Семинария в переславском Даниловом монастыре

Источник

Содержание

1. Разделение семинарии на школы 2. Начальствующие лица в семинарии Ректор семинарии Префект, экзаменатор и прокуратор 3. Учителя семинарии 4. Учащиеся 5. Учебная часть. Предметы, часы учебные и руководства Предметы Часы учебные Учебные руководства 6. Содержание учителей и учеников Учителей Содержание учеников  

 

Семинария в переславском Даниловом монастыре основана вместе с учреждением в Переславле епархии при преосвященном Серапионе, епископе Переславском и Дмитровском. 1753 года, марта 20 дня, состоялся указ Консистории1, коим повелено учредить в Переславском Троицком Данилове монастыре училищную Епаршую семинарию, и с тех пор, до самого уничтожения Переславской епархии, то есть до 1788 года, она непрерывно состояла в Данилове монастыре.

1. Разделение семинарии на школы

В Переславской семинарии не было полного состава школ, из которых ныне состоит семинария; под семинарией разумелись тогда не одни школы семинарские, но и училищные. Самый низший класс был русская школа, в которой обучались читать по-русски и славянски и писать по-русски, за нею следовали фара, начальный латинский класс, потом класс грамматики, в который соединены были школы синтаксис и инфима, далее следовала пиитика, наконец самый высший класс был риторика, в которой преподавались философия и самонужнейшие трактаты богословия.2 Итак, Переславская семинария состояла из пяти школ: 1) риторики, 2) пиитики, 3) грамматики, 4) фары и 5) русской. По ведомости 1758 года всех учеников в семинарии состояло 92 человека, именно: в риторике 13, в пиитике 15, в грамматике 15, в фаре 30, в русской 19.

2. Начальствующие лица в семинарии

Ректор семинарии

Ректором семинарии был архимандрит Данилова монастыря; только случайно, например, в случае перемещения его на другое место, до назначения нового архимандрита в Данилов монастырь, занимал место его архимандрит другого монастыря, который, впрочем, не имел полного

значения ректора3. Ректор семинарии зависел от Переславской Консистории и преосвященного. Консистория, с утверждения преосвященного, назначала ректора. Так, в 1758 году, января 17 дня, указом Консистории4, с утверждения Амвросия, епископа Переславского и Дмитровского, для твердейшего и прочнейшего Переславской семинарии содержания определён в ректоры Дмитровского Борисоглебского монастыря архимандрит Иоакинф, учёный, а предместник его, ректор архимандрит Каллистрат, переведён в Переславский Никитский монастырь. Ректор семинарии наблюдал как за учащими, так и за учащимися. Указом Консистории5 ему вменено в обязанность присылать в Консисторию, для представления преосвященному, еженедельные рапорты о состоянии семинарии, с присовокуплением сочинённых учениками экзерциций, оккупаций и проповедей. Это требовалось непременно. Как-то раз отец ректор Иоакинф не доставил такого рапорта, тогда из Консистории тотчас последовал запрос, почему он не прислал его и не представил ученических задач6. По окончании каждой трети он представлял в Консисторию полную ведомость о всех учениках с означением, кто какого уезда и села, чей сын, скольких кто лет, чему кто обучен и чему обучается ныне, кто из учеников понятен и непонятен7. Об учениках явившихся и не явившихся в срок после отпусков он представлял ведомость в Консисторию, которая побуждала отцов доставлять своих детей в семинарию в срок. Ниоткуда не видно, чтоб ректор Семинарии преподавал в семинарии какой-нибудь предмет. Вот в постепенном порядке имена ректоров Переславской семинарии:

1. Вонифатий, архимандрит Данилова монастыря, с 1753 года, марта 20 дня по 3 ноября того же года.

2. Нифонт, правитель семинарии, архимандрит Переславского Никитского монастыря, с 1753 года по 1757, июня 28.

3. Каллистрат, архимандрит Данилова монастыря, с 1757 по 1758 год.

4. Иоакинф, директор семинарии; архимандрит Данилова монастыря, с 1758 года по 1761.

5. Сильвестр, архимандрит Никитского монастыря; с 1761 по 1762 год, в котором и произведён в епископа Переславского и Дмитровского8.

6. Иоанникий, архимандрит Данилова монастыря, с 1762 по 1768 год.

7. Иосиф II, архимандрит Данилова монастыря, с 1769 по 1785 год.

8. Никандр, Дмитровского Борисоглебского монастыря игумен, с 1785 года апреля 20, по 1788 год9.

При Никандре, в 1788 году, мая 29 дня, нарушена Переславская епархия, а с нею и семинария, и как та, так и другая переведены в Суздаль. Кроме ректора, при Семинарии из начальствующих лиц находились:

Префект, экзаменатор и прокуратор

1. Префект семинарии. Так под указом Консистории в 1782 году подписывался: «Никитский Игумен и Семинарии Префект Ионнинский», а в 1788 году был префектом священник Павел Озерецковский10. Какая была должность префекта при Переславской семинарии, из бумаг Данилова монастыря не видно. Из указа Переславской Консистории видно только, что он в 1788 году вместе с ректором сдавал Даниловскому казначею бурсачные вещи.

2. Экзаменатор и прокуратор. Он испытывал учеников, назначаемых на дьяческие и пономарские места, в чтении и пении, в знании церковного устава, и рапортовал о том в Консисторию. Равным образом к нему же посылались для обучения замеченные Консисториею, не умеющие хорошо читать и петь причетники, диаконы и даже священники11.

3. Учителя семинарии

В Переславской семинарии учителями семинарии были ученики, учившиеся в той же семинарии, священники и светские, кончившие курс в семинарии. Так, в письме преосвященного Серапиона к архимандриту и ректору семинарии Вонифатию, который извещал его, что учитель на риторику и пиитику сыскался, господин Дмитрий Фёдорович Дьячков, пишется: «которого, то есть Дьячкова, по моей семинарии и довольно, и больше учителей не надобно, для того, что риторики ученики есть свои, и школы меньшие могут учить совершенно»12. Назначение учителей и распределение им предметов для преподавания, и увольнение их от должности, зависело от Консистории с утверждения преосвященного. Так, указом Консистории от 1757 года, октября 2 дня, с утверждения преосвященного Амвросия, по представлению Кафедральной Переславской Конторы, определён в учителя 1 класса ученик риторики, Семён Камков, а учителю и прокуратору Герасиму Гусельщикову определено преподавать риторику, философию и самонужнейшие трактаты богословия, также историю и географию; учителю же Никифору Родовичу велено обучать пиитике, кафедральному же священнику Ивану Макарьеву, партесному пению. Указом13 Консистории, по предложению Переславской Кафедральной Конторы, от 1754 г. февраля 25 дня, учитель Дмитрий Дьяков за недобропорядочное поведение и за опущение классов уволен от семинарии и выслан из монастыря, а наблюдение над живущими в том монастыре семинаристами велено впредь до указу поручить из тех же семинаристов, именно: Фёдору Богородскому – учеников школы пиитики, Семёну Камкову – учеников школы синтаксимы и грамматики, Исаию Елизаровскому – учеников школы инфимы и фары. Учители холостые жили в монастыре, как видно из предыдущих показаний, а священники учители, особенно отличившиеся по службе учительской, делались присутствующими в Консистории. Так, учитель священник Герасим Гусельщиков был присутствующим в Консистории и, кроме того, в уважение его учёных трудов по семинарии, давались ему из Данилова монастыря, по указу преосвященного Амвросия, для проезду в школу коляска, одна лошадь и конюх14.

4. Учащиеся

В Переславскую семинарию ученики принимались Переславскою Кафедральною Конторою, которая присылала ведомость о принятых учениках в училищный Данилов монастырь. Поступали в семинарию ученики из уездов тех городов, которые принадлежали к Переславской епархии, именно: из Переславского, Волоколамского, Дмитровского, Можайского, Верейского, Рузского. Принимались в Семинарию ученики от 10 до 15 лет; способные ученики были передаваемы в следующий высший класс, а не совсем успешные были оставляемы в том же классе, и просиживали в одном классе до 7 лет, имея от роду до 27 лет. Из безнадёжных учеников одни помещаемы были в архиерейские певчие, другие же, имеющие свыше 20 лет, не допускаемы были более продолжать дальнейшее учение, и обучались только исправному церковному и гражданскому чтению, нотному пению и церковному уставу, чтобы они с пользою могли занять хотя дьяческие и пономарские места. Такие ученики все содержались на своём коште. Третьи, наконец, были вовсе исключаемы из семинарии15.

5. Учебная часть. Предметы, часы учебные и руководства

Предметы

Предметы, преподаваемые в Переславской семинарии, очень ясно обозначают самые школы. Так, в русской школе ученики учились читать часослов и псалтырь и писать по-русски. В фаре (от far всякое зерно, из которого делается мука) учились склонять и спрягать по-русски и по латыни, и писать под диктовку. В грамматике учили грамматику и делали латинские задачи. В пиитике учились сочинять периоды и писать стихи русские и латинские. Наконец, в риторике преподавалась риторика, а по указу Консистории 1757 года в этом классе велено преподавать древнюю и новую географию и историю, и самонужнейшие трактаты богословия.

Часы учебные

В указе Консистории от 1757 года определены и часы для учебных занятий,16 именно: поутру часы: 8, 9 и 10; после обеда 2, 3 и 4; вечером один час ученики обучались партесному пению; в рекреациальные дни (под коими разумелись все неучебные дни) обучались ученики истории и географии.

Учебные руководства

Из бумаг монастырских не видно, по каким руководствам учились ученики богословию, философии, риторике, пиитике и грамматике. Что же касается до предметов истории и географии, то в руководство для географии назначена была «Историческая Целляриева География» и схоластический атлас, а для истории «Mellificium historicum».

6. Содержание учителей и учеников

Учителей

Не видно, чтобы ректор семинарии получал за ректорскую должность жалованье. Как настоятель Данилова монастыря, всегда имеющего в вотчинах своих около 3 тысяч душ мужского пола, он и не имел нужды в особом жалованье, тем более что в тогдашнее время жалованье учителям собиралось с монастырских вотчин. Жалованье другим учителям назначалось от епархиального преосвященного, смотря по учёным их трудам, сопряжённым с преподаванием усвоенных им предметов. Жалованье это не было постоянное, а зависело единственно от воли преосвященного и от трудов и успехов самого учителя. Больше других жалованья получал учитель риторики и пиитики, то есть первой высшей школы в семинарии. В письме преосвященного Серапиона, от 1753 г. августа 28, к ректору семинарии, Вонифатию, по случаю прибытия учителя, Дмитрия Дьячкова, на класс риторики, находятся определённые сведения о тогдашнем жалованье этого учителя.

Притом, – пишет преосвященный, – объявить прошу г. учителю награждение за труды означенных школ Реторики и Пиитики, а именно: в год круглыми деньгами рублёв сто, хлеба четвертей 20 [7 863 кг], яроваго 10, ржанаго десять же четвертей, на пиво солоду 7 четвертей [2 752 кг], мяса пуд 10 [164 кг], масла пуд пять, келья, дрова, истопник, коляска и пара лошадей, ради рекреаций в неучащиеся дни будет даваться, когда г. учитель востребует, куда приезжаться. Сие всё объявить изволите ради знания контрактоваго его милости г. учителю.17

В указе Консистории от 1757 года, октября 2, об определении в учителя 1 класса ученика риторики Семёна Камкова, учителя и прокуратора, Герасима Гусельщикова на класс риторики и философии, Никифора Родовича на пиитику, назначено преосвященным Амвросием сим учителям следующее жалованье: Герасиму Гусельщикову и Никифору Родовичу по сто рублей в год,

ибо, – сказано в указе, – хотя Гусельщиков пред Родовичем и более трудов имеет нести, но в рассуждении оказанной его преосвященством к нему милости, из которой кафедральным коштом дом ему построен, должен он, Гусельщиков, вышеписанным жалованьем быть доволен. А Семёну Камкову, яко имеющему быть при 1 классе в должности, а не настоящим учителем, и за тот резон, что он в Семинарии на казённом епархиальном коште содержится, производиться имеет жалование по тому, чего будет впредь достоин.18

Как денежное, так и хлебное жалованье выдавалось за четверть года вперёд, начиная с сентября, по указу Консистории 1753 года сентября 19 дня. Хлебное жалованье составляло половину жалованья денежного.

На выданное жалованье составлялась в Даниловском Казённом Приказе ведомость,19 которая и отсылалась в Консисторию. Вот такая ведомость, представленная в Консисторию за I четверть 1753 года (на 13 недель), с означением тогдашних цен, учителю Дмитрию Дьячкову:


Хлеба ржаного 22 пуда 36 фунтов, итого 2 четверти 7 четвериков, по 80 копеек за четверть [375,1 кг] [1130 кг] 2,30 р.
Пшеницы 2 четверти 4 четверика, по 1 р. 60 к. четверть [983 кг] 3,00 р.
Солоду ржаного на пиво 1 четверть 6 четвериков, по 80 к. за четверть [688 кг] 1,40 рр.
Масла коровьего 24 фунта, по 4 к. фунт [10 кг] 0,96 р.
Масла постного 26 фунтов, по 3,5 к. за фунт [11 кг] 0,91 р.
Мяса бараньего 2 пуда 22 фунта, по 40 к. пуд [41,8 кг] 1,20 р.
Соли 1,5 пуда, по 35 к. пуд [25 кг] 0,525 р.
Свеч сальных 350, по 40 к. 100 1,40 р.
По нынешним ценам в Переславле это составит 250 р., а в год до 1 000 рублей ассигнациями. 12,515 р.

Содержание учеников

Одни из учеников семинарии содержались на своём коште, другие на казённом. Так, по Ведомости об учениках 1753 года20 из 92 человек 62 были на своём содержании, а 30 на казённом, а жили в Даниловом монастыре. На казённое содержание или в бурсу ученики поступали по указу Консистории. Так, указом Консистории от 1753 года, октября 8 дня, велено принять на казённый кошт сироту Петра. Впрочем, на казённом содержании воспитывались не одни сироты, но и дети причетников, диаконов и даже священников.21

На содержание учеников собирались деньги со всех монастырских вотчин Переславской губернии, полагая в год по 3 к. с души. В указе Консистории от 1754 года можно видеть, с каких именно монастырей и сколько собиралось в год на содержание казённых учеников.


1. От Горицкого Переславского с 5 000 душ р. 150 к. 00
2. С Переславского Даниловского, 3 153 душ 94 59
3. С Переславского Никитского с 2 276 душ 68 28
4. С Переславского Борисоглебского, что на песках, с 48 душ 1 44
5. С Переславского Борисоглебского, что на горах, с 225 душ 6 75
6. С Переславского Фёдоровского девичьего с 1 338 душ 40 14
7. С Александровского Успенского девичьего с 113 душ 3 39
8. С Дмитровского Борисоглебского с 1 214 душ 36 42
9. С Верейского Спасского с 178 душ 5 34
10. С Волоколамского Иосифова с 11 422 душ 342 66
11. С Возмицкого с 502 душ 15 6
12. С Варварского девичьего с 44 душ 1 32
13. С Можайского Лужецкого с 2 212 душ 66 36
14. С Колоцкого с 1 069 душ 32 7
15. С Петровского девичьего с 146 душ 4 38
Итого со всех монастырей Переславской губернии с 28 940 душ 868 20

Деньги эти от настоятелей монастырей отсылались в сентябре или октябре в Консисторию,22 а отсюда сдавались по принадлежности в семинарию, в Казённый Приказ Данилова монастыря, где и хранились. Там, при бурсе, велась расходная ведомость всей провизии, употреблённой на казённокоштных учеников. В архивных бумагах Данилова монастыря сохранилась такая ведомость за 1753 год, поданная в Консисторию. В этом году учеников на казённом содержании состояло 30, и вот что вышло на них в 11 недель, от 16 сентября по 1 декабря, то есть почти за четверть года23.


Хлеба печёного, по 24 фунта в неделю человеку,
всего 23 четверти 3 четверика, по 80 к. за четверть, [9 189 кг]
да на ситные той же муки 2 четверти 4 четверика [983 кг] 20,40 р.
Овсяных круп по 2 четверика в неделю на всех, по 1 р. 60 к. четверть [1 081 кг] 4,40 р.
Гороху 1 четверть 3 четверика, по 1 р. 20 к. четверть [541 кг] 1,65 р.
Масла коровьего 2 пуда 15 фунтов, по 1 р. 60 к. пуд [38,9 кг] 3,80 р.
Масла конопляного 1 пуд 16 фунтов, по 1 р. 40 к. пуд [22,9 кг] 1,96 р.
Мяса бараньего 10 пудов, по 40 к. пуд [164 кг] 4,00 р.
Мяса свиного 2 пуда, по 60 к. пуд [33 кг] 1,20 р.
Соли 34 пуда, по 35 к. пуд [557 кг] 1,225 р.
Семени конопляного на заливание щей 2 четверика, по 15 к. [98 кг] 0,575 р.
Солоду на квас 5 четвертей 6 четвериков, по 80 к. четверть [2 261 кг] 4,60 р.
За починку обуви 0,69 р.
Мыла для белья и умывания 1,34 р.
Свеч сальных 685 2,055 р.
Бумаги писчей 2,90 р.
Чернил 0,35 р.
Итого 50,925 р.
В год, следовательно, 230,70 р.

По ведомости 1759 года, на казённом содержании учеников состояло 70, и итог суммы, употреблённой на содержание их, простирался в год до 681 р. 49 к. Кроме показанного по Ведомости 1753 года расхода, по Ведомости 1759 года значится ещё, что на учеников казённокоштных в 9 постных праздничных дней (сентября 8, 20, ноября 21, 24, 25, декабря 18, февраля 2, марта 25, апреля 7) выдавалось по 20 фунтов в день рыбы белужины, всего 4 пуда 26 фунтов [76,2 кг], по 80 коп. за пуд, 3 р. 75 к., также на 46 дней во щи снятков 46 пудов [754 кг], по 30 к. за пуд, всего на 13 р. 80 к. При бурсе состояло два хлебника, коим выдавалось жалованья в год по 2 р. и 6 четвертей [2 359 кг] хлеба. Одежда казённокоштных учеников была следующая: зимняя, кожаная шапка с ушами с подпушкою выхухолевою, рукавицы с веригами, шуба баранья, летняя шляпа, кафтан сермяжный, казакин из сермяжного сукна с гарусными русскими пуговицами, пара сапогов в год и одни головы, пара чулок и две пары белья.

Из всех вышепоказанных семинарских Ведомостей видно, что тогдашнее бурсачное содержание семинаристов было очень хорошее и достаточное. Преосвященный сам заботился о хорошем и достаточном содержании их и исправлял недостатки. Указом Консистории, 1753 года, сентября 9, он предписал казначею Арсению: «Семинаристов, содержащихся на епархиальном коште, довольствовать пищею». Раз как-то ученики подали преосвященному жалобу на неисправное их содержание.24 Милостивый архипастырь, Серапион, снисходя на просьбу своих детей, повелел в воскресенья, а также в двунадесятые праздники и высокоторжественные дни скоромные давать мяса, а в постные рыбу.

Распорядителем бурсы и выдачею съестных припасов заведовал сперва казначей Даниловского монастыря, и доносил о всех неисправностях по бурсе самому преосвященному, который делал надлежащие распоряжения.25 Потом, вероятно, вследствие притязаний Даниловского казначея и неприятностей со стороны учеников, в 1755 году указом Консистории повелено избрать в приходорасходчики по бурсе одного семинариста. С переводом в 1788 году семинарии в Суздаль переведена туда и бурса, а вещи, принадлежащие к бурсе и семинарии, поручены были ректором семинарии, Никитским игуменом Никандром, и префектом, священником Павлом Озерецковским, тогдашнему Даниловскому казначею Иерониму. Часть этих вещей, как-то: семинарский звонок в 1 пуд [16 кг], 2 доски чёрные для арифметических классов, 15 классических столов, 20 скамей и 4 кафедры поступили в Переславское уездное духовное училище, учреждённое после семинарии в 1788 году, а прочие, как-то: железный сундук, скатерти, блюда, тарелки пропали неизвестно где и когда.26

* * *

1

См. книгу в Даниловском Архиве под № 9. До 1753 года дети священно- и церковнослужителей Переславской епархии учились в Свято-Троицкой Семинарии на епархиальном коште. На содержание семинаристов отсылалась сперва 1/20 доля всякого хлеба монастырских вотчин и 1/30 с земель церковных (Указ Консистории 1745 г., августа 3), а в 1752 году, указом Консистории от 17 ноября, велено вместо хлеба собирать деньгами, по 3 к. с души в год.

2

Таким образом, ученик риторики Переславской семинарии был вместе учеником философии и богословия.

3

Так, с 1755 года по 1757 год, когда ректором семинарии был Никитский архимандрит Нифонт, тогда и указы из Консистории присылались не на имя ректора, а на имя учителей: Герасима Гусельщикова и Никифора Родовича. (Перечень указов 1753–1757 год.)

4

См. в собрании указов 1758 года, лист 270.

5

Указ Консистории 1757 г., октября 2 дня.

6

См.1761 года входящую книгу указов.

7

Семинарские ведомости 1858 г., июня 27 дня.

8

Указ Консистории 1762 г. января 9 дня, лето 22.

9

Тогда архимандритом Данилова монастыря назначен был Амвросий Карцов; но как он долго не приезжал на должность, то, вероятно, это было причиною, что вместо него, до его приезда, назначен был ректором игумен Никандр.

10

Указ Суздальской Консистории 1798 г., ноября 15.

11

Указы Консистории 1756 г., л. 7 и 23 в собрании указов.

12

Письмо преосвященного 1753 года, августа 28 дня, при книге под № 9.

13

Лист 148 в собрании указов.

14

Указ 1761 генваря, л.15 в собрании указов.

15

Ведомость с 1755 по 1758 год.

16

Указ 1757 г.,л. 118.

17

Книга под № 9 прежней описи.

18

Листы 190 и 146 в собрании указов за 1757 год.

19

См.такую ведомость 1753 г. на листах 148, 149, 150 в собрании указов.

20

См. листы 148, 149, 150, 163 там же.

21

См.ведомость 1758 г., июля 24 дня.

22

Указ Консистории 1758 г., л.155.

23

См.бумаги архивные 1733 г., л. 148,149,150.

24

Вот эта жалоба, за рукоприкладством 32 казеннокоштных учеников: « Вашим Архипастырским приказанием повелено давать нам пищу добрую, а мы, нижайшие, получаем гнилой горох, и в праздничные дни скромные от мяса и в постные дни от рыб ничего не получаем. Того ради Вашего Архипастырства слезно просим, дабы соблаговолено было Вашим Архипастырским указом определить нам в праздничные дни постные, для нашего расхода рыбы, а в скромные баранины из находящихся в Даниловом монастыре баранов. 1753 года, 1 Октября». Л. 163.

25

Так, в 1753 году казначей даниловский жаловался преосвященному Серапиону, что учитель, Дмитрий Дьячков, и ученики берут много свеч и бумаги. Преосвященный учителю назначил на каждую ночь 3 свечи, а семинаристам на 4 человека одну свечу. Бумагу же как учителю, так и ученикам, давать с расписками, на какую именно надобность взята бумага.

26

См. Указ Суздальской Консистории 1798 года ноября 15 дня, л. 86


Источник: Свирелин А., свящ. Семинария в переславском Даниловом монастыре // Чтение в Императорском Обществе истории древностей Российских. 1859. Т. 2. С. 15-24.

Комментарии для сайта Cackle