Краткое сведение о Астерии, епископе Амазийском в Понте

Астерий, епископ Амазийский, жил в последней половине четвёртого и в начале пятого столетия по Р.Х. Сие видно из оставшихся сочинений его. В беседе о корыстолюбии и порочном желании иметь собственность ближнего он говорит о гонении на христиан, воздвигнутом от императора Юлиана, как очевидный свидетель оного. А сие гонение было в 362 и 363 годах по Р.Х. В беседе в день Нового года о том, что христиане должны оставить языческие обыкновения в праздновании сего дня, он говорит, что Евтропий был консулом в предыдущем году, то есть в 399. История жизни Астерия мало известна. В юношестве он занимался науками под руководством некоторого скифа, который был рабом у одного антиохийского гражданина, и, несмотря на рабское состояние, при пособии своего господина приобрёл великие познания в науках и прославился своей учёностью между греками и римлянами. Сие рассказывает о себе сам Астерий1. Он не говорит, каким наукам обучался у скифа; но красноречие, которое видно в беседах Астерия, не оставляет сомнения в том, что он тщательно занимался изучением правил оного. В беседе о богатом и Лазаре он говорит о себе, что некогда ходил в судебное место. Из сих слов с вероятностью можно заключать, что он в молодых летах упражнялся в судопроизводстве и для сего предварительно занимался правоведением.

Епископом Амазийской Церкви он поставлен, вероятно, по смерти Евлалия, который был Амазийским епископом в продолжение и после гонения, воздвигнутого аpианами против правоверных в царствование императора Валента в 364 году и продолжавшегося до 378 года2. Астерий жил до глубокой старости3. Год смерти его неизвестен. Только известно, что он умер ранее 431 года по Р.Х., потому что в сем году епископом Амазийским был уже Палладий, присутствовавший на Ефесском, Третьем Вселенском Соборе.

Из сочинений Астерия сохранились до нашего времени 12 бесед, которые он говорил к народу, на разные места Святого Писания и в похвалу некоторым святым. Комбефизий собрал и издал сии беседы в Париже в 1648 году в первом Прибавлении к Библиотеке отцов, и присоединил к ним извлечения, сделанные Фотием, Патриархом Константинопольским, из бесед Астерия4, из которых некоторые дошли до нашего времени, а другие утрачены. Котелерий издал с рукописи Парижской королевской библиотеки семь слов на пятый, шестой и седьмой псалом5 и усвоил их Астерию. Но, по мнению Дюпеня6 и Тиллемонта7, подлинность их весьма сомнительна.

Беседы Астерия ясно показывают чистоту веры и нравственного учения его. В них видны рассуждения справедливые и основательные, слог простой, но украшенный живыми изображениями и различными описаниями предметов. Они показывают обильное воображение сочинителя и способность его возбуждать сердца слушателей не сильными движениями, как то делают великие ораторы, но ясными и из свойств самих предметов заимствованными описаниями оных. Будучи поучительны и назидательны для всех вообще христиан, они особенно для Православной Церкви представляют подтверждение учения её о призывании святых, о почитании мощей по причине чудес, совершающихся при них8, о праздновании дней рождения и смерти мучеников9 и о употреблении в четвёртом веке икон в христианской Церкви10.

Чистота веры и нравственного учения Астерия и ясное свидетельство его о благочестивых преданиях Церкви, сохранившихся до его времени от первых трёх веков христианства, были причиной, что он, подобно прочим учителям Церкви, по смерти своей сделался славен, и, по свидетельству Папы Адриана II11, был почитаем святым на всём Востоке. Посему Седьмой Вселенский Собор называет его блаженным, и, признавая его одним из отцов Церкви, сохранивших церковные предания, всё слово его о иконе мученицы Евфимии двукратно приводит в подтверждение иконопочитания12, и Феодор, епископ Катанский, один из отцов Собора, называет его учителем блаженным и Богоносным, который, как светлая звезда13, просветил сердца отцов Собора своим словом о иконе Евфимии14.

* * *

1

Photii Bibliotheсa, сod.271.

2

Sozomen. Historia Eссlesiastiсa, lib.7, сap.2.

3

Сombefis. Notae in S.Aster, in auсtuario primo Bibliotheсae Patrum.

4

Photii Bibliotheсa, сod.171.

5

Сotelier. Eссlesiae Graeсæ Monumenta, t.II.

6

Bibliothèque des auteurs eссlésiastiques, t.3, pag.82.

7

Memoires pour servir a l'histoire eссlesiastique des six premiers siéсles, t.X, par.2. S.Astere.

8

Homilia in S.Phoсam Martyrem.

9

Ibidem et Homilia in Sanсt. Martyres.

10

Enarratio in martyrium S.Evphemiae.

11

Hadriani epistola ad Сavol. M. pro Synodo Niсaena II.

12

Synodi Niсaenae II. Aсt.4 et 6.

13

Имя Астерий значит Звёздный или Светозарный.

14

Астерия, епископа Амазийского, должно отличать от Астерия Скифопольского, о котором упоминает Иероним в письме 84, и от Астерия, которого Феодорит хвалит в книге о жизни отцов в главе второй.

Комментарии для сайта Cackle