протоиерей Николай Зефиров

Источник

Соборное послание святого апостола Иуды

Писатель этого соборного послания – Иуда брат Св. Иакова праведного, бывшего епископом церкви Иерусалимской. А так как Иаков праведный был по Иосифу братом Господа, то и Иуда приходится также братом Господу. Но по своей скромности и благоговению пред Господом, он называет себя только рабом Господа Иисуса Христа, подобно тому как Иаков праведный называет себя в послании тем же именем. Иуда, Иисуса Христа раб, брат      Иакова, такими словами начинает свое послание Иуда. Иуда брат Иакова не одно и тоже лице с Иудою Иаковлевым. Иуда Иаковлев был из числа 12 учеников Господа, а братья Господа по плоти не были в числе 12-ти и посему нельзя считать выражение Иаковлев за то, что этот Иуда (из 12) был брат Иакова, а вернее будет сказать, что Иуда из 12-ти имел своим отцом некоего Иакова. Иуда – писатель послания был один не из 12-ти, а из 70-ти учеников Господа. О жизни и деятельности его ничего неизвестно. Только судя по написанию послания можно думать, что он занимал видное положение среди христианского общества и был среди христиан не без авторитета.

По преданию он был преемником брата своего Иакова по епископству в церкви Иерусалимской. По тому же преданию он дожил до времени Домициана. Других и больших сведений о жизни св. апостола Иуды предание нам не сохранило.

Повод и время написания послания

Поводом к написанию послания было, как мы видим из 4 ст. 1-й главы, появление в церквах Малоазийских еретиков и лжеучителей, которые, искажая учение о христианской свободе, прикрывали ею свою нравственную разнузданность и отрицали воплощение Сына Божия. Коротко учение этих лжеучителей (Валаамитов, Никоннитов и др.) таково: Мир создан не Богом, а низшими силами и находится во власти сатаны. Для того, чтобы ослабить над собою силу дьявола, нужно измозждать свою плоть, отсюда разврат, как спасительное средство в борьбе с дьяволом. Написано послание между 63 – 65 годами, по Р. Хр.

Глава 1-я

1 ст. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, который был епископом церкви Иерусалимской, призванным, т. е. к вере во Иисуса Христа чрез Евангельскую проповедь, которые освящены Богом Отцом. Быть освященным, это значит быть очищенным от грехов, оправданным, следовательно, которые очищены от грехов самим Богом Отцом, оправданы им чрез искупительные заслуги Иисуса Христа; и сохранены Иисусом Христом, т. е. которые сохраняются самим Иисусом Христом. От чего? от греховной жизни и от власти дьявола (Ин.10:28).

2 ст. Милость вам и мир и любовь да умножатся.

3 ст. Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. Написать вам об общем спасении, т. е. вообще о спасении, я почел за нужное пока написать вам увещание – подвизаться за веру, т. е. встать на защиту веры христианской, однажды преданную святым, т. е. возвещенную христианам и как бы врученную им на хранение.

4 ст. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Т. е. я потому почел за нужное написать вам увещание, что в христианское общество вкрались некоторые люди, лжеучители, о появлении которых издревле, т. е. в ветхом завете предсказано пророками, в новом – апостолами и предсказана их участь, что они предназначены к осуждению (2Пет.2:1). Это люди нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству, т. е. эти лжеучители искажают истинное учение о христианской свободе, превращая ее в разнузданность и прикрытие своих пороков; и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа, т. е. они не веруют в Господа Иисуса Христа, как воплотившегося Сына Божия, отвергают и стараются ниспровергнуть всю религию христиан.

5 ст. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом не веровавших погубил. Здесь апостол приводит три известных читателям послания примера того, что кто бы ни были нечестивые и неверующие, они не избегнут наказания Божия. Так Бог помиловал евреев, когда они с мольбою обратились к Нему об избавлении их из рабства Египетского, но когда забыли Бога истинного, стали противиться Его воле, то Он всех их погубил во время странствования но пустыне, так что из вышедших из Египта в землю обетованную вошли только Иисус Навин и Халев.

6 ст. И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. И не только израильтян наказал Господь за их неверие и непокорность Его воле, но даже ангелов, под которыми разумеются здесь падшие духи,       не сохранивших своего достоинства, своего высокого положения, но впавших в гордость и противление воли Божией, и оставивших свое жилище, т. е. свою близость к Господу, Господь соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня, т. е. в месте лишенном света, радости и блаженства, которым они наслаждались при лицезрении Бога, и где Господь блюдет их на день суда.

7 ст. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример. Наконец апостол указывает на то, как пострадали за свое противоестественное распутство города Содом и Гоморра и другие окрестные города Адам, Севоим и Бела. Их гибель от огненного дождя, говорит апостол, на все времена служит примером огня вечного, в котором будут мучиться все нечестивые.

8 ст. Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Так точно будет поступлено и с этими мечтателями, людьми развращенными в своей фантазии, которые оскверняют плоть, т. е. выдумывают всевозможные способы удовлетворения своей плоти и тем в конец ее оскверняют; людьми не признающими никакого авторитета, кроме своей разнузданной воли; отвергающими начальства, т. е. церковную и светскую власть, и злословят высокие власти, даже злословят самих апостолов (славы же хуляще).

9 ст. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь". Тогда как, говорит апостол, даже Михаил Архангел, началовождь воинства небесного, когда говорил с диаволом и спорил о теле Моисеевом, и тот не смел произнести укоризненного суда, т. е. не решился укорить дьявола за его дерзкое требование тела Моисеева, а кротко сказал ему: „да запретит тебе Господь».

10 ст. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. А эти развратные мечтатели поносят и злословят даже то, чего они и не знают, т. е. не понимают; прикладывая ко всему одну меру: удовлетворения своей чувственной природе и с этой точки зрения судят о всем, т. е. поступают как бессловесные животные и тем в конец растлевают свою нравственную природу.

11 ст. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. (Быт.4:7, Чис.22:22,16,31). Т. е. растлевая своим учением не утвердившиеся в вере души, нравственно убивают их; а убийство души еще страшнее убийства тела. Горе им, потому что предаются обольщению мзды, как Валаам, потому что затаенная их цель – корысть, обогащение на счет доверившихся их лжеучению, и в упорстве погибнут, как Корей... Корей за восстание против богоустановленной власти Аарона был поглощен землей, так и еретики, восстающие против установленной Богом церковной власти и попирающие все нравственные устои общества, погибнут в своем упорстве и сойдут в геенну и преданы будут вечному мучению.

12 ст. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя; это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Под вечерями любви подразумеваются те древние собрания христиан, которые предварялись вкушением Тела и Крови Христовых, а затем сопровождались трапезой из добровольных приношений. Лжеучители, являясь на эти вечери любви, превращали их в пиршества и излишества. Это – безводные облака, носимые ветром. Как напрасно мы ждем благодатной, оживляющей влаги от мимо нас несущихся безводных облаков, так напрасно мы будем искать чего либо благодатного и оживотворяющего нашу душу в учении лжеучителей; это христиане только по имени, это – осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Подобно тому, как осенью дерево умирает, и мы напрасно на нем будем искать плодов, так эти люди постепенно нравственно умирают и делаются неспособными к духовному плодоношению, даже больше того: дерево, умирая осенью, оживает весною, а эти подобны тем деревьям, которые уже не оживают весною, окончательно умирают, все равно как дерево выдернутое совершенно из земли.

13 ст.       Свирепые морские волны; пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Лжеучители подобны морским волнам, как те выкидывают на поверхность моря всякую нечистоту, так и эти выставляют па показ свою нравственную нечистоту, свои язвы и как бы хвалятся порочностью своего сердца, и грязь своего сердца выносят на улицу, на показ всем людям, это звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Это в своем роде блуждающие звезды – кометы, при появлении которых все на них обращают внимание, а затем они постоянно сходят с небосклона и скрываются в необъятных пространствах неба, и все о них забывают; так и все эти лжеучители вначале имеют успех среди людей, пред ними преклоняются, на них все указывают, они делаются предметом разговоров, а по ознакомлении с их учением, с раскрытием истинного смысла его, интерес к ним постепенно пропадает, и они сходят со сцены, и предаются забвению, их ждет мрак тьмы на веки, т. е. вечные муки.

14 ст. О них пророчествовал и Энох, седьмой от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов своих –

15 ст. сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”. Енох, седьмой по счету от Адама патриарх, предсказывал о 2-м пришествии Господа и Его суде над нечестивыми грешниками, над всеми хулителями и поносителями Господа. А так как современные апостолу лжеучители тоже хулили и поносили Господа, то это пророчество Эноха ап. прилагает и к ним, говоря, что о суде над ними пророчествовал и Енох.

16 ст. Это – ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям нечестиво и беззаконно; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Это ропотники, которые ропщут на Бога и на людей, никогда и ничем они не бывают довольны, будучи мерзки и гадки во всем, не стараются быть лучшими, а напротив – как люди поправшие всякие нравственный устои – предаются разврату и всякому нечестию;      законопреступники, люди, воображающие себя руководителями других, воображающие себя светом по отношению к находящимся по их мнению во тьме, постоянно напрягающиеся учить других, а сами себя ничему не научающие; часто ссылаются на закон Божий, а сами постоянно преступают этот закон и только бесчестят Бога; люди с искусственно подтасованными для обольщения других речами, лицемерные и корыстные.

17 ст. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа:

18 ст. они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

19 ст. Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа. Эти люди сами своим лжеучением, своею жизнью и делами отсекают себя от единства веры с другими, исключают себя сами из общества верующих христиан. Это люди душевные, не имеющие духа, т. е. люди живущие одними только земными, материальными, грубо чувственными интересами. У этих людей нет высших запросов в жизни, запросов духа. Дух у них совершенно подавлен, руководящим началом их жизни является плоть. Это – люди уподобляющееся животным, люди нравственно погибшие.

20 ст. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым. Вы же, говорит апостол, в противоположность этим людям назидайте, наставляйте себя в вере, утверждайтесь в ней, молясь Духом Святым, тем более что при искренней, сердечной вере, сам Дух Святой подкрепляет нас в немощах наших и научает нас, как должно молиться (Рим.8:26).

21 ст. Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

22 ст. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением;

23 ст. а других страхом спасайте, исторгая от огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. Что касается заблуждающихся и увлекающихся лжеучителями, то к одним будьте милостивы, с рассмотрением, т. е. относитесь с разборчивостью, и к одним, если они увлеклись лжеучением по неразумию и раскаиваются в этом, будьте снисходительны, прощайте; а других, которые сознательно пошли за лжеучителями и не обнаруживают раскаяния, спасайте страхом вечного наказания, т. е. указывайте им на то, что их ожидает в загробной жизни. Указывайте им на вечные мучения, которые их ожидают, если они не раскаются. Но, обличая тех и других, будьте осторожны, следите и за собой, дабы и вам не приразилось что-либо из их лжеучений; в житейских отношениях сторонитесь от них, даже гнушайтесь прикасаться к одежде их. Апостол представляет даже самую одежду лжеучителей пропитанной ядом их развратной жизни, а потому скверною, к которой нравственно чистому христианину и прикасаться не должно, дабы не оскверниться.

24 ст. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,

25 ст. единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь. Свое послание апостол оканчивает прославлением Бога, Спасителя нашего чрез Иисуса Христа, который только один может сохранить нас от падения и сделать нас чистыми и непорочными пред Славою Своею, т. е. в день всеобщего суда: единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава, и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во веки. Аминь.


Источник: Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания. / Составил протоир. Николай Зефиров. Могилев губ. Тип. И.Б. Клаза. 1911. - 136 с.

Комментарии для сайта Cackle