И.Ц. Миронович

Источник

<Молитвенные размышления>52

Пресвятая Троице, дай познать мне мудрость и наставления, сокрытые в Слове Твоем.

Пресвятая Троице, научи понимать изречения разума, просвещённого благодатью Твоей.

Пресвятая Троице, помоги усвоить и выполнять правила благоразумия, правосудия, суда и правоты.

Пресвятая Троице, дай простым смышлёность, а юношам знание и рассудительность.

Пресвятая Троице, умножь познания мудрых, а разумным дай обрести мудрые советы в писании Твоем.

Пресвятая Троице, помоги разуметь притчи и замысловатую речь, слова мудрецов Твоих и загадки их.

Пресвятая Троице, внедри в сознание мое мысль, что начало мудрости – страх Господень, и только тот, кто водится им, имеет доброе разумение.

Пресвятая Троице, внуши сердцу моему, что страх Господень есть благоговение пред Тобою и в нём содержится начало разумения всех сокровенных истин Твоих.

Пресвятая Троице, пусть небесная премудрость Твоя возглашает в сердце моем и возвышает голос свой неустанно.

Пресвятая Троице, да не возлюблю я невѣжество, особенно в вопросах духовных, и да не буду услаждаться буйством и ненавидеть знание, спасительное для меня.

Пресвятая Троице, обрати мя к Своему обличению и излей на меня Дух Свой.

Пресвятая Троице, да не будет так, чтобы Ты звала, а я не послушался, простирала ко мне десницу Свою, а я не внимал.

Пресвятая Троице, не попусти, чтобы я в безумии своём отверг советы Твои и не принял спасительные обличения Твои.

Господи, не посмейся погибели моей и не порадуйся, когда за нечестие моё придёт на меня ужас как буря, и беда как вихрь охватит меня.

Господи, не попусти, чтобы в скорби и темноте, когда я буду призывать Тебя, Ты не услышал меня, и когда заутро буду искать Тебя, я не обрёл Тебя.

Господи, да не услышу из уст Твоих: «Никчемный раб! За то, что возненавидел спасительное знание и не избрал для себя страха Господня, не принял советов Моих и презрел все обличения Моя – за то и будешь вкушать от погибельных плодов неправедных путей своих, и насыщаться от помыслов их».

Господи, помоги <зачёркнуто: не попусти>, чтобы слепое упорство невѣжд не убило меня, и безпечность глупцов не погубила меня.

Господи, дай в смиренном послушании Тебе жить безопасно и спокойно, не страшась зла.

Господи, помоги мне принять в себя слова Твои и сохранить заповеди Твои.

Господи, сотвори ухо мое внимательным к мудрости Твоей и наклони сердце мое к размышлению о Тебе.

Господи, научи меня призывать знание, которое исходит от Тебя и образуй мой ум так, чтобы он взывал к разуму, просвещённому Тобой.

Господи, дай мне возжелать его паче серебра и отыскивать его с усердием паче сокровища.

Господи, только так я смогу уразуметь страх Твой и найти познание о Тебе, ибо Ты единственный даёшь мудрость и из Твоих уст исходит знание и разум.

Господи, Ты Сам сохраняешь для праведных Твоих спасение и являешься щитом для ходящих непорочно, охраняешь пути правды и оберегаешь стезю святых Твоих.

Господи, сотвори, чтобы мудрость Твоя вошла в сердце мое, и знание, еже от Тебя, стало приятным душе моей.

Господи, пусть рассудительность, как небесный дар Твой, будет оберегать меня, и разум, просветлённый Тобою, будет охранять меня и спасать от злого пути, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют прямые стези Твои, чтобы ходить путями тьмы; от тех которые радуются, делая зло, и восхищаются злым развратом.

Господи, дай мне ходить путём добрых и держаться стезей праведников Твоих, потому что только они будут жить на Земле и непорочные пребудут на ней, а беззаконных истребит и вероломных искоренит с лица её правда Твоя.

Господи, не попусти, чтобы я забывал наставления Твои, и заповеди Твои да хранит сердце мое, ибо в них – долгота дней моих, и лета жизни и мира они приумножат мне.

Господи, пусть милость и истина не оставляют меня и украшают шею мою, и напишутся на скрижалях сердца моего, дабы обрести мне милости и благоволение в очах Твоих и в глазах людей.

Господи, дай мне всем сердцем моим надеяться на Тебя и не полагаться на разум свой.

Господи, дай мне способность во всех путях моих познавать Тебя, чтобы Ты промыслом Своим направлял к Себе пути мои.

Господи, да не буду я мудрецом в глазах своих, но богобоязненность и удаление от зла станут здравием для тела моего и питанием для костей моих.

Господи, дай мне чтить Тебя от имения своего и от начатков всех прибытков моих.

Господи, внуши сердцу моему не отвергать наказания от Тебя и не тяготиться обличением Твоим, ибо Ты наказываешь тех, кого любишь, и благоволишь к ним, как отец к сыну своему.

Господи, воистину блажен человек, который снискал мудрость Твою и приобрёл разум от Тебя, потому что такое богатство лучше стяжания серебра и прибыли от него больше, нежели от золота и драгоценных камней.

Господи, никакое зло не может противиться мудрости Твоей и это хорошо известно всем, кто приближается к ней, что ничто из желаемых человеком не может сравниться с нею.

Господи, мудрость Твоя в правой руке своей имеет долгоденствие, и в левой у неё – богатство и слава, из уст же ея выходит правда Твоя и на языке своём она носит Закон и милость.

Господи, ты Сам <еси> Путь совершенный, и от Тебя единого исходят пути премудрости Твоея, как стези приятные и мирные. Укрепи на них шествие мое.

Господи, всем сердцем моим желаю стяжать премудрость Твою и пусть она будет для меня древом жизни и райским блаженством.

Господи, помоги мне сохранить здравомыслие и рассудительность, чтобы они были жизнью истинной для души моей.

Господи, только тогда я пойду безопасно по пути своему, и нога моя не споткнётся. Отходя ко сну, я не буду бояться, и когда я усну, сон мой приятен будет.

Господи, с Тобою я не убоюсь внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придёт, потому что Ты, Господи, упование моё и сохранил ногу мою от уловления.

Господи, научи не отказывать благодеяний нуждающемуся, когда рука моя в силе сделать это.

Господи, не дай сказать другу ледяным голосом: пойди и приди опять, и завтра я дам, ибо я не знаю, что родит грядущий день.

Господи, не попусти, чтобы я замышлял зло против ближнего, когда он без опасения живёт со мною.

Господи, не попусти, чтобы я ссорился с человеком без причины, когда он не сделал мне никакого зла.

Господи, не попусти соревновать человеку, поступающему насильственно, и да не изберу ни одного из греховных путей его, и мерзость пред Господом развратный и только с праведными у Тебя общение.

Господи, проклятие Твое на домах нечестивых, а жилище благочестивых Ты благословляешь.

Господи, Ты посмеваешься кощунникам, а смиренным даёшь благодать.

Господи, Ты паки и паки приглашаешь меня внимать наставлениям Твоим, чтобы научиться разуму из Твоего доброго и спасительного учения, чтобы сердце моё сохраняло в себе слова Твои и хранило заповеди Твои и тем жило подлинной духовной жизнью, приобретало мудрость и разум, никогда не забывало и не уклонялось от слов из уст Божиих.

Господи, таинственным образом Ты внушаешь мне: «Не оставляй мудрости Моея, и она будет охранять тебя, люби её и она будет оберегать тебя, приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум, высоко цени её, и она возвысит тебя, она прославит тебя, если ты прилепишься к ней, возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец».

Господи, Ты обещаешь, что слова Твои умножат мне лета живота, что когда я пойду, не будет стеснён ход мой, и когда побегу – не споткнусь, только бы крепко держался наставлений Твоих, ибо в них – жизнь моя.

Господи, Ты вновь предупреждаешь меня, чтобы я не вступал на стезю нечестивых и не ходил путями злых, а уклонялся от них и проходил мимо, потому что они не заснут, если не сделают зла или не доведут кого до падения.

Господи, Ты говоришь сердцу моему: «Стезя праведных как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных – как тьма, и они не знают, обо что споткнутся».

Господи, Господи, Ты заповедуешь мне: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него – источник жизни. Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут твёрды. Не уклоняйся ни направо, ни налево, удали ногу твою от зла, потому что Я, Господь, наблюдаю пути правые, а левые – испорчены. Я же прямыми соделаю пути твои, и шествия твои в мире устрою».

Господи, о беззаконнике же Ты говоришь: «Его уловляют собственные беззакония, и в узах греха своего он содержится. Он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется».

Господи, Ты предупреждаешь меня от бездумного поручительства за ближнего, дабы я не опутал себя словами уст своих и не попался в руки ближнего своего, в котором нет страха Божия.

Господи, Ты предупреждаешь меня от порока лени и нерадения и отсылаешь к муравью и пчеле, чтобы с них я брал пример трудолюбия и не впал от праздности в бедность и нужду.

Господи, Ты предостерегаешь меня от коварства человеческого, от людей лукавых и нечестивых со лживыми устами и во всякое время сеющими раздоры.

Господи, Ты говоришь мне о семи грехах, которые особенно ненавидишь: глаза гордые; язык лживый; руки, проливающие кровь неповинную; сердца, кующие злые замыслы; ноги, быстро бегущие к злодейству; лжесвидетель, наговаривающий мысль и сеющий раздор между братьями.

Господи, да не впаду ни в один из них по милости Твоей.

Господи, Ты говоришь мне, что прелюбодеяние и блуд губят душу и ведут в преисподнюю – в самые внутренние жилища смерти.

Господи, дай услышать голос премудрости Твоея, вещания ея на местах возвышенных, при дороге и на распутьях, когда она взывает у ворот при входе в город и в дверях дома.

Она говорит: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда.

Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Господи, помоги <мне> изжить в себе перечисленные пороки и научи ненавидеть зло, гордость, высокомерие, злой путь и коварные уста. Всё это губит меня и приближает к смерти.

Господи, Ты любишь любящих Тебя и ждущие Тебя найдут Тебя. Ты доставляешь любящим Тебя существенное благо и наполняешь сокровищницу души их радостями и блаженством общения с Тобою – абсолютной красотой и совершенством.

Господи, Тебя имел Бог и Отец Твой началом пути Своего прежде всех созданий Своих, искони.

Господи, Ты, как Ѵпостасная Премудрость, от века помазана от начала прежде бытия Земли, то есть прежде всех век.

Ѵпостасная Премудрость Божия, Ты родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою;

Ты родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной.

Когда Он уготовлял небеса, Я была там.

Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,

Когда утверждал вверху облака, Когда укреплял источники бездны,

Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,

Когда полагал основания земли,

Тогда я была при Нём Художницей и была радостью всякий день,

Веселясь пред лицем Его во всё время,

Веселясь на земном кругу Его,

И радость моя была с сынами Человеческими.

Господи мой, Ѵпостасная Премудрость Божия, включи меня в число детей, которым Ты говоришь: «Итак, дети, послушайте Меня: блаженны те, которые хранят пути Мои! Блажен человек, который слушает Меня, бодрствуя каждый день у ворот Моих, и стоя на страже у дверей Моих! Потому что кто нашёл Меня, тот нашёл жизнь и получит Благодать от Господа, а согрешающий против Меня, наносит вред душе своей: все ненавидящие Меня любят смерть».

Господи, Ѵпостасная Премудрость Божия! Ты построила себе дом на семи столпах, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу.

Господи Боже, а ведь в этих словах речь идёт о Церкви Твоей, Которую Ты устроил для спасения людей, и о безкровной жертве Твоей, Которой она насыщает верных чад своих, собирая их со всех концов Земли через своих слуг-провозвѣстников, которые провозвѣщают с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда». «Идите, ѣшьте хлѣб мой и пѣйте вино, мною растворенное, оставьте неразумие и живите и ходите путем разума».

Господи, внуши сердцу и слуху моему воспринять в себя и усвоить наставления Твои, соделать их своими и жить в согласии с ними, а не собирать руками безплодие.

Господи, помоги из сокровищницы премудрости Твоей почерпнуть для себя самое необходимое, без знания чего я вовсе несостоятелен.

Господи, на примерах правѣдного и нечестивого Ты воспитываешь меня и говоришь: «Не доставляют пользы сокровища неправѣдные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе правѣдного, стяжание же нечестивых исторгнет»

Господи, лень – большой порок в очах Твоих, и слово Твое внушает мне: «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын безпутный».

Господи, на всём творении Твоем почивает благословение Твоё, и тем держится мір. И, однако, Ты особенно любишь благословлять правѣдников Своих: «Благословения – на голове правѣдника, уста же беззаконных заградит насилие. Память праведника пребудет благословенна, и имя нечестивых омерзит».

Господи, по слову Твоему, только «мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется». И ещё говорит мне слово Твое: «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно, а кто превращает пути свои, тот будет наказан.»

Господи, Ты говоришь мне: «Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи!»

Господи, всё учение Твоё в этой фразе, но Ты продолжаешь обогащать меня из сокровищницы слова Твоего: «В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель».

Господи, Ты говоришь мне, что «труды праведного к жизни, успех же нечестивого – ко греху». И это потому, Господи, что не почивает на нём благословение Твое.

Господи, Ты единый наставник наш, и посему «кто хранит наставления, тот на пути к жизни, а отвергающий обличение – блуждает» в умствованиях своих.

Господи, Ты призываешь меня к молчанию, потому что «при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен». Отборное серебро – язык правѣдного, сердце же нечестивых – ничтожество. Уста правѣдного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

Господи, «благословение Твое обогащает и печали с собою не приносит». И это я знаю доподлинно, мой Господи.

Господи, Ты говоришь в слове Твоём нечестивому: «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание правѣдников исполнится. Как проносится вихрь, так нет более нечестивого, а правѣдник – на вечном основании. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Ожидание правѣдников радость, а надежда нечестивых погибнет».

Господи, в слове Твоём я нахожу о правѣдном человеке такие слова: «Правѣдник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на Земле. Уста правѣдника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся. Уста правѣдного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращённое».

Господи, Ты говоришь мне: «Придёт гордость, придёт и посрамление, но со смиренными мудрость». Так, Господи, покидает Твоя небесная мудрость душу гордого человека, ибо же поместит её в таком непригодном сосуде, и привитает она со смиренными, обогащая их своими дарами.

Господи, кончина правѣдника заставляет скорбеть знавших его, ибо они лишаются живых наставлений из уст его, но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых, ибо их нечестие не может обитать в дому Божием.

Господи, непорочность прямодушных руководит ими, ибо она – дар Духа Твоего, а лукавство коварных губит прежде всего их самих, потому что они во власти лукавого.

Господи, и богатство не поможет в день гнева Твоего, ибо только правѣдность спасает от смерти.

Господи, правда непорочного уравнивает путь его, ибо это путь, угодный Тебе, а нечестивый падёт от нечестия своего, ибо нет благоволения Божия к пути его.

Господи, со смертью человека нечестивого исчезает надежда на его исправление, ибо после смерти нет покаяния, и только по молитвам Церкви, которая Своей любовью объемлет всех – и живых и усопших – можно иметь какие-то благие упования, а так Писание свидетельствует, что «ожидание беззаконных погибает».

Господи, Тобою правѣдник спасается от беды и грозившую ему участь разделяет нечестивый.

Господи, лицемер устами губит ближнего своего, но правѣдник Твой прозорливостью, от Тебя посылаемой, спасается.

Господи, только скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, а разумный человек молчит, ибо знает, как ошибочны могут быть суждения о ближнем своём.

Господи, переносчик утратил способность хранить тайну – молчание распирает его, а человек разумный молчит и таким образом таит дело.

Господи, в большинстве случаев зло причиняет себе, кто ручается за постороннего, а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.

Господи, пошли благонравную жену искреннему мужу, и пусть она приобретает ему славу.

Господи, избави от жены, ненавидящей правду, ибо это – верх безчестия.

Господи, человек милосердый благотворит душе своей. А жестокосердый разрушает плоть свою.

Господи, нечестивый делает дело ненадёжное в силу нечестия своего, а сеющему правду обезпечена награда верная.

Господи, только правѣдность ведёт к безконечной жизни, а стремящийся ко злу стремится к смерти своей.

Господи, мерзость пред Тобою коварные сердцем, и благоугодны Тебе непорочные в пути.

Господи, с абсолютной точностью можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным, а семя правѣдных спасётся.

Господи, желание правѣдных Твоих есть, по примеру благости Твоея, одно добро, а гнев Твой ожидает нераскаянных нечестивых.

Господи, этот сыплет щедро и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, однако же, беднеет; и это, потому, очевидно, что не в Бога богатеет.

Господи, Ты говоришь в слове Твоём, что благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет по милости Твоей.

Господи, кто стремится к добру, как Ты заповѣдал, тот ищет благоволения, а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

Господи, кто вопреки Твоему слову (стремится) надеется на богатство своё, тот упадёт и будет падение его великое, а правѣдники, как лист, будут зеленеть.

Господи, плод правѣдника возрастает в древе жизни, и мудрый привлекает к себе души.

Господи, Ты, (когда) по воле Твоей воздаёшь правѣдному Твоему ещё здесь, на Земле, тем более не останется без справѣдливого воздаяния нечестивый и грешник.

Господи, кто любит наставления Твои, тот любит знание, особенно сокровенное, а кто ненавидит обличение, тот невѣжда.

Господи, добрый человек приобретает благоволение в очах Твоих, а человека коварного ждёт Твой нелицеприятный суд.

Господи, не утвердит себя человек беззаконием, которое по слову Твоему, есть грех, корень же правѣдников неподвижен, потому что он утвержден в Тебе, в Котором нет не только греха, но и тени греха.

Господи, помышления правѣдных всегда имеют Тебя, – абсолютную Правѣдность и Святость, и потому они всегда – правда, а замыслы нечестивых – коварство, потому что в них нет памяти о Боге!

Господи, речи нечестивых, как засада для пролития крови, уста же правѣдных спасают в первую очередь их самих.

Господи, нечестие непрочно; коснись нечестивых несчастье – и нет их, а дом правѣдных стоит неколебимо.

Господи, и Ты хвалишь человека по мере разума его, а развращённый сердцем будет в презрении.

Господи, правѣдник любит всё творение Твое и печется о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Господи, нечестивый раскидывает сети зла, чтобы ловить добычу свою, но корень правѣдных твёрд. Они укоренились в Тебе, Господи.

Господи, нечестивый становится жертвой и добычей греховных уст своих, но праведник  выйдет из беды, потому что промысл Твой хранит его.

Господи, Ты устроил так, что человек насыщается добром от плода уст своих и получает воздаяние по делам рук своих.

Господи, в глазах глупого его путь представляется прямым, но мудр тот, кто слушается совѣта.

Господи, глупец опознается по моментальному гневу его, а благоразумный скрывает оскорбление.

Господи, иной пустослов уязвляет языком своим как мечом, а язык мудрых – врачует.

Господи, уста правѣдных пребывают вечно, а лживый язык – только на мгновение.

Господи, коварство обитает в сердце злоумышленников, радость же – у миротворцев.

Господи, правѣднику Твоему не приклонится никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

Господи, уста лживые – мерзость пред Тобою, а говорящие истину благоугодны Тебе, ибо вне Тебя нет истины.

Господи, без конца мудрость и глупость противостоят друг другу: человек разсудительный скрывает знание от кого надо скрывать, сердце же глупых высказывает глупость.

Господи, рука старательных и примерных будет во власти, а ленивая обрекает себя на неоплатную дань.

Господи, сердечная тоска подавляет человека, а доброе слово веселит его.

Господи, правѣдник указывает ближнему своему спасительный путь, а путь нечестивых вводит в заблуждение прежде всего их самих.

Господи, на пути правды Твоей жизнь и на стезе ея нет смерти.

Господи, очередное противопоставление нахожу в книге Твоей: мудрый сын слушает наставление отца, а блудный не слушает обличения.

Господи, от плода уст своих, если они являются Твоими устами, человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.

Господи, положи хранение устом моим и я сберегу душу свою, а кто широко раскрывает рот свой, тому беда.

Господи, душа ленивого, хотя и желает насыщения, но тщетно, душа же прилежных насытится.

Господи, правѣдник ненавидит ложные слова, потому что отец лжи – диавол, а нечестивый срамит и безчестит себя.

Господи, правда Твоя хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

Господи, свет правѣдных весело горит, и причина того – их непорочная жизнь, светильник же нечестивых угасает.

Господи, души коварные блуждают в грехах, а правѣдники сострадают и милуют, подражая человеколюбию Божию.

Господи, от высокомерия происходит раздор, ибо такой человек слышит только самого себя, а у советующихся – мудрость.

Господи, долго не сбывающаяся надежда томит сердце, а в Боге исполнившееся желание – как древо жизни.

Господи, кто пренебрегает Твоим словом, тот причиняет вред себе, а кто боится заповѣди, тому воздаётся.

Господи, у сына лукавого нет ничего доброго, потому что лукавство губит все проявления добра, а у разумного раба дела благоуспешны и путь его прямой.

Господи, учение мудрого Твоей мудростью – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Господи, добрый разум доставляет приятность, ибо источник его – в Тебе, путь же беззаконных жесток, потому что в нём нет милосердия.

Господи, кто отвергает учение Твоё, того ждут нищета и посрамление, а кто соблюдает наставления Твои, будет в чести.

Господи, кто общается с людьми, богатыми мудростью Твоей, тот и сам станет мудр, а кто дружит с глупыми, тот развратится.

Господи, грешников преследует зло, а правѣдникам Твоим воздаётся добром.

Господи, правѣдник вкушает до сытости, потому что Ты – насыщение его, а чрево беззаконных терпит лишение, потому что вне Тебя нет подлинного насыщения.

Господи, о мудрой жене Ты сказал, что она устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

Господи, идущий прямым путём, боится Господа, но тот, чьи пути кривы, небрежет о нём.

Господи, в устах глупого что ни слово, то бич гордости, уста же мудрых охраняют их.

Господи, Ты – вѣрный Свидетель, Который никогда не лжёт, а свидѣтель ложный наговорит много лжи.

Господи, распутный ищет мудрости и не находит, потому что она несовместима с распутством его, а для разумного знание легко.

Господи, Ты повелеваешь отойти от человека глупого, у которого нет разумных уст.

Господи, Ты указываешь, в чём заключается мудрость разумного. Она – в знании им спасительного пути своего, в то время как глупость безрассудных заключается в заблуждении.

Господи, глупость людей глупых состоит в том, что они смеются над грехом, а посреди правѣдных не смѣх безрассудный, а благоволение.

Господи, Ты дал сердцу человѣческому знать горе души своей, но и в радость сердечную не вмѣшается чужой.

Господи, дом беззаконных разорится, потому что не на Тебе построен, а жилище правѣдных процветёт, потому что основано на Христе – камени краеугольном.

Господи, есть пути, которые кажутся человеку прямыми по духовной близорукости его, но конец их – путь к смерти.

Господи, всё здесь непрочно; так что и при смѣхѣ иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Господи, человек с развращённым сердцем насытится от путей своих, но это не есть подлинное насыщение, а скорее – глад и опустошение, а добрый насытится от своих, ибо питатель его – Бог.

Господи, глупый верит всякому слову, какое слышит, благоразумный же внимателен к путям своим, как Божиим словам.

Господи, мудрый боится и отдаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

Господи, вспыльчивый может сделать глупость, но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

Господи, невѣжда получает в удѣл себе глупость, а вѣнец благоразумных – знание Тебя и всего, что от Тебя, как полноты истины и вѣдѣнія, исходит.

Господи, преклонятся злые пред добрыми – у ворот правѣдников, а вѣдь в собственном смысле, правѣдником являешься Ты един, как сказал об этом пророк Твой Исаия, и у врат Церкви Твоей преклонятся всѣ злые и нечестивые.

Господи, бедный ненавидим бывает даже близким своим – а ведь именно бедным Ты дал дар быть богатыми верой – а у богатого много друзей, часто льстивых.

Господи, Ты говоришь в Слове Твоем: «Кто презирает ближнего своего, тот грешит, а кто милосерд к бедным, тот блажен».

Господи, не заблуждаются ли умышляющие зло? Конечно же, заблуждаются, ибо не знают милости и верности как злодеи, но милость и вѣрность обрѣтаются у благомыслящих.

Господи, от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб, особенно духовный.

Господи, верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. Помоги избежать таковых.

Господи, в страхе пред Тобою – надежда твёрдая, и сынам Своим Ты прибежище.

Господи, страх Твой – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Господи, у терпеливого человека много разума, ибо он знает Твой закон: в терпении вашем стяжите души ваши – а раздражительный выказывает глупость.

Господи, кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Господи, Ты сказал, что бедные всегда будут посреди Земли Твоей, и потому кто теснит бедного, тот хулит Творца его, чтущий же Бога благотворит нуждающимися.

Господи, за зло своё нечестивый будет отвергнут от лица Твоего, а правѣдный и при смерти своей имеет надежду.

Господи, мудрость Твоя обитает в сердце разумного, но и среди глупых даёт знать о себе.

Господи, гнев губит и разумных, а кроткий ответ отвращает гнев, а вот оскорбительное слово возбуждает ярость.

Господи, на всяком месте очи Твои: они видят злых и добрых.

Господи, кроткий язык – древо жизни, а необязательный – сокрушение духа.

Господи, в обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из Земли.

Господи, жертва нечестивых – мерзость пред Тобою, а молитва правѣдных благоугодна Тебе.

Господи, путь нечестивых – мерзость пред Тобою, а идущего путём правды Ты любишь.

Господи, преисподняя и Авадон открыты пред Тобою, тем более сердце сынов человеческих.

Господи, не любит распутный обличающих его, потому к мудрым не пойдёт.

Господи, все дни несчастного опечалены, а у кого сердце весело, у того всегда пир.

Господи, лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нём тревога.

Господи, лучше блюдо зелени и при нём любовь, нежели откормленный телец и при нём ненависть.

Господи, вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

Господи, радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя.

Господи, путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу, а ведь это в Литургии звучит как «Горе имѣимъ сердца».

Господи, помышления злых – мерзость пред Тобою, потому что в них нет места для Тебя, слова же непорочных людей угодны Тебе, потому что они питаются Тобой и Ты – в них.

Господи, сердце людей правѣдных не отвечает без обдумывания и совета с Тобой, уста же нечестивых изрыгают зло, потому что у них и в мысли нет обратиться к Тебе за помощью.

Господи, Тебе приятны пути правѣдных, поскольку Ты Сам, как Путь, управляешь ими, и через это враги становятся друзьями – так велико их влияние.

Господь не местом, а присутствием далёк от нечестивых, а молитву правѣдных Он всегда слышит.

Господи, Ты желаешь и устраиваешь так, что человек, внимательный к учению жизни, пребывает между мудрыми.

Господи, отвергающий наставление не радеет о своей душе, кто же внемлет обличению, тот приобретает разум.

Господи, Твой страх научает мудрости, а не страх вообще, и славу предваряет смирение.

Господи, хотя человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа будет ответ языка.

Господи, все пути человека, как правило, кажутся ему чистыми, но один Господь взвешивает души и даёт оценку их.

Господи, мудрец советует: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся».

Господи, мерзость пред Тобою всякий надменный сердцем, и можно поручиться, что он не останется без наказания.

Господи, начало доброго пути, то есть богоугодной жизни – делать правду, и это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы.

Господи, ищущие Тебя найдут знание с правдой, то есть спасительное знание, и истинно ищущие Тебя обрящут в себе Твой мир.

Господи, милосердием и справедливостью очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

Господи, когда угодны Тебе пути человека, Ты и врагов его примиряешь с ним.

Господи, сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Господи, путь праведных Твоих – уклонение от зла, и тот бережёт душу свою, кто хранит путь свой по заповеди Твоей.

Господи, погибели предшествует гордость, а падению – надменность.

Господи, лучше смиряться духом с кроткими, нежели делить добычу с гордыми.

Господи, кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Тебя, тот блажен.

Господи, сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Господи, приятная речь, что сотовый мёд, сладко для души и целебно для костей, поскольку предмет ея – Ты, Сладчайший Иисусе.

Господи, человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Избави мя от лукавства его.

Господи, человек коварный сеет раздор и наушник разлучает друзей. Избави мя от сих.

Господи, седина тогда венец славы, когда находится на пути правды Твоея.

Господи, долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою – лучше завоевателя города.

Господи, в полу бросается жребий, но всё решение его – от Господа.

Господи, плавильня для серебра и горнило – для золота, а сердца человеческие испытываешь Ты, Господи, как вѣдающий мысли и изгибы сердечные.

Господи, Ты сказал в слове Твоём, что нищие всегда будут среди народа Твоего, и потому, кто ругается над нищим, тот хулит Творца его, и кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным, а милосердный помилован будет.

Господи, прикрывающий поступок ближнего своего, ищет любви, а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга.

Господи, на разумного человека сильнее действует выговор, нежели на глупого – сто ударов.

Господи, возмутитель ищет только зла и потому жестокий ангел будет послан против него.

Господи, кто за добро воздаёт злом, от дома того не отойдёт зло. Господи, умягчи моё сердце и через слёзы раствори мои злые умыслы.

Господи, начало ссоры, как прорыв воды, и Ты повелеваешь мне оставить ссору прежде, нежели разгорелась она.

Господи, мерзки в очах Твоих, кто оправдывает нечестивого и обвиняет правѣдного.

Господи, истинный друг любит во всякое время и, как брат, является во время несчастья, и только малоумный даёт руку и ручается за ближнего своего.

Господи, кто любит ссоры, тот любит грех, и высоко поднятые ворота свидетельствуют о хозяине их, что он ищет падения и умножает завистников.

Господи, коварное сердце не найдёт добра и лукавый язык попадёт в беду, потому что уловлен будет лукавством Твоим.

Господи, рождение глупого на горе родившему, и отец глупого не порадуется.

Господи, весёлое сердце благочестивого благотворно как врачество, а унылый дух сушит кости.

Господи, нечестивый, чтобы извратить пути правосудия, тайно берёт подарок из<-за> пазухи.

Господи, глупый сын – досада отцу своему и огорчение постоянное для матери своей.

Господи, разумный человек воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен; награди меня сими дарами, Господи.

Господи, молчание глупцов можно счесть за мудрость – так велик и цѣнен в очах Твоих дар молчания.

Господи, человек своенравный всегда ищет прихоти своей и живёт по прихоти, и возстаёт против всего умного. Не попусти, Господи, встретить на жизненном пути такого человека.

Господи, глупый человек стремится везде выказывать свой убогий ум, а подлинного знания он не любит.

Господи, когда приходит нечестивый, с ним приходит и презрение, и за безславием спешит поношение.

Господи, слова уст человеческих – глубокие волы и невозможно постигнуть их, ибо никто не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём, а источник мудрости сравнивается со струящимся потоком.

Господи, Ты не одобряешь лицеприятия к нечистому, чтобы ниспровергнуть правѣдного на суде.

Господи, имя Твое как крепкая башня: убегает в неё правѣдник и безопасен.

Господи, Ты даёшь заметить, что перед падением возносится сердце человека, а смирение идёт впереди славы.

Господи, дай мне сердце разумное, чтобы я приобрёл знание, и ухо мудрых для поиска его.

Господи, от плода уст человека наполняется чрево его, и произведением уст своих он насыщается. Господи, корми меня от слова Твоего.

Господи, смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят.

Господи, всѣ, за редким исключением, опытно знают, что вино глумливо и сикера – буйна и, однако, сколько людей неразумно увлекаются ими и губят в стакане всѣ свои духовные дарования.

Господи, если земной царь во гневе своём уподобляется ревущему льву, и кто раздражает его, тот грешит против себя самого, то что сказать о справедливом гневе Божием? Кто может устоять против него, аще не Ты Сам помилуешь нас?

Господи, честь для человека – отстать от ссоры и этим погасить злобу, и только глупец задорен и не желает понимать сего.

Господи, ленивец зимой не пашет и посему летом у него на ниве нет ничего.

Господи, помыслы в сердце человека – глубокие воды, но если он разумный, то вычерпывает их.

Господи, многие хвалят человека за милосердие, но правѣдного человека найти практически невозможно.

Господи, истинный правѣдник ходит в своей непорочности пред Тобою и только поэтому блаженны дети его после него.

Господи, кто из людей может сказать: «Я очистил сердце своё и чист от греха своего»? – Ты один.

Господи, неодинаковые весы и неодинаковая мера – то и другое – мерзость пред Тобою.

Господи, можно узнать даже отрока по занятиям его и судить, чисто ли и правильно ли будет поведение его.

Господи, моё слышащее ухо и мой видящий глаз созданы Тобою – Всеблагим Творцом.

Господи, сказано мудрецом Твоим: «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб».

Господи, и при золоте и многом жемчуге подлинной драгоценной утварью являются уста разумные.

Господи, истинную правду говорит Твой мудрец: «Сладок для человека хлеб, приобретённый неправдою, но после рот его наполнится дресвою».

Господи, предприятия получают твёрдость через совѣщание, и только после совѣта можно вести войну.

Господи, Ты предупреждаешь меня через богодуховенного мудреца Твоего: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Притч. 20:19).

Господи, углубляя понимание пятой заповѣди, Ты говоришь: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы».

Господи, предупреждая от пристрастия к богатству, Ты говоришь: «Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии».

Господи, Ты запрещаешь месть и учишь: «Не говори: я отплачу за зло; предоставь Господу, и Он сохранит тебя».

Господи, мерзость пред Тобою – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро. Напротив, в слове Твоём сказано: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетённою и переполненною отсылают вам в лоно ваше; ибо какой мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38).

Господи, не может человек узнать путь свой, но от Тебя направляются шаги человека.

Господи, Ты говоришь: «Сеть для человека – поспешно давать обет и после обета обдумывать».

Господи, светильником в нас является наш дух, испытывающий всѣ глубины сердца, и, однако, только Ты можешь просветить тьму мою.

Господи, слава юношей – в силе их, а украшением старых людей является их седина.

Господи, промыслом Твоим и раны от побоев становятся врачевством против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева для строптивых, красноречивее слова.

Господи, всякий путь человека прям в глазах его, но только Ты, как Сердцевѣдѣцъ, взвешиваешь сердца.

Господи, для Тебя соблюдение человеком правды и правосудия более угодно, чем жертва.

Господи, гордость очей и надменность сердец присущи нечестивым, и это – великий грех в очах Твоих.

Господи, трудолюбивый и прилежный человек думает об изобилии, и это вполне законные помышления, а торопливый, но не терпеливый, терпит лишение.

Господи, приобретение сокровищ лживым языком равносильно мимолётному дуновению ищущих смерти.

Господи, насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

Господи, превратен путь человека развращенного, а кто чист, того действия прямые.

Господи, душа нечестивого желает зла и живёт во зле, так что в глазах его не найдёт милости и друг его.

Господи, из-за наказания кощунника простой человек извлекает правду – он становится мудрым, а когда вразумляется сам мудрый, он приобретает знание.

Господи, кто затыкает ухо своё от вопля детского, тот и сам будет вопить – и не будет услышан.

Ос. 3:5: Господи, научи меня благоговеть пред Тобою и пред благостию Твоей.

Ос. 4:6: Господи, не истреби нас за недостаток вѣдѣнія, и не скажи слов христианскому роду, какие Ты сказал в древности своему народу: «Так как ты отверг вѣдѣніе, то и я отвергну тебя от священнодействия предо Мною, и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих».

Ос. 5:4: Господи, дела мои не допускают меня обратиться к Богу моему, ибо дух блуда внутри меня, и Господа я не познал.

Ос. 5:15: Господи, Ты говоришь мне: пойду, возвращусь в Моё место, доколе я не признаю себя виновным пред Тобою и не взыщу лица Твоего.

Ос. 6:1–3: Господи, в скорби своей я с раннего утра буду искать Тебя и говорить: пойду и возвращусь к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит меня, поразил – и перевяжет мои раны... Итак, познбем, будет стремиться познать Господа: как утренняя заря явление Его, и Он придёт к нам, как Дождь, как поздний дождь оросит землю.

Ос. 10:2: Господи, исцели разделение сердца моего.

Ос. 10:12: Господи, Ты говоришь народу Твоему: «Сейте себе в правду, – и пожнёте в милость. Распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придёт, пролил на вас правду.

Ос. 8:5: Господи, Ты ежедневно спрашиваешь меня: доколе не можешь ты очиститься?

Ос. 8:8: Господи, да не стану в очах Твоих негодным сосудом.

Ос. 1:2: Господи, Ты чрез поступки, имена и названия часто указываешь на их промыслительное значение. Так своему пророку Ты велишь взять в жёны блудницу, в знамение того, что «сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа».

Ос. 1:4–6: Господи, пророк послушался Тебя, и родившемуся сыну, по Твоему повелению, дал имя Изреель, в знак того, что Ты вскоре взыщешь кровь Изрееля с дома Ииуева и положишь конец царству дома Израилева и сокрушишь лук Израилев в долине Изреель.

Ос. 1:6–7: Господи, продолжая открывать пророку волю Свою, Ты велишь ему назвать родившуюся дочь именем Лорухама, что значит Непомилованная, в знак того, что Ты уже не будешь более миловать дом Израилев, чтобы прощать ему, но милость Свою и спасение изольёшь на дом Иудин, и оно придёт не чрез воинскую силу – «спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками – а единственно по милосердию Твоему.

Ос. 1:8–9: Господи, второго сына пророка от жены-блудницы Ты повелел назвать «Лоамми» и объяснил, что это значит – «потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом». Какие страшные слова – услышать из уст Божиих, что Он за грехи наши лишает нас сыновства.

Ос. 1:10–11: Господи, милость Твоя не знает границ. Только что сказав об отвержении народа за его невѣрность, Ты Промыслом Своим благим и спасительным определяешь его возстановление и обращение к Тебе: «Но будет число сынов Израилевых, как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «Вы не Мой народ», будут говорить им: «Вы сыны Бога живаго». Господи, всё возможно у Тебя: кара и возстановление, кара и помилование.

Радуйся, Землé ненасéянная,

Радуйся, Купино неопалимая,

Радуйся, Глубино неудобозримая,

Радуйся, Мосте к небесем преводяй и Лествице высокая, юже Иаков виде,

Радуйся, Божественная Стамно манны,

Радуйся, Разрешение клятвы,

Радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь,

Радуйся, Нетленная Отроковице,

Радуйся, Село пространное, и место священия, херувимы превосходящая,

Радуйся, Родившая Безплотнаго, плоть от Тебе заимствовавшаго, яко да возведет человека в первое достояние, Радуйся, Заченшая Сына, Адама древнейшаго и Творца веков,

Радуйся, Заченшая во чреве Своем Тобою вместимаго, невместимаго же всеми,

Радуйся, Родившая Того, Кто возсиял от Отца прежде денницы,

Радуйся, Неневестная Мати и Неискусобрачная,

Радуйся, Христова Книга одушевленная, Запечатленная Духом Святым,

Радуйся, Радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится,

Радуйся, Адамово исправление и адово умерщвление, Радуйся, Палато всех Царя,

Радуйся, Престоле огненный Вседержителя,

Радуйся, Цвете неувядаемый,

Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное,

Радуйся, Рождшая благоухание – Единаго Царя,

Радуйся, Неискусобрачная – Мірови спасение,

Радуйся, Чистоты сокровище,

Радуйся, егоже от падения нашего возстахом,

Радуйся, сладкоуханный Крине, Владычице, вѣрным благоухаяй,

Радуйся, Кадило благовонное и Мѵро многоценное,

Радуйся, Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве,

Радуйся, одушевленная Трапезо, Хлеб животный вместившая, Радуйся, живительный воды Источниче неистощаемый, Радуйся, Юница, Юнца рождшая непрочнаго верным, Радуйся, Агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющаго міра всего прегрешения.

Радуйся, Теплое Очистилище,

Радуйся, Утро светлейшее,

Радуйся, едина носящая Солнце – Христа,

Радуйся, Света Жилище,

Радуйся, тьму разрушившая, и мрачныя бѣсы отнюдь отгнавшая,

Радуйся, Двере едина, Еюже Слово пройде едино,

Радуйся, двери и врата адова Рождеством Твоим сокрушившая,

Радуйся, Богоневесто, – божественный Входе спасаемых, Радуйся, Всепетая Дево, непрестанно воспетая во гласех пений,

Радуйся, Тучная Горо и успренная Духом Святым,

Радуйся, Свѣщниче и Сосуде, носящая манну и услаждающая всех благочестивых чувства,

Радуйся, Пречистая Владычице – Очистилище міру, Радуйся, Лествице, от Земли всех возвысившая благодатию, Радуйся, Мосте, воистину преводяй всех поющих Тя от смерти к жизни,

Радуйся, Небес превышшая,

Радуйся, Пречистая, безболезненно носившая во чреве Своем Основателя міра,

Радуйся, Владычице, родившая истиннаго Законодавца, очищающего туне беззакония всех,

Радуйся, недовѣдомая Глубина и неизреченная Высота, браконеискусная, Еюже мы обожихомся,

Радуйся, исплетшая мірови нерукоплетенный Венец – Христа,

Радуйся, Хранилище всех и Ограждение, и священное Прибежище, <...>53

 

Господи, слово Твое на противопоставлениях зиждется. Так мудрости противостоит глупость; неправѣдным сокровищам, которые не доставляют пользы – правда, избавляющая от смерти; ленивой руке, приводящей к бедности – рука прилежных, дающая им довольство; сыну разумному противостоит сын безпутный; благословениям над головой правѣдника противоречат уста беззаконных, с исходящим из них насилием; памяти правѣдных перечит омерзительное имя нечестивых; мудрому сердцем, принимающему заповеди Божии и ходящему в непорочности, противостоит человек, превращающий пути свои и собирающий на главу свою наказание; в устах правѣдника – источник жизни, чего нет в устах нечестивых; ненависти, возбуждающей раздоры, противопоставлена любовь, покрывающая все грехи; мудрые сберегают знание – в устах же глупых – близкая погибель; труды правѣдного – к жизни, успех же нечестивого ко греху; хранящий наставление находится на пути к жизни, а отвергающий спасительное обличение, – блуждает; при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен; отборное серебро язык правѣдного, сердце же нечестивых – полное ничтожество; уста правѣдного человека пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

Господи, благословение Твое обогащает и печали с собою не приносит.

Ос. 8:9: Господи, да не стану в очах Твоих, как дикий осёл, одиноко бродящий.

Ос. 8:11: Господи, Ты написал для меня важные Законы Твои, но они сочтены мною как бы чужие.

<На этом записи рукописи обрываются – Ред>

«По учению свт. Гр<игория> Пал<амы> о различии Сущности и Энергии Бога между Сущностью и сущностной Энергией Бога имеется “Богодостойное различие”. Сущность существует Сама по Себе, а энергия – нет. Сущность – причина Энергии. Сущность не допускает причастности к Себе, а энергия допускает. Причастность к Богу – это приобщение к Его Энергии. Энергия есть “нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящие” от Божией Сущности. Бог пребывает в Своей неприступной Сущности и, одновременно, всецело Себя сообщает в Своей благодати. Божественная энергия – Сам Бог»54.

МОЛИТВЫ55

Господи, Боже Саваоф,

Отец наш небесный,

Господи Боже, Иисусе Христе,

Сыне Единородный, Отчий,

Господи Боже, Душе Всесвятый,

От Отца исходяй и на Сыне почиваяй,

Троице Единосущная и Нераздельная,

Боже наш, Трисветлая Единице,

Богородицею помилуй нас.

С вышних призирая,

Убогая приемля,

Посети ны, озлобленныя грехми,

Владыко всемилостиве,

Молитвами Богородицы даруй Душам нашим велию милость.

Радуйся, Дщи Отца Небеснаго.

Радуйся, Мати Сына Божия.

Радуйся, Невесто Святаго Духа.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево.

Радуйся, Благодатная Марие,

Сокровище Таинственное Пресвятыя Троицы,

Радуйся, яко величит душа Твоя Господа.

Радуйся, яко возрадовася Дух Твой о Бозе,

Спасе Твоем.

Радуйся, яко Той призрé на смирение рабы Своея. Радуйся, яко отныне ублажат Тя вси роди.

Радуйся, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим,

Радуйся, без нетления Бога Слова родшая.

Радуйся, Сущая Богородице.

Радуйся, Всенепорочная Отроковице.

Радуйся, Невесто вечно девственная.

Радуйся, раю, посреде имеяй Древо Жизни – Господа.

Радуйся, Лествице Небесная, юже Иаков виде.

Радуйся, Жезле Ааронов процветший,

Радуйся, Руно Гедеоново, орошенное Духом Святым.

Радуйся, Купино Неопалимая,

В Ней же обитает Слово Отчее.

Радуйся, Храме одушевленный,

Из Нея же произниче Желаемый всеми народами.

Радуйся, Колеснице Солнца Умнаго,

Радуйся, сокровенная Жена,

Семя Которой сотрет главу змия.

Радуйся, Дщи Давидова,

Давшая міру Примирителя из колена Иудина

Радуйся, Горо несекомая,

От Нея же отсечеся Камень нерукосечный – Христос,

Радуйся, на веки прославленная Евангельскою женою словами:

Обращенными к Сыну Твоему:

«Блаженно Чрево, носившее Тя,

И сосцы, Тебя питавшие»,

Радуйся, Нечаянную Радость верным дарующая.

 

Спаси , Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,

Победы православным христианом

 На сопротивныя даруя,

И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Небесных Воинств Архистратизи,

Молим вас присно мы недостойнии,

Да Вашими молитвами оградите нас

Кровом крил невещественныя Вашея славы,

Сохраняющее ны припадающия

Прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы

Вышних сил

Архистратиги Божии, служителие

Божественный славы,

Ангелов начальницы

И человеков наставницы,

Полезная нам просите

И велия милости, яко безплотных Архистратизи.  

Святый Архистратиже Михаиле,

Грозный Воеводо сил Небесных, моли Бога о нас.

Св. Архангеле Гаврииле, моли Бога о нас,

Св. Архангеле Урииле, моли Бога о нас,

Св. Архангеле Рафаиле, моли Бога о нас,

Св. Архангеле Салафииле, моли Бога о нас,

Св. Архангеле Иегудииле, моли Бога о нас,

Св. Архангеле Иеремииле, моли Бога о нас,

Св. Архангеле Варахииле, моли Бога о нас.

 --------------------------------

Молите Бога о нас святии Ангели, Архангели,

Начáла, Власти, Престол и, Силы,

Господствия, шестокрилатии Серафими,

Многоочитии Херувими и вси Духи,

Не именуемыя в веце сем,

Яко мы усердно к Вам прибегаем,

Скорым помощникам и молитвенникам

О душах наших.

 

Ангеле Божий, Хранителю мой святый,

Живот мой соблюди во страсе Христа Бога,

Ум мой утверди во истиннем пути,

И к любви горней уязви душу мою,

Да тобою направляем, получу от Христа Бога Велию милость.

Апостоли, мученицы и пророцы,

Святителие, преподобнии и праведнии,

Добре подвиг совершившия

И веру соблюдишия,

Владыку всех молите,

Мир Вселенней даровати,

И душам нашим велию милость.

 

Вси святии земли нашея, молите Бога о нас.

 

Господи, просвети тьму мою.

Господи, умножь во мне веру.

Господи, во гневе Твоем вспомни о милости.

Господи, не посецы мене, яко бесплодную смоковницу,

Праведным судом Твоим.

Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Господи, даждь ми умереть христианскою кончиною.

Господи, не отвержи мене от Лица Твоего,

И Духа Твоего Святаго не отыми от Мене.

Господи, Духом Твоим Святым

Научи нас любить врагов наших

И слезно молитися за них,

Господи, не остави мене на страшном суде Твоем,

Не лиши Царствия Твоего Небеснаго,

Господи, спаси меня и всех,

Служащих Пресвятому Имени Твоему

И поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему.

Господи, как Ты желаешь,

И как Ты Сам знаешь, спаси мя.

Господи, отверзи мой ум

К уразумению слова Твоего,

Господи, освяти мя словом Писания Твоего,

Господи, вложи слова Твои в уста мои

И научи мя, что мне говорить,

Господи, будь стражем при устах моих,

Господи, яви мне безвестная и тайная премудрости Твоея,

Господи, напои мя от потока благодати,

Истекающего от Престола Твоего

Господи, пребуди со мною во всякое время на всяком месте.

Святая великомученица Варвара,

Буди со мною в час смерти моея.

Господи, не лиши мене памяти,

Господи, не лиши мене разума,

Господи, не лиши мене Твоего Благого и

Спасительного промысла.

Господи, не возгнушайся мною

Как не потребным сосудом Твоим.

Господи, дай мне сказать нечто спасительное людем Твоим.

Упование мое – Отец,

Прибежище мое – Сын,

Покров мой –Дух Святый,

Троице Святая, Слава Тебе.

Сладчайшая Мати, Пресвятая Богородице,

Научи мя любити Сына Твоего и Бога моего.

Пресвятая Богородице, помогай нам,

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя,

И елика в житии согрешиша, прости,

Никто же бо безгрешен, токмо Ты,

Могий и преставленным дати покой.

Господи, во Царствии Твоем, идеже

Присещает свет Лица Твоего,

Вчини души раб Твоих,

Всех от века усопших православных –

Праотец, отец, братий и сестер

Наших, вождей и воинов на поле Брани убиенных,

Сродников и знаемых моих по плоти,

Иже имена Ты Сам, Господи, веси,

А нас живых, в памяти моей содержимых,

Приведи в Царствие Твое Небесное и Пренебесное.

От Матфея Святаго Евангелия чтение:

Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Вся Мне предана суть Отцем Моим: и никто же знает Сына,

токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и Ему

же аще волит Сын открыти. Приидите ко Мне вси

труждающиися и обремененнии, И Аз упокою вы.

Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко

кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам

вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11:27–30) .

К Филиппийцам Послание святого Апостола Павла чтение:

Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:

иже во образе Божии сый, не восхищением непщева

быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в

подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже

человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти,

смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и

дарова Ему Имя, еже паче всякаго имени: да о Имени

Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных  и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь

Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:5–11).

Окончание:

Достойно есть. Слава и ныне.

Господи, помилуй (трижды).

Благослови:

Христос истинный Бог наш,

молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и

Приснодевы Марии,

Силою Честнаго и Животворящего Креста,

Предстательством честных Небесных сил безплотных,

Святых и праведных Богоотец

Иоакима и Анны и всех святых

Твоих, помилуй и спаси нас,

Яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Да Воскреснет Бог....

* * *

52

Записная книжка Игоря Цезаревича представляет собою тетрадку, исписанную его рукой и включает в себя молитвенные размышления автора над текстами Священного Писания, а также молитвы, составленные им. Подзаголовки “Молитвенные размышления”, “Молитвы” даны условно Редактором для удобства изложения. В самой же книжке нет никаких заголовков – Ред.

53

На этих словах рукопись Песнословия обрывается – Ред.

54

Эта запись сделана на маленьком листочке бумаги рукою Игоря Цезаревича – Ред.

55

В личном архиве Игоря Цезаревича хранится несколько листков А4 формата, на которых его рукой начертаны приведённые здесь молитвы. Некоторые из них составлены им самим, а некоторые извлечены из различных Богослужебных чинопоследований – Ред.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle