священник Александр Союзов

Четвероевангелие. Синопсис

Содержание

Введение

Четвероевангелие Смысл выражений: «Евангелие от Матфея», «От Марка», «От Луки», «От Иоанна» Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию Характер и особенности каждого из четырех Евангелий Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна Словарь А Б В Г Д Е Ж 3 И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Я Меры веса и длины Денежные единицы События до начала служения Господа нашего Иисуса Христа События до Крещения Господня и Его искушения в пустыне 1. Пролог 2. Родословие Господа Иисуса Христа 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи 4. Благовещение Пресвятой Богородицы 5. Мария в доме Елисаветы 6. Рождество Иоанна Предтечи 7. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении 8. Рождество Господа Иисуса Христа 9. Поклонение пастырей 10. Обрезание и наречение имени Иисус 11. Сретение Господа в храме 12. Поклонение волхвов 13. Бегство в Египет; избиение младенцев 14. Возвращение из Египта, поселение в Назарете. Отрок Иисус в храме 15. Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе 16. Крещение Господне 17. Искушение Иисуса Христа в пустыне Дела Господа Иисуса Христа в Иудее после искушения Его в пустыне до первой Пасхи 18. Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе 19. Первые ученики Господа Дела Господа Иисуса Христа в Галилее по возвращении из Иудеи 20. Чудо в Кане Галилейской; посещение Капернаума Служение Господа Иисуса Христа от первой пасхи до второй События в Иудее 21. Изгнание торгующих из храма. Свидетельство Иисуса Христа о Своем Богосыновстве 22. Беседа Иисуса Христа с Никодимом 23. Иисус с учениками в Иудее; последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе перед учениками 24. Заключение Иоанна Предтечи в темницу События по пути из Иудеи в Галилею 25. Возвращение в Галилею 26. Беседа с самарянкой Служение Господа Иисуса Христа в Галилее 27. Приход Иисуса Христа в Кану Галилейскую; исцеление сына капернаумского царедворца 28. Начало Евангельской проповеди 29. Проповедь Господа Иисуса Христа в назаретской синагоге 30. Поселение и проповедь в Капернауме 31. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 32. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге 33. Исцеление тещи Симона Петра 34. Исцеление многих больных 35. Благовестие в Галилее 36. Исцеление прокаженного 37. Исцеление расслабленного в Капернауме 38. Призвание Левия-Матфея к апостольству 39. Ответ ученикам Иоанна о посте Служение Господа Иисуса Христа от второй пасхи до третьей События в Иудее 40. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей купели 41. Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве Проповедь и чудеса Господа Иисуса Христа в Галилее 42. О значении субботы; срывание колосьев 43. Исцеление сухорукого в субботу 44. Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу 45. Избрание 12-ти Апостолов 46. Нагорная проповедь 47. Проповедь на месте равнем 48. Исцеление слуги капернаумского сотника 49. Воскрешение сына вдовы в Наине 50. Свидетельство Господа Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками 51. Призыв труждающихся и обремененных 52. Прощение грешницы в доме фарисея Симона 53. Исцеление бесноватого глухонемого слепца 54. Изобличение хулы на Духа Святого 55. Ответ Господа искавшим от Него знамения 56. О внутреннем свете 57. Похвала слушающим слово Божие 58. Изобличение внешней праведности 59. Учение о Царствии Божием в притчах 60. О последовании за Иисусом 61. Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую страну 62. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране 63. Исцеление кровоточивой больной и воскрешение дочери Иаира 64. Исцеление двух слепцов 65. Исцеление бесноватого немого 66. Проповедь в назаретской синагоге 67. Проповедь в окрестных городах и селениях 68. Наставления 12-ти при послании их на проповедь 69. Смерть Иоанна Крестителя 70. Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода 71. Возвращение 12-ти с проповеди 72. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами 73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде 74. Исцеление больных в Геннисаретской стране 75. Беседа Господа Иисуса Христа о небесном хлебе События от третьей пасхи до четвертой – пасхи страданий 76. Обличение иудеев в лицемерном исполнении закона 77. Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери хананеянки 78. Исцеление глухонемого 79. Исцеление множества народа у Геннисаретского озера 80. Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами 81. Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям, просившим знамения с неба 82. Предостережение ученикам от закваски фарисейской 83. Исцеление слепого в Вифсаиде 84. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой 85. Первое предсказание Иисуса Христа 86. Преображение Господне 87. Второе предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях 88. Исцеление бесноватого лунатика 89. Третье предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях 90. Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа о подати на храм 91. Наставление о смирении 92. Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце 93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце Господь Иисус Христос в Галилее перед праздником Кущей 94. Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим 95. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим 96. Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев 97. Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним 98. Послание 70-ти на проповедь; укор городам, не принявшим проповеди 99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем; притча 100. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии 101. Учение Господа Иисуса Христа о молитве 102. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; обличение 103. Наставления о правилах жизни Христовым последователям Господь Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей 104. Спор в народе о Христе 105. О женщине, взятой в прелюбодеянии 106. Обличение иудеев при сокровищнице храма 107. Исцеление слепорожденного 108. Беседа о «добром пастыре» 109. Известия об избитых Пилатом галилеянах, наставление 110. Притча о бесплодной смоковнице 111. Исцеление скорченной женщины в синагоге в субботу 112. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах 113. Беседа Иисуса Христа в праздник Обновления в притворе Соломоновом 114. Уход Господа Иисуса Христа из Иерусалима в заиорданскую страну Перею Учение Господа Иисуса Христа на обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим 115. Речь Господа Иисуса Христа о числе спасающихся 116. Предсказания о страданиях в Иерусалиме 117. Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю 118. Самоотвержение последователей Христа 119. Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне 120. Притча о неверном домоправителе 121. Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре 122. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди 123. Исцеление десяти прокаженных 124. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия и о Втором пришествии Христовом 125. Притча о несправедливом судье 126. Притча о мытаре и фарисее 127. Учение о браке 128. Благословение детей 129. Ответ богатому юноше 130. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа 131. Притча о нанятых в виноградник работниках 132. Воскрешение Лазаря 133. Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа 134. Предсказания Господа Иисуса Христа о крестных страданиях на пути в Иерусалим 135. Просьба сынов Зеведеевых о месте в Царствии Иисуса Христа 136. Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов 137. Обращение Закхея 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты 139. Господь Иисус Христос в Вифании, вечеря в доме Лазаря 140. Вход Господень в Иерусалим; исцеление больных Великий понедельник 141. Бесплодная смоковница 142. Изгнание торгующих из храма Великий вторник 143. Обличение начальников иудейских и поучения Господа в храме 144. О жертве бедной вдовицы 145. Речь Господа Иисуса Христа перед эллинами и иудеями 146. Пророчества и притчи Господа Иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии Великая среда 147. Господь Иисус Христос в Вифании 148. Заговор иудеев, предательство Иуды Великий четверг 149. Пасхальная вечеря 150. Моление о чаше Великая пятница 151. Взятие Иисуса Христа под стражу 152. Допрос Иисуса Христа у Анны 153. Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы 154. Отречение Петра 155. Приговор Синедриона 156. Конец Иуды 157. Иисус Христос у Пилата 158. Крестный путь и Голгофа 159. Погребение Иисуса Христа Воскресение Господа Иисуса Христа и последующие события 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела 161. Явление Воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии 162. Ложь иудеев и подкуп стражи гроба Господня первосвященниками 163. Явление Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус 164. Явление Воскресшего Иисуса Христа ученикам без Фомы 165. Явление Господа по прошествии восьми дней 166. Явление Иисуса Христа при море Тивериадском 167. Восстановление Апостола Петра в апостольском достоинстве и предсказание его мученичества 168. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее и благословение их на проповедь 169. Вознесение Господа  

 

Рекомендовано в качестве учебного пособия Аттестационной комиссией Российского православного института святого Иоанна Богослова для воскресных школ и для всех, интересующихся вопросами изучения Священного Писания Нового Завета

Идея данного издания возникла у составителя в процессе многолетнего опыта преподавания Евангельской истории в детских и взрослых воскресных школах, на уроках ОПК в общеобразовательных школах, богословских курсах и кафедры теологии Клинского филиала Российского государственного социального университета.

Суть ее в том, что текст Четвероевангелия разделен на фрагменты, которые расставлены в хронологической последовательности, причем тексты разных Евангелистов, описывающих одно событие, например, Преображение Господне, расположены в параллельных столбцах. Такое расположение текста называется Евангельским синопсисом.

За основу хронологии была взята таблица «Последовательности Евангельских событий по четырем Евангелистам», которая приводится в различных изданиях Нового Завета Издательства Московской Патриархии. Был учтен также исследовательский опыт епископа Кассиана (Безобразова) и архиепископа Аверкия (Таушева).

Предлагаемый способ преподнесения Евангельского текста позволяет «объемно», в изложении всех Евангелистов, детально и наглядно представить себе каждое событие Четвероевангелия, каждую беседу Христа.

Идея Синопсиса не нова. Первые опыты его построения относятся ко II веку от Р.Х. Фундаментальный труд был предпринят епископом Евсевием Кесарийским (IV век), который составил Евангельские каноны. Активный интерес к составлению Евангельских синопсисов возобновился в Х1Х-ХХ веках сначала в Западной Церкви (Курт Аланд, Иоан Якоб Грисбах, Мари Эмиль Буамар и др.), а затем и в Русской Православной Церкви (свт. Феофан Затворник, Гладков Б. И., Виктор Корнюшин (1997), свящ. Алексий Емельянов (2001)). В конце XX века были созданы и электронные версии Евангельских синопсисов.

В настоящем издании учтены замечания, рекомендации и исправлены ошибки нашего первого издания (2002 г.).

Для облегчения работы с Синопсисом рекомендуется прочитать Введение, составленное по трудам епископа Кассиана (Безобразова) и архиепископа Аверкия (Таушева), и ознакомиться со Словарем, который помещен после Введения.

Составитель приглашает читателей к дальнейшему сотрудничеству в совершенствовании данного учебного пособия.

Предлагаемое учебное пособие будет полезно при изучении Священного Писания в воскресных школах, на курсах по изучению Евангелия, для студентов- богословов и для самообразования.

Введение

Не говори мне, что они не согласны во всем, но посмотри в чем они не согласны. Разве сказал один из них, что Христос родился, а другой, что нет, или один – что Христос воскрес, а другой – нет? Да не будет! В более необходимом и более важном они согласны. Итак, если в более важном они не разногласят, то чему удивляешься, если кажется, что они разногласят в неважном? Их истинность более всего и сказывается в том, что они не во всем согласны. В противном случае о них подумали бы, что они писали, видясь друг с другом и советуясь. Теперь же то, что один опустил, написал другой, поэтому и кажется, что они иногда противоречат.

Блаж. Феофилакт, архиепископ Болгарский

Как говорит блж. Феофилакт, не все Евангелисты повествуют о жизни Господа Иисуса Христа одно и то же с одинаковыми подробностями: у одних есть то, чего нет у других; одни говорят более подробно и обстоятельно о том, о чем другие упоминают лишь в немногих словах, как бы вскользь; да и в самой передаче событий и речей Господа встречаются иногда различия, в некоторых случаях даже как будто несогласия и противоречия, которые особенно любит находить и подчеркивать так называемая «отрицательная критика».

Вот почему уже с самых первых времен христианства стали делаться попытки свести содержание всех четырех Евангелий воедино, установить более вероятный хронологический порядок событий так, как если бы Евангелие было одно.

Первая известная нам попытка подобного рода была предпринята апологетом Татианом, учеником св. Иустина-философа, составившим в середине II века по Р. X. такой свод всех четырех Евангелий, получивший широкое распространение под названием «диатессарона». Второй труд такого же рода принадлежал, по свидетельству блаж. Иеронима, Феофилу, епископу Антиохийскому, жившему во второй половине II века, который написал и «Комментарий на Евангелие», т. е. опыт письменного его истолкования.

Такие попытки свести повествования 4-х Евангелий воедино продолжалось и дальше вплоть до самого нашего времени. В наше время известен, например, труд Б. И. Гладкова, составившего и «Толкование Евангелия». Лучшим сводом всех 4-х Евангелий признается труд свт. Феофана Затворника под названием: «Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов».

Значение подобных трудов состоит в том, что они дают нам полную, связную, цельную картину всего течения земной жизни нашего Господа и Спасителя!

Но у таких опытов есть и недостаток: как правило, для раскрытия того или иного события на усмотрение автора выбирался евангельский отрывок из того Евангелия, в котором идет более полное повествование. И поэтому наряду с последовательной мозаикой, сложенной из четырех Евангелий, осуществлялся и иной опыт – представления пытливому уму читателя параллельных мест из Евангелий, представленных четырьмя столбцами. Этот опыт в Греческой Церкви именовался «Синопсис».

В наше время, когда усиливается интерес людей к изучению Священного Писания, мы хотим предложить всем желающим читателям опыт русского Синопсиса, изучение которого будет очень уместно в комплексе с такими учебными пособиями, как «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева), «Христос и первое христианское поколение» епископа Кассиана (Безобразова) и «Толковое Евангелие» Б. И. Гладкова. Но прежде несколько замечаний об истории написания и характере самих Евангелий.

Комментарии для сайта Cackle