Тураев Борис Александрович (1868–1920)

Источник

Борис Александрович Тураев был последователем В.С. Голенищева. Многие называли его «отцом египтологии в России». И, действительно, Б.А.Тураев был не только специалистом высочайшего класса, но и создателем русской школы египтологии.

Б.А. Тураев начал свои занятия египтологией у О.Э.Лемма, а затем продолжил их за границей, у А. Эрмана, Г. Штайндорфа, Г. Масперо. Много и плодотворно работал он в то время в музеях Германии, Англии, Франции, Италии, собрав богатейший материал для магистерской диссертации, посвященной культу бога Тота.

Вернувшись на родину, Б.А.Тураев сделал все возможное, чтобы удержать в России коллекцию В.С. Голенищева, чем оказал огромную помощь русской египтологии. Его неутомимые хлопоты и решающая оценка коллекции способствовали ее покупке русским правительством. С 1911 г. Тураев стал хранителем собрания восточных древностей В.С. Голенищева и приступил к составлению каталога египетских памятников Музея изящных искусств. Он поселился в Музее, близ коллекции, и занялся ее размещением, «работал с утра до вечера, с той безграничной любовью, которая отличает святых от грешных». День открытия музея стал днем триумфа Б.А. Тураева. Им была создана первая экспозиция Отдела Востока. В 1912 году он написал первый путеводитель по собранию египетских древностей.

Б.А. Тураев сделал то, что не успел сделать В.С. Голенищев: он опубликовал многие памятники египетского собрания, в два первых выпуска серии «Памятников Музея изящных искусств в Москве» вошли его статьи: «Письмо из эпохи Нового царства, помещенное на глиняном блюде», «Поздние заупокойные папирусы иероглифического письма», а в серии «Музей изящных искусств при Московском университете. Описание египетского собрания» вышли два выпуска его «Статуй и статуэток Голенищевского собрания». Последними его работами над памятниками собрания В.С. Голенищева были заметки об одном из иератических папирусов собрания. И уже после его смерти в 1920 году вышли его «Египетские рельефы с изображением погребальных процессий Музея Изящных искусств».

Огромный интерес Б.А. Тураева вызывали археологические находки египетских вещей на юге России, в этой связи его весьма занимал вопрос о взаимоотношениях черноморских колоний, особенно Наворагиса, с Египтом. Среди археологических находок в Ольвии, Пантикани, Мирасе, Крыму, на Северном Кавказе и в Черниговской губернии, он выявил и описал египетские вещи.

Будучи профессором Петербургского университета, он начал читать курс лекций по истории древнего Востока, который постоянно совершенствовал, расширял, одновременно углубляя разбор определенных тем. В 1911 г. эта работа, наконец, увидела свет в виде большого двухтомного труда, в 1913 году он был переиздан с дополнениями. Основой курса являлся перевод многочисленных памятников, хранящихся, в основном, в русских музеях. Последнее издание было высоко оценено специалистами и удостоено в 1916 году Русским археологическим обществом золотой медали.

Однако Б.А. Тураев продолжал работать над «Курсом лекций», постепенно превращая его в огромное исследование, охватывавшее историю всех древневосточных стран. Полностью «История древнего Востока» была опубликована в 2-х томах только в 1935 году. Работа, написанная живым языком, впервые показала историю древневосточных стран на основании сведений, сохранившихся в источниках. Это была первая работа обобщающего характера по истории древнего Востока в России, и сверх того, она была несомненно более исчерпывающей, чем опубликованные за рубежом «История древнего мира» Э.Мейера и «Древняя история народов классического Востока» Г. Масперо.

Египет более, чем любая другая древневосточная страна, привлекал Тураева, который был одним из немногих противников берлинской школы панвавилонизма, видевшей Вавилон во главе древневосточного мира, а Египет – на его задворках. Б.А. Тураев рассматривал культуру Египта как равноценную культуре Вавилона. В посмертно вышедшей работе «Древний Египет» совершенно очевидно, что симпатии Б.А. Тураева принадлежали стране пирамид. Исследование, основанное на богатейшем научном материале, было доступно не только для специалистов, но и для учащейся молодежи и даже для широкой публики из-за легкого, прекрасного языка, которым оно было написано. Язык делал яркой и живой картину политических перемен, религиозных переворотов. Этот культурно-исторический очерк охватывал историю Египта с додинастического времени и до распространения христианства. При этом Б.А. Тураев объяснил социальные и религиозные причины быстрого усвоения христианского учения.

Б.А. Тураев одним из первых оценил роль египетского народа в создании европейской цивилизации: «Действительно, какую бы сторону нашей жизни мы не взяли, исследование ее истории нас, по большей части, в конце концов приводит в Египет, который был отцом европейской государственности, европейского искусства, многих явлений нашей религиозной жизни и быта».

Б.А. Тураев, обладая колоссальной эрудицией, глубоко понимал культуру древнего Египта, основным элементом которой являлась история религиозных представлений. Крупнейший специалист в области древневосточных религий, он делал тончайшие наблюдения, приводившие его к блестящим выводам. Выдающимся событием в области историко-религиозных исследований уже было появление в 1898 г. его магистерской диссертации «Бог Тот», где Б.А. Тураев прослеживал историю развития представлений египтян о боге Тоте, олицетворении мудрости и правды. История культа этого бога восходила, как показал Б.А.Тураев, к древним культам ибиса и павиана, о чем свидетельствует важнейший источник времени Древнего царства – «Тексты пирамид».

Представление о почитании этого бога во времена Среднего царства давали «Тексты саркофагов», а во время Нового – «Книга Мертвых». Б.А.Тураев подчеркивал, что в позднее время культ Тота слился с культами других богов, а в эллинистическую эпоху приблизился к культу бога Гермеса. Культ бога Тота был широко распространен в Египте. Бог Тот имел и свои женские дополнения. Эти важнейшие выводы были сделаны Б.А. Тураевым в условиях существования огромного количества самых разнообразных памятников, поэтому заслугой Б.А. Тураева было и то, что его монография стала опытом их систематизации.

«Описание египетского собрания. Статуи и статуэтки Голенищевского собрания» Б.А. Тураев предвосхитил вводной статьей о религиозном значении египетских статуй, подчеркивая, что для египтянина была характерна вера в неразрывную связь человека и его изображения, и поэтому статуи и рельефы были живыми воплощениями тех, кого они изображали. Интересовала Б.А. Тураева и «Книга мертвых».

Одной из крупнейших работ Б.А.Тураева является «Египетская литература», второй том которой бесследно исчез. Огромное количество использованных в работе литературных памятников, мастерское изложение их содержания делают книгу ценнейшим вкладом не только в русскую, но и в мировую египтологию. Обобщающий труд по истории египетской литературы появился впервые, до этого существовали лишь разрозненные переводы литературных памятников. Б.А. Тураев использовал в работе самые интересные и типичные тексты, стремясь, по возможности, дать полную картину развития древнеегипетской литературы.

В первом томе двухтомника Б.А.Тураев дал исторический обзор литературы древнего Египта, историю развития египетского письма и языка, а второй том был посвящен переводам наиболее значительных произведений, причем в работе использовались источники, написанные и иероглифическим, и иератическим, и демотическим письмом. Демотику Б.А. Тураев выучил в последние годы своей жизни и посвятил демотической литературе немало страниц своей монографии. Исследование охватывало огромный отрезок времени: от архаики до греко-римского времени. Жанры подобранных произведений также были различны: это и колоритные сказки, и повести, и религиозно-философские памятники, и деловые документы.

К написанию общих работ Тураев подходил, лишь исследовав все памятники, которые он хотел использовать, изучив все проблемы, какие он задумал затронуть, вплотную. Именно поэтому его работы так достоверны и увлекательны, его теории до сих пор не потеряли своей свежести.

Много сил он отдал переводу и комментированию отдельных текстов. В 1916 г. им был издан магический папирус 825 Британского музея. Волновали его не только религиозные, но и исторические проблемы, в одной из своих ранних работ «Народ Кефт египетских памятников», он идентифицировал этот топоним с островами Средиземного моря микенского времени; в статье «Начальник греков» вскрыл взаимоотношения Египта и Греции, опираясь на исследование титула времени XXV династии. Поражает искусство, с каким Б.А. Тураев умел извлечь сведения и сделать выводы из многочисленных разрозненных, плохо сохранившихся источников. Б.А.Тураев выступал с блестящими докладами на международных Конгрессах. В 1909 году вместе с И.В. Цветаевым принимал участие в работе II Международного Конгресса классической археологии, который проходил в Каире и Александрии.

Помимо всего прочего Б.А.Тураев занимался популяризацией египетской литературы, был инициатором и редактором серии «Культурно-исторические памятники Древнего Востока». Он писал В.С. Голенищеву в декабре 1912 года о задуманном им издании серии книжек-переводов лучших произведений египетской и вавилонской литературы с введением, комментариями и хорошими иллюстрациями для публики, увлекавшейся историей древнего Востока. При этом серия ни в коем случае не мыслилась как компилятивная, в основе всех выпусков должны были лежать самостоятельные переводы египетских текстов. Одними из первых в «Культурно-исторических памятниках древнего Востока» вышли «Рассказ египтянина Синухета» и «Сказка о двух братьях». Деньги для издания были получены отчасти от обмена книгами со Службой древностей и с Французским археологическим Институтом в Каире.

Б.А.Тураев сыграл также решающую роль в создании в России школы египтологии. Московская молодежь потянулась к нему сразу после открытия Музея изящных искусств, познакомившись с коллекцией египетских древностей. Вокруг Тураева сложился кружок молодых людей, желавших постичь тайны иероглифики. Но основной приток молодежи объяснялся тем, что Б.А. Тураев, будучи профессором Петербургского университета, читал курс лекций и вел практические занятия по египтологии в Петербургском университете и на Московских Высших Женских Курсах.

Прирожденный преподаватель, он очень внимательно приглядывался к своим ученикам, выявляя их вкусы и наклонности, и старался их сориентировать на темы, наиболее привлекавшие и отвечавшие этим наклонностям. Именно поэтому Б.А. Тураев был всегда окружен не только глубокой признательностью, но и любовью учеников. Ему удавалось внушить своим ученикам не просто интерес, а благоговение перед историей и культурой древнего Египта. Вместе с группой учеников он постиг сложное демотическое письмо. Тураев воспитал целую плеяду прекрасных востоковедов: И.М. Волков, В.В. Струве, И.Г. Франк-Каменецкий, А. Кансоновский, А.В. Шмидт, Н.Д. Флиттнер, Ф.Ф. Гесс, В.М. Викентьев.

Б.А. Тураев скончался в расцвете творческих сил, 52 лет от роду. Прожив мало, он оставил громадное научное наследие: это и капитальные труды, и огромное число исследованных, интерпретированных и переведенных на русский язык источников, и его ученики, и прекрасная коллекция египетских древностей, которую он завещал Эрмитажу.

Г.А. Белова

Библиография

Тураев

Б. А. – В кн.: Энциклопедический словарь Т. 82, СПб., 1904. Приложение с.

55.

Кагаров Е. Прошлое и настоящее египтологии. Сергеев Пасад, 1914, с. 94–101.

Тураев

Б. А. Энциклопедический словарь, т. 67, СПб.,

Хвостов

М. Ученые заслуги Б. А. Тураева. – В кн.: Отчет о третьем присуждении

медалей имени графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1915, с. 7–13.

Тураев

Б. А. – В кн.: «Имп. Московское археологическое

общество в первое пятидесятилетие его существования». Т 2. М., 1915, с.

369–370.

Диль Э. Юбилей С. А. Жебелева и Б. А. Тураева. –

«Гермес», Пг., 1916, № 7–8, с. 151–153.

Список

трудов профессора Б. А. Тураева. – «Известия РАН», VI серия, Пг., 1918, № 16, с. 1707–1712.

Коковцев П.К. Борис Александрович Тураев. Некролог. –

«Известия РАН», VI серия, т. 14, Пг., 1920, с.

169–176.

Крачковский

И.Ю. Памяти Б. А. Тураева. – В кн.: Литература Востока. Вып. 2. Пб.,1920, с. 169–174.

То же:

«Жизнь искусства». Пг., 1920. 28–29 августа.

«Казанский музейный вестник», 1920, № 7–8, с. 83–84.

Струве

В. Б.А. Тураев. – «Дела и дни». Пб., 1920. Кн. I, с. 606–609,

Жебелев

С.А. Борис Александрович Тураев. Некролог. – «Русский исторический

журнал», Пг., 1921, № 7, с. 3–6.

Крачковский

И.Ю. Б. А. Тураев и христианский Восток, Пб., 1921. 16 с. с портр.

Струве

В. Борис Александрович Тураев. Некролог. – «Наука и ее работники», Пб.,

1921, № 4, с. 43–44.

Козьмина-Бороздина

Т. Посмертные работы академика Б. А. Тураева. – «Жизнь», М., 1922, № 3, С.

101–112.

Струве

В. Борис Александрович Тураев. 23 июля 1920. Некролог. – «Анналы», № 1,

Пб., 1922, с. 149–154.

Крачковский

И.Ю. Посмертные работы Б. А. Тураева. – «Восток», кн. 3, М.–Пб., 1923, С.

166–167.

Бороздин

И. Тураев Борис Александрович. Энциклопедический словарь (Гранат). Т. 41,

ч. X. М., 1932, стлб. 41–44.

Авдиев

В.И. Академик Б. А. Тураев (К 25-летию со дня смерти крупнейшего русского

египтолога). – «Известия АН СССР». Серия истории и философии, т. III, M.,

1946, № 4, с. 363– 368.

Беляев

Е.А. Б.А. Тураев. 1868–1920 (К 25-летию со дня смерти). – В кн.: Труды Моск. Ин-та востоковедения. Вып.

№ 3, 1946, с. 210–222.

Бороздин

И. Академик Б. А. Тураев и русская наука, – «Вопросы истории». М., 1947, №

11, С. 80–84.

Тураев

Б. А. – В кн.: БСЭ, т. IV, М., 1947, стлб. 180.

Валк С.Н. Историческая наука в Ленинградском

университете за 125 лет. – В кн.: Труды юбилейной научной сессии. (ЛГУ).

Л., 1948, С. 24–26.

Павлов

В.В. Из истории русской науки о египетском искусстве. Б. А. Тураев как

историк египетского искусства. – «Доклады и сообщ.

филологич. фак-та (МГУ)», 1948,вып. 5, с. 80–91.

Струве В.В. Б.А. Тураев

крупнейший историк Древнего Востока. – «Вестник древней истории», М.,

1948, №2, С. 75–83.

Тураев Б.А. – В кн.: БСЭ. Изд.

2, т. 43, М., 1956, С. 417, порт.

Тураев Борис Александрович. – В

кн.: Ленинградский энциклопедический справочник, М.–Л. 1957, С. 755. 

Крачковский И.Ю. Избранные сочинения, т. V, М.–Л., 1958, С. 55, 422.

Тураев Б. А. – В кн.: МСЭ, изд.

3, т. 9, М., 1960, С. 548.

Тураев Б. А. – В кн.: Укр. рад. энц., т. 15, Киев,

1964, с. 14.

Коростовцев М.А. Академик Борис

Александрович Тураев (О стиле работы ученого) // ВДИ, 2, 1974. С. 111–114.

Коростовцев М.А. Борис Александрович

Тураев // Древний Восток. Сб. 2. Памяти академика Бориса Александровича Тураева

М., 1980. С. 19–23.

Бороздина-Козьмина Т.Н. Борис

Александрович Тураев (1868–1920)// Из архива ГМИИ, Выпуск № 3. «Выдающийся

русский востоковед В. С. Голенищев и история приобретения его коллекции в

музей изящных искусств (1909–1912)». М., 1987. Текст статьи доступен на

сервере ассоциации «Маат»

Dawson W.R., Uphill E.P. Who was who in

Egyptology (3d ed.). London, 1995, p. 419.

Столярова И. Борис Александрович Тураев

(1868–1920). Публикация на сервере Государственного музея городской

скульптуры

Томашевич О.В. Объяснение в

любви. Вместо послесловия.// Тураев Б.А. Бог Тот. М., 2002. С. 315–388. –

Вариант статьи доступен на сайте проекта «Египтологический изборник»

 Белова Г.А., Шеркова Т.А. Русские в стране пирамид.

Путешественники, ученые, коллекционеры. М., 2003. С. 74–85.

Шаров А.В. Два документа о Б.А.

Тураеве // Памятники и люди. М., 2004. С. 109–121.

 Борис Александрович

Тураев (1868–1920). Публикация на сервере Традиционной гимназии

Томcинов В.А. Краткая история

египтологии. М., 2004. С. 226. * Список составлен С.Д. Милибанд.

Текст приводится с сокращениями и дополнениями по изданию: Милибанд С.Д. Биобиблиографический словарь советских

востоковедов. М., 1977.

Список основных научных работ

1896 г.

История древнего Востока.

Лекции, читанные в 1896 г. СПб. 429 с. Литогр.

изд.

Неизданный поэтический памятник

коптской эпиграфики. – ЗВОРАО, т. X. СПб. С. 79–82.

Страницы из истории

древнеегипетской литературы. – ЗВОРАО, т. VIII, СПб., вып.

3–4, Труды отд. археологии древнеклассической,

византийской и западноевропейской. С. 432–435.

1897 г.

Новейшие успехи и современное

состояние египтологии. – Историческое обозрение 1897 г., т. IX, СПб. С.

1–37.

Пасхальная служба коптской

церкви. СПб. 22 с. То же: – В кн.: Commentationes

philologicae. Сборник статей в честь Ивана

Васильевича Помяловского к тридцатилетней

годовщине его ученой и педагогической деятельности от учеников и

слушателей. СПб. С. 1–20.

Часослов эфиопской церкви. СПб.

175 с. (Записки АН по ист.-филолог. отд., т. I, № 7).

1898 г.

Бог Тот. Опыт

исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, Ф. А.

Брокгауз. 190 с., илл.

Египтология на XI Международном

конгрессе ориенталистов в Париже. – ЖМНП, ч. 315, СПб., февраль. С.

119–127.

Описание рукописи № 4046 QCCX

библиотеки имп. Общества любителей древней

письменности. – Памятники древней письменности и искусства. СХХХ. Отчеты о

заседаниях имп. Общества любителей древней

письменности за 1897–1898 годы, СПб. Приложения, с. 13–22.

1899 г.

Кахунская библиотека. – ЗРАО, т. 10, СПб., вып. 3–4. Труды отд. археологии древнеклассической,

византийской и западноевропейской, кн. 3, с. 430–432.

 Коптская

ostraca коллекции В. С. Голенищева. – Известия

АН, т. 10, № 5, СПб. С. 435–449.

Описание

египетских памятников в русских музеях и собраниях. – ЗВОРАО, т. XI, СПб.,

вып. 1–4. С. 115–164.

Эфиопские orationes

falsae et exorcismi. «Recueil des travaux rediges en inemoire du

jubilee scientifique de M. Daniel Chwolson, 1846–1896». Berlin,

P. 242–267.

1900 г.

Египтология

на XII Международном конгрессе ориенталистов в Риме. – ЖМНП, ч. 328, СПб.,

апрель. С. 76–84.

К

истории греческого периода в верхнеегипетском

богослужении. – Византийский временник, т. VII. СПб., вып.

3. С. 426–431.

Описание

древневосточных предметов в Музее императорского Общества любителей

древней письменности. СПб. 14 с.

То же:

Отчеты о заседаниях имп. Общества любителей

древней письменности в 1898–1899 гг.. СПб. Приложения, с. 1–13.

ЗВОРАО,

т. XII, СПб. – Автор статей: Эфиопские стихи в честь Апостолов, с.

013–020; Эфиопские рукописи Музея перковно-археологического

общества при Киевской духовной академии, с. 061–067; Описание египетских

памятников в русских музеях и собраниях, с. 179–217.

Василий

Васильевич Болотов (Некролог). – ЖМНП, ч. 330, №

8. СПб., август. С. 81–101.

1901 г.

ЗВОРАО,

т. XIII, СПб. – Автор статей: Из жизни абиссинского монашества в XIV веке,

с. LVI–XLVIII; Эфиопские рукописи Гатчинского Дворца, с. 01–07; О двух

клинописных табличках музея церковно-археологического общества при

Киевской Духовной академии, с. 08–015, табл.;

 К

истории хеттского вопроса. – ЗРАО, т. XII. СПб., вып.

3–4. Труды отд. археологии древнеклассической,

византийской и западноевропейской, кн. 5. С. 225–259.

Начальники

греков – ЖМНП, ч. 335, СПб., май. С. 76–79.

Ночное

богослужение эфиопской церкви по рукописи № 143 археологического музея при

Киевской Духовной академии.– Труды Киевской Духовной академии, кн. I.

Киев. № 3. С. 389–424.

Синайский

монах в Абиссинии в начале XVII века. – Сообщения православного

палестинского общества. СПб. Т. 12. С. 758–765.

1902 г.

 Исследования

в области агиологических источников истории

Эфиопии. СПб., тип. M. Стасюлевича. XIV. 453 с. Библиогр.

в примеч. (Записки ист.-филолог. фак-та. СПб. ун-та, ч. 65, вып. 1).

Пер.:

Жития абиссинских подвижников Евстафия и Филиппа

Дабра-Либаносского. Пер. с эфиопских рукописей

Британского музея. Б. Тураев, СПб., тип. Стасюлевича. 137 с.

Коптские

тексты, приобретенные экспедицией пок. В. Г.

Бока в Египте. – Труды XI Археологического съезда в Киеве. Т. 2, M. С.

223–246.

Сообщения

православного палестинского общества, т. XIII, ч. II. №№ 2, 3. СПб. –

Автор статей: Отрывки финикийской космогонии и мифологии Филона Библского, с. 101–178; Финикийские отрывки у Дамаския, с. 179–188; Тирские

летописи, с. 189–196. Приложения, с. 197–199.

1903 г.

Абиссинские

свободные мыслители XVII века. СПб. 35 с.; то же: ЖМНП, СПб., ч. 350,

декабрь. С. 443–476.

Абиссинский

монастырь в Иерусалиме и его библиотека. СПб. 18 с. Отд. отт. – то же: «Сообщения правосл. палестинского

общества», 1903, т. XIV.

Египетский

комендант сирийских крепостей. – Сообщения православного палестинского oбщества, т. XIII, ч. 2, № 1. СПб. С. 41–43.

Копто-эфиопское сказание о преподобном Кире. – ЗВОРАО,

т. XV. СПб., вып. I. С. 01–020.

Остатки

финикийской литературы. Отрывки финикийской космогонии и мифологии Филона Библского. Финикийские отрывки у Дамаския.

Тирская летопись. СПб., тип. В. Кирш-баума. 145 с. (Классический Восток).

1904 г.

 Греческий

чесослов в эфиопской транскрипции. –

Византийский временник, т. XI. СПб., вып. 1–2,

отд. 3, с. 385–389.

Египет

и Абиссиния. (Библиография). – Византийский временник, т. XI, СПб., вып. 3–4, отд. II, с. 815–839.

ЗВОРАО,

т. I, СПб. – Автор статей: Две аксумские монеты Имп. Эрмитажа, с. 44–49; Два текста, относящиеся к

культу Мина, с. 50–54.

 ЗВОРАО,

т. III, СПб. – Автор статей: Из истории к Книги Мертвых. Несколько

замечаний о текстах саркофага, с. 15–25; Египетские заметки, с. 26–29.

Описание

египетских памятников в русских музеях и собраниях. VII. Музей древностей

при имп. Казанском университете. – ЗВОРАО, т.

XV, СПб., вып. IV, 081–0101 с.

1905 г.

Агиологическое повествование о падении Аксумского царства. СПб. 8 с.; то же: Сборник статей,

посвященных почитателями академику и заслуженному профессору В. И.

Ламанскому по случаю пятидесятилетия его ученой деятельности, СПб., 1907.

С. 55–62.

«Исследование

Зара Якоба». Исповедь абиссинского свободного

мыслителя XVII века. – ЗВОРАО, т. XVI. СПб., вып.

II–III. С. 1–62.

Новые

собрания эфиопских рукописей в Петербурге. – ЖМНП, ч. 358. СПб., апрель.

С. 15–27.

Современные

предприятия по изданию литературных памятников христианского Востока. –

ЖМНП, ч. 357, СПб., январь. С. 1–10.

1906 г.

Египет

и Ефиопия (Библиография). – Византийский

временник, т. XII. СПб., вып. I-IV. С.

456–481. 

Некоторые

жития абиссинских святых по рукописям бывшей коллекции d'Abbadie,

Яфкерана Эгзиэ – Фаддей Бар-тарваский –

Самуил Вальдебский – Такла–Хаварьят. – Византийский временник. Т. XIII. СПб., №

2. С. 256–333.

1907 г.

Египет

и Эфиопия (Библиография). – Византийский временник. Т. XIII. СПб., вып. 3–4. С. 711–731. 

К

культам Синая. СПб. 4 с.

То же:

«Hakedem». СПб., Jg.

I, № 2. С. 63–66.

ЗВОРАО,

т. XVII, СПб., вып. 4. – Автор статей: Эфиопские

рукописи в С. Петербурге, с. 115–248; «Повествование о Дабра-Либаносском

монастыре», с. 345–363, табл.

ЗВОРАО

т. XVIII, СПб. – Автор статей: Копто-сахидское

письмо из коллекции В. С. Голенищева, с. О–25–28; Ахмимский

папирус из коллекции Н. П. Лихачева, с. 028–030; Коптския

надгробныя надписи, с. 030–032; Такла-Хаймонот у коптов, с. 033–041.

1909 г.

Второй

Международный конгресс классической археологии. – Гермес, т. 5, СПб., № 19

(45). С. 576–582.

 Египет

и Абиссиния (Библиография). – Византийский временник. Т. XIV. СПб., вып. 4. С. 662–681.

Зара-Бурук, абиссинский святой XVII–XVIII вв. Заметки

из эфиопских рукописей Ватикана. – Византийский временник. Т. XV. СПб. С.

170–180; 80–188.

Свиток

оправдания. – В кн.: Сборник в честь семидесятилетия Григория Николаевича

Потанина, СПб. С. 359–378 (ЗРГО по отд. этнографии, т. XXXIV).

1910 г.

Египетския церковныя

впечатления. СПб., тип. В. Ф. Кирш»-баума. 32 с., илл.

Опись

коллекции древностей, привезенных из Египта весной 1909 года (таблицы

I–VIII). – ЗВОРАО, т. VI. С. 161–176.

 Die naophore

Statue nr. 97 im Vatikan.

– Zeitschrift fuer aegyptische Sprache und Altertumskunde», Bd 46,

Leipzig. S. 74–77.

1911 г.

Заметки

к краткой Эфиопской хронике. В. В. Болотов.

Новейшая история Абиссинии по краткой хронике из Собрания Азиатского Музея

Имп. Академии Наук. – Византии-ский временник. Т. XVII. СПб., вып.

1–4. С. 247–282.

История

древнего Востока, ч. 1–2. Курс лекций, СПб., тип. В. Безобразова,

1911–1914, ч. I, 1911–1912, 44, 368 с.; ч. 2, 1913–1914, 414 с. илл.

Скарабей

с о. Березани – Известия имп. Археологической

комиссии, вып. 40, СПб. С. 118–120.

Скифия в иероглической

надписи. – Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. Сб.

статей. СПб. С. 356–360.

Einige unedierte

Saitica in russischen Sammlungen. – Zeitschrift fuer aegyptische Sprache und Altertumskunde»,

Bd. 48, Leipzig. S. 160–163.

Objets egyptiens

et egyptisants trouves

dans la Russie Meridionale. – Revue Archeologique,

Serie quatrieme. T.

XVIII. Paris, Juillet–Aout, p. 20–35.

1912 г.

История

древнего Востока. Курс чит. в СПб. ун-те в 1910–

1911 г., ч. 1–2, СПб., тип. Безобразова, ч. 1, 349 с. ч. 2, 286 с.

Памятники

музея изящных искусств им. имп. Александра III в

Москве. Вып. 1–11. Текст. М. – Автор статей:

«Доисторическое» блюдо Голенищевского собрания №

2947, с. 19–20; Письмо из эпохи Нового Царства, помещенное на глиняном

блюде, с. 21–22; Поздние заупокойные папирусы иероглифического письма, с.

23–29.

Христианский

Восток, т. I, СПб. – Автор статей: Вып. I.

Коптские надписи из собрания Н. П. Лихачева, с. 45–49; Эфиопские мелкие

тексты. 1. К эфиопской версии повести о Варлааме

и Иоасафе. 2. Чудеса Христовы. 3. Стихи в честь Ламбалы, с. 50–61; Вып. II.

Коптский пергаментный амулет, с. 203–206; Вып.

III, «Чудеса св. Троицы», эфиопский апокрифический сборник, с. 298–324.

Описание

египетского отдела Музея Одесского общества истории и древностей. –

Сборник статей, изданный Одесским обществом истории и древностей в честь

почетного члена Эрнеста Романовича фон–Штерна. Одесса. С. 72–90.

Терракотовый

светильник из Ольвии, изображающий чету Бесов. –

Известия археологической комиссии, вып. 45, СПб.

С. 71–75.

1913 г.

История

древнего Востока, ч. 1, 2, испр. и илл. изд. СПб. 367с.

Дверцы

наоса с молитвами богини Тауэрте № 3914 Голенищевского собрания. – Памятники музея изящных

искусств им. имп. Александра III в Москве. М. С.

73–80.

Из

абиссинских исторических легенд. – Сборник статей в честь Дмитрия

Александровича Корсакова. Казань. С. 297–307.

Несколько

египетских надписей из моей коллекции. – ЗВОРАО. Т. VII. СПб. С. 1–19, табл.

Произведения

абиссинской живописи собраныя д-ром А. И. Кохановским. – Христианский Восток, т. 2, СПб., вып. II. С. 199–209, табл.

Фигурка

Имхотепа, найденная в Кубанской области. –

Известия Археологической комиссии. Вып. 49. СПб.

С. 128–132.

ЗВОРАО, т. XXI. 1911–1912, СПб.

– Автор статей: О некоторых египетских древностях из бывшей коллекции Суручана, с. VII–IX; К эфиопской версии повести о Варлааме и Иоасафе, с. LIV;

Об отделах древнего и христианского Востока в музее изящных искусств им. имп. Александра III в Москве, с. LXVIII–LXVIII; Из

армяно-абиссинских сношений, с. 03–015.

 Памятники музея изящных

искусств им. имп. Александра III в Москве. Вып. IV. Текст. М. – Автор статей: Барельефы с

изображениями божества Туту, с. 109–117; Надпись римского времени о

священном быке, с. 119–123; Предметы финикийского происхождения №№ 4221,

4224, 4223 Голенищевского собрания, с. 125–128.

 Le

nouveau musee egyptien

a Moscou. – Actes du

IV congres International d'histoire

des religions, Leide, p. 94–97.

1914 г.

Христианский Восток, т. III, вып. II, Пг. – Автор статей:

Абиссинская лубочная картина моего собрания, с. 195–196; Рец.: los Marquart. Die Benin–Sammlung des

Reichsmuseums fur Volkerkunde in Leiden beschrieben

und mit ausfuhrlichen

Prolegomena zur Geschichte der Handelswege und Volkerbewegungen

in Nordafrica verschen.

Leiden Brill,

1913, S. 215–216; Aethiopica за 1912–1914 годы,

с. 217–224.

Записка о снаряжении экспедиции

в Египте для покупки папирусов и об ассигновании средств на нее. СПб., 6с.

(Записка, представленная в VIII заседание историко-филолог. отд. АН. 7 мая

1914).

Изображение воскресения на

египетских памятниках. – Сборник статей в честь Владислава Петровича

Бузескула, Харьков. С. 415–422 (Сборник Харьковского ист.-филолог.

общества XXI).

Один из современников

эллинистического Египта. – Николаю Ивановичу Карееву ученики и товарищи по

научной работе. СПб. С. 116–119.

Открытие Нубийской христианской

литературы – Христианский Восток, т. 3. СПб., вып.

I. С. 92–94.

Провинциальные собрания

египетских древностей. – Экскурсионный вестник. СПб., кн. I. С. 24–33. илл.

Note additionelle sur le X-e nome de la Haute Egypte. – Recueil de travaux relatifs a la philologie et l'archeologie egyptiennes et assyriennes,

Nouvelle seria, t. quatrienne,

Paris, Fasc. I et II, p. 72.

Новые труды по истории

Карфагена. Историографический обзор. – Научный исторический журнал, т. II,

Пг., вып. 2, с. 75–81.

1915 г.

Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных

автобиографий. М., А.А. Левинсон. 70 с. (Культурно-исторические памятники

древнего Востока. Вып. 3).

Египтологические заметки.

I–VII. – Известия АН, Серия VI, т. IX, Пг., № 7,

с. 601–615.

Задачи русской науки на

Переднем Востоке в связи с настоящими мировыми событиями. – Экскурсионный

вестник, СПб., Кн. 1, с. 3–12.

Записка Б. А. Тураева о

древностях Вана и сопредельных местностях. –

ЗВОРАО, т. XXII, Пг. С. XLIV–XLII

1916 г.

Абиссинские магические свитки.

– Сборник статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой.

М. С. 176–201.

Гастон Масперо

(Некролог). – Биржевые ведомости. СПб. 30 июня.

 Египтологические заметки.

VIII–XI. – Известия АН, Пг., серия VI, т. IX. С.

1–20.

Наука о древнем Востоке за

1914–1916 годы. – Исторические известия. М., № 3–4, с. 88–112.

 Россия и христианский

Восток. – Россия и ее союзники в борьбе за цивилизацию. Т. I, М., вып. 3, с. 203– 231.

Эфиопское аскетическое

послание, приписанное св. Макарию Египетскому. –

Христианский Восток, т. 4, СПб., вып. II, с.

441–154.

 Ящики для египетских

погребальных статуэток, называемых «Ушебти». –

Древности, т. 25, М. С. 32–46.

1917 г.

Описание египетского собрания.

I. Статуи и статуэтки Голенищевского собрания, Пг., АН, XXVI, 84 с., илл.

(Музей изящных искусств при Московском ун-те).

 Божества моря у египтян.

– Сборник статей в честь Матвея Кузьмича Любавского. Пг.

С. 539–541.

 Из эфиопской литературы.

I. Псалмы как заговоры. 2. Велиала и его узы. 3.

Новая рукопись чудес св. Троицы. – Христианский Восток, т. VI, Пг., вып. I, с. 63–86.

К египетской художественной

мифологии. I. Ра и Осирис. 2. Тот. 3. Анубис–Вепуат.

– борник в честь профессора В. К. Мальмберга, М. С. 3–11.

Магический папирус Salt 825 Британского музея. – ЗВОРАО, т. IX, Пг. С. 231–241, илл.

 The

inscriptions upon the lower part of a naophorous statue in my collection.

– Journal of Egyptian Archaeology, vol. IV, London, p. 119–121,

table.

Volume of the truncated pyramid in Egyptian

mathematics. – Ancient Egypt, London, pt. Ill, pp.

100–102.

1919 г.

Коптския рукописи Азиатского Музея

Российской Академии наук. – Известия РАН, Пб. С. 427–440.1920 г.

Египетская литература, т. I.

Исторический очерк древнеегипетской литературы. М., М. и С.Сабашниковы, 1920. 279 с.

 Литература Востока. Вып. 2, Пб. – Автор статей: Египетская литература, с.

128–144; Коптская литература, с. 145–151; Абиссинская литература, с.

152–161; Финикийская литература, с. 162–167.

1921 г.

Египетские рельефы с

изображением погребальных процессий Музея изящных искусств. – Известия

РАИМК. I, Пб., № 9, с. 61–71.

Papyrus Prachov

в собрании Тураева. – Известия РАИМК. I, Пб., с. 164–168.

1922 г.

Древний Египет. Пг. 181 с.

Оскар Эдуардович Лемм.

1856–1918 (Некролог). – Христианский Восток, т. VI, Пг.,

вып. III, с. 325–333.

1924 г.

Классический Восток, ч. I.

Введение. Вавилон. Посмертный труд под ред. предисл. и примеч. В. В.

Струве и Н. Д. Флиттнер. Л. 292с.

1927 г.

Русская наука о Древнем Востоке

до 1917 года. Посмертное издание с предисл. акад. И. Ю. Крачковского, Л.,

АН СССР. 19 с., порт. АН СССР. Труды комиссии по истории знаний. 3.

«Papyrus

Prachov» собрания Б. А. Тураева. Л. 3 с.


Источник: cesras.ru

Комментарии для сайта Cackle