Источник

Диавол есть причина наших несчастий. Поучение в неделю 5-ю по Пятидесятнице

И се, весь град изыде в сретение Иисусови:

и видевше Его, молиша, яко дабы прешел от предел их (Мф.8:34)

Вот, братие, до чего, до какого безумия может доводить людей своекорыстие. Иисус Христос приходит однажды в страну Гергесинскую (она же Гадаринская) и исцеляет здесь двоих бесноватых, которые так были люты, что никто даже не смел ходить тем путем, где они жили; но при этом Иисус Христос дозволяет бесам, но выходе из тех двоих несчастных, войти в пасшееся вблизи свиное стадо, – и стадо свиней взбесилось, бросилось в море и потонуло, Как же, смотрите, поступили в этом случае жители страны той? Увы, узнав о чуде, которое совершил Иисус Христос над бесноватыми, и о погибели стада, они целым городом спешат на встречу к Иисусу и просят Его – о чем? чтобы Он отошел от пределов их! Итак, для них стадо свиней дороже и тех двоих сограждан их, которых исцелил Иисус Христос, и даже самого Христа дороже. «Бог с Тобой и с чудесами Твоими иди, иди куда знаешь от нас». И Спаситель наш оставил страну ту действительно ибо насильно Он никогда и никому не навязывал своих милостей.

Но нам ли, братие, удивляться поступку Гергесинских жителей, которые были полуязычниками? Мы вот и христиане, а не поступаем ли именно и большею частью так же в случаях, подобных настоящему? Не поступаем ли мы дерзко и неблагородно, так же точно, и с И. Христом, когда случится с нами то или другое несчастие житейское? Увы нам окаяннным! Сын Божий Себя не пощадил, чтобы спасти нас от власти диавола, а нам даже какими-нибудь двумя-тремя свиниями поступиться не в мочь, и это, как увидим, для собственного же блага! Случись с нами какая неудача, мы сейчас и роптать на Господа: «Господи, что это? за что это? как будто Господь без цели когда действует!

Други мои! Уже ли, вы думаете, Господь безо всякой, например, цели попустил погибнуть целому стаду свиному в стране Гергесинской? Помимо других целей, не видимо ли поступил так Иисус Христос потому, что хотел дать где-нибудь место бесам? Прежде времени Он и бесов не хочет мучить, хотя они и стоют того и хотя для Христа было совершенно возможно заключить их тогда же в бездну. И вот они просят Его: повели нам в стадо свиное войти (кстати заметьте: нечистый и помещение нечистое избирает и любит), – и Иисус Христос позволяет им это, лишь бы человека освободить от власти и владычества диавола. И Спасителя винить за то? Стадо свиней неужели дороже людей? Видите, как советы наши далеко не то, что советы Божии.

Между тем, кто и из нас, более или менее, не подвержен действу диавольскому? Кто не носит в себе время от времени того или иного беса? Кто иногда и сам даже не чувствовал, что в нас именно есть кто-то иной, и что этот иной, чуждый нам дух, заставляет нас почасту мыслить, говорить и действовать – совсем не то, что следовало бы и что мы же сами находили бы за полезное? Правда, нами, как христианами, располагать бесы не могут ныне так свободно, как располагали они в древности язычниками; но от влияния их, говорю, кто и из нас свободен? И при том не у каждого ли почти из нас есть именно свой собственный бес? – у кого бес гордости, у кого бес сребролюбия, у того бес блудный, у иного дух уныния и т.д. Но, повторю, не беззащитны мы от этих бесов: когда кто из нас воззовет ко Господу о избавлении от действа сатанина, тогда Господь повелевает диаволу оставить нас, и диавол оставляет. Но так как бесы всегда не без нашего ведь соизволения овладевают нами и непременно по нашей вине; то изгоняемые, само собою, они заявляют неудовольствие против Господа: «зачем Ты хочешь мучить нас прежде времени?» Вот, чтобы диавол не жаловался, Господь и попускает иногда ему: твори с человеком, что знаешь, лишь души его и самого не касайся. И диавол начинает творить тут разные пакости человеку и, как лукавый, старается всячески уязвить человека с той именно стороны, с которой сердце наше доселе было особенно ему открыто. – Да, возлюбленные братие, вот где и в чем главная и настоящая причина большей части всевозможных бед и неудач наших: то нередко от диавола нам, хотя и не без Божия попущения; Бог же попускает то для нашей же пользы. А потому, други мои, жаловаться на несчастия, не ясно ли? – не только грешно но и неразумно? Ей! Скорее надо тужить, если покойно кому живется, потому что отсутствие огорчения почти всегда означает то, что диавол нам не враг; а кому диавол не враг, хороший ли это признак? Это ли находка? Судите сами.

Кстати, вот кому уподобляемся мы: Гадаринским язычникам, – когда земные заботы и предметы предпочитаем небесным. А равно и то примите к сведению, что «где свинская жизнь, там живет не Христос, а живут демоны», что демоны любители нечистой и мерзкой жизни. А потому, братие мои, кто из вас любит более посещать места увеселений, чем храм Божий, и скотскую пьянствеиную, блудную жизнь предпочитает благочестной, знайте, те не Богу, а «бесам друзи», и в тех, следовательно, не Бог царствует, а диавол. И злоба, хулы, ссоры, драки и т.п., – все это тоже главным образом от диавола нам: известно, где беси, там и ярость, лютость. Бесноватые – что люди, что свиньи – одинаково, взбесясь, делаются яростными. Так и Апостол пишет о диаволе: трезвитесь, бодрствуйте, пототу что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Пет.5:8). Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle