Источник

О духовной трезвости. Поучение в неделю пред просвещением

Ты же трезвися о всем (2Тим.4:5)

К трезвости, братие, слышим мы ныне приглашение от Апостола, – но к трезвости не в обыкновенном смысле; ибо к слову: «трезвися», он прибавляет: «о всем:» ты же трезвися о всем. И кому говорит он «трезвися?» Ученику своему, епископу Тимофею, о котором известно, что он совершенно не пил вина, почему тот же апостол и писал ему ранее: «впредь ней не одну воду, но употребляй не много и вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23). Такого человека предостерегать от неумеренного употребления крепких напитков, очевидно, не было надобности. О какой же трезвости говорит здесь апостол? – Ты же трезвися о всем. Вот, братие, значение этих слов: знаю, как бы так говорит апостол ученику своему, что ты не пьешь вина и в этом отношении ведешь себя трезво. Смотри, будь так же трезв и во всем. То есть: воздерживайся не от одного лишь вина, а и от всего, что может омрачить разум и что делает человека и без вина пьяным.

Так, други мои, о пьянстве и толк короток. Что нетрезвость, или пьянство есть порок и порок крупный, этого кто и сам не в состоянии понять? Кто не знает, что пьяный человек – это самое жалкое и постыднейшее существо, и что он и Богу и людям противен? И конец пьяной жизни кому неизвестен? Преждевременная дряхлость, омрачение рассудка, неспособность к труду и нищета (у кого детей нет) и т.д., вот последствия пьяной жизни, кои не известные? Почему нетрезвости в этом смысле если и не все избегают, за то почти все совестятся. Самые пьяницы, и те не любят, если их причисляют к разряду людей нетрезвых. Но есть нетрезвость другого рода, происходящая от упоения разными страстями душевными и телесными. О ней вот мало кто и думает. Тогда как, рассудите, что толку, если я вино и не пью, а пьян то и дело бываю? Точно пьяный, и сварлив я, и несдержан в своих поступках и речах, упиваюсь постоянно гневом, завистью, сладострастием, сластолюбием, корыстолюбием и т.д. Какой я трезвый человек, когда ум мой постоянно омрачен, отуманен, положим – не винными парами, но все же отуманен, и не в здравом состоянии находится, под влиянием то той, то иной страсти? Вследствие чего я почасту даже и совладать с собою не в силах и делаю то, чего в трезвом, спокойном состоянии никогда бы себе не позволил. Это ли признак трезвости, пусть я и не пью совсем вина? Трезвость – что такое? Состояние духа всегда ясное, спокойное, чуждое увлечений, правильное, господственное. Скажете: но такая трезвость немыслима для нас, при наших немощах. Не спорю. Но не забудем: по немощам для многих из нас потребно подкрепление вином. Но не винопитие предосудительно, а пьянство (Прит.20:1). Вся беда в неумеренности употребления вина. Подобно сему должно судить и о других немощах. Так по немощи трудно иной раз удержаться от гнева. Но может быть гнев отнюдь не предосудительный, если он справедлив и благоразумен. О таком гневе апостол говорит: гневайтеся и не согрешайте (Еф.4:26). Притом надобно различать минутное греховное увлечение по немощи от страстей. Пагубна собственно страсть. Поэтому паче всего и надо стараться, чтобы минутное увлечение не обратилось в постоянную страсть. Применяя это к гневу, апостол говорит далее: солнце да незайдет во гневе вашем. То-есть: гневаться – нельзя не гневаться иногда, но блюдитесь, чтобы гнев ваш не взял силы над вами. Мера гневу день, – самый большой срок. До другого дня не давайте ему продолжаться. Иначе это будет уже своего рода пьянство. Встал наутро и опять за гнев, все равно, как пьяница, за стакан. Или карточная, например, игра сама по себе пустое занятие, и только; но обратилась она в привычку, и ты уже запойный игрок. Так надо рассуждать и о всякой привычке греховной. Ни одной из них не надо давать усиливаться, а стараться всегда подавлять их, хотя бы то были самые невинные развлечения. Иначе они обратятся в навык, а там и в страсть. Тогда прощай твоя трезвость и рассудительность. Смотрите на человека трезвого. При случае он и выпьет; но тут же и скажет себе: будет! От того и пьян не бывает. Так-то вот и во всем надо поступать. Разгневался ты, – сорвалось у тебя слово жестокое с языка. Сейчас и скажи себе: довольно! – Мысль твоя занесется иногда – и Бог весть куда: сейчас останови ее. Позволит себе развлечение какое, раз – другой; начинает оно нравиться тебе и манит тебя. Не медли оставить его. Подражай апостолу, который говорит: вся ми лет суть, все мне позволено но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не аз обладан буду от чего, но ничто не должно обладать мною (1Кор.6:12). Быть рабом своих страстей и привычек самое последнее дело. Сего и блюдитеся, возлюбленные!» Трезвитеся. Будьте постоянно настороже за собою. Ничем и никогда не позволяйте себе увлекаться на продолжительное время и вообще действовать по увлечению. Без рассуждения никогда ничего не говорите и не творите. Се и есть трезвость – наша охрана от всевозможных сумасбродств и ошибок, житейских и нравственных. Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle