Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка
Содержание
Глава 1. Проявление власти и прелюдия страстей (Мк 1:1–8:26) Проявления власти Иисуса: этап первый (1:1–3:6) Проявления власти Иисуса: этап второй (3:7–6:6) Проявления власти Иисуса: этап третий (6:7–8:26) Глава 2. Равновесие между концепциями власти и страданий (Мк 8:27–10:52) Глава 3. Исполнение страстей в свете власти (Мк 11:1–16:20) Первая фаза: конфликт достигает кульминации (11:1–13:36) Вторая фаза: страсти (14:1–15:47) Инверсия конца: Воскресение (16:1–8 и 16:9–20) Глава 4. Анализ двух основных христологических концепций Сила и власть Христова Страдания Христовы Глава 5. Власть и страдания: высшая христологическая реальность Сокращения 1. Комментарии (в хронологическом порядке) 2. Тексты и общие работы 3. Периодика Избранная библиография А. комментарии Б. специальные исследования и статьи В. издания на русском языке Композиция Евангелия от Марка I. Проявления власти Иисуса и прелюдия к страстям (Мк 1:1– 8:26) II. Равновесие между концепциями III. Исполнение страстей власти и страданий (8:27–10:52) в свете власти (11:1–16:20) Указатель библейских источников Евангелие от Марка Именной указательМоей матери Георгии
εὐχαριστήριον
Предисловие
Эта книга – часть большого исследовательского проекта. Его задача – исследовать и интерпретировать основные взгляды и подходы к личности Иисуса Христа в новозаветных текстах и раннехристианской литературе. Эта задача требует больших усилий, но и вознаграждает библеиста глубоким духовным удовлетворением.
По ходу исследования и написания данной монографии мне помогали многие люди в Греции и за её пределами. Всем им я выражаю горячую признательность. Особо благодарю своих студентов в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине (штат Массачусетс), которым я давал ознакомиться с набросками этой книги в 1980–1981 учебном году. Их активное участие в курсе по экзегетике Евангелия от Марка помогло мне чётче обрисовать трудные и неясные места. Я также благодарю Ангелики Гутци за помощь с подбором библиографии на греческом языке, перепечаткой текста на компьютере и за составление указателей. Особая благодарность – Пенелопе Константинидис за помощь в проверке библиографии на английском, французском и немецком языках, а также систематизации исследовательских данных. Наконец, позволю себе выразить бесконечную благодарность издателям Деметрису Мавропулосу и Спиросу Даврису из «Домос пресс», которые неустанно помогали мне на всех стадиях подготовки и публикации данной рукописи.
Книга написана с одной единственной целью: помочь читателю увидеть (пусть лишь отчасти и туманно), каким предстаёт Господь наш в Евангелии от Марка.
Введение
За последние несколько десятилетий об образе Иисуса Христа в Евангелии от Марка было написано множество работ. Большинство из них носили экзегетический характер и разбирали христологию этого Евангелия. Авторы этих работ пытались пролить свет на различные аспекты христологии, выявить её предпосылки и определить её место в общей богословской концепции Евангелия. Подчас изучение христологии Марка шло рука об руку с литературным и историческим анализом, подходом с позиций богословия или школы истории религии. Другие учёные сочетали христологическую проблематику с попыткой анализа источников, использованных евангелистом, и его собственного вклада. Неоднократно исследовалась связь богословия Марка с церковной ситуацией его эпохи.
Отбор и использование экзегетических методов, которые можно найти в разных научных трудах, подстать многообразию подходов к исследованию христологии Марка. Несмотря на многочисленные усилия исследователей, она во многом остается нераскрытой. Использовались такие методы, как литературная и историческая критика, критика форм и редакций, а также структурный анализ. Изучая христологию Евангелия от Марка, мы уходим в удивительно привлекательный и богатый духовный мир.
В данной монографии мы будем учитывать многочисленные экзегетические исследования Евангелия от Марка, а также специальные работы по его христологии. Вместе с тем мы не связываем себя каким-то одним экзегетическим методом, но используем некоторые из них (надеемся, с критической оглядкой). Отметим, что нашей задачей не является детальное толкование текста. Мы лишь хотим увидеть основные особенности образа Христа в данном Евангелии. Поэтому речь пойдет лишь о фундаментальных особенностях христологии Марка, без углубления в её мелкие нюансы.
Отметим три методологических момента.
Говоря о «христологии Евангелия от Марка» или «Марковской христологии», мы имеем в виду христологию, представленную в этом Евангелии как самодостаточном, цельном и морфологически законченном тексте. Современные учёные проводят границу между взглядами Марка, заимствованными им, как предполагается, из традиции, и собственными взглядами евангелиста (итогом его собственной литературно-богословской деятельности). Однако, хотя различать разные слои в тексте важно, в таких оценках довольно много субъективного, в чём и состоит их опасность. Вместе с тем Евангелие от Марка – текст вполне определённый и объективно существующий. Что же касается гипотетических источников Марка, они органично включены в общий документ, который обладает цельной и законченной литературной формой. Мы будем изучать именно христологию этого окончательного текста, имеющегося у нас перед глазами.
Результаты исследования представлены в виде описания и анализа, всюду опирающегося на экзегезу. В сущности, читателю предлагается христологический комментарий на все Евангелия от Марка. Ни одна перикопа не пропущена, текст рассматривается в его полноте и последовательном развитии. Христологические концепции рассматриваются в их контексте и в том порядке, в каком они появляются в Евангелии. Это даёт возможность определить эмфазы, изменение нюансов и ракурсов по мере того, как евангелист переходит от одной сцены к другой. Всюду мы старались раскрыть максимально полно и точно христологический смысл каждой перикопы и каждого большого раздела. Ещё раз скажем: данная монография – краткое толкование на Евангелие от Марка с особым упором на его христологию.
Необходимо сказать о синтетическом характере работы. Исследование по библейскому богословию не может быть полным, если ограничить его рамки аналитическим описанием христологических данных. Поэтому мы много места отвели презентации соответствующих данных в форме синтеза. Это позволит читателю быстрее охватить взглядом христологические особенности Евангелия. Синтетический и систематический характер изложения материала поможет глубже проникнуть в христологические нюансы, понять взаимосвязь их между собой и с другими важными аспектами Марковского богословия (в частности, с его антропологией и экклезиологией). Не следует забывать, что синтез облегчит и восприятие корреляции между христологией и проблемами человеческого существования, «верой во Христа Иисуса» и узами человека в мире сем.
Исследование, положенное в основу книги, привело нас к выводу, что в Евангелии от Марка последовательно проводятся две основные христологические линии: это «христология (божественной) Власти» и «христология Страстей». Смысл обоих терминов – самый широкий. Христология Власти – это концепции, связанные с делами и словами Иисуса, которые раскрывают Его сверхъестественное могущество, божественный суверенитет и господство. Христология Страстей – концепции, связанные со страданиями Иисуса; они включают непонимание Его учениками вплоть до предательства, смирение Иисуса при крещении, смертельную вражду с Ним со стороны фарисеев, Его Гефсиманские муки. Можно сказать и так: христология Власти отражает божественную природу Иисуса и описывает её проявления, а христология Страстей раскрывает человеческую природу Господа, показывает Его подчинение таким человеческим ситуациям, как унижение, страдание и смерть.
Преобладание в Евангелии от Марка этих двух христологических акцентов определило название и содержание нашей книги. Многообразные формы Власти и Страстей, их место в Евангелии и его разделах, их взаимозависимость, а также значение для антропологии составляют центральные темы, к которым мы будем обращаться снова и снова. Это позволит нам увидеть удивительное достижение евангелиста Марка: через христологию Власти и христологию Страстей ему удалось изобразить Иисуса Христа с редкой подлинностью, живостью, правдоподобием, динамикой и полнотой. Этот образ был и остается незаменимым критерием всякой христологии.
Несколько слов о композиции. Книга состоит из пяти глав, которые распадаются на два основных раздела. Первый раздел (главы 1–3) носит преимущественно экзегетический характер. Мы рассматриваем Евангелие от Марка шаг за шагом, перикопа за перикопой, в их естественной последовательности, а христологические концепции детально рассматриваются в том порядке, в каком они возникают в тексте. К этим трём главам мы сделали множество сносок. В этих сносках заинтересованный читатель найдёт важные святоотеческие толкования тех или иных отрывков и стихов, а также библиографические отсылки к современным исследованиям. Мы постарались подобрать библиографию для каждой перикопы. Работы, перечисленные в этой связи, большей частью были опубликованы после 1970 года, но упомянуты и некоторые важные исследования более раннего периода.
Второй раздел книги (главы 4–5) посвящён синтезу. Основываясь на экзегетических выводах, сделанных в главах 1–3, мы попытались дать синтез двух основных христологических концепций Евангелия от Марка. При этом мы хотели подойти к христологиям Власти и Страстей с позиций функции каждой из них, а также их взаимосвязи в тексте.
В наших изысканиях мы активно использовали толкования церковных авторов прошлого, в частности, Виктора Антиохийского1, Феофилакта2 и Евфимия Зигабена3. Многое помогли увидеть святоотеческие толкования на Евангелие от Марка, а также замечания на параллельные отрывки в Евангелиях от Матфея, сделанные Оригеном и Иоанном Златоустом. Из греческих комментаторов нашего времени особенно пригодились Н. Дамалас4 и П. Трембелас. Из обширной библиографии на разных языках мы уделяли особое внимание наиболее известным комментариям и трудам представителей различных богословских и конфессиональных направлений.
Библиографическая информация об этих комментариях, узкоспециальных книгах и статьях, касающаяся христологических тем Евангелия от Марка, приведена в многочисленных сносках.
* * *
Виктор Victor, presbyter of Antioch, Σντομος ‘Ερμηνεία εις τὸ κατὰ Μᾶρκον εὐαγγέλιον in J. Cramer, Catenae in Evangelia, Volume 1 (Oxford, 1344).
Феофилакт Theophylact of Bulgaria, ‘Ερμηνεία εις τὸ κατὰ Μᾶρκον εὐαγγέλιον, PG 123.491–682.
Зигабен Euthymios Zigabenos, ‘Ερμηνεία εις τὸ κατὰ Μᾶρκον εὐαγγέλιον, PG 129.765–852.
Damalas Damalas, Ν. М., ‘Ερμηνεία εἰς τὴν Καινὴν Διαθὴκην, Vols. 2 and 3 (Athens, 1892).