К 255-летию Преосвященного Анастасия Братановского

Источник

255 лет назад – родился Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский (1805–1806 гг.). Человек, обладавший даром блестящего проповедника, учителя, а также драгоценными душевными качествами: великодушием, утешением, сострадательной, деятельной любовью к ближним.

В фондах Государственного архива Астраханской области хранится книга, в которой собраны Поучительные Слова, звучавшие из уст проповедника в последние годы его жизни – «говоренные» в соборе, церквях и храмах Астраханской епархии. Книга эта, как и большинство сочинений 18 – начала 19 вв., имеет длинное название, но его, без сомнения, стоит упомянуть полностью: «Поучительные Слова, Преосвященным Анастасием Братановским, Святейшего Правительствующего Синода членом, Архиепископом Астраханским и Кавказским, Ордена Святой Анны I-го класса кавалером, и Императорской Российской Академии членом со вступления на паству Астраханскую проповеданные, с приложением Мыслей, и начертания Жизни его. (Часть IV и последняя)».

На просторах интернета достаточно полно представлена биография Преосвященного Анастасия, поэтому здесь мы хотим только дополнить его портрет небольшими штрихами – воспоминаниями, взятыми из вышеупомянутой книги и цитатами из его Слов.

Две последние проповеди астраханского архиепископа были посвящены открытию Астраханской гимназии и Губернского училища. В них он с любовью наставляет учащихся и учителей, говоря, что Бог дает Свои дары туне (даром), но для получения оных требуется готовность и желание учиться, и тогда: «родители будут предвосхищаться радостнейшею надеждою, что дети их при образовании ума будут Богобоязненны, при образовании сердца будут добродетельны, при образовании благонравия будут благочестивы, ибо видят, что учителя их исполнены духа разума, духа благочестия, духа премудрости, духа страха Божия».

Сам Анастасий около 23 лет отдал учительству (при том, что прожил чуть более 45): с 21 года преподавал латинский язык в Севской (позже Орловской) духовной семинарии, затем был определен в Вологду, учительствовал в классе риторики в семинарии Кириллово-Белозерского монастыря (где окончательно определился с выбором монашеского пути). По прошествии года вернулся в Вологду, где кроме преподавания «возложена была на него должность толковать в церкви по воскресным дням священное Писание и сказывать иногда проповеди». Именно здесь открылись его дарования проповедника, «кои доставили ему удивление и почтение от всего города».

Далее была Александро-Невская семинария (позже Академия) в Санкт-Петербурге, субботние уроки Закона Божия в Гвардии Измайловского полка: «Ученики обожали учителя своего за его прекрасные нравственные наставления, за его обхождение с ними; начальство почитало его за отличный его ум, прилежание и за его добродетели».

В 1793–1795 гг. Анастасий «исполнял священнослужения» в Санкт-Петербурге и «сказывал при высочайшем Дворе, и в других местах слова поучительные»: «Великие нравственные истины, коими наполнены они, убедительное красноречие, выбор материй, обработанных с искусством, достойным гения, приобрели ему славное имя Российского Массильона».

В 1797 г. он был «всемилостивейшее пожалован» в епископа Белорусского и Могилевского. Белорусская епархия «представилась Анастасию в неожиданной расстройке»: приходилось не только приводить в порядок дела епархии, но и «сражаться с духовенством других религий» (униатами и католиками). И все же главным его делом оставалось «поучение слову Божию». При нем было увеличено число казенных воспитанников семинарии, определена ежегодная сумма для четырех лучших учеников, воспитывавшихся на его иждивении; порой во время болезни учителя семинарии сам Анастасий «преподавал философский класс <∙∙∙> и сим не скучал». Также им было куплено несколько домов для служителей церкви, на собственном иждивении его содержалось десять молодых бедных людей не из духовного звания, была учреждена больница на пятнадцать человек.

В Могилеве Преосвященный Анастасий серьезно заболел чахоткой (это была наследственная болезнь, к этому времени от чахотки (туберкулеза) уже умерли его отец, дядя и брат), и в 1805 г. подал прошение о переводе его в Астраханскую епархию. «Бледный, удручаемый медленною болезнию, не взирая на суровость погоды, отправился он 7 января 1806 года из Санкт-Петербурга в Астрахань, куда и прибыл 7 февраля к великому обрадованию новой паствы своей, которая по слуху знала уже о редких его достоинствах и добродетелях». О новом месте он писал своим друзьям: «лучшей епархии для спокойствия нет, как Астраханская: было бы только здоровье, а времени досужнаго столько много, что и грешно бы было не употребить для пользы святыя Церкви».

За короткое время управления епархией Владыка приобрел любовь и уважение не только духовных лиц, но и светских особ. Именно он отстоял Троицкий собор Астраханского кремля, убедив губернатора князя Тенишева не разбирать его на кирпич (такое решение было принято в связи с ветхостью собора, южная стена которого пошла трещинами). Тут же нашелся и жертвователь для оплаты восстановительных работ – купец Иван Лаврентьевич Абезьянин, выделивший на это благое дело более шести тысяч рублей серебром.

ВАстрахани Преосвященный Анастасий начал работать над «Толкованием на Евангелие Иоанна Богослова», но работа эта не была закончена. Вероятно, были и другие сочинения (кроме Поучительных слов) над которыми он трудился в это время; незадолго до смерти он писал своему другу: «Есть у меня мои труды: но иные не выправленные, другие не оконченные, третьи не переписаны; и Бог знает, приведу ли к концу недоконченное».

Силы Анастасия мало-помалу ослабевали, и накануне своего 45-летия он начал составлять завещание, по которому всю свою келейную библиотеку передал Астраханской семинарии «в пользу учащих и учащихся чрез чтение, а не чрез хищение книг», листовое Евангелие в досках – в соборную ризницу, крест с драгоценными камнями и «всемилостивейшее пожалованную» Императором Александром Iпанагию – в архиерейскую ризницу…

7 декабря 1806 г. по Именному Высочайшему указу Анастасий был избран членом Святейшего Правительствующего Синода, «но монаршее сие об нем благоволение уже не достигло ушей его. Ибо он 9 числа тогож декабря по полуночи в 6 часов позван к Царю царствующих Вседержителю Богу, «скончав течение свое на земле мирно; и быв спокоен до последнего дыхания».

Погребен Преосвященный Анастасий Братановский был в нижнем храме Успенского собора «при общем рыдании сетующей о нем паствы». Сохранилось немало воспоминаний об этом «праведном муже», особо отмечающих милосердие, миролюбие, легкий нрав Владыки, и в то же время непреклонность и бесстрашие в отстаивании истины.

«В поучениях своих он не знал ни рабского подражания, ни высокопарности, ни низкой простоты», слова его, побуждаемые любовью к Богу, шли «от уст к устам, от сердца к сердцу». В одном из последних своих обращений к пастве он словно оставляет духовное завещание: «Человек, признай и познай Бога Создателя твоего; тогда и будешь человеком разумным, мудрым, смысленным, словесным».


Источник: К 255-летию Преосвященного Анастасия Братановского. [Электронный ресурс] // Агентство по делам архивов Астраханской области.

Комментарии для сайта Cackle