Источник

Глава четвертая. Беседа отца Паисия с монахинями

Нижеследующая беседа состоялась в одном, из женских монастырей в Аттике. Она разошлась в тысячах ксерокопий и была опубликована в «Афонском дневнике».

Монахиня: Старче, как мы можем сильно полюбить Бога?

Старец: Когда человек собирает воедино себя, свое сознание, тогда ум его неизбежно сосредотачивается на Боге. Вы, женщины, можете легче предать себя Богу, ибо имеете помощником ваше сердце. Мужчинам труднее, так как им мешает рассудочность. Ученики Христовы во время Его страстей, руководствуясь рассудительностью, убежали и скрылись, тогда как женщины, влекомые сердцем, пошли на Голгофу и ко Гробу. Но у вас есть другая опасность: когда сердце ваше влечет вас к пустым предметам. Вы слепо отдаете сердце ваше низким и глупым вещам, и в конце концов у вас не остается ничего для Христа. Вы не удовлетворяетесь необходимой одеждой, утварью, вещами, но стремитесь вместе с необходимым приобрести еще и красиво украшенное и изящное. Вам особенно нравится чашка, если на ней нарисован какой-нибудь цветочек, и вам больше хочется вышитой скатерти, да на резном столике. Вот таково ваше сердце, так вы его расточаете; не растрачивайте его безрассудно! Сердце, когда оно обуздано, бежит, как сумасшедшее, в хорошем смысле слова. He забывайте никогда, что мир, то есть побрякушки78,– это суетность, ложь и область диавола. Женщины увлекаются пустым и становятся послушницами диавола.

Монахиня: Отчего, старче, монахини даже от незначительных грехов впадают в отчаяние? Это правильно?

Старец: Они отчаиваются, потому что неверно совершают духовный подвиг. Женщины, как в будничной жизни любят изящные работы, так и в духовной жизни любят тонкий труд и занимаются мелочами, оставив диаволу поле для нападения на них. Посвящайте ваши сердца не суетному, но Богу, не запутывайтесь в тонком, но начинайте с грубого, чтобы не отчаяться. Если совершенно отсекать грубое, то легко исчезает и тонкое. He всматривайтесь в прошедшую жизнь или в ваши детские прегрешения, ибо открылись новые пути и книги. Живите в атмосфере постоянного славословия и благодарения, ибо наибольшим грехом является неблагодарность, и худший грешник – неблагодарный человек.

Монахиня: Бывает ли, старче, чтобы человек пребывал годы в духовном подвиге и нисколько не преуспел?

Старец: Да, есть люди, которые подвизаются и не видят продвижения вперед. Тот, кто трудится и не видит преуспеяния, или горд, или имеет предрасположение к гордости. Бог не действует там, где есть превозношение или расположение к превозношению. Когда кто-нибудь трудится с усердием, он, может быть, видит, что стал хуже, но чувствует уверенность и радость. Тогда все идет хорошо. Духовное преуспеяние только там, где человек чувствует, что все очень трудно. Это показывает, что существует микроскоп и для тонкостей. Когда кто-либо подвизается с усердием, он чувствует уверенность и надеется. Тогда у него все идет хорошо, и есть духовное преуспеяние. Напротив, когда он отчаивается, это значит, что дела идут плохо, потому что отчаяние происходит от диавола.

Кто-то может совершать многие подвиги, однако, без успеха, потому что не имеет смирения, а другой может нести небольшие труды и достичь большего успеха, потому что имеет смирение, которое восполняет недостатки. Подвиг требует тщания, плача, надежды, утешения, уверенности и духовного кислорода. Все это обеспечивает нам безопасный путь. He несчастья и вынужденное послушание, не молитва через силу. He слезы и притеснения от диавола.

Я буду оплакивать свои грехи, надеясь на любовь Божию – да. Но оплакивать потому, что того хочет диавол? – этого я не допущу. Очень часто диавол ввергает человека в чрезмерную печаль и выходит победителем. Да не будет так. Живите просто, как дитя на руках своего отца. Доверие Богу – это постоянная молитва, приносящая добрые плоды. Отчаяние от диавола.

Монахиня: Старче, легко ли чувствовать глубину наших грехов?

Старец: Бог по Своей любви не допускает, чтобы мы переживали свои грехи, чтобы нам не мучиться. Есть старательные и чувствительные души, которые Он нарочно делает твердыми, чтобы они не сломались от переживания грехов. To же бывает и с переживанием благодеяний Божиих. Если бы мы были в состоянии их понять, то немедленно растворились бы. Чем больше человек укрепляется в духовной жизни, тем больше Бог позволяет ему видеть и то, и другое

Умный – значит освященный. Диавол не охотится на несчастных, он охотится на умных, на тех, кто рядом с Богом и кто может творить чудеса. У них он отнимает доверие Богу и начинает терзать их самоуверенностью, мудрованиями, сомнениями и осуждением. Поэтому надо, чтобы мы положили рассудок в холодильник до тех пор, пока Бог не вернет нам его освященным. Никто сам не излечился и никто не мог бы спастись без послушания.

Один простой, но святой человек, когда находился в нужде и хотел помочь бедному больному, пошел на берег моря, где находился храм Вознесения, простер руки и сказал: «Святое Вознесение, дай мне рыбку для больного». И, – о чудо! – в руках у него оказалась рыба и он пошел и приготовил ее для больного, благодаря Бога и святое Вознесение. Ум – это дар и благодать Божия, как и телесная сила. Поэтому надо, чтобы мы пользовались им, как хочет Бог, – для спасения и освящения.

Монах укрепляется покаянием и весь горит от любви Божией. Дерзновение его благо, а разговоры – беседа с Богом. Душа, когда говорит с Богом, не устает. Молитва дает отдых. Кто живет сердцем – отдыхает, кто живет умом – утомляется. Вот хитрость диавола в наше время. Диавол знает, что следующее поколение – покалеченное грехом, испытывающее отвращение к современному стилю жизни и не имеющее идеалов – уйдет в монашество, и потому он стремится воспрепятствовать нам в истинно духовном труде и ввергает нас в несчастья, так чтобы не вскисла духовная закваска. Следующее поколение будет вынуждено стремиться к небу. He забывайте этого.

Монахиня: Старче, у меня окаменевшее сердце, и я не люблю Христа.

Старец: Это помысел твой говорит так. Это тебе сказал старец или старица? Нет. Это говорит помысел твой. Любовь есть. Живите просто и без особых рассуждений, как ребенок со своим отцом. Вера без многих рассуждений творит чудеса. Ум препятствует благодати Божией и чуду. Исполняйте послушание, не рассуждая логически.

Монахиня: Старче, насколько помогает молитве чтение какого-нибудь текста?

Старец: Чтение услаждает ум и согревает сердце. Причиняя кому-то несчастье, мы огорчаем Христа. Страдание другого человека должно стать и нашим страданием. Молитва – это радость и благодарение. Мы начинаем с изучения святоотеческого творения, ибо этим согревается душа и переносится в духовный мир. Цель в том, чтобы ум усладил сердце, чтобы молитва стала сердечной. Только сердечная молитва и есть молитва, так как в ней сострадание, и она приносит плоды. Сердце очищается воздыханием и усердием. Будем направлять душу на путь слез.

Монахиня: Старче, я ощущаю духовную боль и боюсь, не от дьявола ли?

Старец: Сколько духовной боли мы перенесем, столько божественной сладости за это нам будет послано. Когда же мы чувствуем тяжесть и отчаяние, тогда это бесовское нападение. Задержка дыхания при молитве в некоторых случаях наносит вред организму, и вам следует избегать этого. Бог ищет других трудов, а вовсе не этих. Мы постигаем сердце, а не плоть, то есть действия сердца. Бог должен нам помочь, когда мы отдаем Ему все. Сначала человек весь предается Богу, а потом Бог его очищает и отдает людям. Когда человек верит, что он хуже всех, тогда одно его «Господи помилуй!», которое он говорит о всем мире, стоит во много раз больше, чем тысячи «Господи помилуй!» другого. Молитва должна стать необходимой для нас. Давайте говорить с Богом, потому что нет ничего более сладкого.

Когда душа еще не пришла в духовное состояние, полезно ей молиться вообще за близких и за весь мир. Ибо вместо того, чтобы разок получить пользу, мы тянемся к миру. Давайте молиться в особых случаях за тех, кто имеет нужду. Я разделил свою молитву на три части: одна – за себя самого, другая – за живых и третья – за усопших. Лучшее поминовение для усопших – это наше духовное преуспеяние. Будем, естественно, писать их имена и для поминовения на проскомидии. Монаху надо с болью душевной молиться, чтобы Бог помиловал мир.

Расскажу вам один случай. Иногда я ходил в одну деревеньку причащаться. Иерей обычно причащал меня в алтаре. Когда настало время Божественного Причастия, я задумался и сказал: «Боже мой, сподоби всех людей войти в рай и меня поставь где-нибудь с краешку, грешного. Только по одной простой причине: чтобы Ты не огорчался, видя меня в аду!» В этот момент священник сказал мне властным голосом, чтобы я вышел из алтаря причащаться. Едва я причастился, я тотчас подумал о молитве, которую сотворил. Потом подошел священник, попросил извинения и сказал мне, что он почувствовал, как будто кто-то отнял у него разум в это время. Это случилось, потому что Бог хотел меня испытать. Это из-за меня Он отнял на миг у священника разум. To же самое может случиться и в вашей жизни. Вы молитесь, например, о чем-нибудь, а Бог на время отнимает благодать у настоятельницы или какой-нибудь сестры, и она плохо разговаривает с тобой и доставляет тебе неприятности.

Монахиня: Старче, есть ли надежда на исцеление от долговременной душевной болезни?

Старец: Да. В одну неделю сделаешься жива и здорова, как курочка, если будешь исполнять послушание и бодрствовать. Ум твой пусть не обращается ни к чему, что его удручает. Когда мы телом были в мире, ум наш находился в монастыре. Теперь же по временам тело в монастыре, как пень, а ум уходит в мир. He будем осуждать, поскольку, может быть, другая сестра кладет поклоны в своей келье, а мы грешим. Я прощаю сестру, даже когда я вижу, что она постоянно падает. Господь сказал Петру, что ближнего нужно прощать до семижды семидесяти раз. Когда мы видим прегрешения других и осуждаем, это значит, что душевные наши порывы нечисты и мы видим людей, как деревья. Вспомни притчу о слепом!

Мы должны прийти в мастерскую добрых помыслов. Если мастерская делает пули, и ты вливаешь в форму металл, то будет выпускать пули из металла. Если производит чаши и вливаешь золото – будет производить золотые чаши. Если вольешь металл, то – металлические. Какой помысел мы вольем в наш ум, такой ум и получим. Это из-за нас сестра подвергается искушению. Когда мы молимся, чтобы Бог дал нам любовь, тогда Он может попустить заболеть какой-нибудь сестре, чтобы таким образом дать нам любовь, когда больному потребуется помощь. Может быть, она попросит у тебя чая или чего другого, и тогда Бог увидит нашу любовь и наше терпение. Он может на некоторое время отнять Свою благодать и у начальников, так что они будут с нами разговаривать резко. Так мы будем проходить испытание нашей добродетели, и Бог увидит, осуждаем мы или нет, – ведь мы ищем получить у Него неосуждение. Вот так Бог посылает нам добродетели. А не так, что, сколько килограмм любви захочешь, столько и бери, сколько смирения – столько бери. Бог не приносит нам добродетели на блюдечке. Он только предоставляет удобное время. Если мы его не используем и осуждаем ближнего, мы сами осуждаемся вдвойне: и потому что мы осудили, и потому что не покаялись в этом.

Монахиня: Скажи нам, старче, в общих чертах о молитве и об аскезе.

Старец: Самодвижная молитва доставляет наибольшую сладость. Человек тогда забывает и о пище, и о сне. Только творит молитву. Как ребенок, которого мы привели в кондитерскую, пробует сласти и не помышляет ни о чем другом. Но приходит старец и останавливает человека, чтобы испытать, смирился ли он. Одна монахиня в каком-то монастыре пришла в такую меру. Днем она выполняла много тяжелой работы, а вечером молилась. Когда настоятельница ее остановила, та сказала: «Я, видимо, в чем-то согрешила». И начала каяться, хотя никакого греха не было.

Аскеза должна быть умеренной, чтобы не вредить нашему здоровью и не препятствовать исполнению должного. Крайности губят тело и делают человека никуда не годным даже в отношении самого необходимого. Настоятельница должна знать, сколько приблизительно поклонов вы кладете. Довершение поста – это бдение, поскольку оно очищает ум, утончает его и услаждает сердце, тогда как сон отягощает наш ум. Доверяйтесь Богу и вашим начальникам. Когда вам говорят: делай то-то и то-то – исполняйте послушание, и вы не устанете. Столько времени вы возделывали веру в себя и что получили? Самоуверенность – это большое препятствие для Божественной благодати. Никогда не верьте вашему рассудку. Думайте просто, и Бог за это ваше смирение приблизится к вам и вы обретете радость и Его покой.

Духовное преуспеяние – вот что от вас требуется. Ни Антоний Великий, ни Варсонофий Великий не могут нас спасти, если мы не будем иметь правильного устроения. Бог будет помогать, когда мы все отдаем в Его волю. Тот, кто имеет добрые помыслы, имеет и духовное здоровье. Во время оккупации маленькие дети, деревенская беднота, с аппетитом грызли кусочек кукурузной лепешки и имели розовые щечки, тогда как дети богатых ели масло и мармелад, и все же были бледными и больными. Так и в духовном. Если у нас простые и святые помыслы, без лукавства, то мы будем душевно здоровы. Истинное покаяние – это естественное смирение, а искусственное смирение не требуется. Когда ум услаждается, он там пребывает, а потому надо доставлять ему постоянную духовную работу.

Монахиня: Старче, удаляется ли от нас Ангел, когда мы грешим?

Старец: Благословенная душа, если бы Ангел так легко уходил, мир бы, вероятно, давно погиб. Он не отходит, остается, только страдает и с пустыми руками возвращается к Богу.

Монахиня: А у монастыря один Ангел или много?

Старец: А почему бы ему не иметь и земных ангелов? Есть и местные ангелы.

Монахиня: Старче, а есть ли нынче святые, которые видели Богородицу?

Старец: А что, это трудно? Ну на этом мы закончим. Храни вас Божия любовь!

Монахини: Аминь! Аминь! Аминь!

* * *

78

Одно из значений слова «мир» в греческом языке – украшение, побрякушки.


Источник: Когда чужая боль становится своей : жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского : [перевод с греческого] / свящ. Дионисий Тацис. - Изд. 4-е, испр., доп. - Москва : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского : Приход храма св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014. - 218, [3] с. - (Слово современных подвижников). ISBN 978-5-98891-695-6

Комментарии для сайта Cackle