Сан Мен Мун становится «мессией»

Сан Мен Мун родился 25 февраля (или 6 января «по лунному календарю») 1920 года в Северной Корее в деревне Санса Тогон-Мыон около Чонгью в северной части провинции Пхонган Пукто1. Его настоящее имя – Мун Ян Me. Корейское имя Ян (Йонг) означает «дракон». На Дальнем Востоке считается, что дракон приносит счастье, поэтому там часто называют детей этим именем. Полное же имя можно перевести как Светящаяся Луна Дракона2.

Как гласит одна из публикаций «Церкви Объединения», это событие было так же значительно, как и рождение Иисуса в Вифлееме.3 Члены Церкви Объединения говорят, что их вождь в свои младенческие годы уже был духовно развит и мудр не по возрасту. Мун разделяет эту точку зрения, утверждая, что он с детства был ясновидящим и «мог видеть духи людей».

Юному Муну, пятому из восьми детей в крестьянской семье, нечасто приходилось слышать о Христе. В Корее господствовали буддийские традиции и конфуцианская мораль. Японские оккупанты насаждали в Корее синтоизм. Однако среди корейцев усиливалось и влияние христианского протестантизма. Когда подростку Муну было 14 лет, его родители стали христианами и примкнули к Пресвитерианской Церкви.

Местность, относящаяся ныне к Северной Корее и расположенная к северо-западу от нынешней северокорейской столицы Пхеньяна, уже достаточно давно была освоена христианскими миссионерами. Воскресные посещения церкви были правилом для более чем 40% населения. Но родители Муна еще долго не входили ни в одну из христианских общин; они продолжали хранить верность вере в духов, корейской разновидности шаманизма и перешли в христианство только в 1934 году. Для семьи Муна переход в христианство не означал разрыва с отечественными традициями и ориентации на христианское воспитание и образование. До 1934 г. Мун посещал традиционную (конфуцианскую) школу.4

С этого времени прослеживаются удивительные параллели в судьбах двух основоположников новых «церквей» – Сан Мен Муна и Джозефа Смита (1805–1844), основателя Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). В «Повествовании пророка Джозефа Смита» читаем: «...мне не было еще 15 лет. Семейство моего отца склонилось к вероисповеданию пресвитериан...»5

Мун начинает посещать пресвитерианский храм. В 16-летнем возрасте он уже помогает пастору во время богослужения. Впоследствии Мун участвовал и в молитвенных собраниях пятидесятников. Что касается Джозефа Смита, то он, по его словам, «держался в стороне от всех этих сект». «В начале весны 1820 года, в один прекрасный ясный день», Джозеф Смит «удалился в лесную рощу»6.

17 апреля 1936 года, «в светлое воскресное утро», Мун удалился в горы для совершения молитвы. Теперь сравним официальные биографии «отцов-основателей» новых «церквей».

Видение Джозефа Смита: «Когда же свет почил на мне, я увидел двух Лиц, стоявших в воздухе надо мною, блеск и величие которых невозможно описать. Один из Них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указав на другого: „Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Слушай Его!"»7

Видение Сан Мен Муна: «Это было в воскресное пасхальное утро; Иисус объяснил ему, что вначале Бог послал Его, чтобы спасти всех людей, но воля Божия на земле не была исполнена, поскольку современники не признали Его. Теперь ему, Мун Сан Мену, выпало на долю завершить неоконченную миссию»8.

В Корее пасхальное утро – это традиционное время крещения. Может быть, именно тогда Мун и был крещен – если вообще был – после обычной годичной подготовки по выходе из традиционной школы.

Итак, как утверждает Мун, ему явился Христос. Объяснив, что в свое время Он не смог выполнить Свою миссию, Иисус сообщил, что теперь Господь избрал юного Муна для спасения человечества. Господь якобы сказал, что никто, кроме Муна, не сможет этого сделать. После того как Иисус несколько раз повторил просьбу, Мун наконец согласился ее выполнить. Из официального «жития» Муна (1963 г.): «Когда господину Муну было 16 лет, ему в пасхальное утро явился Иисус Христос и оповестил его, что он избран для выполнения особой миссии, в чем Иисус будет ему помогать. Начиная с этого момента духовные способности господина Муна полностью раскрылись, так что он обрел способность общаться с верхним ярусом духовного мира».9

Оба подростка провели еще по девять лет в размышлениях и молитвах: Смит – с 1820 по 1829 год, Мун – с 1936 по 1945 год, и лишь «войдя в возраст», они приступили к общественному служению... Дело самих мормонов и мунистов выяснять, «чья вера истинная».

В результате этого события Мун пустился в «интенсивные поиски вселенской истины», в ходе которых пытался найти ответы на ряд вечных вопросов: что такое человек? Кто такой Бог? Кто такой сатана? почему Бог допускает существование зла? Что такое спасение? Кем был Иисус Христос? Исполнил ли Иисус свою миссию? Когда наступит конец мира?10

Мун утверждает, что его поиски сопровождались постоянными духовными, физическими и умственными муками. Тем не менее, он стремился к цели, пока однажды не получил от Бога откровение истин, которые «никогда прежде не были известны человеку».11 Пресловутый дар знания свыше укрепил Муна в сознании своей роли спасителя мира и дал ему полную победу над силами тьмы в духовном измерении. Кроме того, Мун сообщал, что и Конфуций, и Будда исполняют свои задачи через него. Таким образом, будущий проповедник пытался выступить очередным объединителем всех религий.12

Продолжая повествование о Муне, отметим, что Корея еще в 1910 году была аннексирована Японией, и оккупанты жестоко подавили несколько восстаний. По этому поводу французский священник Пьер Ле Кабелек, автор двух книг о Муне, замечает: «Оккупация и аннексия воспринимаются в Стране утренней свежести болезненно. Буддисты ждут нового Будду, а христиане ищут в Апокалипсисе ответ, почему на страну обрушились бедствия. Они видят в них прелюдию к Армагеддону и пришествию Христа. Близятся новые мессианские времена – в этом никто не сомневается. В такой атмосфере мистического ожидания появляются бесчисленные религиозные группы, множатся мистические явления, более или менее характерные для исконного шаманства: видения, пророческие сны, даже чудеса возникают по желанию»13.

Можно посмотреть на ситуацию переходного периода и с другой точки зрения. В психологии есть понятие «истероидный тип нервной системы». Специалисты знают, что для истероидов характерно стремление быть в центре внимания, причем это стремление, как правило, имеет бессознательную природу. Для самоутверждения люди такого склада даже идут на скандал, на разрыв отношений с окружающими, лишь бы о них говорили, не забывали. Так, в среде пишущей братии известен феномен «литературного скандала». Типичные истероиды в политике – Ленин и Троцкий: достаточно посмотреть на кадры революционной кинохроники, запечатлевшей вождей, – их жестикуляция и мимика типичны для «харизматика, ведущего за собой массы». (О нынешних истероидах говорить нет смысла: мы часто видим их по «ящику»). Обратившись к широко известному феномену духовного лжемессианства, вспомним предупреждение Иисуса Христа: «...берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13:5–6; ср. Лк. 21:8).

Несмотря на «видение о призвании», Мун продолжал учиться в школе. В 19-летнем возрасте Мун покинул свою деревню и перебрался на юг страны. В Сеуле он поступил в электротехнический институт, а через три года продолжил обучение в Японии в университете Васэда. Получив диплом инженера-электрика, Мун вернулся в Корею. Тогда же он присоединился к подпольному движению за освобождение Кореи от японской оккупации. В ту пору его враги – японцы и их союзники, против которых в Китае и Корее единым фронтом выступали националисты и коммунисты. В октябре 1944 года японская оккупационная полиция арестовала Муна, обвинив его в антияпонской деятельности. Муна приговорили к четырем месяцам тюрьмы.

В августе 1945 года последовали капитуляция Японии и освобождение Кореи; Мун вернулся в Пхеньян. Примерно через год после освобождения Кореи от японцев он начинает распространять свое учение в столице Северной Кореи, занятой тогда советскими войсками. Мун полагал, что именно отсюда он начнет устанавливать небесное царство на земле. В Пхеньяне Мун женился на женщине по имени Сон Гиль Хо, с которой, однако, развелся уже через 6 месяцев.

Мун решает полностью посвятить себя миссионерскому служению. Он посещает те группы христиан, которые верят в близящееся пришествие Христа, и даже полгода живет вместе с одной из них в монастыре под названием «Израиль».

Монастырь был расположен в Янгью (Южная Корея) и представлял собой общину мессианского толка. Ею руководил Ким Бек Мун, ученик Хван Гук Ю, мессианиста и эзотериста, основателя монастыря, утверждавшего, что он обменялся с Христом головой, кровью и сердцем. К тому же Ким Бек Мун, ожидавший явления в Корее Мессии и Спасителя мира, был автором книги «Основные принципы христианства». Появившийся позднее муновский «Божественный Принцип» обнаруживает немалое сходство с этим трудом14.

Некоторое время Мун был членом южнокорейской группы подпольных пятидесятников, вера которых отличалась некоторым своеобразием: налицо было крайнее увлечение мистическими откровениями и ожидание близкого прихода нового Мессии. В этой группе также полагали, что Корея – это новый библейский Иерусалим, где этот Мессия родится. Элементы всего перечисленного были потом включены в богословие Муна и его «Божественный Принцип».

В 1945 году Мун получил «откровение», которое положило начало «Церкви Объединения». В своем видении Мун был назван именно тем, кто спасет мир. «После девяти лет исканий и борьбы божественная истина сама далась в руки Муна, – читаем в его «житии». – В тот миг он стал абсолютным победителем неба и земли. Весь духовный мир преклонился перед ним в этот день победы, ибо он не только сам избавился от клеветы сатаны, но и получил право обвинять сатану перед Богом. В тот день сатана полностью капитулировал перед ним, поднявшимся до высоты истинного сына Божия. И благодаря ему оружие победы над сатаной стало доступно всему человечеству»15. (В 1948 году Мун был отлучен от Пресвитерианской Церкви, поскольку учение и поступки новоявленного «пророка» противоречили основным положениям христианства.)

В знак своего духовного величия в 1946 году Мун Ян Me изменил свое имя на Сан Мьюнг (Мен) Мун (имя Sun Man Moon в переводе с английского означает Человек Луны и Солнца). Таким образом, Светящаяся Луна Дракона (по христианской символике – древнего змия, сатаны) приняла вид Солнца и Луны, «светящих всем народам».

Мун в Северной Корее

После окончания Второй мировой войны Северная Корея осталась в сфере влияния Советского Союза. Южная Корея ориентировалась на союз с США. Северокорейский лидер Ким Ир Сен был ставленником Сталина и по советскому образцу начал преследование жителей страны за религиозную деятельность. Коммунистические власти увидели в проповеднической активности Муна вызов режиму, и в августе 1946 года Мун был вторично арестован. В тюрьме его безжалостно избивали и пытали, пока не сочли мертвым. Затем стражники вышвырнули его бездыханное тело за тюремную ограду. Здесь Муна нашли его приверженцы, которые почти не надеялись, что он выживет.

Официальная история «Церкви Объединения» изображает Муна страдающим рабом Божиим, которого, замучив до смерти, «выбросили в холодную зимнюю ночь». Далее эта драматическая эпопея рассказывает, как тело Муна было найдено опечаленными учениками, которые немедленно начали готовиться к похоронам, но прекратили приготовления, когда три дня спустя Мун ожил вновь!16 Благодаря заботе его последователей, Мун выжил и поправился17. С тех пор особой любви к коммунистам он не испытывал: ведь «битие определяет сознание»...

В апреле 1948 года Муна снова арестовали и отправили в истребительно-трудовой лагерь Хун Нам (Хуньям). Приговор сводился к пяти с половиной годам заключения, но из этого лагеря мало кто выходил на свободу. Работа узников заключалась в заполнении сульфатом аммония 45-килограммовых мешков и погрузке их в железнодорожные вагоны. Сульфат аммония, применявшийся в качестве удобрения, разъедал кожу и мышцы до костей, вызывая постоянные кровотечения. Из лагеря смерти мало кто выходил на свободу. Многие заключенные выдерживали лишь несколько месяцев этого медленного умирания.

Один из биографов Муна, Жан Пьер Габриэль, так описывал ад Хун Нама. «Целью этого коммунистического лагеря было не воспитание, а уничтожение заключенных... Мун Сан Мен с первого же момента понял, что его сослали сюда на смерть и что ни одно человеческое существо не в силах долго вынести такие условия жизни. Но он настроил себя на выживание в любых обстоятельствах, поскольку знал, что не может покинуть земную юдоль, пока не донесет до других послание, полученное от Бога.

Метод, которым он пользовался для выживания, выглядит удивительным. В условиях недоедания, когда случалось, что некоторые заключенные умирали во время еды, а другие бросались, чтобы вырвать горстку риса у них изо рта, Мун Сан Мен делил свою порцию на две части – одну для себя, вторую для товарищей по несчастью. Он верил, что живет не той пищей, что поглощает, а той, которой делится... Из подаренной пищи он черпал духовную энергию, которая позволила ему выжить в лагере Хун Нам. Так он научился дисциплинировать свою плоть, чтобы превращать духовную энергию в физическую... В течение всего периода заключения никто ни разу не видел Мун Сан Мена спящим... Когда охранники на заре будили заключенных, он все так же сидел в молитвенной позе, в которой его видели накануне»18.

Официальный рассказ о том, что пережил там Мун, выглядит несколько преувеличенным. Он изображается не более и не менее как святым Божиим человеком, исполненным беспримерной любовью, самопожертвованием, силой, честью, мужеством и мудростью – всем, что только можно ожидать от мессии.

С первого дня, как только он вошел в Хун Нам, он откладывал половину каждого своего пайка и разделял его между другими заключенными. Даже полного пайка не хватило бы, чтоб накормить и маленького ребенка, однако Сан Мен Мун в течение трех месяцев жил на половине выдаваемой ему порции. Хотя многие верные ученики приходили более чем за сотню километров, принося ему пищу и одежду, он не оставлял ничего из этих даров себе, но всегда отдавал их другим заключенным... Он был подлинно невиновным, человеком, поражаемым и наказуемым (см. Ис. 53:4) за преступления человечества.

После долгого, трудного дня усталые заключенные падали и засыпали, едва успев съесть свой скудный паек. Но, отходя ко сну, каждый из них мог видеть неясный силуэт Сан Мен Муна, склонившийся в молитвенной позе. Хотя усталые и голодные заключенные не могли выполнять трудовые нормы, установленные лагерным начальством, Сан Мен Мун потряс даже начальников-коммунистов, перевыполнив дневную норму... Хотя он ни разу не произнес ни единого слова о Божественном Принципе или своей миссии, вскоре каждый заключенный признал в нем Божьего человека... Некоторые видели сны или видения, в которых Бог показывал им, что заключенный № 596 (Мун) – Его Сын. Несколько заключенных видели его сидящим на великом и славном Божьем престоле, его лицо сияло как солнце, и он оглядывал сверху весь мир. Так, посреди всех страданий, Бог послал ему учеников.19

Молодой Мун выдерживал испытания с достоинством, однако он вряд ли дожил бы до конца срока. Но в июне 1950 года началась корейская война, которая резко изменила его дальнейшую жизнь...

* * *

1

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1996. С. 30.

2

См.: Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. С. 277.

3

Объединенная Семья, Sun Myung Moon (The Unified Family; New York, n.d.), 1.

4

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 483.

5

Повествование пророка Джозефа Смита. Солт-Лейк-Сити (шт. Юта, США), б/г. С. 2.

6

Там же, С. 2, 3.

7

Там же, С. 3–4.

8

Цит. по: Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990. С. 88.

9

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 483.

10

Объединенная Семья, Sun Myung Moon (The Unified Family; New York, n.d.), 2–4.

11

Там же, 4.

12

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 484.

13

Цит. по: Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990. С. 88.

14

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 33.

15

Moon S. M. Message to the World Unification Family. Washington, 1964. P. 4. Цит. по.: Мартин У. Царство культов. С. 278.

16

Объединенная Семья, Sun Myung Moon (The Unified Family; New York, n.d.), 6.

17

См.: Новый взгляд на мир во всем мире преподобного Сан Мюн Муна. Б/м, 1988. С. 59.

18

Цит. по: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 93.

19

Объединенная Семья, Sun Myung Moon (The Unified Family; New York, n.d.), 7–9.

Комментарии для сайта Cackle