Азбука веры Православная библиотека епископ Анастасий (Александров) Посещение Преосвященным Анастасием татарского трехсвятительского монастыря
Н. Никольский

Посещение преосвященным Анастасием татарского трехсвятительского монастыря

Источник

21 июля 1912 года.

В Лаишевском уезде, на дарственной земле В. Л. Симбирина, 7 лет назад тому, был основан монастырь во имя трех святителей Казанских Гурия, Германа и Варсонофия. Монастырю была поставлена миссионерская задача. Состав братии предполагался из крещеных татар, так как в миссионерском воздействии нуждалось и нуждается, главным образом, татарское население уезда, как Лаишевского, так и прилегающего к нему Мамадышского. Инициатором этого дела был Преосвященный Андрей, тогда еще архимандрит. Изучая быт крещеных татар, Преосвященный Андрей увидел, что среди крещеных татар уже настало время насаждать монашество, что было, конечно, не мыслимо 50 лет тому назад в виду отступнических движений среди них. При основании монастырю были завещаны следующие условия: не пить вина, молиться и трудиться; находящееся в монастырском храме собственноручное завещание Преосвященного Андрея призывает проклятие на того, кто первым пронесет в монастырь водку.

Надо заметить, что монастырь пока свято хранит заповедь первооснователя.

Чтобы и в будущем монастырь стоял на высоте своей задачи, ему необходима поддержка, каковой надо считать посещение Архипастырей.

К числу именно таких братских посещений относится посещение обители Преосвященным Анастасием, Епископом Чистопольским, Ректором Казанской Духовной Академии. Владыко прибыл в обитель 21 июля пред всенощным бдением. Встреченный братией и богомольцами, Владыко проследовал в храм. Здесь, после молебна и многолетия, Преосвященный обратился к братии с приветственным словом. В задушевных словах, он выразил свое удовольствие той миссии, какую несет на себе монастырь среди мусульманского населения, одобрил все начинания монастыря и пожелал ему преуспеяния и в будущем.

После этого, благословив братию и обласкав каждого из монашествующих, Преосвященный Анастасий отправился в настоятельские покои, если только можно назвать так деревенскую избу с 4 комнатками-клетками.

Всенощное бдение совершалось на славянском и татарском языках. Чтение и пение монашествующих было одобрено Преосвященным Анастасием.

После всенощного бдения, Владыко знакомился с монастырем, беседуя с о. настоятелем, иеромонахом Серафимом и иеромонахами о. Ананием и о. Адрианом.

22-го июля, рано утром, Владыко обозревал монастырские строения и был на монастырском ключе. В 6 ½ час. утра начался благовест к литургии, а в 7 ч. и сама литургия. Служил сам Владыко в сослужении благочинного свящ. А. Д. Нечаева и иеромонахов о. Серафима, о. Анания и о. Адриана.

После молебна, Преосвященнейший Анастасий сказал братии поучение. «Сегодня», – говорил Владыко, «у нас двойной миссионерский праздник; мы вспоминаем святую равноапостольную Марию Магдалину, первую проповедницу об Иисусе Христе, Господе нашем и празднуем тезоименитство Государыни Императрицы Марии Феодоровны, Августейшей Покровительницы Православного Миссионерского Общества, ведущего свое просветительное дело среди крещеных татар чрез посредство Казанского Братства Святителя Гурия». Выяснив далее в ярких красках сущность деятельности св. Марии Магдалины и значение Государыни Императрицы Марии Феодоровны для миссионерского дела, Преосвященный Анастасий пожелал, чтобы братия неослабно возгревала в себе миссионерский дух, столь необходимый среди окружающей мусульманской тьмы.

После литургии, Преосвященный Анастасий пожелал побывать у маститого (81-летнего) покровителя обители Василия Львовича Симбирина, живущего в 1 версте от монастыря. Владыко благодарил Василия Львовича за щедрые пожертвования монастырю, на что Симбирин ответил: «если обитель будет такой же, какой была до сих пор, то я буду помогать до смерти; a если вмешается постороннее лицо, то откажусь; этот монастырь за 6 лет не выпил ни одной рюмки». В беседе с Архипастырем, В. Л. Симбирин высказал мысль, что он очень ценит то мнение, которое сложилось о монастыре среди мусульманского населения, как «святом, трудолюбивом и трезвом монастыре».

Возвратившись от г. Симбирина, Преосвященный Анастасий проследовал прямо в монастырский храм, где, после напутственного молебствия, благословил каждого присутствующего, a монашествующих, сверх тото, утешил обещанием молиться за них, дабы Господь попрежнему «не оставил их своей благодатью на трудном иноческом и миссионерском поприще».

Напутствуемый братией и богомольцами, под звон колоколов, Владыко отбыл из монастыря.


Источник: Никольский Н. Посещение преосвященным Анастасием татарского трехсвятительского монастыря (21 июля 1912 г.) // Известия по Казанской епархии (Неофицальный отдел). 1912. № 34. С. 1013–1015.

Комментарии для сайта Cackle