Источник

Время и место основания монастыря; его история

Вполне понятно, что после открытия и прославления святых мощей преподобного Сергия у Ростовцев должна была явиться мысль и желание увековечить память о родине преподобного. – Каким, более достойным, образом могли они исполнить свое намерение, как не постройкой обители? И местные летописцы утверждают, что Ростовский Варницкий монастырь построен именно в память о родине Угодника Божия Сергия.

В летописи о Ростовских Архиереях, изданной Имп. Общ. Любит. Древн. Письм. (Спб. 1890 г. XCIV) в примеч. 30, стр. 14, а также в одной из рукописей нашего Собрания (№ 2768) в статье об архиепископе Ростовском Ефреме, поставленном на епархию в 1427 г. 13 апреля митрополитом Фотием, читаем под этим 1427 годом, что им, Ефремом, при самом вступлении па кафедру заложен был в Ростове Троице Сергиевский монастырь на том самом, якобы, месте, где стоял дом отца преп. Сергия Радонежского, боярина Кирилла! Указаны даже число и месяц закладки – 5 июля. – Другое предание, занесенное древними иконографами на образа и свято сохраняющееся в сердцах жителей Ростова в течение нескольких веков, – утверждает, что монастырь Варницкий построен, на месте явления юному Варфоломею ангела Божия в виде инока.

Так или иначе, и помимо уже высказанных выше соображений, Варницкому монастырю нельзя отказать в историческом праве быть носителем воспоминаний о родине преподобного. Отнимите это право и – самое существование обители будет лишено всякого основания. Отдаленность ее от окраин города, неудобный путь к монастырю, местность близь которого весной и осенью на далекое пространство заливается водой, редкое посещение обители богомольцами, – все это, повторяем, мало говорит в пользу необходимости существования здесь не только монастыря, но даже бы и просто приходской церкви.

Иное дело, если принять во внимание, что основание обители явилось формой выражения благоговейного уважения к месту рождения святого Сергия. Форма эта, принятая нашими предками, не может быть изменена и никакие посторонние соображения не могут иметь на нее влияния. – Это имелось в виду еще в 1764 году, при утверждении штатов, когда перечисленные выше неблагоприятные условия существования Варницкого монастыря чуть было не послужили поводом к упразднению обители. Местный Ярославский историк о. Протоиерей Троицкий, имея под руками подлинное Консисторское дело о восстановляемых монастырях, в своем труде. «Церковно-историческое и статистическое описание Ярославской епархии» в краткой статье о Варницком монастыре замечает, что «по учреждении духовных штатов монастырь из уважения к месту рождения и воспитания Преподобного Сергия не упразднен, а, оставлен на своем содержании».

Хотя время основания Варницкой обители, кроме нашего рукописного летописца, ничем не подтверждается, но что монастырь этот существовал уже в конце XV столетия мы находим указание в труде г. Киссель «История г. Углича», где читаем, что на освящении нового храма в Покровском Угличском монастыре 1 октября 1482 года Преосвященному Иоасафу, Архиепископу Ростовскому сослужил, между прочими, в числе игумнов «Троицкий с Варниц Иосиф».

В полном собр. истор. свед. о монаст. (стр. 554) упоминается жалованная грамота, данная Варницкому монастырю царем Михаилом Феодоровичем в 1624 году, в которой обитель эта значится как существовавшая и при царе Иоанне и при отце его В. к. Василии Иоанновиче.

Во времена нашествия Поляков и русских изменников на Ростов монастырь не избежал общей участи: был сожжен и разграблен.

В 1725 году по распоряжению Георгия, Архиепископа Ростовского и Ярославского, монастырь Варницкий был обращен в девичий, а монахи переведены в Спас-Песоцкий монастырь; в первый же посланы были несколько монахинь из Ростовского Рождественского Девичьего монастыря; в начале ими управляла игуменья Христофора, а в 1729 г. – наместница Мастридия8.

В том же 1725 году игуменья и казначея с сестрами обратились к преосвященному Георгию с прошением перевести их обратно в Рождественский монастырь, так как в Варницком ощущался недостаток во всем, начиная с воды и кончая дровами. Вероятно, на это прошение последовало нижеследующее предписание Владыки, сохранившееся в бумагах покойного В.И. Лествицына: «По указу святейшего Правительствующего Синода Советника, господина преосвященного Георгия, епископа Ростовского и Ярославского, из домовой его преосвященства Ростовской Духовной канцелярии, инструкция г. Ростова церкви Вознесения Господня старосте поповскому, попу Леонтию: ехать тебе в ростовской Троицкой девичь монастырь, что у варниц, взяв с собою инквизитора и при нем исследить о обретающихся в том монастыре в искусе вдове Фекле и о девицах: Соломониде, Стефаниде, Домникие, Феодосие, Марфе, и оные во искусе имеющиеся вдова и девицы из каких чинов и по каким указом и в которых годах в тот монастырь прияты или с чьего позволения. И оное следование учиня с ясною очискою, за своею и инквизитора руками, подать в вышеозначенной канцелярии неукоснительно. Духовных дел судия игумен Аарон. За секретаря Гаврило Горохов. Смотрел Василей Петров. 1726 году марта в 7 день».

Монахини пробыли в монастыре до 1731 года, а в этом году монастырь Варницкий вновь обращен в мужской. –

С 1819 г. с 18 марта по 1 января 1842 г. проживал в обители на покое уволенный от управления епархией Епископ Оренбургский и Уфимский Августин. –

Преосвященный Августин, в мире Михаил Степанович Сахаров, был замечательною личностью. Несмотря, однако, на это, прошло уже полвека со дня его кончины и при всем изобилии рукописных материалов, относящихся до его жизни и деятельности, он не имеет еще обстоятельной биографии.

Постригшись в 1797 году в монашество с именем Августина, Сахаров был скоро назначен архимандритом Толгского Ярославского монастыря, затем вытребован в Петербург и в 1802 году определен законоучителем в Кадетский корпус. Тут особенно его почитали Клейнмихель и Маркевич, через посредство которых он и был в 1806 году назначен на Уфимскую кафедру с возведением в сан епископа. В Уфе преосвященный пробыл до 1819 г. В этом году он отпросился на покой и был уволен на свою родину в Ростов, в Варницкий монастырь. При прощании с своей паствою преосвященный получил от Уфимского дворянства литографированный портрет свой в количестве нескольких сот экземпляров. Портреты эти и по настоящее время сохраняются во многих домах его почитателей, очевидно полученные их отцами, преимущественно духовными, от самого преосвященного. – 9

Какого рода были причины, заставившие проситься Августина на покой – неизвестно. Быть может будущий биограф, разбирая Уфимский консисторкий архив, и найдет в нем следы этих причин, но нам известно лишь то, что архипастырь после неоднократно выражал желание снова принять на себя управление какой-либо епархией и, не смотря на то, более двадцати лет пробыл в своем бедном уединении.

Все время пребывания в монастыре (1819–1842 г.) он занимался сочинениями и жил очень замкнуто; ездил часто в Ростов к собору, где у него под колокольней, в палатке, помещалась обширная библиотека, которую он не имел возможности держать в своих небольших деревянных кельях, боясь пожара. Выходя за монастырскую ограду, он был всегда окружен массой птиц, преимущественно воробьев, которых кормил, бросая на пути корки хлеба.

Преосвященный Августин скончался 1 января 1842 г. и погребен в Варницком монастыре. Всю свою большую библиотеку из сочинений и писем он отдал в Ярославскую и Уфимскую семинарии и в С-Петербургскую Духовную академию, свое же небогатое имение бедным родственникам.

В оставшейся после Августина духовной любопытен один пункт, в котором он завещает сделать обряд его погребения следующим образом: «Поскольку душа моя, при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приуготованный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению». Скромная могильная плита преосвященного Августина теперь уже редко бывает предметом поклонения. Почитатели его все перемерли, сочинения лежат в рукописях, а братия Троицкого заштатного монастыря, очевидно, и не знает о подвигах преосвященного и не читала его прекрасного стихотворения, напечатанного в 1794 г., кончающегося словами:

Я буду в шалаше спокойном,

В уединенном и безмолвном,

Тебя в душе воспоминать,

И ко снисканию совершенства,

Ко утверждению блаженства,

Во всем Тебе лишь подражать!..

* * *

8

Рукопись нашего Собрания № 3490.

9

У Ровинского: № 2 (Подроб. Слов, о русск. грав. портр. Спб 1886 г.).


Источник: Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова-Великого, Ярославской губернии... / А.А. Титов. - Сергиев Посад : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1893. - 43 с.

Комментарии для сайта Cackle