О мученичестве св. Домнины

Источник

Рассматривая древния рукописи иерусалимской патриаршей библиотеки, и в частности сборники жизнеописаний святых, наполненные бóльшею частию Метафрастовыми «торжественными словами», я встречал между ними и расказы о святых, замечательные по своей краткости, точности и исторической определенности. А есть и прямые оффициальные акты. Один из последних я считаю не безполезным сообщить к общему сведению в возможно точном переводе 1.

Память св. мученицы Домнины положена в нынешних греческих святцах под 12 числом октября. Тоже – и в наших святцах, только у нас она по ошибке называется Домникою 2. В «мученикослове» римском названа Домниною и полагается под тем же числом. Тоже – и в «месяцеслове» крипто-ферратском, приписываемом имп. Василию II Порфѵрородному, и известном в ученом мире под названием: Menologium graecorum. В наших актах говорится положительно, что святая скончалась 5 октября. Неизвестно, почему день памяти ея перенесен на 12-е число.

[Текст памятника.]

В консульство Диоклитиана Августа – в первый раз, и светлейшаго Аристовула. 19 августа, за 14 дней до сентябрских календ, когда управлял Киликиею Лисий

Для сличения приводим один древний расказ о страданиях св. муч. Домнины или Донуины, заимствуя, его из актов, приведенных у Барония (Annales Ecclesiastici. t. 11. p. 479. edit. 1600) 3. В них расказывается сначала мучение святых юношей Клавдия, Астерия и Неона, родных братьев, оговоренных мачихою в христианстве, с которыми вместе взяты были, по такому же оговору, и посажены в темницу Донуина и Феонилла 4. За объявлением смертного приговора мученикам, в актах говорится:

«Приведена Комментарисиемъ Донуина. Евлалии Комментарисий сказал: предстоит Донуина. Лисий сказал: видишь, женщина, какой огонь и какия муки готовятся тебе. Итак если хочешь уйти по-здорову, принеси возлияния богам. Донуина отвечает: не сделаю того, чтобы не впасть в огонь вечный и в муки непрерывныя. Чту Бога и Христа Его, который сотворил небо и землю и все, что есть на них. Ваши боги сделаны людьми из камня и дерева. Лисий сказал: снявши одежды (ея), растяните (ее), и все члены ея секите розгами. В то время, как ее били, Архелай спекулатор говорит: твоя светлость! Донуина уже нежива. Лисий сказал: бросить тело ея в глубину реки». В конце замечено: «пострадали св. мученики в Эгее при Лисие проконсуле, в десятые календы сентября (23 августа), при Диоклитиане и Аристовуле консулахъ».

Почти слово в слово тоже самое читается и у Рюйнарта. Разница только та, что здесь Донуина, согласно с нашими актами, называется Домниной, а Евлалий – Евфалиемъ, как и у нас. Рюйнарт говорит, что его расказ выписан из четырех древних рукописей. Очевидно, что все, начиная с Сурия, имели под руками одну и туже редакцию актов страдания пяти эгейских мучеников, в числе коих была и св. Домнина. Но, по тщательном сличении сих актов с обнародованными теперь нами, кажется, надобно придти к заключению, что эгейская Домнина или Донуина была не одно лице с нашей мученицей. Каким бы укороченным извлечением из полного (нашего) акта ни представлять себе этот многоэкземплярный акт, все же нельзя не видеть существенной между ними разницы. По нашему акту все судопроизводство, вместе с пытками, производится в городе Аназарвов, т. е. просто въ Аназарве, а Рюйнарто-Барониевы акты ставят оное в городъ Эгею. Кроме несогласия относительно места, таковое же замечается и во времени. Тогда как в упомянутых актах кончина св. мученицы представляется случившеюся в один и тот же день с распятием трех мучеников, память коих положена в мученикословах латинских 23 августа, а в месяцословах православной Церкви то 29 (в русских), то 30 (греческих) октября, – в наших актах днем кончины мученицы определенно указывается 5-е октября. Впрочем то обстоятельство, что в святцах наших и западных память св. мучениковъ Клавдия, Астерия и Неона соединяется постоянно с памятию и св. Феониллы (Неониллы – у Никодима), а о Домнине не упоминается совсем при этом, вместо же того полагается память ея одной под другим числом, вынесенная туда по каким нибудь особенным, нам теперь неизвестным, причинам, – ведет к заключению, что не другая какая, а именно Домнина наших актов упоминается и в тех актах, только как бы мимоходом, в самых общих чертах и сбивчиво.

Закончим изложение наше переводом того, что содержат в себе о св. Домнине Martyrologium Romanum и Menologium graecorum.

В «Мартирологе» под 12 октября читается: «Въ Лисии 5. Св. Домнины мученицы, которая, быв схвачена греческими ликторами, представлена суду префекта, у котораго, после того как с величайшею свободою духа и слова исповедала имя Иисуса Христа и прокляла ложных богов, была жесточайшим образом высечена, потом заключена в тюрьму, и опять, быв позвана к допросу, немилосердо избивается палками. За тем составы членов ея растягиваются клещами, а ноги поджигаются раскаленным жегалом. Перетерпев эти муки, она опять заключена была в тюрьму, и когда (там) молилась и благодарила Бога за подъятое мучение, предала духъ».

В «Минологие» 12 октября помещено следующее краткое жизнеописание мученицы: «мученица Христова Домнина была при Диоклитиане царе из города Аназарва. Как христианка, она схвачена была палачами эллинами и представлена на судилище Лисия правителя. Когда она смело пред лицем всех исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Бог и Творец всего, и доказывая, что боги эллинские ложны, что они суть камни, безжизненныя деревья и тленное вещество, то ее стали бить нещадно, жечь ей ноги раскаленным жегалом, и отвели ее в тюрьму. Ставши же и в другой раз на пытку, крепко избивается палками, и члены ея выводятся клещами из суставов своих. И опять ввергается в тюрьму. Бывши же в ней предала Богу, за которого пострадала, блаженную душу свою благодаря и молясь. Мощи ея погребены честно» 6.

Иерусалим. 12 октября

* * *

1

Он помещен в рукописи под № 10, на пергаменте в большую четверку, в два столбца по 30 строк на странице. Книга содержит в себе Жития святых за октябрь месяц. Писана вся одною рукой рыжеватыми чернилами, без украшений с сандальными заглавиями. Всех тетрадей 39. В начале недостает трех листов. Рукопись принадлежала прежде Лавре св. Саввы, как видно из двух приписок. Акт помещен под 5-м числом, после жизнеописания св. Мамелхфы.

2

Она же, повидимому, у Барония называется Донуиною, и упоминается у Рюйнарта.

3

Бароний имел под рукою два списка сих актов, о которых, к сожалению, не сообщает ничего к сведению читателей.

4

Об этом согласно говорят все синаксарныя известия о святых. Но кроме Никодима и нашего месяцослова (Верш.) никто не говорит, что св. Феонилла была сестра их. Мученики были «леты млады» (Чет. мин.), а св. Феонилла, на вопрос Лисия о муже ея, отвечала, что она уже вдовствует 23 года. Синаксарныя известия местом страдания мучеников поставляют Мопсуест, а акты, согласно с римским мученикословом – Эгею. Города эти находились в соседстве, и очень могло статься, что начавши свой мученический подвиг в одном городе, страстотерпцы Христовы оканчивали его в другом.

5

Очевидная ошибка. Надобно читать: въ Киликии. Может быть, имя проконсула мучителя подало повод к такой описке.

6

Надобно думать, потому, что приказание Лисия бросить тело св мученицы на снедь псам, не было выполнено.


Источник: Антонин (Капустин), архимандрит. Мучение св. Домнины // Труды Киевской Духовной Академии. 1869. № 1. С. 120, 129-133.

Комментарии для сайта Cackle