Азбука веры Православная библиотека Алексей Сергеевич Кашкин "Темже ревноваше пророчеству не солгатися": проблема исполнения пророчеств в Ветхом Завете

«Темже ревноваше пророчеству не солгатися»: проблема исполнения пророчеств в Ветхом Завете

Источник

Второзаконие считает факт исполнения пророчества критерием, по которому можно отличить истинного пророка (Втор. 18:22). Тем не менее, в пророческих книгах Ветхого Завета есть пророчества, которые в своем буквальном смысле не исполнились (самое известное из них – пророчество Ионы о разрушении Ниневии). Таким образом, возникает проблема исполнения пророчеств. В предлагаемом докладе рассматриваются пророчество Ионы и другие пророчества Ветхого Завета, об исполнении которых говорить не приходится. В заключительной части предлагаются размышления, объясняющие возможность неисполнения некоторых библейских пророчеств.

В настоящем очерке речь пойдет о проблеме исполнения ветхозаветных пророчеств. Будут рассмотрены следующие вопросы: в какой мере можно говорить об осуществлении сказанных (записанных) пророчеств? Должны ли они непременно сбываться и насколько возможно неисполнение слова, сказанного истинным пророком? Важно отметить, что в известной книге И. Грица «Внимая голосу пророков» выражение «проблема исполнения пророчеств» имеет другой смысл: рассматриваются вопросы, как и когда можно говорить об осуществлении того или иного пророчества, в связи с чем выделяются разные виды пророчеств1 и проводится мысль, что для каждой группы факты исполнения пророчеств можно фиксировать с разной степенью убедительности. Так вот, мы акцентируем внимание, что в нашем исследовании выражение «исполнение пророчества» означает реальность буквального осуществления пророческих слов в истории. Понятно, что этот вопрос имеет принципиальное значение для толкования пророческих книг Ветхого Завета.

Итак, с одной стороны подобной проблемы не должно быть. Второзаконие считает факт исполнения пророчества критерием, по которому можно отличить истинного пророка от лжепророка: Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей (Втор. 18:22). Получается, все очевидно: то, что сказал истинный пророк, непременно должно исполниться; если же пророчество не исполнилось, то человек, его произнесший – лжепророк и за дерзость он достоин смерти. Похожая мысль высказывается в речах Валаама: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Чис 23:19). Следовательно, тексты Торы не допускают сомнений в том, что сказанное истинным пророком слово исполнится непременно.

Однако реальность всегда сложнее идеальной доктрины, что мы и видим в пророческих книгах. Здесь неоднократно встречается мысль, что Бог может изменить Свой план о человеке (народе), так что изреченное пророчество может в точности и не исполниться. Явно об этом говорит пророк Иеремия: Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер. 18:7–10). Примеры таких перемен в Божественном домостроительстве хотя и не столь многочисленны, но присутствуют в Библии.

Сначала укажем наименее известный пример, иллюстрирующий 2-ю часть вышеприведенного высказывания Иеремии. В книге пророка Осии есть пророчество об обращении Израиля: Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни (Ос. 3:4–5). Наиболее вероятно, что в буквальном смысле это пророчество относилось к десятиколенному Израильскому царству. Однако в истории мы не видим его исполнения. Современный исследователь книги пророка Осии игумен Арсений (Соколов), как бы иллюстрируя приведенные слова пророка Иеремии, заключает: «Пророчество Осии об обращении и возвращении Израиля не исполнилось…. Израиль в ассирийском рассеянии не обратился к своему Богу и не консолидировался, а, напротив, еще пуще отдался служению чужим божествам и ассимилировался, растворился на просторах великой империи». «Видимо, Господь отменил то, что сказал о нем через Своего пророка Осию»2. Таким образом, имеем один из немногих (возможно, единственный) пример, когда не осуществилось пророчество об обещанном народу благодеянии.

Гораздо больше в Писании встречается примеров противоположного свойства: Господь по Своей милости «отменяет» или «откладывает» первоначально предреченное наказание. Так, пророк Илия после казни Навуфея возвестил Ахаву: Вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою… (3Цар. 21:21), однако Ахав раскаялся и Господь впоследствии в откровении пророку Илии как бы корректирует Свои слова: Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его (3Цар. 21:29). Но самый известный пример – прощение жителей Ниневии. Сначала пророк Иона безапелляционно и безоговорочно возвестил: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! Однако ниневитяне покаялись и в итоге увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион 3:4, 10). И хотя ясно, что Господь здесь действует по Своей милости, все равно формально получается, что пророчество Ионы не исполнилось. Значит ли это, что Иона – лжепророк?

На это факт обращали внимание уже многие древние толкователи и, что интересно, именно нежеланием Ионы показаться лжепророком объясняли его неудавшуюся попытку бегства в Фарсис. Так, в иудейской традиции бытовало предание, будто Иона уже прежде откровения о Ниневии имел репутацию лжепророка, так как он возвестил гибель жителям Иерусалима, но они раскаялись и Бог помиловал их. В результате, когда он получил повеление от Бога проповедовать в Ниневии, он решил избежать своей миссии, иначе и язычники будут считать его лжепророком3. Более авторитетны для нас сходные рассуждения святителя Григория Богослова: «Иона бежал, чтоб не идти к ниневитянам с печальной и необыкновенной вестью и чтобы впоследствии не оказаться лжецом, если город спасется через покаяние. Ибо не спасение злочестивых огорчало его, но он стыдился быть служителем лжи и как бы ревновал о достоверности пророчества, которое в нем могло подвергнуться сомнению»4. Весьма вероятно, с мнением святителя Григория был знаком и преподобный Андрей Критский, который в Великом каноне выразил сходную мысль: «Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо яко пророк Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися»56.

Оригинальную попытку решения проблемы достоверности пророчества Ионы предлагает наш современник Christensen D. L., который говорит следующее: на самом деле пророчество Ионы исполнилось, однако сам Иона не понял его смысл до конца и ошибочно посчитал себя лжепророком. Глагол הָפַךְ в выражении וְנִֽינְוֵה נֶהְפָּכֶת (Син. пер. – Ниневия будет разрушена) часто означает разрушение или уничтожение города, однако может указывать и на внутреннее изменение в человеке; особенно показательны слова Самуила к Саулу: и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься (וְנֶהְפַּכְתָּ) иным человеком (1Цар. 10:6). Так вот, Иона (а вслед за ним и подавляющее большинство переводчиков и толкователей!) понял слова пророчества в смысле разрушения города (возможно, потому что сам желал гибели ассирийцам), однако Господь имел в виду совсем другое: Ниневия будет не разрушена, а будет как бы «перевернута» в духовном смысле, то есть покается и обратится к Богу. Получается, пророчество в реальности исполнилось, а Иона, мысливший категориями Закона, не смог воспрянуть духом и посмотреть на события с точки зрения Бога. Он не понимал собственных слов, которые Бог вложил в его уста7!

Приведенная точка зрения интересна, однако, кроме того очевидного факта, что она ставит под сомнение подавляющее большинство библейских переводов, ее недостаток еще и в утверждении странного тезиса о том, что пророки не всегда могли понимать буквального значения своих слов. Все-таки традиционная библеистика всегда говорила о том, что пророки Божии тем и отличаются от оракулов и языческих предсказателей, что их пророчества лишены двусмысленности и ясны для современников; тем более что сам пророк выступает не как пассивный глашатай, просто передающий слова Бога, а как полноправный творец истории: Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер. 1:10). Потому такая попытка решить вопрос о неисполнении пророчества Ионы, устраняя одну проблему, порождает множество других. Потому кажется более логичным признать факт неисполнения пророчества Ионы в буквальном смысле и искать этому феномену иное объяснение (которое и будет предложено далее) у святителя Григория, который в Великом каноне выразил сходную мысль.

Особое место в ряду «несбывшихся» пророчеств Библии занимают слова пророка Иеремии о гибели царя Иоакима: Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!» Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иер. 22:18–19). Эти слова противоречат ясному сообщению книги царей: И почил Иоаким с отцами своими (4Цар. 24:6), а также греческому тексту 2Пар. 36:8, где к информации книги Царств добавляется ремарка о месте погребения Иоакима: И почил Иоаким с отцами своими, и погребен был в Ганозане с отцами своими (καὶ ἐκοιμήθη Ιωακιμ μετὰ τῶν πατέρων αὐτοῦ καὶ ἐτάφη ἐν Γανοζα μετὰ τῶν πατέρων αὐτοῦ). Наш современник O. Lipschits, подробно проанализировав все библейские, а также внебиблейские данные, пришел к выводу, что именно книга Царств, повествуя о естественной смерти царя Иоакима, отражает реальный ход событий, тогда как пророчество Иеремии на самом деле является проклятием в духе Второзакония, реакцией на нечестивую политику Иоакима8. Получается, что пророчество Иеремии в буквальном смысле не исполнилось; но если учесть, что оно в реальности было скорее заветным проклятием, нежели собственно пророчеством, можно говорить, что оно изначально не было предназначено к непременному исполнению.

Итак, мы рассмотрели несколько примеров, когда пророчества, изреченными истинными вестниками Яхве, оказались не исполненными по своему буквальному значению. Значит ли это неправомерность выдвигаемого Второзаконием критерия истинности пророка? Конечно, нет; представленные факты говорят о том, что истинное библейское пророчество имеет более сложную природу, нежели банальное предсказание. Приведем два тезиса, объясняющих возможность неисполнения библейского пророчества. Во-первых, как рассуждает J. Tigay, требование непременного исполнения пророчества – свойство языческой мантики, необходимый результат для магического пророчества. В то же время целью библейского пророчества является не предсказание будущего, а нравственное исправление человека9. Если основная цель достигнута (человек или народ раскаялся, встал на путь исправления), то необходимость в исполнении буквального смысла грозного пророчества отпадает. Во-вторых, как пишет И. Гриц, «все пророчества Ветхого и Нового Завета, содержащие угрозу наказания, отвержения, разрушения, уничтожения и даже окончательной гибели, несмотря на императивную форму их высказывания, внутренне условны»10. Об этом подробно рассуждает известный современный библеист А. Мелло, который обращает внимание на тот факт, что в формулировках пророчеств иногда употребляется наречие אוּלַי («возможно, может быть»). Это значит, что развитие событий в любой ситуации не может быть строго детерминировано. «Бог может решить “искоренить, сокрушить и погубить”, но всегда может и “раскаяться”, переменить свое решение. Но верно и противоположное: Бог может решить “устроить и утвердить”, а потом по какой-либо причине может отменить это»11. Важно, что это пророческое «возможно» нередко подразумевается в тех текстах, где оно явно не употребляется. Это значит, что даже если пророк ясно говорит о предстоящем благословении или наказании Господнем, этот факт еще не означает абсолютного предопределения: тот, кому обещано благоденствие, не имеет права «расслабиться», а тот, кому возвещено наказание, не должен полностью отчаиваться. Получается, что любое пророчество, относящееся к судьбе человека или общества, изначально является условным (в той или иной степени), а раз так, значит остается возможность и его буквального неисполнения.

Список использованной литературы.

Григорий Богослов, свят. Слово 3-е. / Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова,

Архиепископа Константинопольского. Т. I.

СПб. Издательство П. П. Сойкина. Б/г.

Гриц И. Внимая голосу пророков. Введение в

чтение пророческих книг Ветхого Завета. М., 2007.

Соколов А. Пророк и блудница. Комментарий к

1 – 3 главам Книги пророка Осии. М.: Издательство ББИ, 2016.

Триодь Постная. Ч. 1. М.: Издательский Совет

Русской Православной Церкви, 2002

Christensen D. L. Deuteronomy 1--21:9~// Word

Biblical Commentary. Vol. 6a. Dallas,

2002

Ginzberg

L., Szold H., & Radin P. Legends of the Jews (2nd ed.). Philadelphia: Jewish Publication

Society, 2003

Grégoire

de Nazianze.

Discours 1–3 (Orationes 1–3)// Source chretienne, № 247. Paris, 1978.

Lipschits O. “Jehoiakim Slept With His Fathers…” (II

Kings 24:6) – Did He? URL: http://biblicalstudy.ru/OT/50.html

Tigay J. H. Deuteronomy. // The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society,

1996

Τριώδιον

κατανυκτικόν,

περιέχον

άπασαν την

ανήκουσαν

αυτώ

ακολουθίαν

της Αγίας και

Μεγάλης Τεσσαρακοστής.

Τυπογραφείο

του αγίου

Γεωργίου, 1856

* * *

1

И. Гриц выделяет 4 таких группы: 1) исторические пророчества, исполнения которых можно подтвердить внебиблейскими данными; 2) исторические пророчества, исполнение которых отражается только в самом Священном Писании; 3) мессианские пророчества, факт исполнения которых во Христе признается только в христианской традиции (тогда как иудеи все еще ждут осуществления этих слов); 4) эсхатологические пророчества, которые не исполнились до сих пор и исполнение которых ожидается в неопределенном будущем. Если эти группы рассматривать как ступени, то по мере перехода к очередной ступени требуется большая степень веры от человека, читающего (изучающего) Библию. См. Гриц И. Внимая голосу пророков. Введение в чтение пророческих книг Ветхого Завета. М., 2007. С. 22–24.

2

Соколов А. Пророк и блудница. Комментарий к 1 – 3 главам Книги пророка Осии. М.: Издательство ББИ, 2016. С. 138

3

Ginzberg L., Szold H., & Radin P. Legends of the Jews (2nd ed.). Philadelphia: Jewish Publication Society, 2003. P. 1031

4

Григорий Богослов, свят. Слово 3-е. / Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. I. СПб. Издательство П. П. Сойкина. Б/г. С. 61.

5

Служба четверга 5-й седмицы Великого поста, канон, 8-я песнь, 10-й тропарь. Триодь Постная. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. Л. 310

6

Преподобный Андрей Критский заимствует только саму идею у святителя Григория, не цитируя при этом своего предшественника дословно, ибо греческий текст внешне совпадающих в русском переводе фраз совершенно разнится: ἀλλὰ τὴν διακονίαν τοῦ ψεύδους ᾐσχύνετο καὶ οἴον ἐζηλοτύπει τῆς προφητείας τὸ ἀξιόπιστον (свят. Григорий Богослов, см. Grégoire de Nazianze. Discours 1–3 (Orationes 1–3)// Source chretienne, № 247. Paris, 1978. P. 226) и ὅθεν παρεζήλου, τὴν προφητείαν μὴ ψευσθῆναι (преп. Андрей Критский, см. Τριώδιον κατανυκτικόν, περιέχον άπασαν την ανήκουσαν αυτώ ακολουθίαν της Αγίας και Μεγάλης Τεσσαρακοστής. Τυπογραφείο του αγίου Γεωργίου, 1856. Σ. 271).

7

Christensen D. L. Deuteronomy 1--21:9~// Word Biblical Commentary. Vol. 6a. Dallas, 2002. P. 412

8

Lipschits O. “Jehoiakim Slept With His Fathers…” (II Kings 24:6) – Did He? URL: http://biblicalstudy.ru/OT/50.html (на 15.05.2018)

9

Tigay J. H. Deuteronomy. // The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 185

10

Гриц И. Внимая голосу пророков. Введение в чтение пророческих книг Ветхого Завета. М., 2007. С. 76.

11

Мелло А. Кто такие пророки? М.: ББИ, 2015. С. 100


Источник: Кашкин А.С. «Темже ревноваше пророчеству не солгатися»: проблема исполнения пророчеств в Ветхом Завете // Сборник трудов кафедры библеистики Московской духовной академии. 2018. № 5. С. 32-41.

Комментарии для сайта Cackle