И. Григорьев

Источник

Введение. Мессия и Его царство по книге пророка Исаии

Первым вопросом, возникающим при исследовании ветхозаветных мессианских пророчеств, является безусловно вопрос о лице Мессии. Кто совершает искупление грешного человечества и как совершается искупление, вот главные моменты откровенной религии, которыми прежде всего интересуется богословствующая мысль и решение которых прежде всего желает сердце. Мессианские пророчества Исаии представляют Мессию с одной стороны Существом премирным, всемогущим, бесконечным, или, иначе, истинным Богом, а с другой – ограниченным, конечным, подлежащим условием пространства и времени, или действительным человеком. При этом, оба начала Его существа – бесконечное, божественное и конечное, человеческое соединяются непостижимым образом в одной богочеловеческой личности. Бесконечная, божественная природа не поглощает ограниченное человеческое естество и последнее, равным образом, не унижает и не стесняет первую. Отсюда Мессия, как истинный Бог и действительный человек, со всей полнотой бесконечной и конечной субстанций, является Богочеловеком. Мессианские пророчества первой половины книги Исаии (1–39 гл.) изображают по преимуществу природу грядущего Искупителя. Бесконечная божественная сущность и конечное естество человеческое при этом соединяются в Его личности самым теснейшим образом Где Мессия является истинным Богом, там представляется и действительным человеком; где изображается человеком, там является и Богом. Отсюда все попытки представить раздельно Его божественный образ и человеческий были бы совершенно напрасны. Вдохновенный Исаия и собственным духом, несомненно, созерцал Мессию как Богочеловека, и в пророчествах представлял Его воплотившимся Богом. Также трудно рассматривать лицо Мессии независимо и отдельно от Его служения. Деятельность Искупителя, несомненно, есть прямой результат Его Личности и последняя с наибольшею точностью открывается и познается в Его служении. Насколько возможно, постараемся представить яснее и личность Искупителя, и Его служение.

1) Мессия пр. Исаии – истинный Бог и действительный человек, или Богочеловек

Грядущий Искупитель грешного человечества, истинный Бог, непостижимым образом соединяется с ограниченной человеческой природой. Непорочная Дева из потомства Давида таинственно, но в тоже время действительно принимает в свое чистое чрево Невместимого и рождает Сына. Непостижимость рождения, противного всем законам естества, подтверждает матери божественное достоинство Новорожденного. Она признает в Нем истинного Бога, принявшего человеческую природу и называемого Еммануилом (Ис. 7:14–15). Чудесно имеющий родиться Сын, несмотря на Свое незнатное по человечеству происхождение, является опорою погибающего Иудейского царства и одним присутствием среди народа Божия Он заставляет трепетать Ассура, этого всемогущего повелителя царств (Ис. 8:8–10). Все народы вселенной, как живые носители греха, принуждаются оставить нечестивые замыслы. Напрасно они составляют заговоры против Иуды, бесполезно вооружаются. Еммануил, Которому принадлежит вселенная, спасет остаток Израиля, истинных представителей добра на земле (10 гл.). Не оставит Он, впрочем, и нечестивые языческие народы. Как лучезарное солнце правды, Он рассеет густой мрак, смертным покрывалом покрывающий народы. Ходящие во тьме увидят великий свет и на живущих в стране смертной яркий свет воссияет. Презренная, языческая Галилея станет служить Ему, как своему Господу (8–9 гл.). Тир и Сидон принесут Ему свои сокровища (23 гл.). Нечестивые обитатели рек Ефиопских с покорностью и с радостью принесут свои дары. Воинственные Египтяне будут говорить языком ханаанским, назовут город Его именем и станут приносить жертвы Тому же всемогущему Иегове (19 гл.). Даже необузданные Ассирияне примирятся с Иудеями и будут служить истинному Господу. Все они стремительно потекут в Иерусалим на гору Господню, в дом всесвятого Иеговы (Ис. 19:23–25; 2:1–5). Здесь Еммануил научит их путям Своим и заповедям спасения. Просвещенные божественным учением, они перестанут восставать против истинного Бога и враждовать между собою. Добро, посеянное в их сердцах Еммануилом, одержит победу над прежним греховным настроением. Они превратятся тогда из диких и воинственных народов в мирных жителей, добывающих пропитание честным трудом. Не будут более враждовать между собой и Ефрем с Иудой. Прежняя ненависть исчезнет навсегда и уступит место братскому единению. Тогда все народы перекуют мечи свои на орала, копья на серпы и не будут более воевать (Ис. 2:1–5). Тогда всякая обувь воина и одежда, обагренная кровью, отданы будут огню на сожжение. Тогда все станут веселиться пред Господом-Спасителем, как веселятся при разделе добычи, все будут радоваться, как радуются в день собирания винограда. Вместе с тем, все народы узнают, кто это Новорожденный Сын, названный Еммануилом и устрашивший Ассура. Они увидят, что этот бедный Младенец, как отпрыск, происшедший от корня Иессея, обладает божественным всемогуществом (Ис. 11:1–5). Увидят это непостижимое таинство и не найдут имени для названия Новорожденного. Воплотившийся Бог в глазах всего мира будет казаться величайшим чудом. Он рождается от бедной Матери, но с ранних лет представляется Властелином земли. Его мощное владычество с момента рождения на раменах Его. Самые имена, которыми называют Его, свойственны одному Божеству. Никто не понимает тайны соединения бесконечной божественной сущности с ограниченным естеством человеческим, и называется это таинственное Существо ״Чудным“ (פֶּלֶא – Ис. 9:6). Однако воплотившийся Бог ипостасно отличен от Иеговы как первого Лица Св. Троицы. Он имеет личную самостоятельность и называется ״Советником“ (יוֹעֵץ)· Он представляется участником в божественном совете (Ис. 5:9; 40:13–14; 41:28 ср. Быт. 1:26) и, следовательно, отличается от Иеговы. В то же время по Своей премирной сущности Он не составляет отдельного Божества Он есть тот же всемогущий ״крепкий Бог» (אֵל גִּבּוֹר), Который управляет вселенною, Который творит чудеса и Который силою всемогущества побеждает враждебные народы. Божественное всемогущество принадлежит Ему по праву, как Существу безначальному. Подобно вечно сущему Иегове, Он также является ״Вечным Отцом“ (אֲבִיעַד) всего существующего, или даже обладателем вечности. Как любящий Отец, Он есть в то же время ״Князь мира“ (שָׁלוֹם שַׂר־) принимает самое деятельное участие в великом деле примирения грешных людей с Богом и между собою, потому и называется Царем мира. – Будучи истинным Богом, Он царствует бесконечно, постоянно увеличивая полноту внутренней жизни умиротворенных людей. Братская любовь и мир, как воды безбрежного океана, наполняют пределы Его всемирного царства. Увеличению владычества Его и мира не будет конца на престоле Давида и в царстве Его (Ис. 9:6–7). Многие увидят этого чудного Царя во всей духовной красоте Его. По Своему внешнему виду Он ничем не отличается от простых людей. Он есть истинный человек, только наделенный во всей полноте благодатными дарами и чуждый малейшего греха. Божественная природа, соединившись в единство Личности с человеческой, возвышает последнюю до возможного совершенства. Как на ограниченного человека, на Него сходит ״Дух Иеговы“ (רוּחַ יְהוָה) со всей полнотою божественных сил; сходит на Него и пребывает обитанием вечным. В частности, почивает на Нем ״Дух премудрости», ״Дух разума». Пребывает на нем ״Дух совета” и ״ Дух крепости” и могущества, дающий силы приводить решение в исполнение. Почивают, наконец, ״Дух ведения” или того знания, которое проникает в глубину богопознания (Ин. 1:18) и служит источником вечной жизни людей (Ин. 7:3), и ״Дух страха Божия” пли того сыновнего страха пред Богом, который побуждает преклоняться пред величием Иеговы. Дух страха Божия служит основанием, а Дух Господень – источником благодатных способностей, которыми награждается потом потомок Давида. Изобилие божественных сил дает Ему полную возможность быть идеальным Царем вселенной. Он судит не по взгляду очей Своих и дела решает не по слуху ушей Своих. Над бедными Он произносит суд по правде, и дела страдальцев решает по истине. Грешников поражает одним всемогущим словом и беззаконников убивает одним дыханием. При этом Он, как всеведущий Бог, безошибочно отличает добро от зла, благочестие от нечестия, праведника от грешника. Правда является препоясанием чресл Его и истина препоясанием бедр Его. Тем не менее Он продолжает оставаться действительным человеком в истинном смысле слова (Ис. 11:1–10). Он поражает мировые державы, с необычайной силой сокрушает гордого Ассура, Египет и Моава, все народы собирает под Свое знамя (Ис. 8:7–10; 19:20–23; 25:9); но в то же время продолжает быть ограниченным существом настоящего мира. Будучи бесконечным Божеством, Он так близко стоит к грешному человечеству вообще и к избранному народу в частности, Его внутренняя жизнь так наполняется жизнию людей, что присутствие человеческой природы в Его непостижимой личности становится выше всякого сомнения; Его душа страдает бедствием Израиля, ужасным нечестием языческих народов; Его сердце болит страданием, которые испытывают иудеи и язычники (Ис. 61:1–3). Он говорит: ״Тогда не будут делать зла на святой, горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа” (Ис. 11:9), и голос Страдальца, испытывающего все зло грешного мира (ср. 53 гл.), невольно слышится в этих отрадных словах. Отсюда ясно, что происшедший от корня Иеесея, чудесно имеющий родиться от Девы, есть истинный Бог и в то же время действительный человек, другими словами – Богочеловек Еммануил (Ис. 2:1–5; 7; 9:1–7; 11:1–9). Но еще определеннее и полнее выясняется Богочеловеческий образ Мессии в великом деле искупления грешного человечества.

2) Искупительная деятельность Мессии по книге пр. Исаии

Мессианские пророчества второй части книги Исаии (40–66 гл.), вместе с немногими местами первой, главным предметом своим имеют изображение искупительного служения Богочеловека-Мессии. Еммануил, потрясающий царства вселенной, сокрушающий Египет, Ассирию и Вавилон, является здесь величайшим страдальцем за грешный человеческий мир. Мучения, которые Он переносит, и результаты, которых достигает путем страданий, ясно обнаруживают в Нем богочеловеческое достоинство. По Своей мессианской деятельности Он является Пророком, Первосвященником и Царем. Искупление, совершаемое Им, в совершенстве доставляет человечеству то, что предсказывалось в откровенной теократии. Пророческое служение Мессии научает людей истинному богопознанию и богопочтению и утверждает наилучшим образом нравственную жизнь. Первосвященническая деятельность примиряет падшее человечество с Богом и очищает от грехов. Царское служение направляет внутреннюю жизнь искупленных к идеалу человеческого совершенства и доставляет людям необходимые для того средства. Не подлежит сомнению, что личность Мессии остается безусловно тожественной в продолжении всего служения и не допускает подобного деления. Мессия является пред нами с тремя главными моментами деятельности как воплотившийся Бог. В образе Пророка и Первосвященника является по преимуществу как человек, и только в образе торжествующего Царя, как всемогущий Бог. Но во всяком случае Мессия никогда не представляется Исаией исключительно ни Первосвященником, ни только Пророком, ни только Царем. Его божественная природа и человеческое естество, неразрывно соединившиеся на вечные времена, безусловно уничтожают всякую возможность последнего. Богочеловек-Мессия представляется всемогущим Царем и великим Пророком в момент ужасных страданий; является Страдальцем и Царем в период пророческой деятельности; представляется Пророком и Страдальцем в продолжении вечного царствования. Короче говоря, Мессия, как цельная богочеловеческая личность, остается тожественным и неизменным в продолжение всей искупительной деятельности. На этом основании считаем невозможным строго разделить три вида Его служения и рассматривать каждый самостоятельно, хотя характерные черты деятельности приурочиваем к трем указанным родам служения Его.

а) Пророческое и первосвященническое служение Мессии

Родившийся Еммануил, сын Девы и Сын всемогущего Иеговы, сокрушивший Ассура, сокрушает Вавилон и освобождает избранный народ из плена. Вот Он идет вместе с верными чадами Авраама из чужой страны в святую землю, на гору Сион (Ис. 35:8). Большая и гладкая дорога открывается пред ними (Ис. 40:3–5). Впереди шествия идет вестник, убеждающий грешников исправить порочную жизнь и достойно встретить Господа. Как прекрасны на горах ноги этого благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: – “Скоро сядет на престоле Своем Бог твой“ (Ис. 52:7). И действительно, вслед за сим открывается в Иерусалиме слава Божия и всякая плоть воочию видит Самого Спасителя. Но не в царском венце вступает Он в святый град и не в царской диадеме садится на престол. Его взоры обращаются на тот непроглядный мрак, который окружает Иерусалим, и на те неправды, которые творятся вокруг Сиона. Вместо престола Он избирает трудное служение пророка и взамен царской порфиры надевает бренное рубище. Он отправляется с проповедью об истинном Боге и действительном назначении людей (Ис. 42:1–3). Он проповедует, что мерзкие идолы – создание рук человеческих и что Всемогущий Иегова – единый истинный Бог. Он говорит, что спасение возможно при одном условии полного отвержения зла и избрания добра и что истинное блаженство заключается в неразрывном единении с Божеством. Он предлагает всем оставить служение греховным привычкам и начать обновлённую жизнь. Израиль первый слышит Его божественный призыв и утешение. Мессия говорит избранному народу, совершенно ослабевшему духом: ״Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.... Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их. Я, Бог Израилев, не оставлю их“ (Ис. 41:10, 17). Мессия обещает им открыть сокровищницу благодатных даров и воздвигнуть из их среды истинных представителей добра. “Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю источниками воды. Посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину..., чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие“ (Ис. 41:18–20). Он обещает ниспослать благодать Св. Духа даже тем, которые, по-видимому, сделались совершенно неспособными к духовной жизни: ״Я изолью воды, говорит Он на жаждущее и потоки на изсохшее; излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих“ (Ис. 44:3). Но напрасно Он обращался к Своему избранному народу, бесполезно убеждал иудеев оставить порочную жизнь. Мятежный Израиль не послушал Его и не обратился к истинному Богу. Тогда говорит великий Проповедник; скрывающийся под тению руки Господней: Напрасно Я трудился (среди этого жестоковыйного народа), ни на что и вотще истощал силу Мою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего“. И вслед за сим обращается с божественной проповедью к отдаленным язычникам (Ис. 49:4, 6). Отдаленные острова и неизвестные племена являются Его благодарными слушателями. Не имеющим откровение о Мессии Он точно определяет собственную Личность. Он говорит им о Своем высоком назначении: ״от чрева матери призвал Меня Господь и прежде рождения назвал по имени. Он наделил Меня небесною благодатию и сделал слово Мое могущественным, как острый меч. В тоже время укрыл Меня под тению руки Своей и хранил Меня в колчане Своем. Он призвал Меня восстановить колена Иаковлевы, собрать остаток благочестивых Израильтян и распространить спасение по всей земле“ (Ис. 49:1–7). Сам Бог ниспослал на Него Духа Своего и помазал на великое служение. Он повелел Ему благовествовать нищим, послал исцелять сокрушенных сердцем, находящимся в плену духовном проповедовать освобождение и узникам открытие темницы. Он повелел Ему возвещать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, и утешить всех скорбящих духом; сказать сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда (Ис. 61:1–3). ״И теперь Я открылся не вопрошавшим о Мне; Меня нашли не искавшие Меня“: ״вот Я! вот Я!“ говорю Я народу, не именовавшемуся именем Моим“ (Ис. 65:1). Вместе с тем Мессия убеждает язычников оставить служение идолам и своим порочным наклонностям. Обещает при этом, что жизнь в царстве добра и благодати доставит невыразимое блаженство и бесконечное счастье. Он предсказывает им: возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господню, величие Бога нашего (Ис. 35:1–2). Так проповедует явившийся в Иерусалиме Еммануил, Бог, чудесно родившийся от Девы.

Но не долго продолжается Его просветительное служение грешному человечеству. Скоро наступает тот великий момент, для которого Он пришел на землю и принял человеческую плоть. Скоро наступает время, когда Он, всемогущий, предает Себя в руки грешников и страдает за погибающий человеческий род. Ангельские силы, по изъяснению церковной песни (в день Вознесения), не могут понять божественного снисхождения и постигнуть величие таинства. ״Кто это идет от Эдома, в замешательстве спрашивают они друг друга, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? – “Это Я, отвечает Мощный Победитель, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“ (невольно припоминается אֵל גִּבּוֹר Ис. 9:5). – ״Но отчего, продолжают вопрошать в недоумении небесные силы, одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?“ – ״Я топтал точило один, снова отвечает забрызганный кровию Еммануил, и из народов никого не было со Мною, и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей, кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое“ (Ис. 63:1–3). Но не силою только всемогущества побеждает воплотившийся Бог повсюду распространившееся зло, не мановением всесильной десницы поражает исконного врага человечества. Он привлекает человеческую природу, виновную в первоначальном падении, к борьбе с враждебною силою и путем страданий человеческого существа доставляет спасение. Он дозволяет диаволу употребить все средства для унижения Своего человеческого образа, и представитель мирового зла причиняет Ему самые ужасные страдания. Еммануил, получивший за покорность воле Божией название раба Господня, является величайшим страдальцем. Он принимает на Себя грехи и наказание всего человеческого рода. Бесчисленное множество ужаснейших преступлений переносится на Его чистое и святое существо. Убийства, блудодеяния, прелюбодеяния, кощунства, отступничества, хуления Св. Духа и множество других отвратительных преступлений, совершенных и совершаемых человечеством, в одно время начинают терзать Его безгрешную душу. Ум человеческий не может представить всей тяжести этой нравственной пытки, когда всесвятое существо принимает на себя такое множество зла и страдает за него, как за свое собственное. Невыносимые страдания искажают лик Его более всякого другого человека и вид Его – более всех сынов человеческих. Все, видящие Его, приходят в изумление и отвращают лице свое. Все презирают этого человека болезней, мужа скорбей и отвращаются от Него. Все думают, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом за свои собственные грехи. ״Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззаконие наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый с своей дороги; и Господь возложил на Него грехи всех нас“. Предполагают, что Он испытывает мучение по необходимости, но на самом деле страдает добровольно; ожидают, что Он придет в отчаяние и отступит от Бога, но ״как овца Он был веден на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих“. Тяжкие мучения невинного страдальца кончаются позорною смертью. До последней минуты Его считают злодеем и даже гроб приготовляют вместе с беззаконными. Но Он не сотворил ни малейшего греха, неправды никогда не было в Его устах, за что и был погребен у богатого. Его смерть является в глазах правосудного Бога умилостивительной жертвой за грехи людей. Она доставляет Страдальцу потомство долговечное и всех грешников делает праведными. Человеческий род освобождается от владычества сатаны. Добро одерживает окончательную победу над злом. Мир и справедливость утверждаются повсюду и на Сионе открывается благодатное царство искупленных (Ис. 53:1–12; 66).

б) Царское служение Мессии

Тяжкие страдание Еммануила сопровождаются величайшими последствиями. Презренный Страдалец встает из гроба победоносным Царем и открывает на Сионе благодатное царство обновленных. Иудеи и язычники одинаково имеют доступ в число членов нового царства. Отдалённые народы идут к свету, окружающему Сион, и могущественные властелины стекаются к восходящему над Иерусалимом сиянию. Множество верблюдов двигается по различным дорогам; идут дромадеры из Мадиама, Ефы и Савы; все они несут золото и ладан и возвещают славу Господню. Овцы Кидарские собираются, и овны Неваиофские сгоняются сюда; на алтарь возносятся жертвою богоугодною и прославляют истинного Господа. Корабли Фарсиса с быстротой ветра доставляют в святой город рассеянных сыновей Израиля, а вместе с ними везут серебро и золото в дар Богу-Искупителю. Никогда не затворяются ворота нового Иерусалима, днем и ночью бывают открыты, чтобы приносилось достояние народов и приводимы были цари их (гл. 60). С торжеством спешат сюда языческие народы и с радостным восторгом говорят другим: ״прийдите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“ (Ис. 2:2–3). Так возвышается гора дома Господня над всеми холмами и ставится во главу остальных гор. Так снимает Искупитель покрывало, лежащее над языческими народами, и очищает народы от языческого нечестия. Теперь не может сказать иноплеменник: ״Господь совсем отделил меня от Своего народа“ и евнух не скажет: ״вот я сухое дерево“. ״Ибо Господь говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится“. ״Всесожжение их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов“ (Ис. 56:3–5). Но не все без различия иудеи и язычники получают доступ на Сион, и не все усваивают плоды искупления. Грешники трепещут в Иерусалиме, и те, которые не умертвили в себе ветхого, злого человека, не могут оставаться в присутствии Живого Носителя абсолютного добра. ״Кто из нас может жить при огне пожирающем, спрашивают они, кто из нас может жить при вечном пламени?“ Только тот причащается благодати искупления, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, закрывает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Только он обитает на высотах Сионских и имеет убежищем своим неприступные скалы; только он вкушает святой хлеб в изобилии, пьет благодатную воду в сытость и собственными очами созерцает Царя во всей красоте Его (Ис. 33:14–17). Впрочем, спасающая сила Искупителя оживотворяет всех, имеющих малейшее желание вступить в царство Мессии. Божественная благодать возбуждает жизнь там, где она почти прекратилась, и возращает плоды в таких сердцах, которые совсем перестали биться. При ее животворном воздействии веселится пустыня и сухая земля, страна необитаемая радуется и процветает, как нарцисс; ослабевшие руки укрепляются, дрожащие колена становятся твердыми, слабые сердца наполняются мужеством; глаза слепых открываются и уши глухих отверзаются; хромые вскакивают на свои ноги и язык немых начинает петь. ״И превращается призрак вод в озеро, и жаждущая земля в источники вод“ (гл. 35). Так Сион наполняется бесчисленным множеством жаждущих спасения. Чудную картину представляет из себя этот город искупленных (Ис. 33:20–21). ״Взгляни на него, и ты увидишь место праздничных собраний; увидишь Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Вместо рек – там великий Господь; вместо каналов – всемогущий Царь; туда не входит ни одно весельное судно врагов и ни один большой корабль неприятельский. Священные песнопение слышатся там непрестанно, как в ночь великого праздника; веселие сердца изображено на всех лицах, как у идущих с свирелью на гору Господню. Свет луны там, как свет солнца, а свет солнца светлее всемеро, чем свет семи дней. Ни один из жителей не говорит: ״я болен“, ибо народу, живущему там, отпускаются согрешения. Большая гладкая дорога проходит сюда из самых отдаленных стран и называется ״святым путем“. Нечистый же никогда не ходит по ней, и она служит только искупленным. Идущие этой дорогой, даже неопытные, не заблудятся. Ни один дикий зверь не нападёт на путешественников, стремящихся во святой град. ״Льва не видно там, и хищный зверь не приближается туда; его не найдется там, а ходят только искупленные“. В тот день глухие слышат слова божественного откровения, а глаза слепых видят чудные дела Господа. Страждущие более и более радуются о Господе и бедные люди сильнее торжествуют о Святом Израиля. Ибо нет там более обидчика и хульника, истреблены там все поборники неправды; ибо познают премудрость блуждающие духом, и непокорные научаются послушанию (Ис. 29:20; 30:29; 35:8–9). Мир и справедливость господствуют на всех стогнах города. Войны и кровопролитие исчезают навсегда из царства искупленных. Мечи переделывают на орала и копья на серпы, обувь и одежду воины отдают на истребление огню (Ис. 2:4; 9:5). Все, очищенные кровию Божественного Страдальца, соединяются между собою узами нелицемерной, братской любви. Неразумные животные возвращаются к первобытному состоянию. Дикий волк живет вместе с ягненком, барс лежит возле козленка; теленок, вол и молодой лев ходят вместе друг с другом; корова пасется с медведицею, их детеныши лежат вместе, и лев, как вол, питается соломою. Младенец играет над норою аспида и дитя протягивает руку свою на гнездо змеи. И никто не делает зла на святой горе Божией, ибо земля наполняется ведением Господа, как воды наполняют море“ (Ис. 11:6–9). При этом всеобщем благоденствии устраивает Господь Саваоф торжественный пир для всех народов. Он приготовляет роскошную трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и из самых чистых вин; уничтожает покрывало, покрывающее народы, покрывало, лежащее на всех племенах, и приглашает желающих принять участие в чудном торжестве. Главный Виновник веселия громко возглашает: ״Жаждущие! идите все к водам, даже и вы, у которых нет сребра; идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без сребра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать сребро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком“ (Ис. 25:8–9). На веки поглощается смерть этим необычайным праздником вечной жизни, отираются слезы на глазах страдальцев и снимается поношение с рода человеческого. ״И скажут в тот день: Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь, на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!“ (Ис. 25:6–7; 55:1–2).

3) Царство Мессии

а) Внутренняя жизнь членов благодатного царства Мессии

Божественные дары благодати совершенно изменяют постоянную душевную настроенность искупленных. Ум и сердце последних наполняются возвышенными мыслями и святыми чувствами, их освобожденная воля стремится к большему и высшему совершенству. До последнего момента злые привычки господствовали над ними и зло деспотически царило в их сердцах. Но теперь обновленные души начинают тяготеть к вечному добру и постигать неизмеримое превосходство жизни чистой и святой. Кто единственный раз увидит красоту добродетели, тот никогда не будет отвращать от нее глаз своих; кто однажды услышит глаголы божественной премудрости, тот никогда не станет закрывать ушей своих (Ис. 32:3). Каждый будет сознавать присутствие в себе божественной благодати и осязательно чувствовать обязательство искупленных жить жизнию праведною пред Богом. Проникнутый этим святым сознанием, один говорит: ״я Господень“, другой называет себя именем Иакова, а третий пишет рукою своею: ״я Господень“ и называется именем Израиля (Ис. 44:5). Каждый разрешает оковы неправды, развязывает узы ярма, угнетенных отпускает на свободу и расторгает всякое ярмо. Каждый раздробляет с голодным хлеб свой, скитающихся бедняков вводит в дом свой, одевает их и от единокровных своих не скрывается. Каждый отдает голодному душу свою и душу страдальца питает (Ис. 58:6–8); Никто не говорит дерзко Всевышнему: ״мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?“ Никто не исполняет волю сердца своего в день поста и не требует тяжелых трудов от других. Никто не занимается обычными делами в святый день Господень, никто не угождает похоти своей и не пустословит праздно (Ис. 58:9–10). Нет более обидчиков и хульников, исчезают все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, требующему у ворот суда расставляют сети и правого отталкивают. Настают блаженные времена, повсюду изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень становится неразлучным спутником каждого истинного израильтянина. Сердце легкомысленного научается рассуждать разумно; косноязычные начинают говорить раздельно; невежду уже не называют почтенным и о коварном не говорят, что он честный человек. Все живут в обителях мира, в селениях безопасных, в покоищах блаженных. Как юноша сочетается с девою, так и Господь соединяется с каждым любящим, кротким и смиренным сердцем; и как жених радуется о своей невесте, так и Спаситель радуется о каждой обновленной душе. И открывается всем, как заря, свет Божий и слава Господня сопровождает их (Ис. 32:18; 33:6; 32:4–5).

б) Царство славы в отдаленные мессианские времена.

Царство благодати по исполнении времен заменяется царством славы. Во многом оно напоминает царство благодатной жизни, тем не менее имеет собственные характерные особенности. Открывается оно всеобщим воскресением мертвых (Ис. 26:19). Мертвецы поднимаются из гроба и мертвые тела оживают. Поверженные в прах быстро встают и начинают торжествовать. Животворящая сила Св. Духа, подобно росе, нисходит на трупы, и земля покорно отдает мертвецов (Ис. 26:19). Так благодатная победа над смертью в царстве искупленных заменяется реальнейшим торжеством вечной жизни, действительным всеобщим воскресением. Воскресение сопровождается созданием нового неба, новой земли и нового Иерусалима. Сам Господь говорит: ״Вот Я творю новое небо и новую землю и прежние уже не будут воспоминаемы, и не приидут на сердце, а вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю; ибо вот Я творю Иерусалим веселием и народ его радостию“ (Ис. 65:17–18). Одновременно с преобразованием вселенной Господь производит суд над нечестивыми народами, которые продолжали служить представителями злого начала и после совершения искупления. Господь является окруженный со всех сторон пожирающим пламенем. Колесницы Его двигаются с невообразимой быстротой. Он приходит, чтобы излить гнев Свой с яростию и прещение Свое с пылающим огнем. С мечом и огнем производит Он суд над всякою плотию. Он истребляет всех, не познавших истинного Бога и приносящих жертвы идолам. Вечные мучения являются последним уделом для нечестивцев. Червь их не умирает, огонь их не угасает и служат они мерзостию для всякой плоти. Насколько ужасна судьба упорных грешников, настолько же блаженна участь праведников (Ис. 66:15–16, 24). Прославленный Сион, непосредственное местопребывание Господа и верующих, полнотою высочайших наслаждений и блаженства превосходит всякое человеческое разумение. Жизнь праведников, не теряя личного самосознания, совершенно как бы сливается с жизнию Божества и достигает осуществления истинного человеческого назначения. Условие пространства и времени, препятствие настоящей телесной природы более не существуют. Человеческая разумная личность раскрывается в полном блеске божественной красоты и своего действительного достоинства. Новый Иерусалим украшается самыми драгоценными каменьями и достигает наивысшей степени благоденствия. Его стены воздвигаются на рубинах и основание кладутся на сапфирах; его окна украшаются рубинами и ворота устраиваются из жемчужин; вся ограда его создается из драгоценных камней. Все сыновья Сиона научаются Богом и великий мир царствует между ними. Абсолютная правда водворяется по всему царству. Кто ни вооружается против него, погибает безнадежно. Ни одно орудие, поднимаемое против него, не имеет успеха; ни один язык, восстающий на него, не может состязаться с ним. Господь сделал его величием на веки, радостью в роды родов. Вместо меди туда доставляют золото, вместо железа – серебро, и вместо дерева – медь, и вместо камней – железо. Не слышно там более насилие, не видно опустошение и разорение. Правителем там служит мир и надзирателями является правда. Самые стены города называются спасением и ворота его правдою. Сам Господь служит вечным светом и Бог Искупитель нескончаемою славою. И является Иерусалим венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога всемогущего (Ис. 60:15–20; 65:20; 66:23). Таков в общих чертах образ Мессии, такова общая картина искупления, благодатного и прославленного царства Спасителя.


Источник: Пророчество Исайи о Мессии и Его Царстве: библейско-экзегетическое исследование / И. Григорьев, Казань, типо-литография Императорского университета, 1901 г. 334 с.

Комментарии для сайта Cackle