С. Снессорева

Источник

Глава XIV Воскресение Господа Иисуса Христа

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся!

И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвым, воздвигнувый: людие, веселитеся! Христос воскресе!

В Евангелии нет прямого указания, что благодатная Мария видела воскресшего Сына Своего и Господа, но из писаний святых отцов и в церковных песнопениях находится ясное удостоверение, что прежде всех верующих видела Его и радовалась Его воскресению Пречистая Матерь Его.

«Воскресшаго в третий день видевши Сына Твоего, и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная, Чистая! Мертва и нага Твоего Сына висяща на древе зрящи, болела еси; абие же сего воскресши тридневно видящи, веселилася еси Всепепорочная».

Так удостоверяет нас Св. Церковь в своих песнопениях.

Пречистая Дева приняла от Господа ангельское благовестив о зачатии и рождении Сына Божия. Она же первая услышала и благовестив о воскресении Его. Она и прежде всех увидела Его воскресшим. Апостолы не говорят об этом ясно,

Икона «Жены Мироносицы у гроба Господня» XVI в.

не желая выставлять свидетельство Матери, из опасения подать неверным повод к подозрению. Этим же объясняется и та краткость сведений о Ней у евангелистов, хотя ощутительно, что их боговдохновенные писания проистекают из одного источника знания и веры: Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердце Своем. Кроме того, участие Пресвятой Девы в обстоятельствах всей жизни, как и в воскресении Иисуса Христа, было так непосредственно, что, казалось, не было нужды и упоминать о том, как о деле самом понятном. По Своему глубокому смирению Матерь Божия не позволяла ученикам говорить о Ней; по любви же к Своему Сыну и Богу Она никогда не утомлялась слушать и говорить о Нем.

Лишившись присутствия Сына Своего, Пресвятая Мария жила ожиданием воскресения Его. Слагая в сердце Своём все слова Господа Иисуса и о Господе Иисусе, осенённая Его благодатью, Она первая научилась верить Его словам. Она свидетельствовала пред апостолами, что не умер Иисус Христос навеки, но скоро воскреснет со славою, чтобы воскресить род человеческий от смерти и привести его к вечной жизни: по Её верованию дано было исполнение.

Церковное предание удостоверяет, что Иисус Христос, по воскресении Своём, прежде всех явился Матери Своей. Предание же извещает, что после погребения Господа Иисуса Пресвятая Богородица провела всю субботу и ночь после субботнего дня близ гроба в доме Иосифа Аримафейского, и здесь Иисус Христос, по воскресении Своём, явился Ей прежде всех. Воскресшего Спасителя увидела и познала первая Его Матерь; Она сделалась апостолом Его апостолов. Она первая постигла значение совершившихся событий: великое землетрясение, отверзшиеся гробы, померкшее солнце, омертвение стражей, отваление камня, опустение гроба, благовестив ангела – все было исполнением Её верований и ожиданий видеть воскресшего Сына и Бога.

В Евангелии сказано, что, когда Иосиф с Никодимом положили тело Иисусово во гроб и привалили камень к дверям гроба, была тут Мария Магдалина и другая Мария (Мф. 27, 61). По толкованию святых отцов, другою Мариею Евангелист называет Пречистую Деву Марию.

Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная.


Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle