Источник

Жено! Се сын твой! Се мати твоя

(Ин. 19:26–27)

«Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих» (Пс. 44, 3). Так исповедуем мы вместе с сыном Кореевым, взирая с верою на Христа – Сына Божия и Сына Человеческого и внимая сказанным Им словам вечной жизни. Поучал ли Он – или обличал, предостерегал ли – или делал напоминания, просил ли – или утешал: всегда слово, исходившие из Его уст, было благодатным словом спасения, благословения и милости. Исполнены благодати уста Твои! Так исповедуемся мы Человеку скорбей и любви, когда с верою стоим у Его креста и внимаем последним словам Его, которые Он произнес среди страданий, в предсмертные минуты. Эти слова Его также исполнены пожеланий блаженства, исполнены благословения и милосердия. Прежде всего благословение завещал Он Своим убийцам, так как Он, умирая, молился за них. Благословение снискал Он бедному грешнику, который висел рядом с Ним, так как Он открыл ему двери рая. Благословение завещает Он также и Своей Матери, и ученику, которого Он любил. Его уста во время крестных страданий подобны розам, из которых струится по каплям миро (Песн. 5, 13). Первым словом Иисуса со креста было ходатайство милосердного первосвященника. Вторым – обещание Вечного Царя. Слово третье, которому мы внимаем ныне, есть слово Сына и Друга.

Мария, Матерь Иисуса, стояла вместе с другими святыми женами у подножия креста. Ее материнское сердце, исполненное невыразимой скорби, обливалось кровью, так как она принуждена была видеть своего Сына, своего возлюбленного Сына висящим на кресте, страдающим и умирающим. Она не имела никакой возможности не только освободить Его, но даже и прикоснуться к Нему, не только спасти, но даже и облегчить Его муки. Как велики были страсти, претерпенные Иисусом, так, без сомнения, велики были и раны в сердце Его матери. В это именно время пронзил душу ее тот меч, о котором предсказал ей некогда в храме старец Симеон. И в эти минуты скорби Сын не оставил матери. Долг Сыновней любви Им уплачен. Евангелист говорит, что Христос, взглянув на Мать и любимого Своего ученика Иоанна Богослова, сказал: «Жено, се Сын твой», а ученику: «се мати твоя».

В этом завещании является пред нами во всей силе нежная и заботливая любовь Спасителя к Своей матери. Иисус хочет теперь совершенно покончить с земною жизнью. Умирая, Он хочет теперь быть наедине со Своим Богом и Отцом. Приближаются последние величайшие муки, начинается последняя, страшная борьба. Любящий Сын хочет избавить Свою мать от потрясающего и раздирающего сердце зрелища. Поэтому Он прощается с нею и дает ей понять, чтобы она ушла от Его креста. Иоанн также понимает теперь эту речь и приказание своего любимого Господа и Учителя. Он берет Марию «от того часа» (Ин. 19, 27) к себе и уводит ее с Голгофы в свой дом, чтобы охранить ее таким образом от последнего, мучительного часа. Мария послушно и добровольно следует за Ним, так как ей тяжело оставаться у креста. Она доверяется теперь сердцу своего Сына и Его ученика и удаляется от потрясающего и раздирающего душу зрелища, чтобы в тихом доме, в уединении скорбеть и плакать.

С этого часа Пречистая Дева сделалась матерью ученика, а он стал сыном ее, и жили они и оставались вместе до успения Марии. Иоанн, как известно, прожил все это время в Иерусалиме, между тем как другие ученики разошлись по всему миру для распространения Евангелия. Блаженны были Иоанн и Мария в обществе один другого, блаженны среди скорбей и печалей.

Христиане, читающие эти строки, и у вас есть, быть может, престарелые родители, которые завещаны вам так же, как и вы им. Но, быть может, отношения ваши не таковы, какими бы должны быть; к несчастью, нередки между людьми примеры самых дурных, непохвальных, возмутительных отношений между родителями и детьми. Таким образом, те обязанности, которые должны так свято исполняться и которые должны ценить подобно Иоанну, становятся тяжелым, несносным бременем. Вспомните же, что распятый за вас Христос и вам завещал умирая: «Вот мать твоя, вот сын твой!» Мария не была матерью Иоанна, хотя близкое родство соединяло их, так как она была сестрою матери его, но, по слову завещания Спасителя, Иоанн стал сыном ее. И по сие время случаются весьма часто подобные же примеры; и теперь Господь дарует людям чужих детей и теперь приходится принимать в семью свою чужих родителей, чужих сестер и братьев и если сердце наше может уподобиться сердцу Иоанна, то оно примет их с благодарностью, как дар Божий, зная, что приняло их во имя Господа, Иисуса Христа.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle