б.–100, Х.–100, Р.–100.
От первого года Адамова до потопа лет: Б.– 2162, Х.– 2242, Р.–1656.
Потоп был на 601 году жизни Ноя, а от начала миробытия наступил в 27 день апреля (Быт.7,11) в год: Б.–2163, Х.–2243, Р.–1657.
Ной пробыл в ковчеге целый год, с 27 апреля и до другого апреля месяца и 27 дня (Быт. 8, 4).
От начала же миробытия, с марта месяца, он пробыл до года: Б.–2164, Х.–2244, Р.–1658.
Вышел Ной из ковчега в апреле, 27 дня, в который год тому назад и вошел.
Ной после потопа прожил 350 лет и умер. Всего прожил 950 лет (Быт.9, 28–29).
Сим родил Арфаксада (Быт.11, 10) после потопа в год: Б.–2 (2165), Х.–2 (2245), Р.–2 (1659).
После сего он прожил в чадородии 335 лет (римляне пишут 500 лет) и умер.
Есть слово «о дворе и о змии», приписываемое святому Златоусту и напечатанное в большом московском Соборнике («Златоструй»), в котором на 455-м листе на обороте пишется, что в те древние (патриархальные) времена никогда дети не умирали прежде отцов, но прежде умирали всегда отцы. Рассмотревши же здесь по славянским Библиям лета жизни Ноя и Сима после потопа, находим, что не Ной прежде своего сына Сима умер, но Сим прежде отца своего Ноя скончался, ибо Ной жил после потопа 350 лет, а Сим, родив во второй год после потопа Арфаксада, прожил 335 лет.
Наиболее вероятным в данном случае кажется летосчисление римских Библий, которые утверждают, что сын Ноя Сим жил после потопа 500 лет. И Георгий Кедрин, цареградский греческий историограф, пишет, что Сим после смерти Ноя жил 150 лет.
Арфаксад родил Каинана (Быт.11,12) в год своей жизни: Б.– 135 (2300), Х.– 135 (2380).
В римских Библиях сего Каинана нет, а пишется так: Арфаксад родил Салу, пожив лет: Р.– 35.
Каинан родил Салу (Быт. 11, 12) в год своей жизни: Б.–130 (2430), Х.–130 (2510).
Сала родил Евера (Быт.11, 14) в год своей жизни: Б.–130, Х.–130 (2640), Р.–30.
Евер родил Фалека (Быт.11,16) в год: Б.–134 (2694), Х.–134 (2774), Р.–34.
В это время произошло разделение языков.
Фалек родил Рагава (Быт.11,18) в год: Б.–130 (2824), Х.–130 (2904), Р.–30.
Рагав родил Серуха (Быт.11, 20) в год: Б.–132 (2956), Х.–132 (3036), Р.–32.
Серух родил Нахора (Быт.11,22) в год: Б.–130 (3086), Х.–130 (3166), Р.–30.
Нахор родил Фарру (Быт.11, 24) в год: Б.–79 (3165), Х.–79 (3245), Р.–29.
Фарра родил Авраама (Быт.11, 26) в год: Б.–70 (3235), Х.–70 (3315), Р.–70.
Георгий Кедрин, цареградский греческий историограф, пишет, что Авраам родился в лето от миробытия 3312.
Русские же хронографы так:
От Адама до Авраама лет 3324.
Иные – 3322
Авраам получил от Бога обетование и вышел из дома отца своего, из земли Харранской в землю Ханаанскую (Быт.12,1–4), в год от своего рождения: Б.–75 (3310), Х.–75 (3390).
Родил же Исаака (Быт.21, 5) в год своей жизни: Б.–100 (3335), Х.–100 (3415), Р.–100.
Исаак родил Иакова (Быт. 25, 26) в год своей жизни: Б.–60 (3395), Х.–60 (3475), Р.–60.
Иаков родил Левия (Быт.29, 34) в год своей жизни: Х.– 87 (3562).
Вошел же он в Египет (Быт.47, 9), имея лет: Б.–130 (3525), Р.–130.
До сих пор года от начала миробытия по славянским Библиям ясны и известны. В дальнейшем же есть много сомнительного, ибо нет в этих Библиях точного известия о том, сколько лет израильтяне пробыли в Египте. В Деяниях Апостольских в 7-й главе пишется, что 400 лет (Деян. 7, 6); в послании к Галатам в 3-й главе – 430 лет (Гал. 3,17); те же 430 лет указаны и в Книге Исхода в 12-й главе (Исх. 12, 40).
Русские и греческие хронографы эти года исчисляют, начиная не со входа Иакова в Египет, но от обетования Божия Аврааму, бывшего на 75-м году его жизни, когда повелел ему Бог выйти из земли и удалиться от рода и дома отца его (Быт. 12,1–4). Вышел Авраам с Саррою и со всем имением своим из земли Халдейской и из Харани и пришел в землю Ханаанскую. От этого, говорят, времени и до исхода людей израилевых из Египта и прошли те упомянутые 430 лет.
Очевидно, хронографам в этом случае помогает Книга Исхода, в 12-й главе которой говорится следующее: «Изгнаша их (израильтян) египтяне. Обитания же сынов израилевых, еже обиташа в земли Египетстей и в земли Ханаани, сии и отцы их, лет 430» (Исх.12, 33, 40). Когда вспоминает землю Ханаанскую, то как будто говорит о том странствовании этих людей, которое праотцы их Авраам, Исаак и Иаков совершили прежде, чем вошел Иаков со всем родом своим в Египет.
И Апостол в послании к Галатам, в третьей главе, как кажется, не от переселения Иакова в Египет, но от бывшего Аврааму Божия обетования те 430 лет до принятия закона исчисляет; закон же был дан Моисею в тот же год, в который было пройдено Чермное море.
Исчисляют же эти лета хронографы следующим образом:
От обетования Божия Аврааму и до рождения Исаака 25 лет.
От Исаакова рождения до рождения Иакова 60 лет.
Иаков вошел в Египет, имея от роду 130 лет.
Соединив все эти года вместе, получим 215 лет.
До 430 лет недостает еще стольких же 215 лет.
Последние берутся из Левиина родословия, о котором в 6-й главе Книги Исхода пишется следующее: «Левий роди Каафа, Кааф роди Амрама, Амрам роди Моисея» (Исх. 6:16, 18, 20).
В который именно год рождал один другого, это хронографы (Х.) (но не Библия) располагают следующим образом:
Левий родил Каафа в год своей жизни 45 (3607).
Кааф родил Амрама в год 60 (3667).
Амрам родил Моисея в год своей жизни 73 (3740).
Моисей начал наводить казни на Египет в год своей жизни 80 (3820).
Извел же израильтян в начале следующего года 81 (3821).
Если все эти года сосчитать вместе, то получится 215 лет.
И греческий хронограф Георгий Кедрин говорит, что израильтяне со времени переселения Иакова в Египет были в египетском рабстве 215 лет.
Присоединив к ним годы, которые прошли от Божия обетования Аврааму до переселения Иакова в Египет, мы получим полных 430 лет.
Иное исчисление 215 лет от переселения Иакова в Египет до выхода израильтян из Египта заключается в следующем:
Иаков, переселившись в Египет, прожил 17 лет и умер.
Иосиф после смерти своего отца прожил 53 года и умер.
От смерти Иосифа (по словам греческого хронографа Георгия Кедрина) до рождения Моисея прошло 65 лет.
Моисей, когда исполнилось ему от рождения 80 лет, вывел свой народ из Египта.
Если соединить все эти года вместе, то получишь 215 лет.
После перехода чрез Чермное море
Моисей предводительствовал (Втор.34,7) народом в пустыне лет и умер: Б.–40,Х.–40 (3860), Р. – 40.
Иисус Навин, из колена Ефремова, после Моисеевой кончины тотчас сделался вождем народа и ввел его в обетованную землю.
Сколько именно лет он предводительствовал Израилем, нет точного известия, так как в Библиях об этом не написано.
Греческий историк Георгий Кедрин, а также и некоторые русские хронографы указывают лет: Х.–27 (3887)э
Римские хронографы не согласны между собою.
Одни указывают лет: Х.–7, Р.–7.
Другие: Р.–17.
Третьи: Р.–18.
Четвертые: Р.–26.
Некоторые с нами согласно: Р.–27.
Иные же: Р.–32.
Каждый по своему разумению исчисляет года, хотя они и не указаны в римских Библиях.
После смерти Иисуса Навина в войнах предводительствовало колено Иудово, а предводителем был (по словам Кедрина) Халев из того же колена. В Библиях, в последней главе Книги Иисуса Навина и во второй главе Книги Судей, пишется, что после смерти Иисусовой народом израильским управляли старейшины. Нужно полагать, что среди этих старейшин начальствующим был Халев, как самый старший по годам, так как он после смерти Иисусовой остался в живых один из Всех людей, которые вышли с Моисеем из Египта и умерли во время сорокалетнего странствования по пустыне.
Сколько же лет после смерти Навина народ израильский управлялся старцами, об этом в указанных книгах не написано, но только сказано, что «пожиша многи дни по Иисусе» (Суд. 2, 7). Тем не менее хронографы по своему разумению и года изобретают, но не все одинаково.
Хронограф Монемвасийского митрополита Кир (греч. господин) Дорофея, переведенный с греческого языка на славянский Арсением и Дионисием греками, вместо колена Иудова предполагает отдельное лицо, носившее имя Иуды, и говорит, что он был судьею народа 7 лет.
Хронограф Спасский Ярославский пишет следующее: после Иисуса был первым судьею Иуда со старейшинами лет: Х.–18.
Другие русские хронографы считают Иуду за того же Халева и говорят, что он был первым после Иисуса судьею в Израиле и судил лет: Х.–23.
Синопсис истории Георгия Кедрина цареградского, напечатанный на греческом языке в Париже в 1647 году, говорит, что после Иисуса Навина у народа первым вождем был Халев лет: Х.–30.
Так же несогласно исчисляют года и римские летописцы:
одни от смерти Иисуса Навина до Гофониила, которого они называют первым судьею израильским, насчитывают лет: Р.–10.
другие же: Р.–17.
Иосиф же, иудейский историк: Р.–18.
Карион хроник указывает: Р.–23.
В Библиях (Суд. 2:8–14, 3:7–8) без указания лет пишется следующее: «Посем весь род оный приложися ко отцем своим, и воста род другий, иже не позна Господа, и сотвориша сынове израилевы злое пред Господем Богом; забыта бо Его и поклонишася Ваалу и Асху (Астарте) идолом. И разгневася яростию Господь на Израиля и предаде я в руку Хусарсафему, царю сирску, и работаша ему лет»: Б.–8, Х.–8, Р.–8.
Гофониил был судьею народа израильского (Суд.3,9–11) лет: Б.,Р. –40.
Находились в рабстве у моавского царя Еглома (Суд.3.14) лет: Б.,Х.,Р.–18.
Аод был судьею израилевым (Суд.3,30) лет: Б.,Х.,Р.–80.
После Аода был судьею Семегар, но в Библиях не указано, сколько именно лет; полагают, что он был судьею короткое время, всего лишь несколько месяцев.
Спасский Ярославский хронограф приписал этому Семегару лет: Х.–7.
Находились после этого во власти царя ханаанского (Суд. 4, 2–3) лет: Б., Х., Р.– 20.
Деввора и Варак судили (Суд. 5, 32) лет: Б., Х., Р.– 40.
Покорялись Мадиаму (Суд.6,1) лет: Б., Х., Р.– 7.
Гедеон судил (Суд. 8, 28) лет: Б.,Х.,Р. – 40.
Авимелех, сын Гедеона (Суд. 9, 22): Б.,Х.,Р.– 3.
Фола судил (Суд. 10,1–2): Б., Х., Р.– 23.
Иаир судья (Суд. 10, 3): Б., Х., Р.– 22.
Покорялись филистимлянам (Суд. 10, 7–8) лет: Б.,Х, Р.–18.
Иеффай судил (Суд. 12, 7) лет: Б., Х., Р.– 6.
Сей судья чрез послов говорил царю аммонскому, что уже 300 лет евреи живут на земле, которую завоевали (Суд.11,26).
Есевон судьей был (Суд. 12, 8–9) лет: Б.,Х.,Р.– 7.
Елон (Суд. 12, 11): Б., Х., Р.– 10.
Авдон (Суд. 12,13–14): Б.,Х.,Р. – 8.
Вторично находились в рабстве у филистимлян (Суд. 13,1) лет: Б.,Х..Р.– 40.
Сампсон был судьей (Суд. 15, 20) лет: Б.,Х.,Р.– 20.
После Сампсона судьей был Емегар, но сколько времени он судил, в Библиях не указано.
Грек Георгий Кедрин после Сампсона помещает некоего Самана и говорит, что сей Саман управлял народом израильским лет: Х.–1.
Не одна ли и та же личность Саман и Емегар? Хронограф Дорофея Монемвасийского пишет, что после Емегара был еще судьею Мих, но не указывает, сколько лет он судил.
Хронографы же русские говорят, что после Сампсона в израильском народе не было судьи лет: Х.– 40.
Полагают, что у израильтян был мир с варварами, и каждый делал, что ему было угодно; но мы думаем, что этого не было на самом деле, как потом увидим.
В Книге Судей израилевых после Сампсона и Емегара излагаются две истории: одна в 17-й и 18-й главах о Михе и о изваянном идоле; другая история в 19-й и 20-й главах о жене левитовой, насилованной блудниками и рассеченной на части своим мужем, что вызвало брань во Израиле на колено Вениаминово. Однако толковники Божественного Писания полагают, что обе эти истории произошли после смерти Иисуса Навина и прежде того, как во Израиле стал судить Гофониил. Такое предположение толковников основывается на следующем.
Идол, изваянный из серебра Михом, был сделан в то время, когда еще не было окончательного разделения земли между коленами израилевыми, когда колено Даново просило себе участка среди других колен и когда были посланы мужи рассмотреть ту землю, в которой могло бы поселиться Даново колено, что было немного лет спустя после смерти Иисуса Навина. И был сделанный идол начатком идолопоклонства израильтян. За это прогневанный Бог предал их в рабство сирийскому царю Хусарсафему на восемь лет (Суд. 3) и избавил их потом чрез судью Гофониила.
Другая история о жене левитовой и о вениаминовой брани, несомненно, произошла вскоре после смерти Иисуса Навина, так как в ней упоминается жрец Финеес, сын Елеазаров и внук Ааронов; об этом жреце в Книге Иисуса Навина в 24-й главе пишется, что после смерти Елеазара жреца, сына Ааронова, скончавшегося вскоре после Иисуса Навина, жрецом стал Финеес, заступивший место отца своего Елеазара (Нав. 24, 33–34). Мог ли этот жрец столько лет жить, когда даже все судьи израилевы скончались? Никоим образом.
Это же изъясняется и у Георгия Кедрина, который говорит, что во дни Сампсона был избран начальником жрецов священник Илий, по счету седьмой архиерей от Аарона; после него был Самуил пророк.
Очевидно, что эта история имела место не после Сампсона, а вскоре после смерти Иисуса Навина, во дни жреца Финееса, третьего архиерея от Аарона, внука Ааронова, а не во дни Илия, который был седьмым архиереем после Аарона. Что же касается того, что история эта помещена в конце Книги Судей израилевых, то в сем нет ничего удивительного, ибо и в Данииловой книге, описывающей пространно долголетнее житие этого пророка, почти в конце помещена история о Сусанне, которая имела свое место во дни отрочества святого Даниила.
После судей израилевых тотчас был правителем народа вместо судьи жрец Илий, седьмой (по свидетельству Кедрина) архиерей после Аарона, возведенный в этот сан во дни Сампсона. Не оставались израильтяне после Сампсона 40 лет без судьи, но имели Емегара, которого грек Кедрин называет Саманом, а также имели и жреца Илия, который управлял ими. Если же в конце Книги Судей пишется, что не было «во дни тыя царя во Израили, и всяк муж, еже ему пред очима бе угодно, творяше» (Суд. 21, 25), то это более всего соответствует тем двум историям об идоле Миха и жене левитовой, которые, как мы ясно показали, имели место не после Сампсона, но после смерти Иисуса Навина, когда народом управляли старейшины и когда мало кто их слушал, но всякий жил по своей воле, и когда народ уклонился в развращение.
Во дни Илия жреца родился и воспитался святой пророк Самуил.
Илий управлял людьми (1Цар. 4, 18) лет: Б.– 40, Р.– 40.
Хронографы русские указывают, что он управлял народом лет: Х.– 20.
После этого они вторично были порабощены филистимлянами (1Цар.7,2) лет: Б.,Х.,Р.– 20.
Самуил пророк молитвами своими чудесно избавил людей израильских от рабства филистимлянам и стал жрецом и судьею народа. Сколько же лет он управлял народом, будучи судьею его, об этом не написано в Библиях, но говорится только то, что он до старости начальствовал, а когда состарился, тогда вместо себя поставил своих сыновей. Потом народ просил царя, и он помазал им Саула.
Русские хронографы указывают, что владение Самуилово продолжалось 30 лет, а Монемвасийский хронограф и Георгий Кедрин говорят – 35 дет.
Кедрин располагает лета жизни Самуиловой следующим образом: во дни жреца Илия, в четвертый год его архиерейства и исполнения судейских обязанностей, родился пророк Самуил; на восьмом году своей жизни Самуил был отдан в храм Господень, на 38-м году сделался судьею народа; умер на семидесятом году своей жизни; священствовал 35 лет.
Однако думается, что жизнь Самуила была более 70 лет, ибо он и после поставления в цари Саула жил еще немалое время, что ясно видно из Библии, Первой книги Царств, в главе 25-й (1Цар.25). Есть на латинском языке хронограф, называющийся Алстедиус, который о святом Самуиле пишет, что он был судьею народа 30 лет сам один, а совместно с царем Саулом – 10 лет.
Иные начинают исчисление лет начальствования Саулова не с кончины жреца Илия, но с прекращения господства филистимлян, которым израильтяне покорялись 20 лет, и говорят, что если после кончины жреца Илия Самуил и был жрецом Господним, но он не был начальником народа, пока не прошли эти 20 лет рабства. Когда же народ освободился от рабства, тогда и стал Самуил их совершенным начальником и обладал ими 30 лет и даже более, пока не состарился. Это ясно из слов блаженного Иеронима, который говорит следующее: «С того времени, когда было отвергнуто священство Илиино, и даже до владения Самуилова прошли двадцать лет бедствий и рабства».
Обратим внимание на следующие его слова: «даже до владения Самуилова прошли двадцать лет»; очевидно, не с кончины жреца Илия, но с прекращения двадцатилетнего рабства начинается Самуилово управление, и жизнь последнего достигла более глубокой старости, чем семидесятилетний возраст, так как он и после поставления на царство Саула жил долгое время.
В деяниях апостольских в 13-й главе пишется, что после исхода из Египта и вшествия в обетованную землю «яко лет четыреста и пятьдесят даде им Бог судии, яко леты даже до Самуила пророка, и оттуду просиша царя, и даде им Бог Саула» (Деян.13, 20–21): Х.– 450.
Но по исчислению хронографов получится более пятисот лет.
Георгий Кедрин пишет следующее: от смерти Иисуса Навина и до смерти пророка Самуила прошло лет: Х.– 610.
От потопа лет: Х.– 2120.
От Адама: Х.– 4382.
Но иное получится по нашим русским хронографам. Желающий пусть сосчитает.
Израильские цари
Сколько лет царствовал первый царь Саул, об этом в Книгах Царств не говорится, но есть указание в 13-й главе Деяний Апостольских, что он был царем 40 лет (Деян. 13, 21). Но толкователи Божественного Писания и хронографы, писанные на латинском языке, соединяют эти 40 лет Саулова царствования с летами Самуила, который не только прежде царя Саула, но и тогда, когда Саул уже воцарился, судил израильтян во все дни жизни своей. Один из них, Салиан, говорит следующее:
Самуил был один судьею израильским 23 года, а на 24-м году своего исполнения судейских обязанностей помазал на царство Саула; с Саулом он был судьею лет 16 и умер.
После смерти его Саул был на царском престоле 2 года, после чего и скончался.
Другой хронограф, Юнций, исчисляет эти лета так: В десятый год управления Самуилова родился Давид. В 30-й год его же управления израильтяне просят царя. Саул был первым царем израильским в 31-й год управления Самуилова.
Саул по истечении двух лет или в 33-й год управления Самуилова был отвергнут Богом за непослушание.
Давид тайно помазан на царство в дому Иесеевом в 34-й год управления Самуилова.
Давид убил Голиафа в 35-й год управления Самуилова.
Воцарился Давид после сорокалетнего управления Самуила, когда этот последний уже скончался.
Беллярмин римлянин в своей хронологии пишет следующее:
Самуил управлял 20 лет.
Саул царствовал 20 лет.
Греческий же хронограф Георгий Кедрин года Саулова царствования располагает следующим образом: При Самуиле Саул царствовал 20 лет. После Самуила 20 лет.
Следовательно, все его царствование продолжалось 40 лет.
Давид после Саула царствовал лет: Б.,Х.,Р.– 40.
Соломон вступил на царство после смерти Давида и в четвертый год своего царствования приступил к сооружению храма Господня.
Начало создания Храма Соломонова
В Третьей книге Царств в 6-й главе пишется, что Соломон начал сооружение храма (3Цар. 6, 1) в лето от исхода сынов израилевых из Египта: Б.– 440, Р.– 480.
Русские хронографы пишут, что это произошло в год от Адама 4469.
Другие же хронографы (Монемвасийский) указывают год от Адама 4470.
По их указаниям, Соломон начал сооружать храм Святая Святых в 642-й год после выхода сынов израилевых из Египта. (Однако такое летосчисление хронографов после тщательного рассмотрения оказывается неправильным.) Несомненно, что русские хронографы весьма несогласны в летосчислениях с Библиями.
Несогласие же римского летосчисления с нашим библейским в данном случае искусные исследователи приводят в согласованность, признавая то и другое летосчисление удовлетворительным: одно из них (то есть русское и греческое) начинает счет со времени входа израильтян в обетованную землю, что произошло после сорокалетнего их странствования с Моисеем в пустыне; другое же (то есть римское) ведет счет годам со времени перехода их чрез Чермное море, вслед за которым наступило сорокалетнее странствование в пустыне, пока они не достигли обетованной земли. Если сии 40 лет пустынного странствования присоединить к указанным в наших Библиях 440 летам, то получится 480 лет.
Но удивительнее всего то, что в самых Библиях, в Божественном Писании находится несогласное летосчисление. Ибо в Деяниях Апостольских в 13-й главе пишется следующее: «Востав Павел и помахав рукою, рече: мужие израильтяне и боящийся Бога, услышите! Бог людей сих избра отцы наши и люди вознесе в пришельствии в земли Египетстей, и мышцею высокою изведе их из нея; и до 40 лет препита их в пустыни. И низложив язык седмь в земли Ханаанстей, даде им в наследие землю их. И по сих, яко лет четыреста и пятдесят, даде им судии даже до Самуила пророка, и оттуду просиша царя, и даде им Бог Саула, сына Кисова, мужа от колена Вениаминова, лет 40» (Деян. 13,16–21).
Здесь читающий да обратит внимание на то, что св. апостол Павел насчитывает от входа сынов израилевых в обетованную землю и до пророка Самуила 450 лет. Саул царствовал 40 лет, Давид царствовал 40 лет, Соломон в четвертый год своего царствования приступил к сооружению храма Господня; каким же образом в 6-й главе Третьей книги Царств пишется, что Соломон начал созидать храм Господень в 440-й год от исхода сынов израилевых из Египта?
Думается, что здесь издревле допущена писавшими и переписывавшими некая погрешность, когда еще не было типографского искусства. Необходимо или в 6-й главе Третьей книги Царств присоединить недостающее количество лет, или же в Деяниях Апостольских уменьшить года.
Некоторые из римских исследователей (Агний в «Хронике» и Корнилий-а-Лапиде, на Деяния, гл. 13) рассуждают и говорят, что необходимо в Деяниях Апостольских вместо 450 лет читать 350 лет.
Здесь мы приложим следующее рассуждение. Прежде всего необходимо знать, что лета судей израилевых иначе исчисляются по мнению летописцев и иначе по разумению толкователей Божественного Писания.
Летописцы исчисляют лета, как пишется в Библии, присоединяя к ним и те года, в которые израильтяне находились в рабстве у иноплеменников, то есть следующие:
Пред Гофониилом они находились в рабстве у сирского царя Хусарсафема лет 8.
После Гофониила покорялись моавитскому царю Еглому 18 лет. Перед Бараком были в рабстве у ханаанского царя 20 лет. После Варака подпали под иго Мадиама на 7 лет. Пред Иеффаем были рабами филистимлян 18 лет. Пред Сампсоном вторично находились в рабстве у филистимлян 40 лет.
Соединив все эти года вместе, получим 111 лет.
(Здесь исключены те 20 лет, в которые израильтяне находились в рабстве у филистимлян после жреца Илия и во дни Самуиловы.)
Толкователи же Божественного Писания эти лета причисляют к годам судей израильских следующим образом.
После старейшин израильских, которые управляли народом по смерти Иисуса Навина, был судья Гофониил, младший брат Халевов, который судил израильтян 40 лет (Суд. 3, 9–11).
В эти года, в начале исполнения им судейских обязанностей, израильтяне были в рабстве у сирского царя, что ясно видно из Святого Писания, в котором о Гофонииле пишется следующее: «Бысть на нем Дух Господень, и суди Израиля, и изыде на рать противу Хусарсафема Царя (Суд.3.10). Здесь нужно принять во внимание, что вышел на войну не перед тем, как сделаться судьею, но прежде был судьею у Израиля, а потом чрез некоторое время вышел на войну. Следовательно, те 8 лет, в которые израильтяне были в рабстве у сирского царя, заключаются частью в последних годах старейшин, которые были пред судьею Гофониилом, частью же в начальных годах управления судьи Гофониила. С этим согласуется и хронограф Кир Дорофея, Монемвасийского митрополита, который говорит, что израильтяне во дни начальствования Гофониилова были в рабстве у сирского царя и избавлены Гофониилом.
Точно так же должно разуметь и о всех других годах между судиями, в течение которых израильтяне находились во власти иноплеменников, так как эти года заключаются частью в летах судии кончающегося, а частью во времени вступающего судии. Это можно наблюдать и в повествовании о днях управления пророчицы Девворы. В главе 4-й Книги Судей пишется, что Иавин, царь ханаанский, жестоко угнетал израильтян двадцать лет, а потом Писание тотчас добавляет: "Деввора же пророчица... суди Израилеви в то время» (Суд. 4, 4–5). Следовательно, царь ханаанский жестоко угнетал израильтян двадцать лет во дни судии Девворы, т. е. эти двадцать лет заключаются в сорокалетнем управлении Девворы.
Кроме этого, и о Сампсоне в конце 15-й главы пишется: «Суди Израилеви во дни филистимлян 20 лет» (Суд. 15, 20). Следовательно, Сампсоново двадцатилетнее управление было во время господства филистимлян, с которыми он боролся.
Еще яснее доказываемое нами можно видеть из той же главы, где израильтяне говорят Сампсону: «Не веси ли, яко владеют нами филистины, Вскую сия сотворил еси?» (Суд. 15,11). Итак, в течение 20 лет управления Сампсонова они были под властью филистимлян, ибо Сампсон не мог их совершенно избавить от филистимлян, но только укрощать власть филистимскую, чтобы они не особенно жестоко угнетали народ. Филистимляне же и после кончины Сампсоновой обладали израильтянами немалое время, пока после Сампсона не смирил их Емегар.
Таким образом, по разумению толковников, число лет, когда израильтяне находились в рабстве, окажется меньшим, ибо эти года частью заключаются в летах управления судей.
Года судей израилевых суть следующие: Гофониил судил 40 лет; Аод 80; Варак и Деввора 40 лет; Гедеон 40; Авимелех 3; Фола 23; Иаир 22; Иеффай 6; Есевон 7; Елон 10; Авдон 8; Сампсон 20 и жрец Илий 40 лет.
Соединив все эти года вместе, получим 339 лет.
Сюда нужно присоединить 7 лет воеводства Иисуса Навина после Моисея и 10 лет правительства старейшин израилевых после Иисуса (столько именно лет приписали Иисусу Навину и старейшинам достоверные писатели), и получится всех лет до пророка Самуила 356.
И не было бы большой беды, если в Деяниях Апостольских вместо 450 читать 350, хотя и получаются в этом случае 6 лет лишних, не упоминаемых у Апостола. Ибо Апостол не утверждает, что полных 50 лет прошло сверх 400 или 300 лет, но предпосылает этому слово «яко»: «И по сих яко лет 450», то есть или более, или менее; это именно означает слово «яко».
Итак, когда ты вместо 450 возьмешь 350 с шестью годами, то присоедини к этим 356 годам 40 лет Самуилова и Саулова владения (включая в лета Самуиловы и те 20 лет, в течение которых израильтяне после жреца Илия находились в рабстве у филистимлян), затем присовокупи 40 лет царствования Давидова и три года царствования Соломона с четвертым годом, в который он начал созидать храм Господень, и ты найдешь правильным написанное в 6-й главе Третьей книги Царств, что в четыреста сороковой год после выхода сынов израилевых из Египта (лучше же разумей от входа в обетованную землю сынов израилевых, вышедших из Египта) и в четвертый год своего царствования приступил Соломон к созиданию храма Господня. Если же присоединишь и те 40 лет, в которые израильтяне после перехода чрез Чермное море странствовали с Моисеем по пустыне, то ты получишь 480 лет, как читается в римских Библиях.
Так считаются эти года по разумению толкователей Божественного Писания.
По мнению и исчислению хронографов получается гораздо более лет до Самуила. Ибо при соединении лет рабства, когда израильтяне покорялись своим врагам в разное время между периодами управления судей, получится 111 лет; когда же они (хронографы) эти лета присоединяют к 339 годам от начала управления Гофониилова (ибо его многие считают первым судьею), то получается число всех лет 450.
Итак, из рассмотренного можно понять, что оба показания, то есть написанное в Деяниях Апостольских (13 гл.) и в Третьей книге Царств (6 гл.), не содержат в себе погрешности. Ибо когда святой апостол Павел говорит, что судьи в Израиле до пророка Самуила управляли 450 лет, то ты разумей, что им сосчитываются все года, как это делают вообще летописцы, считающие особо лета рабства, не включая их в лета судей. Когда же ты прочтешь в Книге Царств о 440 (или по римским Библиям 480) летах до начала церкви Соломоновой, то знай, что сие исчисление есть такое же, какое предлагают толкователи, включающие все лета рабства в года управления судей.
Соломон пробыл на царском престоле (3Цар. 11, 42; 2Пар. 9, 30) лет: Б.,Х.,Р.– 40.
Ровоам, сын Соломонов (3Цар. 14, 21; 2Пар. 12:13) царствовал лет: Б.,Х.,Р. –17.
Авия, сын Ровоама (3Цар. 15, 1–2; 2Пар. 13,1–2) лет: Б.,Х.,Р. – 3.
Аса, сын Авиев (3Цар. 15, 9–10; 2Пар. 16, 3), царствовал лет: Б.,Х.,Р.– 41.
Георгий Кедрин пишет, что Аса царствовал 40 лет.
Иосафат, сын Асы (3Цар. 22, 42; 2Пар. 20, 31), лет: Б.,Х.,Р.– 25.
Монемвасийский хронограф указывает 42 года.
Иорам, сын Иосафатов (4Цар. 8, 16–17; 2Пар.21:5, 20), царствовал лет: Б.,Х.,Р. –8.
Да будет известно, что Иорам еще при жизни отца был царем. Когда его отец отправлялся на войну помогать царю израильскому Ахаву, он нарек своего сына Иорама царем в Иерусалиме. Таков был обычай в те древние времена: если какой-либо царь предполагал идти на войну, он прежде всего называл царя, которого желал бы иметь после себя; это делалось для того, чтобы на престоле был уже готовый царь, если отправившемуся на войну случится погибнуть. В силу такого обычая Иорам во дни своего отца был поставлен на царском престоле и царствовал с отцом своим 4 года, а после смерти отца также 4 года. И таким образом время его царствования составилось из 8 лет. (Все источники указывают одинаковое количество лет)
Охозия, сын Иорамов (4Цар. 8, 26; 2Пар. 22, 2), царствовал всего 1 год.
Гофолия, мать Охозии (4Цар. 11, 3; 2Пар. 22, 12), лет – 6.
Кедрин говорит, что она царствовала 8 лет.
Иоас, сын Охозии (4Цар. 12, 1; 2Пар. 24, 1), царствовал лет – 40.
О мучительстве его см. 2Пар.24, 24–25.
Амасия, сын Иоаса (4Цар.14, 1–2; 2Пар. 25, 1) лет – 29.
Озия, или Азария, сын Амасии (4Цар. 15, 1–2; 2Пар. 26,3), лет – 52.
В его дни, говорит Евсевий в хронике, было начало олимпиад.
Иоафам, сын Озии (4Цар.15,32–33;2Пар.27;1,8), царствовал лет – 16.
Георгий Кедрин говорит, что в дни его царствования было начало олимпиад.
Ахаз, сын Иоафама (4Цар.16, 2; 2Пар.28,1), лет –16.
В его дни царствования создан Рим.
Езекия, сын Ахаза (4Цар. 18, 1–2; 2Пар. 29, 1), лет – 29.
Два года он царствовал с отцом, а отдельно один был царем 27 лет.
Этот царь Езекия сжег медного змия и врачебную книгу Соломонову.
«Три отрока», уведенные в плен вавилонский, были его дети; во дни его же царствования был и Товия.
Манассия, сын Езекии (4Цар.21,1; 2Пар.33,1), царствовал – 55.
Он был отведен в вавилонский плен и опять возвращен.
Аммон, сын Манассии (4Цар.21,19; 2Пар.33, 21), лет- 2.
Другие (русские хронографы) указывают лет-12.
В его дни жил Мидас, царь фригийский, с ослиными ушами (Кедрин).
Иосия, сын Аммона (4Цар. 22, 1; 2Пар.34,1) – 31.
Иоахаз, сын Иосии (4Цар.23, 31; 2Пар.36, 2), царствовал три месяца, которые присчитываются к летам Иосиевым.
Елиаким, или Иоаким, второй сын Иосии (4Цар.23,36; 2Пар. 36, 5), царствовал лет – 11.
Во дни этого царя иудейского в первый раз Навуходоносор пошел на Иерусалим и пленил святого пророка Даниила с тремя отроками.
Иехония, он же и Иоахим, сын Елиакимов (4Цар.24,8; 2Пар.36,9), царствовал 3 месяца и 10 дней, и это время присчитывается к последнему, одиннадцатому году царствования Елиакимова.
Со смерти Елиакима (он же и Иоаким) и отведения в Вавилон плененного Иехонии начинается исчисление 70 лет вавилонского плена. Когда был отведен в Вавилон Елиаким с многочисленными пленниками, тогда святой пророк Иеремия писал к находящимся в вавилонском плену, возвещая им, что они пребудут там 70 лет (Иер.29, 10).
Русские же хронографы, как мы потом выясним, начинают исчисление этих 70 лет не со времени пленения Иехонии, но с пленения Седекии.
Седекия, дядя Иехонии и сын Иосии, брат Иоахазов и Елиакимов (4Цар. 24, 18; 2Пар. 36, 11), царствовал лет – 11.
И затем был отведен в плен в Вавилон.
Последнее отведение в Вавилон и разорение Иерусалима
В третий год после пленения и разорения Иерусалима сожжен был храм Соломонов.
Георгий Кедрин говорит, что храм этот стоял 442 года.
В Вавилоне израильтяне находились 70 лет.
Сии 70 лет пленения людей израилевых и пребывания их в Вавилоне исчисляются неодинаково.
Хронографы русские начинают исчисление с отведения в плен Седекии и окончательного разорения Иерусалима.
Римские же хронографы начинают с Иехониева (прежде Седекии) отведения в Вавилон; с этого времени и святой пророк Иеремия начал пророчествовать о 70-ти летах пленения (Иер. 29,10).
После того, как был отведен в Вавилон Иехония со множеством достойнейших своих людей, в Иерусалиме после него стал царем Седекия.
Отсюда и начинают римляне исчислять лета пленения, придерживаясь показаний святого пророка Иеремии.
Седекия царствовал лет: Русс.– 11, Рим.– 11.
В одиннадцатый год своего царствования он был отведен в плен вавилонский Навуходоносором, а Иерусалим подвергся окончательному разорению.
Отсюда начинают русские хронографы исчислять года пленения.
Навуходоносор после разорения Иерусалима царствовал лет: Русс.– 17, Рим. –26.
Всего в Вавилоне он царствовал 43 года, а по сказанию других – 44.
Евилмеродах, сын его, царствовал лет: Русс.–5, Рим.–30.
Валтасар, сын Евилмеродаха, лет: Русс.– 3, Рим.– 3.
Дарий, кроме тех лет, в которые он владычествовал в Мидах, царствовал в Вавилоне лет: Русс.– 17, Рим.– 2.
Кир, кроме тех лет, в течение которых он прежде владычествовал в Персиде, царствовал в Вавилоне лет: Русс.– 30, Рим.– 3.
Георгий Кедрин говорит, что Кир царствовал 32 года.
Здесь хронографы русские и римские оканчивают исчисление лет пленения иудейского.
Русские хронографы говорят, будто бы в 30-й год своего царствования Кир отпустил Зоровавеля со многими людьми иудейскими в Иерусалим для создания храма Господня; но это противоречит Библиям, которые говорят, что в первый год царствования Кирова (а не в тридцатый) отпущен был Зоровавель, что ясно видно из первой главы Первой книги Ездры (1Ездр. 1, 1–3).
Так русские и римские хронографы высчитывают 70 лет пленения иудейского в Вавилоне по годам царей вавилонских. В Библиях же года этих царей не указаны: сколько лет царствовал Навуходоносор, сколько Евилмеродах, Валтасар, Дарий и Кир, это неизвестно, но известно только то, что иудеи были в плену вавилонском 70 лет, даже до первого года царствования Кира.
После Кира вступил на престол его сын Камбиз, который в 4-й главе Первой книги Ездры (1Езд. 4, 6) называется Асвером (Ассуиром) и Артаксерксом (первый с таким наименованием). Он запретил созидать храм Господень. Сколько же лет Камбиз царствовал, в Библиях не написано.
Потом стал царствовать Дарий, другой с таким наименованием, сын Гистаспов. Он во второй год своего царствования повелел опять созидать храм Господень в Иерусалиме. Храм был окончен постройкой в шестой год царствования Дариева, как пишется в седьмой главе Второй книги Ездры (2Ездр. 7, 5).
О святом же Евангелии пишется (Ин. 2, 20), что храм этот созидался 46 лет (не то чтобы он беспрерывно столько лет созидался, но что благодаря многим препятствиям на столько лет постройка его затянулась). Это дает возможность думать, что со времени первого года царствования Кира в Вавилоне, в который он дал повеление созидать храм, и до шестого года царствования Дариева, когда храм был окончен, прошло 46 лет.
После сего сколько лет царствовал Дарий Гистасп, в Библиях не написано.
Когда царствовал в Вавилоне Артаксеркс (другой с таким наименованием), то в двадцатый год его царствования был отпущен в Иерусалим царский виночерпий Неемия, чтобы воздвигнуть иерусалимские стены (Неем. 2, 1–6).
После сего Артаксеркса в Библиях более не вспоминаются цари персидские (они же и вавилонские), хотя и много их было после вышеупомянутых; не указываются и лета их, даже до смерти великого царя Александра Македонского и до начала царства еллинского (то есть греческого). От начала этого царства ведется летосчисление в Книгах Маккавейских, как это можно видеть в первой главе Первой книги Маккавейской, где об Антиохе царе, называемом Епифаном, пишется следующее: «Царствова в лето 137 царства еллинска» (1Мак. 1,10), но и это летосчисление ведется только в истории братьев Маккавеев.
Сколько лет прошло до Рождества Христова от конца того пленения, в котором израильский народ пребывал 70 лет в Вавилоне, по Библиям определить трудно, скорее даже невозможно, так как не означены числа известных лет царствования царей персидских и замолчены многие цари, которые были после второго Артаксеркса и даже до Александра Великого. Но и после кончины Маккавеев в Библиях ничего не пишется о тех правителях, которые были до Рождества Христова. Указываются же многие в хронографах, но не в Библиях. И писанное в них не все вероятное, так как хронографы не согласуются во многих повествуемых ими вещах, а особенно в летосчислениях.
Разве исчислять лета от переселения вавилонского до Христа по седмицам Данииловым, сообщенным ангелом? Но и они вызывают немало недоумений, так как толкователи Божественного Писания и летописцы спорят о времени, с которого года начинаются эти седмицы и в который оканчиваются.
Одни полагают, что они начинаются с самого дня откровения Божия, бывшего святому пророку Даниилу чрез ангела. Другие – с первого года самодержавия Кира, когда этот царь повелел созидать храм Господень и отпустил в Иерусалим иудейского князя Зоровавеля со многими людьми. Иные – со второго года царствования Дария Гистаспа, который вторично повелел созидать храм, что было запрещено царем Камбизом, сыном Кира. Некоторые – с шестого года Дариева, в который окончена была постройка храма и он был освящен. Другие – с седьмого года царя Артаксеркса, бывшего после Дария, когда был отпущен в Иерусалим Ездра со многими людьми израилевыми. Иные – с двадцатого года царствования Артаксерксова, когда этот царь повелел воздвигнуть иерусалимские стены и для сего отпустил виночерпия Неемию, так как об этом пишется и в 9-й главе Книги Данииловой: «От исхода словесе, яко соградити Иерусалим, до Христа старейшины...» (Дан. 9, 25). Наконец, некоторые – с окончания постройки стен и обновления города Иерусалима начинают эти седмицы Данииловы; обновление же произошло в 22-й год царствования Артаксеркса. Что же касается самих седмиц Данииловых, то их всех насчитывается 70, а содержится в них лет 490.
Точно так же и относительно окончания этих седмиц многие не согласны один с другими. Иные полагают, что конец их был при рождении Христа; другие – при вольном страдании Христовом и Его животворной смерти; некоторые же – при последнем разрушении Иерусалима, совершенном Титом Веспасианом, и при окончательном запустении этого города.
В таких недоуменных вещах, как в лабиринте, разве возможно найти при свете Библии правильный и верный путь летосчисления?
Но и от самого начала бытия мира и до Рождества Христова исчислить лета по Библиям весьма трудно ввиду не упомянутых лет во многих местах, а также и ввиду по местам их несогласия, как это было показано в сей хронологии.
Тем не менее мы предложим здесь разумение и исчисление этих лет русских и римских хронографов.