Некрополь Казанского кафедрального собора

Источник

(Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г. )1

4 октября 1552 года, по свидетельству летописцев и историков казанских 2, в день торжественного въезда в Казань, царем Иоанном Васильевичем Грозным был основан в г. Казани деревянный храм, впоследствии Казанский Кафедральный собор. На третий день, 6 октября, этот храм, в присутствии царском, был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1561 году, вместо прежнего деревянного храма, 21 мая начат постройкой, а 12 сентября закончен в византийском стиле каменный собор. Освящен он 3 первым Казанским святителем, архиепископом Гурием 4. Неоднократные пожары Казани и собора, бывшие в 1596, 1672, 1694, 1742, 1815 и др. годах, сильно разрушали здание, а следовавшие за этим исправления и реставрации перестройками и пристройками всякий раз видоизменяли прежний вид Кафедрального собора.

Драгоценнейшая святыня собора – мощи Казанского первосвятителя Гурия покоятся здесь, в левой стороне центральной части храма, между колоннами. Они открыты в 1595 году, 4-го октября, сначала почивали в Спасо-Преображенском монастыре и в Кафедральный собор перенесены в 1630 году.

Кафедральный соборный храм с давних времен служил местом вечного покоя скончавшихся в Казани архипастырей. Здесь почивают митрополиты и архиепископы – Вассиан 5, Тихон I 6, Матфей 7, Симон 8, Корнилий I 9, Лаврентий II 10, Иоасаф 11, Маркелл 12, Тихонъ III 13, Павел I 14, Иона 1515, Афанасий 1616, Антоний II 1717, Павел II 1818 и Владимир II 1919.

Историки и летописи казанские указывают и место погребения этих святителей, говоря, однако, кратко и не всегда и о всех точно. Об одних (архиеп. Вассиан, митрополит Матфей, митроп. Симон, митр. Корнилий и митр. Иоасаф) они свидетельствуют только, что эти владыки почивают в соборе, у северной стены, о других (митроп. Тихон III и архиеп. Павел I), – что они покоятся у южной стены, об архиепископе Ионе не говорят ни слова, а об остальных указывают определенно – под главным алтарем собора, в особой усыпальнице (архиеп. Тихон I, митроп. Лаврентий II, митроп. Маркелл, архиеп. Афанасий и архиеп. Владимир II), или же – в соборном, правом приделе (архиепископы Антоний II и Павел II); в обоих последних местах над останками этих святителей имеются надгробия.

Нет надгробий только над прахом почивающих внутри собора. Не определены, как мы видим, таким образом точно только места вечного упокоения прежних святителей, погребенных внутри храма, у северной и южной его стены. Эти неточные данные повторяются также и позднейшими спасателями Казанской старины 20, исключительно в данном случае перепечатывающими только старую фразу о погребении останков этих святителей в соборе, у северной, или у южной стены, не задавая себе точного вопроса, где именно и на каком месте мог покоиться тот или иной архипастырь, а вопрос о месте покоя архиепископа Ионы совершенно не ставя на очередь, должно быть за отсутствием данных.

Ремонт Кафедрального собора и поправление его пола, производимое в настоящее время, по случаю проведения труб для центрального отопления, однако, дает нам возможность несколько осветить любопытный вопрос о месте вечного покоя прежних казанских владык. Поднятые при работе четырехугольные плиты пола собора и каменные, в большинстве случаев плитняковые, под ними настилка, открыли нам внутри собора под полом, вдоль всей северной и южной стены, целый маленький некрополь – ряд выложенных камнем и кирпичом, закрытых сверху каменными же плитами и засыпанных мусором могилок – гробниц с помещенными в них восемью неизвестными гробами разной сохранности, формы и качества отделки. Эти археологические данные, а главным образом указанные три особенности открытых могилок почивших святителей: равная степень сохранности, форма и отделка гробов, да плюс ещё исторические сведенья в литературе о скончавшихся в Казани архипастырях, указывая точно место погребения, служат вместе с тем и критерием для определения самих могилок. Они предлагают нам основания высказать те или другие соображения относительно порядка погребения, давая верные показания и касательно определения лиц, покоящихся здесь.

Видимо погребете усопших владык происходило вдоль стен, начиная от паперти (ныне трапезной части храма) и двигаясь к алтарю, сначала хоронили по северной стороне, где имеются пять гробниц и в них пять гробов, а затем вдоль южной стены, где мы усматриваем три гроба в гробницах. Об этом порядке погребения свидетельствует нам степень целости самих гробниц и гробов. Плохой сохранности оказалась гробница первая у северной стены, в северо-западном её углу, а, затем, не особенно прочна и вторая, следующая за ней, подвигаясь к алтарю. Обе эти гробницы, крайние в центральной части храма, расположены как раз в простенке между аркой, отделяющей трапезный теперь пристрой собора от центральной части, и теперешним образом Преподобного Сергия. Гробницы эти должны быть очень древние; обе (особенно первая) можно сказать уже и осыпаются при прикосновении к ним рабочей руки – в гробах их истлело не только покоящееся тело, представляя исключительно прах и косточки, но и сами доски (особенно первого) легко разламываются, превращаясь в куски сухой гнилой древесины. На этом основании можно предположить, что здесь покоятся самые отдаленные, старшие по времени, первые из почивших в Казани святителей – архиепископ Вассиан († 21 мая 1575 г.)5 и митрополит Матфей († 13 января 1646 г.)7.

Затем следует большая сохранность гробниц с останками, покоящимися даже в совершенно, по внешнему виду, не предавшихся истлению гробах. А этим, может быть, характеризуется и более позднее, сравнительно близкое к нам время погребения. Тут следует предполагать гробницы митрополита Симона († 26 сентября 1649 г.)8, под теперешним образом Преподобного Сергия, и митрополита Корнилия I († 17 августа 1656 г.)9, у простенка между образом Сергия Преподобного и Боголюбской иконой Божьей Матери. Здесь видна и особая форма гробов, характеризующая глубокую старину, это – дубовая колода, можно сказать с фронтоном в головной и ножной стороне и с дубовой же двускатной (на право и на лево), коньком крышкой, без всякой отделки и обивки извне. Гробы, открываемые при изучении, целы и прочны, хотя крышки их легко поднимаются и дерево их очень мягко на ощупь.

Ближе к алтарю, под полом, у теперешнего Боголюбского образа Богоматери, усматривается тоже кладка гробницы, но она заделана плотно камнем и вскрыта в настоящее время, без нужды в этом, не была, так как в данном месте пол не поднимался. Это вероятно, место покоя митрополита Иоасафа († 30 января 1686 г.)11, значащегося у историков погребенным тоже возле северной стены храма.

Мы закончили описание гробниц у левой, северной стены внутри собора.

Такой же формы и сравнительно еще большей сохранности, тоже без всякой отделки извне, представляется вниманию наблюдателя дубовый колодой гроб, положенный в гробнице, с правой стороны внутри собора, у южной его стены, как раз против гробницы архиеп. Вассиана (помещающейся на северной стороне) – именно в простенке между образом святых Кирилла и Мефодия и аркой, где к центральной части храма примыкаете позднейший трапезный её пристрой. Древность этой гробницы и её вида, – гроб с знакомой нам двускатной крышкой и фронтонным видом изголовья и ножной стороны, можете служить основанием для мысли, что здесь почивает также и древний святитель, следующий по времени из почивших в Казани и указанный историками, как погребенный у южной стены, митрополит Тихон III († 24 марта 1724 года)13.

Далее, форма гроба, расположенного впереди этого, именно под теперешним образом святых Кирилла и Мефодия, уже иная, чем предшествующая: большой его размер с широкой вверху плоскостью и малыми четырьмя скатами по бокам его крышки, а также сохранившаяся темная бархатная обивка указывает на более новое, близкое по времени и типу к нам погребение. Таким святителем, почившим в Казани и здесь погребенным, должен быть архиепископ Павел I († 14 января 1815 г.)14.

Еще ближе к алтарю, в пространстве между образом свв. Кирилла и Мефодия и Федоровским Божьей Матери, под полом видится не просто знакомая нам форма гробницы, а уже с кирпичным сводом правильный склеп, на подобие современных, и в нем обитый темной от времени, по видимому, парчевой материей гроб с волнистой по скатам, очень близкой к современному типу, четырехскатной крышкой, с узкой плоскостью в верхней части. В этом последнем, неизвестном гробу, вероятно, судя по новому типу обстановки погребения, почивает и последний из покоящихся внутри собора, нигде у историков по месту покоя точно не отмеченный, казанский архиепископ Иона († 3 февраля 1828 г.)15.

Остальные, скончавшиеся в Казани, Казанские святители погребены в определенных, известных и отмеченных надгробьями местах – или в усыпальнице, под главным алтарем собора, – или же, в правом соборном, в настоящее время во имя Рождества Христова, приделе, как это мы видели выше.

Таким образом, рассмотрение и изучение гробниц с останками святителей Казанских, почивающих внутри Казанского кафедрального собора, под полом, вдоль северной и южной стен, приводит нас к мысли о возможности точного определения, согласно указанному, места вечного покоя каждого из казанских архипастырей XVI, XVII, XVIII и XIX века, погребенных внутри кафедрального собора, свидетельствует так или иначе о действовавшем в то время ритуале погребения иерархов и дает представление о форме старорусских гробов и гробниц знатных особ того времени.

А. Александров

* * *

1

Сообщено в заседании Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии, 18 октября 1907 г.

2

См. Рычков, Рыбушкин, Любарский, Шпилевский, Заринский и друг.

3

Фукс К.Ф., Краткая история г. Казани, стр. 152 (Известия Общества Арх. Ист. и Этн., т. XXI, в. 2. Казань 1905 г.)

4

7 февраля 1555 г. хиротонисан в архиепископа Казанского, а 4 декабря 1563 г. святитель Гурий скончался, приняв перед тем 2 декабря великую схиму, и погребен был у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря.

5

Архиепископ Вассиан был в 1559 г. игуменом Костромского Ипатиевского монастыря, в1571г. возведен в архимандрита московского Новоспасского монастыря, в 1572 г. присутствовал на соборе, созванном для решения вопроса о четвертом браке царя И.В. Грозного; 14 февраля 1575 г. он хиротонисан в архиепископа Казанского и в том же году, 21 мая, скончался, прожив в Казани всего четыре недели; погребен он в Кафедральном соборе, у северной стены.

6

Архиепископ Тихон I (Хворостинин) в 1572 году был игуменом Угрешского (Московск. епархии) монастыря, затем Иосифо-волоколамского; 5 июля 1575 г. хиротонисан в архиепископа Казанского и скончался 14 июня 1576 г. По завещанию он погребен был под папертью Троицкого монастыря, находившегося внутри крепости, около дома архиерейского, но по истечении 126 лет, в 1702 году, митрополитом Казанским Тихоном III тело его перенесено в собор и положено у южных врат, а в 1846 г. положено в усыпальнице, находящейся под главным алтарем собора.

При этом архиепископе скончался бывший Тверской епископ, свят. Варсонофий, находившийся в Казанском Спасо-Преображенском монастыре на покое, и погребен им в Спасском монастыре, у алтаря соборного храма, 11 апреля 1576 г.

7

Митрополит Матфей был со 2 июля 1606 г. игуменом Кирилло-белоозерского монастыря; 7 февраля 1615 г. он хиротонисан в митрополита Казанского, скончался 13 января 1646 г. и погребен в кафедральном соборе, у северной стены. При нем мощи святителя Гурия 20 июня 1630 г. перенесены из Спасского монастыря в кафедральный собор. По его благословению сооружен в Седмиозерной пустыни храм Вознесения Христова, где поставлена чудотворная Смоленская икона Божьей Матери.

8

Митрополит Симон, серб по происхождению, назначен в Казань 7 февраля 1646 г. из сербских митрополитов и 26 сентября 1649 г. скончался, будучи погребен в кафедральном соборе, у северной стены.

9

Митрополит Корнилий I был игуменом Макарьева-желтоводского монастыря, а потом Богоявленского Московского; 13 января 1650 г. хиротонисан в митрополита Казанского, скончался 17 августа 1656 г. и погребен в Кафедральном соборе, у северной стены.

10

Митрополит Лаврентий II постриженик Новгородского Вяжецкого монастыря, откуда перемещен иеродиаконом в Москву в число патриарших ризничих и, затем, 6 апреля 1654 г. хиротонисан в епископа Тверского, в 1655 г. возведен в архиепископа, а 26 июля 1657 г. назначен митрополитом Казанским и, постриженный в схиму с именем Левкия, скончался 11 ноября 1672 г., будучи погребен в правом приделе кафедрального собора, но в 1840-х годах тело его перенесено в усыпальницу под главным алтарем кафедрального собора. Ему первому из Казанских митрополитов было дозволено носить белый клобук и саккос с препоясанием и производить осенение дикириями и трикириями. Митрополит Лаврентий написал канон на перенесение мощей св. Гурия. Приписываемый же ему канон и стихиры св. Герману и житие его написал по поручению Лаврентия и с его слов Свияжскаго монастыря инок Иоанн (см. Житие святителя Германа П. В. Знаменского, Изв. по Казан, епархии за 1894 г., и подлинное житие в библиотеке Петербург. академии).

11

Митрополит Иоасаф из архимандритов Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря хиротонисан в митрополита Казанского 6 сентября 1674 г., а 30 января 1686 г. скончался и погребен в соборе, у северной стены.

12

Митрополит Маркелл происходил из южных славян, ученейший человек своего времени, знаток языков греческого, латинского, немецкого, польского и татарского, до монашества служил в посольском приказе, в 1679 году был архимандритом брянского Свенского монастыря, а 21 марта 1680 г. хиротонисан во епископа Суздальского, в 1681 г. переведен в Псков с возведением в митрополита и 8 сентября 1690 г. назначен в Казань, где и скончался 21 августа 1698 г. Тело его было сначала погребено в соборе, в правом приделе, а потом, в 1840-х годах, перенесено в усыпальницу, под главным алтарем кафедрального собора. При нем в 1694 г. был сильный пожар г. Казани, повредившей мощи святителя Варсонофия.

13

Митрополит Тихон III (Воинов) родился в Нижнем Новгороде 21 февраля 1655 г., происходя из купеческой семьи; постригся в Нижегородском Благовещенском монастыре в монахи и 3 февраля 1679 г. в сане иеродиакона взят патриархом Адрианом в Москву и назначен патриаршим ризничим; затем, 20 февраля 1692 г. рукоположен в иеромонаха и определен настоятелем Ново-Спасского монастыря с возведением 3 апреля того же года в архимандрита; 21 апреля 1695 г. хиротонисан в митрополита Сарского и Подонского, а 7 марта 1699 г. (но не 25-го марта, как говорят казанкие летописцы и историки *) переведен в Казань, где в 3:25 утра 24 марта 1724 г. скончался и погребен в кафедральном соборе, у южной стены. Митрополит отличался особой миссионерской деятельностью среди местных инородцев и был ктитором Раифской пустыни Казанской епархии.

* См. Прих.-расх. книги Крутиц. Архиер. дома 1699 г. л. 119, № 15. Арх. М. Юст. по Мон. прик. №15. 7-го мая он (Тихон) еще не выезжал в Казань, а кушал у Крутицкого архиерея (л. 7).

14

Архиепископ Павел I (Зернов), уроженец Московской епархии и воспитанник Московской академии, был наместником Троицо-Сергиевской лавры и ректором лаврской семинарии; затем, ректор ярославской семинарии и настоятель Преображенского ярославского монастыря, далее, настоятель Саввино-Сторожевского монастыря и Данилова в Москве. 15 апреля 1778 г. хиротонисан в епископа Костромского, 15 января 1800 г. перемещен в Тверь, а 15 сентября 1801 г. возведен в архиепископа и 18 декабря 1803 г. назначен в Казань, где скончался 14 января 1815 г. и погребен в соборе кафедральном, у южной стены.

15

15 Архиепископ Иона (Павинский), уроженец олонецкой епархии, учился в Александро-Невской академии; потом – священник, протоиерей, законоучитель Иезуитского института и духовник великой княгини Екатерины Павловны. В 1813 году он пострижен в монахи и 31 декабря того же года возведен в архимандрита Воскресенского Новый Иерусалим монастыря; 22 июля 1817 г. хиротонисан в епископа орловского, 21 июня 1821 года перемещен в Тверь и возведен в архиепископа, а 6 ноября 1826 года переведен в Казань, где и скончался 3 февраля 1828 года.

16

16 Архиепископ Афанасий (Соколов), уроженец Костромской епархии, образование получил в С.-Петербургской духовной академии; 25 июня 1841 г. хиротонисан в епископа Томского, с 24 ноября 1853 года архиепископ Иркутский и 3 ноября 1856 года назначен в Казань; с 9 ноября 1866 г. был на покое в Казанском Кизическом монастыре, где и скончался 2 января 1868 г., будучи погребен в усыпальнице, под главным алтарем кафедрального собора.

17

17 Архиепископ Антоний II (Амфитеатров) окончил курс в Киевской академии, был её ректором; 30 марта 1858 г. хиротонисан в епископа Чигиринского, 31 октября 1859 г. – епископ Смоленский, а с 9 ноября 1866 г. – Казанский и 16 апреля 1867 г. возведен в Казанского архиепископа; скончался в ноября 1879 г. и погребен в правом приделе кафедрального собора, за левым клиросом.

18

18 Архиепископ Павел II (Лебедев) родился 12 декабря 1827 г, образование получил в С.-Петербургской академии, 8 сентября 1868 г. хиротонисан в епископа выборгского, затем архиепископ кишиневский, экзарх Грузии и с 29 сентября 1887 г. архиепископ Казанский; скончался 23 апреля 1892 г. и погребен у южной стены в правом приделе кафедрального собора.

19

19 Архиепископ Владимир II (Петров) родился 29 мая 1828 г. в Федосеевской станице войска донского, образование получил в С.-Петербургской духовной академии, был её профессором и инспектором. 16 марта 1880 г. хиротонисан в епископа бийского, затем, епископ томский, ставропольский, нижегородский и с 7 мая 1892 г. архиепископ Казанский; скончался 2 сентября 1897 г. и погребен в усыпальнице, под главным алтарем кафедрального собора.

20

О. Богословским, Пинегиным и друг.


Источник: Александров А. Некрополь Казанского кафедрального собора : Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г. // Известия по Казанской епархии. 1907. № 42. С. 1309–1317.

Комментарии для сайта Cackle