Лекция 12. Исход
1. На каких условиях фараон отпустил израильтян? Насовсем ли он их отпустил?
Речь шла о том, чтобы выйти за пределы земли Египетской и совершить праздник Господу в [пустыне. После девятой казни египетской фараон был уже готов отпустить израильтян, но без крупного и мелкого рогатого скота, т.к. боялся, что они уйдут совсем. Если вы помните, после восьмой казни он был готов отпустить их, но без детей – он все время чувствовал, что они могут уйти насовсем, и ему нужно было, чтобы что-то их держало. Но после десятой казни египетской у него возникает такой страх, что он призывает Моисея и Аарона ночью и говорит: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исх. 12:31–33).
2. Собирались ли уйти насовсем израильтяне? И собирались, и готовились, и Господь обещал им вывести их от угнетения в Египте и увести в землю хананеев, хеттеев и амореев, где течет молоко и мед. Господь обещает им дать милость в глазах египтян, так что они уйдут не с пустыми руками. «Каждая женщина, – говорит Господь через Моисея, – выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» (Исх. 3:22)
Здесь тонкий момент: нравственное чувство вроде бы противится такому сознательному обиранию. Но можно сравнить эту ситуацию с деятельностью, например, Робин Гуда, когда на больших дорогах он обирал купцов и отдавал награбленное бедным и был в чести у простого народа. То есть Господь руками Моисея восстанавливал справедливость, хотя он о Господе и не думал. Эти действия выполняются по прямому указанию Божию, и насильственно народу египетскому, прежде всего женщинам, дается возможность быть милостивыми, дабы помилованы были они тоже у Бога. Что и произошло, потому что погублено было войско, но не весь народ. После 40 лет странствия в пустыне Господь будет повелевать полностью истреблять некоторые народы, уничтожать не только женщин и детей, но даже скот, и даже самые вещи их пожигать огнем. Будет такое. А здесь через милость к избранному народу и сами милостивые получают помилование.
Сам же избранный народ здесь нельзя обвинить в лукавстве, потому что им действительно будут нужны все эти вещи, чтобы как-то продержаться в течение предстоящего 40-летнего странствия. Ведь они даже не подозревают о том, что уходят на 40 лет. Они думают: вот сейчас они выйдут – и все сразу будет в порядке. И главное – это все понадобится для того, чтобы достойно совершать службу Господу. Иными словами, промыслительно получается так, что египтяне добровольно жертвуют все эти вещи ради службы Господу.
3. Почему египтяне решают преследовать израильтян?
Сначала был страх, поэтому израильтян отпустили. Но страх проходит, и чисто практический взгляд на мир заставляет египтян пожалеть о дешевой рабочей силе. И второе: они не рассчитывали, что эти рабы (в их понимании) могут уйти совсем. Есть и еще одна причина: расчет на легкую победу. Дело в том, что Моисей оказался хорошим стратегом, вернее, Господь вложил в его голову замечательный стратегический замысел, прекрасно учитывающий и психологию противника, и немощь Своего народа, чей дух еще нужно было укреплять и укреплять.
4. Почему фараон не сразу бросился в погоню? Здесь несколько версий. Лопухин делает предположение о некоторой задержке египтян в связи с обрядовым церемониалом погребения умерших. У египтян было велико почтение к умершим, и даже важные государственные обстоятельства не могли этому помешать. В частности, по придворному церемониалу, для оплакивания сына фараона требовалось до 72 дней. А погребали еще и других – умерших первенцев было очень много.
Есть еще один взгляд: в Толковой Библии, составленной последователями Лопухина, предлагается версия, что движение от Раамсеса к Сокхофу, а от него к Ефаму, а оттуда к морю (три этапа) потребовало по крайней мере трех дневных переходов. Они не стояли, им надо было торопиться, и времени прошло, скорее всего, не так много.
Движение израильтян происходило в виду египетских крепостей. Самое главное, что через три дня жертвы Богу приносить не стали, хотя просились уйти только на три дня. Именно поэтому становится очевидным, что израильский народ действительно бежал. И как только это становится очевидным, тут же снаряжается погоня.
5. Сколько было израильтян и сколько – египтян? 600 тысяч пеших мужчин, кроме детей (а вместе – около 2–2,5 миллионов) – израильтян. О египтянах же говорится: «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими» (Исх. 14:6,7). Приведу эти слова на славянском: «И поят шесть сот колесниц избранных, и вся кони египетския, и тристаты над всеми». Очень интересное слово: «тристаты». Кто это такие?
Сначала скажу о том, почему в русском тексте сказано: «все колесницы Египетские», а в славянском – «все кони египетские». Всякая колесница египетская – это колесница, сколько-нибудь пригодная для воинов. Разные моменты. Когда мы слышим слово «тристаты» в паремиях? В Страстную Субботу (6-я паремия: Исх. 13:20–22, 14:1–32), на Богоявление (2-я паремия, Исх. 14:15–28). Приведу цитату из богослужебного текста (уже к концу события, когда их покрыло море): «И обратившася вода покрый колесницы и всадники тристаты и всю силу фараонову» (?). В славянской Библии: «И обратившися вода покры колесницы и всадники, (но не «тристаты»), и всю силу фараонову». Почему так? Может быть, «тристаты» – это всадники? Или военачальники?
В церковно-славянском словаре это объясняется так: «Под тристатами, по мнению одних, разумеются главные военачальники, которых у египтян было по три в войске, разделенных на три отряда. Другие разумеют отборных воинов-колесничников, которых было по три на каждой колеснице: один правил колесницей, другой управлял ее ходом, а третий подготовлял оружие». Соответствующее еврейское слово – «шалиш» – означает сражавшегося на колеснице знатного воина, который имел у себя двух помощников: один держал щит, а другой был возницей. Здесь все понятно, кто эти трое.
Именно это число три дало имя третьему, главному воину. Поэтому когда это слово заменяется на славянское «всадник», то это неправильно.
Еще одна цитата из богослужебного текста (2-й канон на Богоявление, 1-й ирмос): «Шествует морскую волнящуюся бурю сущу абие Израиль… Чермный же понт (море) тристаты египетския покры купно водостланен гроб силою крепкою, десницей владычней».
В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка – тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его». Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море.
Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих – тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В каноне же покаянном это уже не строки из канона, а ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше».
И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина. Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя же Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» – те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами. «Так, – говорит св. Ефрем Сирин, – в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, т.6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию – к переходу через Чермное море.
Итак, мы выяснили, что израильтян было 600 тысяч, а египтян – 600 колесниц, то есть израильтян было намного больше. Почему же они убоялись, когда увидели погоню? Потому что не умели воевать, а главное, от чего ослабели их руки, это то, что с ними были и женщины, и дети, и стада. От испуга, как известно, они возроптали. «Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (славянский вариант: «Господь поборет по вас, вы же умолкните») (Исх. 14:13–14).
Что чувствовал Моисей, когда так говорил? Ответ уразумеваем из следующей строчки: «И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтобы они шли…» То есть нигде не сказано, что Моисей возопил. И до этого, и дальше будет очень много мест, где говорится, что Моисей вопит к Господу, а здесь нет. Значит, вопль его был в глубине души. Но Господу ведомо единое движение души, единый помысл: человек еще не успел сказать все, а Господь уже приходит ему на помощь. Если человек делает дело Божье. Для нас нравственный урок: бывает, берется человек за дело по благословению, но оно у него идет с трудом (например, когда ему поручают руководить людьми или что-то рассказывать им). И достучаться до сердца, донести до них слово Божие трудно, потому что они не столько слушают, сколько размышляют в себе: а ты кто такой? Ты сам-то веришь в то, что говоришь? Почему ты думаешь, что ты вообще имеешь право говорить? И человеку становится просто страшно. Не потому, что он не верит Богу, а потому, что начинает сомневаться в себе и боится перед лицем этих людей оказаться обманщиком. И если такой страх нападает, то хорошо вспомнить Моисея: если его поддержал Господь и сразу дал ответ на еще не выраженный словами вопль, то и нас поддержит. Если мы с чистой душой и чистыми руками беремся за дело Божие, если мы делаем дело Божие, а не свое хотение исполняем и своему самолюбию и своим страстям работаем.
6. Какие знамения давал Господь египтянам, чтобы умягчить их сердце, чтобы они уразумели, что пытаются воевать не против израильтян, но против Самого Бога?
Во-первых, столп облачный днем и столп огненный ночью, который вел израильтян. Второй существенный момент: этот столп переместился от лица их и стал позади их – между египтянами и израильтянами. Он был облаком и мраком для одних – и освещал ночь для других (Исх. 14:20). Поэтому когда Лопухин говорит, что фараон решился преследовать добычу, потому что видел в стане израильском столп огненный, показывавший, что они недалеко, это излишний психологизм, ошибка. В Библии четко сказано: столп для египтян был мраком, а не светом. И если бы они обратили внимание на эту тьму, то, по словам прп. Ефрема, не осмелились бы войти в море. В том-то и дело, что не обратили внимания.
Третий момент: море разделено не в мгновение ока, хотя Господу ничего бы это не стоило, но над морем всю ночь трудился сильный восточный ветер. То есть было время опомниться и подумать.
Четвертый момент: землетрясение. В том тексте, о котором мы говорим, непосредственно о землетрясении ничего не сказано, но есть свидетельства из псалмов. В частности, псалом 76:17–21: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя бездны. Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Мы уразумеваем, что это относится именно к этому моменту. «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы. Как стадо, вел ты народ рукою Моисея и Аарона».
То есть можно предполагать, что было устное свидетельство об этом, оно было знакомо израильскому народу, и Давид его воспроизводит. Есть и другие места в Псалтири, где это событие описывается близко к тексту Исхода, но там про землетрясение не говорится: псалом 77:11–17, псалом 104:38–41. Псалом 113: 3–8 – «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева…» Здесь сопоставляются два события, одно из которых будет позже на Иордане.
То есть землетрясение было тоже своего рода знамением Божьим. У Лопухина на основании этого есть целая страница поэтического описания того, каким могло быть это землетрясение. Это, конечно, тоже излишний психологизм, но интересно.
Пятый момент: колеса оказались связанными, а по другому тексту, Господь отнял колеса у колесниц, так что они влекли их с трудом вместо того, чтобы бросить.
Вот пять моментов, которые показывали, что Господь поборает за Израиля, но египтяне не остановились, хотя у них было много возможностей для того, чтобы осознать, остановиться. 7. Какая разница между Меррой и Меривой?
В конце главы 15 мы находим слова о Мерре. После перехода через Чермное море израильтяне двигались в пустыню Сур. Важно различать пустыню Сур и пустыню Син и знать, какие события с ними связаны.
Итак, в Мерре были горькие воды, и народ возроптал, как обычно, и Моисей взмолился Богу. Господь указал ему на древо, которое он бросил в воду, и вода стала сладкой. Прп. Ефрем Сирин: «Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов». И дальше важная строчка: Бог постановил законы, чтобы как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободой. Мы знаем, что закон был дан на Синае, но вот свидетельство Библии о том, что уже здесь Моисей начинает говорить о законе. После того как совершено чудо и люди увидели его, они готовы верить, Моисей начинает говорить о тех законах, которые должны войти в их сердце. Это как бы подготовка к тому, что будет на Синае.
Еще одно толкование (Толковая Библия): событие в Мерре служило испытанием веры народа в том отношении, что он не усомнился в действительности употребленного Моисеем чрезвычайного средства. Не усомнился и не отказался пить ту воду, о которой только что говорил: что нам пить? Только что вода была горькая, но Моисей бросил древо и сказал: пейте! – и послушались. Стали пить – вода сладкая. Нравственный урок: так точно для обратившегося ко Христу вера в Него, Распятого на кресте, прообразуемом древом Мерры, служит утешением и усладой в земной юдоли. «Слыша о древе Мерры, – говорит Григорий Нисский, – конечно, будешь разуметь Крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемся надеждою будущего». Мерива – это уже позже (пустыня Син). «Мерива» значит «укорение». Но рассматривать Мериву надо вместе с Массой: искушение и укорение. Так назван источник (Масса и Мерива), который потек из скалы в Хориве в пустыне Син. Там была стоянка в Рефидиме, а потом Моисей повел народ к Хориву, потому что люди опять роптали, что им не хватает воды. Ударил жезлом в скалу, и из нее истекла вода. То есть народ в очередной раз искушал и укорял Моисея, потому и источник назван Масса и Мерива (Исх. 17).
8. Следующий вопрос – о происхождении манны. Это вопрос не прямо по Библии, он связан с научными изысканиями. Говорят, что есть тамариксовая манна. Часто бывает: чтобы показать, что события в Библии могли иметь естественное происхождение, начинают придумывать случаи, когда что-то похожее есть в природе. Как, например, куст, из которого Господь говорил Моисею. Есть, говорят, такой горящий куст, что тут особенного. Так же и о манне говорят: есть такая тамариксовая манна смолистое вещество, образующееся на коре деревца. Эта манна ночью затвердевает и выпадает на землю в виде белоснежных зернышек, причем бывает это три месяца в году летом: в июне, июле и августе. А днем она от жары тает и стекает по стволу. Бедуины, которые собирают эту манну, стараются собрать ее именно твердой, а потом перерабатывают ее, и получается сладкое вещество типа меда, которое они намазывают на лепешки. На вкус эти зернышки сладкие. Вот потому и говорят: ну что такого? И там была эта манна, и евреи ее собирали, точно так же их перемалывали и пекли лепешки. Что здесь особенного? Мы должны знать, какие доказательства в Библии указывают на Божественное происхождение манны.
Во-первых, Божественная манна портится, если ее собирают в количествах, превышающих потребность. Помните: она вскипела червями, когда собрали лишнюю манну. Бывали ситуации, когда люди по немощи своей, не понимая, что это такое, собирали меньше или больше манны. В этих случаях Господь так управлял, что у них было ровно столько, сколько надо: и у того, кто собрал больше, излишков не собиралось, и тому, кто собрал меньше, тоже хватало. А если нарочно собирали побольше, то она вскипала червями.
Во-вторых, она выделялась в течение всего года, а не только три месяца. 40 лет они ели манну в пустыне.
В-третьих, был момент, который никак не объяснишь «природными условиями»: в пятницу манна выпадала в двойном количестве, а в субботу не выпадала совсем. И еще: когда ее собрали и сложили в стамну рядом с ковчегом (позднее об этом будет речь), то она не портилась. Это было тогда, когда израильтяне ели уже другую пищу, а манну хотели сохранить на память. И Господь дал ей сохраниться независимо ни от чего. 9. Чем еще, кроме манны, питались израильтяне? Перепела, продукты животноводства (у них был с собой скот). Во Второзак. 2:6 говорится о предстоящей покупке пищи у едомитян, когда израильтяне будут проходить вдоль границ страны этих потомков Исава. Они еще ходят в пустыне, хотя приближаются к тому, чтобы войти в Землю Обетованную. Но манна уже так надоела им, что Моисей дает указание о покупке пищи у едомитян. Но рассказ об этом – во Второзаконии.
Есть еще указание на то, что Иисус Навин (1:11) распоряжается о заготовке еды в дорогу. Но это уже свидетельство о том, что манна вскоре прекратится – совсем перед вхождением в Землю Обетованную. А в остальное время все-таки была только манна.
10. В какой пустыне плакала Агарь?
В пустыне Сур (Быт. 16:7). Там же говорится об источнике, который она назвала «Ты Бог, видящий меня». Встреча с Богом у нее была в той же пустыне, где Бог вел Моисея, где встреча с Богом была у всего народа.
11. Что помогало израильтянам уразумевать тайну креста во время их сражения с амаликитянами? Когда Моисей поднимал руки, они побеждали, а когда сил не хватало и он опускал руки, они от страха начинали бежать. Поэтому для того, чтобы победить, он все время должен был быть с поднятыми руками, как бы распятым. Долго стоять с поднятыми руками очень трудно. Поэтому тайна креста входила в сознание каким-то непроизвольным образом. Было сражение с амаликитянами не просто потому, что они напали на них, а потому, что они напали на задние ряды – не на мужчин, которые могли носить оружие, а на женщин и детей. То есть напали очень коварно. Именно поэтому и было с ними сражение, именно поэтому Господь пообещал, что это племя будет изничтожено совершенно. Вопрос на будущее: кому выпадет жребий истребить амаликитян совершенно? 12. Что такое крастели? Это перепела.
В Библии очень многие события повторяются по два раза. Например, параллель Мерра и Мерива – не случайна: и там и там речь о воде. Будет еще один случай, когда Моисей источит воду из камня. И точно так же с перепелами: будет еще одно событие, когда Господь пошлет перепелов, и событие это кончится иначе – оно кончится трагически. Поэтому важно такую параллель видеть. Это псалом 77:27–31. Это будет в другом месте – после Синая.
Бывает так, что когда изучаешь какое-то событие, то кажется, что это уже было. И все перепутывается, и непонятно, что в каком месте было. А надо фиксировать парные события: здесь оно не привело ни к каким страшным последствиям и стало прообразом будущего, а в другом месте, зная, что Господь будет гневаться, все равно слишком много просили, и гнев Божий на них возгорелся. Это книга Числ. 11:4,13,18–23, 31–34 – здесь говорится о крастелах.
13. Кем была введена стройная десятичная система народных начальников, которая содействовала организации общественной жизни народа? Это глава 18 Исхода. Иофор пришел и увидел, что Моисей сел и судит свой народ, а весь народ перед ним стоит, а Моисей с каждым по отдельности разбирает его проблемы. И он говорит: что же ты делаешь, ведь так ты измучаешь весь свой народ. Их столько перед тобой стоит, а ты сидишь. Так ты сам измучишься и народ свой измучишь, ты лучше назначь сто начальников, тысяченачальников, десятиначальников, т.е. подели народ на компактные единицы, и пусть будет начальник, который судит в своем десятке, в своей тысяче, и только наиболее важные вопросы решай сам. А твое дело – общаться с Богом и вести народ, думать о нем в целом. Если же ты будешь заниматься с каждым по отдельности, то ты ни с чем не справишься. И Моисей послушался его. Так появилась общественная организация в народе еще до Синая благодаря Иофору, тестю Моисея, который с ними не ходил, а был с женой и двумя внуками где-то в другом месте.
14. Что прообразуют описанные события?
1Кор. 10:1–4 – «Не хочу оставить вас, братие, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море». Очень интересное выражение: «все крестились в Моисея». Оно, конечно, не прямое, а преобразовательное.
«И все ели одну и ту же духовную пищу (так ап. Павел называет манну), и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». Тем самым апостол указывает на прообразовательное значение всех этих событий.
Там же, 10:11 – «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». И еще одна цитата – Ин. 6:31–35,48–58. Посмотрите ее сами. Опорные стихи: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (35). «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (48). Это опорные стихи. А в целом в этих отрывках объясняется весь смысл этих событий.
Вывод таков: манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии.