Источник

О чтении слова Божия. Поучение в неделю 30-ю по Пятидесятнице

Слово Христово да вселяется в вас богато во всякой премудрости (Кол.3:16)

Внимай, христианин, чего от тебя хочет Апостол: чтобы ты был не просто лишь любителем духовного чтения, а чтобы слово Христово и усвояемо тобою было при этом и усвояемо обильно. – Не говори же: я читал и знаю уже, что говорится в той или иной св. книге; нет, пусть слово Христово, слово Божие, вселяется в тебя, живет и действует в тебе, – в твоей памяти, в твоем уме и сердце. Это значит: изучай слово Божие, заучай его на память, повторяй постоянно, чтобы не забыть, размышляй о нем, доводи его до сердца, так чтобы слово Божие сделалось наконец для сердца твоего усладой, слаще сотового меда и дороже всего на свете. При чем изучай слово Божие со всякою премудростью, говорит Апостол. Совет в высшей степени полезный и необходимый! Ибо – от чего в миpe все эти ереси, расколы – хотя в деле веры все ведь христиане главным образом основываются на св. Писании и – Писание едино? От того, что читает его большинство без рассуждения, не желая дать себе отчета, что и к чему в Писании, и еще чаще усиливаясь уяснить себе то, чего разум человеческий не в силах понять и что намеренно, пожалуй, сокрыто от нас до времени. Например, раскольники наши любят ссылаться на Апокалипсис, тогда как за толкование этой книги и святые-то отцы не брались, а если и принимались иные за это дело, то с оговоркой, что толкование их есть ни что иное, как гадание, предположения одни.

Скажет кто, как и говорят иные действительно: «мы для того не беремся за чтение и изучение священного Писания, чтобы не зачитаться, с ума не сойти. Мы притом миряне: к чему нам обширные познания по священному Писанию?» Удивительное рассуждение! – как будто можно ножу, например, ставить в вину, что безумцы иногда употребляют его на погибель себе. Конечно, если, нисколько не приготовясь к чтению и пониманию слова Божия, взяться вдруг прочесть всю Библию сразу, то что удивительного и с ума сойти, зачитаться? А читай ты Библию не спеша, читай с понятием, читай под руководством чьим-либо и при помощи святоотеческих толкований на Библию: тогда, будь уверен, и десять раз прочтешь ты Библию и – все-таки не зачитаешься. Особенно ныне опасаться этого нечего: ныне мы имеем Библию не на одном славянском, а и на русском языке. За тем важно и то, с какою целью кто берется за чтение Библии и вообще св. Писания. С тою, чтобы начетчиком сделаться и прославиться чрез изучение Писания? Толку не жди. «Тому слово Божие не токмо не воспользует, но и повредит. Бог бо у таковых отнимает благодать за презрение свое и злоупотребление своего Божественного дара, и тако без благодати Божией от греха в грех падают таковые», говорит святитель Тихон (о истин. христиан. § 371). А что говоришь: я мирянин, к чему мне большое знакомство с Писанием? – это, возлюбленный мой, от твоей лености такая мысль. Скажи: разве ты не нуждаешься в средствах ко спасению? Как же это не нужно тебе знать этих средств? И разве ты не христианин, не из числа чад Божиих, чтобы не дорожить тебе тем, что Бог по Своему милосердию благоволил открыть и оставить в письмени в научение людям? Наконец, (это ли христианство?) с своими нуждами постоянно ты припадаешь к Отцу небесному и искренно или нет вопиешь: услыши, выслушай меня, Господи! А что Бог тебе говорит, того ты не хочень знать? Разве не знаешь, что в молитве мы говорим с Богом, а чрез Писание Бог говорит с нами? Ты же от беседы-то с Богом и уклоняешься. «Не мое, говоришь, дело – слушать, что Бог говорит; читать Писание – дело священников, им и книги. А у меня и книг-то нет, да и приобрести их не имею средств!» – Какие все гнилые речи: – не иметь средств – приобрести Евангелие, стоющее 10 коп., – книги Ветхого Завета, стоющие каких-нибудь 2 рубля! Нет, други мои, воля ваша, дело тут отнюдь не в средствах и недосугах и т.д., а беда в том, что в нас мало благочестия, нет в нас любви к виновнику Св. письмен – Богу; любим мы больше мирское чтение. Между тем, сколько вреда от этого нам же! «Понеже, говорит чудотворец Христов святитель Тихон, толикое небрежение у христиан о слове Божием, то оттуду бывает, что их житие противно есть слову Божию... И хотя многие, по-видимому, и тщатся благочестивыми быть; но понеже не внимают Божию слову, то не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, но в том, что слепому своему разуму и плоти угодно видят, и так заблуждают... У многих в среду, пяток и прочие дни от некиих снедей воздерживаться, а у иных и совсем ничего не ясти в тыя дни, за благочестие поставляется, но от злобы, зависти, клеветы, злословия и единого часа воздержаться не хотят. Многие созидают высокие храмы Божия и украшают, высокие колокольни и великие колокола делают, богатое платье в церкви шьют, книгу Евангелия, образа и кресты сребром и златом окладывают, и сим веществом хотят невещественному Богу угодить; но бедных, нищих, в тюрьмах за долги заключенных, оставляют и презирают. И так делают то, чего Бог не повелел, но не делают того, что Бог повелел. Я здесь не созидание храмов, но небрежение Божия слова охуждаю. Нужны и храмы суть, но – не великолепие храмов. Во всяком храме, только бы удобен был и чист, публичное богослужение отправлять можно; но человекам, одушевленным Божиим храмам, без пищи, одежды и покою пребыть невозможно. На сих-то, вот, которые требуют от нас милости, и надо излишество обращать: ибо они такую же имеют плоть, какую и богатии; а книга Евангелия, образа святии и крест без сребра могут быть. Не тое бо делать нам должно, что нашим очам, но что Божиим угодно и слову Его святому согласно. Тако люди, оставивши слово Божие и своему последуя разуму слепому, не знают, что делают и так ходят, как во тьме и осязают как слепые» (– § 369. т. III. Изд. III, 1875 г.).

Имеяй уши слышати да слышит! Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle