Азбука веры Православная библиотека священник Александр Свирелин Пятидесятилетний юбилей педагогической деятельности смотрителя Переславского духовного училища протоиерея Александра Иоанновича Свирелина. 21.IX.1850–1900.

Пятидесятилетний юбилей педагогической деятельности смотрителя Переславского духовного училища протоиерея Александра Иоанновича Свирелина. 21.IX.1850–1900.

Источник

21 сентября 1900 г. исполнилось 50 лет духовно-учебной службы Смотрителя Переславского духовного училища протоиерея отца Александра Ивановича Свирелина, а 24 того же месяца был торжественно спразднован этот редкий в истории духовных школ юбилей.

Еще в феврале месяце 1900 г. духовенство Переславского училищного округа, быв на очередном окружном съезде, осведомившись о приближении знаменательного в жизни отца Смотрителя дня, постановило: почтить его поднесением иконы Святого Благоверного князя Александра Невского, как небесного покровителя отца Александра, и испросило разрешение на празднование юбилея у Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Когда журнал округа по сему предмету был утвержден и Владыка благоволительно отнесся к желанию духовенства, по округу объявлена была подписка, давшая изрядную сумму, на которую и приобретена была икона Святого Благоверного князя Александра в сребро-позлащенной ризе, изящной работы, художественного письма, в дорогом кивоте.

Время шло быстро, юбилей приближался: на страницах Епархиальных Ведомостей было объявлено, что юбилейное торжество переносится с 21 сентября на 24, на воскресный день. К означенному времени, по постановлению съезда, прибыли в г. Переславль депутаты от духовенства: Председатель бывшего съезда протоиерей В. Товаров и делопроизводитель священник Н. Флоринский. Накануне торжества было совершено Всенощное бдение с литией, в самый же день Божественная Литургия совершена была собором 7 священников во главе с юбиляром, при пении соборных певчих.

По звону к Литургии 2 протоиерея пошли в квартиру отца Смотрителя и пригласили его к участию в службе в столь знаменательный день его жизни; на пороге храма отец Протоиерей был встречен остальным собором духовенства, приготовившегося к служению. Как только юбиляр приложился к Животворящему Кресту, Протоиерей В. Товаров приветствовал его следующими словами:

Высокопреподобнейший отец Смотритель!

По долгу пастыря сего святого храма, ты в каждый посвященный на служение Богу день входил в него для совершения службы Божией твоим питомцам, воспитанникам вверенного тебе и благоразумно управляемого тобою училища. Но нынешнее твое вхождение во святилище сего храма – особенное, знаменательное. Ты входишь теперь в сей дом Божий вознести благодарственное Господу Богу моление за дарование тебе сил совершить 50-летнее поприще многотрудной службы твоей в деле воспитания и образования духовного юношества в духе Православной Церкви. Мы, представители родителей воспитанных и воспитываемых тобою детей, желая совокупно вознести с тобою благодарственные молитвы к Жизнодавцу – Господу Богу, даровавшему и подкрепившему твои душевные и телесные силы к прохождению возложенного на тебя служения в качестве наставника и смотрителя здешнего духовного училища в продолжении 50 лет, благопочтительно и с торжеством сретаем тебя здесь, как маститого мужа-старца, милостию и щедротами Божиими увенчанного. Сретая тебя с сим Животворящим Крестом Господним, силою коего укреплялся ты в твоем служебном подвиге, усердно просим тебя: вниди, старец Божий, с радостию в сей дом Бога нашего и, воздев преподобные руце твои к Престолу благодати, принеси вместе с нами бескровную жертву, не только с благодарственною о себе, но и с ходатайственною о всех собравшихся здесь молитвою ко Господу Богу, толико безмерно благодеявшему тебе, дабы молитвенно разделить твою радость в благознаменательный день твоего юбилейного праздника, в день, в онь же совершися твое полувековое доблестное служение родному нашему и тобою возлюбленному училищу. Да будет же вхождение твое в сей храм Божий и исхождение благословенно отныне и до века! Буди благословен ты, яко грядый во имя Господне!

Храм был полон молящихся; были видны здесь священнослужители и светские лица в своих служебных мундирах по различным министерствам; все предвещало, что торжество будет незаурядное.

За литургиею, после причастного стиха, священником отцом Н. Флоринским сказано было следующее слово:

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». (5 заповедь Закона Божия.)

В ряду обязанностей, налагаемых сею заповедию, есть одна, воплощение которой представляет собою настоящее торжество: мы собрались ныне в сей святой храм, чтобы почтить достопочтеннейшего, воздать должное заслужившему, принести дар достойнейшему. Мы как нельзя более являем себя ныне исполнителями сей святой заповеди, – с одной стороны, почитая юбиляра отца протоиерея Александра Иоанновича Свирелина, как отца по воспитанию тех, кто был под непосредственным его руководством, с другой, – как родители за детей своих. Да, братия, великая и святая минута! Редкое торжество!

Настоящий юбилейный день будет украшением страниц истории училища, памятным днем в жизни самого юбиляра, гордостью учебной корпорации и радостью всех, кто испытал на себе, что значит быть учителем и в то же время пастырем церкви.

50 лет педагогической деятельности, это, можно сказать, что-то чрезвычайное, редкое, небывалое, и в особенности, если вся деятельность связана с одним почти учебным заведением. Да, если 70 лет жизни вообще считается проявлением особенной милости Божией к достигшему такого возраста, то в связи с 50-летием учебной деятельности такие лета есть свидетельство сугубого благословения Божия.

Посему мы ныне празднуем, с одной стороны, идее, лежащей в основе сказанной выше заповеди Божией; с другой же, славе Божией, проявившей себя, как нельзя более, в милосердии Его к достопочтеннейшему юбиляру, как виновнику настоящего торжества.

В самом деле: если слово отец так достопочтенно по заповеди Божией, то, судя по-человечески, не заслуживает ли особого от нас почтения тот, кто столько лет заменял и заменяет нашим детям отца.

Порадуйтесь же, дети, за отцов ваших, которые, во имя ваше, приняли на себя смелость почтить того, кто был сам столько лет во отца. Помолитесь за отца Смотрителя и войдите в его радость, видя ту честь, которую приемлет он от отцов ваших, по благословению Его Высокопреосвященства. Воспитайте, дети, дух отцов ваших в почтении к начальству и учителям вашим; знайте, дети, что учителя жертвуют для вас всеми своими силами, желая вам счастия, чем же вам платить им за их труды и лишения во имя ваше, как не почтением к ним и не молитвенною о них памятью; должное ваше почтение к учителям взогреет в их сердцах к вам любовь, к трудам же учительства усердие, почтение же к учителям, как исполнение заповеди Божией, низведёт на вас благословение Божие, любовь же учителей к вам, усердие их к долгу службы и благословение Божие даруют вам желаемый успех и радость.

Да возвеселится ныне сердце достопочтеннейшего старца юбиляра, как начальника учреждения, духовного отца, воспитателя детей, духовного литератора и отца семьи! Воистину сей день есть счастие юбиляра: прожить столько лет, воспитать тысячи детей, пронести чрез руки свои целые поколения, пережить, что часто служило преградой его энергии, что служило препятствием на пути его разумной деятельности и выйти победителем, это подвиг, заслуживающий уважения и доброй оценки, но кто может дать должную цену труду, который нес столько лет отец Александр, цены человеческой тут недостаточно; здесь нужна помощь небесная, к которой и да обратится каждый из нас, прося небо, да дарует оно вся благая юбиляру; да укрепляет оно его умственные и физические силы, да продлит оно его жизнь на пользу Церкви и отечества и да возрадуется его сердце о чадах его, ныне веселящихся во имя его!

За литургией же по заамвонной молитве, протоиерей А. Дилигенский произнёс следующее слово:

«Молим вы, братие, знайте труждающихся у вас». (1Сол. 5–12 ст.)

Знаменателен сей день в жизни начальника сего заведения, досточтимого отца Смотрителя, который, еще 50 лет тому назад начав свой неусыпный труд сначала в скромной доле учителя, доселе с неослабной энергией продолжает служить духовно-учебному заведению в качестве образцового начальника! В течение всех 50 лет все помыслы и вся многоплодная и неутомимая его деятельность останавливалась и сосредоточивалась на сем духовно-учебном заведении, с которым он как бы духовно сроднился. Под руководством его образовались и воспитались целые поколения учеников, из которых многие занимают более или менее видные общественные должности и с честию проходят оные. В эту школу под отеческое руководство досточтимого отца Смотрителя давно поступают дети бывших его учеников. Живая преемственность непрерывного предания от отцов к детям служит свидетельством о высоких умственных и нравственных качествах чествуемого ныне неутомимого труженика. И вот мы, следуя заповеди апостола знать труждающихся, ввиду бесспорно важных услуг, оказанных сей школе высокочтимым начальником ее, собрались в сем святом храме в общей и единодушной молитве ко Господу, подателю всяческих благ, принести благодарение за продление жизни юбиляра на пользу сего заведения до таких редких пределов и испросить продление жизни и неутомимой деятельности.

Этот знаменательный день, служащий гранью между истекшим полустолетием служебного поприща и началом нового, имеет и особенное значение применительно к свойствам той среды, на пользу которой посвятил 50-летние труды чествуемый ныне труженик. И вообще служение школе велико и ответственно, но в духовной оно имеет еще особенную важность. Делание в школе вообще духовное по преимуществу; делателями на ниве духовной невидимо со всем усердием сеются добрые семена; но увенчается ли этот нелегкий труд сеятелей успехом, и принесут ли желанный плод, это ведомо одному только Ведущему помышления человеческие. Великое и святое дело, совершаемое в школе тружениками! От состояния и направления школы много зависит судьба и общества и государства. Школа кладет часто на питомца такой или иной отпечаток, который нередко остается на всю жизнь. Следовательно, в ней полагаются те духовные основы, на которых и из которых развиваются характеры будущих деятелей общества и государства. В руках же сеятелей духовной школы, как рассадника пастырей церкви и учителей народа, находятся судьбы религиозно-нравственного воспитания русского народа в духе православия, составляющего основание благоденствия государства. И если так высокоответственно такое служение, то как же сугубо знаменателен должен быть день, служащий окончанием 50-летия трудов, понесенных нынешним Начальником сего заведения. Нельзя не принять во внимание и того, что значительное большинство приходящих в этот дом учения приходят бедняками, являются со всеми невыгодами бедной, часто неприглядной обстановки. Нужно бывает в интересах учащихся, а, следовательно, и школы, принимать во внимание различные характеры, обычаи и привычки учащихся, изучать их и направлять их к добрым и благим целям. И вот сей достоуважаемый Начальник школы, имея в виду цель уготовить Господу сосуды в честь и из простых элементов, с самого начала своих непрерывных и неутомимых трудов поставил для себя задачей, что для выполнения великого и святого дела нужно обладать великим и неутомимым терпением и истинно-отеческою любовью и попечительностью, при которых только и возможно было так неутомимо многоплодное служение отца Смотрителя. Светочем всей и учительской и начальнической деятельности достопочтенный юбиляр поставил для себя великую заповедь, изреченную Апостолом в словах: аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы. Изо дня в день, из года в год приходилось неутомимо трудиться над приготовлением и сеянием на духовной ниве. И конечно, только тот мог благотворно и созидательно и неутомимо действовать, кто вышеприведенную заповедь Апостола воспринял во всей широте и полноте, тот, для кого служение духовной школе было целью в течение всей жизни. Пример неутомимого сего труженика действовал всегда ободряющим и возбуждающим образом на тех, кто бывал свидетелем его честного и безукоризненного отношения к долгу службы, то есть на учащих и учащихся. Человек высокого ума и многосторонне образованный, он входил решительно во все подробности школьного быта, изучал его, всем живо интересовался, и особенно внимательно наблюдал за тем, чтобы неизбежные в таком живом деле, как воспитание и обучение, улучшения и исправления не были запоздалыми, а потому и излишними. Ничем так не дорожил он, как благосостоянием школы и высокою ее репутацией, почему он с самоотвержением и отдавался всецело служению духовной школе. Дорожа действительными успехами и благоустроенностью школы во всех отношениях, он, твёрдый и настойчивый как начальник, авторитетом своей власти производил на всех соприкасавшихся делу школы возбуждающее и ободряющее действие.

В нравственном мире не бывает остановок, столь необходимых для отдохновения, какие бывают в мире физическом. В мире физическом отдых освежает уставшего и, укрепляя его силы, дает ему возможность стремиться к достижению цели. Разумеется, чествуемый ныне неутомимый в течение 50 лет труженик по справедливости получает открытое засвидетельствование неутомимой и многоплодной деятельности, что несколько тоже может укреплять к продолжению дальнейшей желательной деятельности его на пользу школы. Следуя заповеди того же Апостола, сей досточтимый труженик школы всегда твердо имел в мыслях слова, что ни насаждающий, ни поливающий ничего не значат, а все значит Бог, все возращающий (I Кор. 3:7); эта опора многолетней и многоплодной деятельности юбиляра гораздо прочнее и надежнее всех человеческих сочувствий и ободрений, самых искренних и сердечных. Если и во всяком роде деятельности человеческой это имеет значение, то в отношении духовной школы это в особенности.

Помолимся же, братие, Господу, да укрепит Он, Всесильный, Своею благодатью силы так доблестно потрудившегося на ниве духовной в течение полувека Начальника сей школы и в грядущие годы его жизни и деятельности, да украсит его мудростью на пользу руководимых им сотрудников, да благословит труд их на пользу Святой Церкви, и да не будет труд их всуе, но да услышит в день воздаяния желаемый оный глас: внидите в радость Господа своего. Аминь.

По окончании литургии сонм пастырей с отцом Архимандритом Модестом во главе вышел на средину храма. Юбиляр, вышедши из алтаря, стал на солее против иконы Спасителя. Священник Флоринский, взяв с аналогия икону, приготовленную для поднесения юбиляру, стал против отца Смотрителя, а отец протоиерей Товаров обратился к нему с следующей речью:

Ваше Высокопреподобие, досточтимейший отец Смотритель, протоиерей Александр Иоаннович!

Ныне исполнилось 50-летие твоего благоплодного и полезного служения в должности преподавателя и смотрителя вверенного тебе Переславского духовного училища, и в честь этого полувекового служения твоего, достопочтеннейший отец Юбиляр, совершается настоящее светлое торжество. Нынешний день – великий, знаменательный день духовной, сердечной радости твоей и нашей. Признательные к тебе, собрались мы ныне вокруг тебя порадоваться милосердию Божию к тебе, удостоившему тебя такой великой и богатой милости, которая выпадает на долю очень немногих. Ни одному из начальствующих нашего училища не выпал счастливый жребий так долго и многоплодно потрудиться на пользу благоустройства вверенного ему заведения. Ни одному из начальствующих нашего училища не пришлось положить столько ревности, энергии и трудов на то, чтобы поставить вверенное ему училище на ту высоту, на какой оно теперь стоит. Благодаря твоему здравому, светлому уму, неослабной энергии, педагогической опытности и неустанной деятельности, наше училище благоустроилось, процвело и поставлено в отличное состояние и в учебно-воспитательном, и в материальном отношениях. Деятельность твоя, высокопочитаемый отец Смотритель, никогда не оставалась без одобрительного внимания со стороны высшего начальства. Ты выдержал 5 ревизий вверенного тебе училища от Семинарского правления и 4 Синодских – и после каждой удостаивался благодарного свидетельства о прекрасном состоянии училища во всех отношениях, почему и украшен всеми приличными и доступными твоему сану знаками отличия: наградами и орденами, коими сияет грудь твоя и каких редко, редко кто из белого духовенства удостаивается, что ясно свидетельствует, как высшее начальство достойно и высоко ценило и ценит неустанные труды, твою энергичную, неослабную деятельность в качестве достойного представителя и мудрого начальника вверенного тебе училища и дает тебе полное основание и право почтить день 50-летия твоей смотрительской службы особым, светлым торжеством. Вот почему и всегда признательное тебе духовенство поручило мне, как представителю, быть выразителем пред тобою, достойнейший Юбиляр, тех глубоких, сердечных чувств уважения и благодарности, какими оно всегда преисполнено было к тебе, выразителем искреннего его поздравления тебя с великим и знаменательным днем твоего 50-летнего поприща. И я за особенное удовольствие и честь поставляю себе от лица духовенства воздать тебе общую, сердечную дань признательности и благодарности за понесенные тобою многолетние труды твои в качестве педагога и начальника нашего училища.

Верь, досточтимейший отец Смотритель, что чувства глубокого почтения нашего к тебе искренни, нелицемерны, радость о долголетнем, ревностном служении твоем по воспитанию и образованию нашего духовного юношества велика и неизменна, наша благодарность за тебя Богу – сердечна и тепла.

Чтобы выражение наших искренних чувств уважения и признательности к тебе сделать памятными тебе навсегда, представители духовенства на бывшем 27 января сего 1900 г. съезде имели суждение и, оценив по достоинству твои благоразумные труды по устройству училища, при скудных средствах, в лучшем виде, твои неусыпные заботы об его благосостоянии, твою полувековую энергичную деятельность по воспитанию и образованию нашего духовного юношества, поручили мне, – председателю съезда, почтить эту долговременную, весьма усердную и полезную службу твою поднесением тебе иконы Святого Благоверного и великого князя Александра Невского. Поднося в сей знаменательный для тебя и радостный для нас 50-летний юбилейный день святую икону соименного тебе угодника Божия, благоустроителя разоренной в его время земли Русской и просветителя темного тогда народа, а твоего ангела-хранителя и покровителя со дня просвещения твоего святым крещением, я усердно молю единодушно с поручившими мне сие дело пастырями Верховного Пастыреначальника и Подателя всех благ Господа, да продлит Он, венчающий тебя своими милостями и щедротами, предстательством сего великого угодника, дни твоей жизни в здравии, долгоденствии – и благоденствии на благо родной нашей школы и питомцев ее – наших детей и да сподобит на западе жизни твоей мирной, христианской кончины и доброго ответа на страшном судище Христове, о которых мы, пастыри, молимся для всех православных христиан, а о тебе эта молитва наша будет особенная, сугубая.

Приими же, глубокоуважаемый Юбиляр наш, сию святую икону, как выражение нашего сердечного глубокого уважения к тебе, как достойную дань нашей признательности и благодарности тебе, как залог постоянного молитвенного нашего тебе благопожелания, да подкрепит Господь Бог старческие силы твои в остальном течении жизни твоей, склоняющейся уже к вечеру, и да благословит дальнейшие труды твои на благо наших детей – питомцев твоих, до тех пор, пока сердце бьется в груди твоей, пока кровь течет в жилах твоих. Вознесем же, отцы и братие, нашу усердную, общую благодарственную Господу Богу молитву за виновника настоящего торжества и вместе будем молить Владыку жизни, да молитвами Святого Благоверного великого князя Александра Невского, ангела торжествуемого ныне юбиляра, дарует ему здравие и долгоденствие, а нам радость – видеть его еще многие лета право правящим, мудрым и достойным начальником и руководителем вверенного ему нашего духовного училища во благо святой Церкви и на пользу Отечества.

По окончании речи отец Свирелин преклонился пред святыней, облобызал ее со слезами и взволнованным голосом произнес следующую речь:

Приношу глубокую и искреннюю благодарность вам, возлюбленные отцы и братия, и за ваше доброе, дорогое приветствие и за ваше усердное внимание к моему недостоинству. Эта икона соименного мне святого угодника Божия тем особенно дорога для меня, что приносится от вас, яко служителей Христовых, строителей таин Божиих и молитвенников пред престолом Божиим. Только милосердию Божию и молитвам присных своих обязан я сохранением жизни своей. От природы не обладая крепким здоровьем, я с самой ранней юности стал нести нелегкие труды сперва школьной жизни, а потом, прямо со школьной скамьи, поступил на должность учителя к детям, из которых многие едва могли отличать правую руку от левой. И как труд учительский в первые годы моего учительства ценился не выше цены цененного, то я частию в пособие к учительскому содержанию, а особенно в удовлетворение своей любви к научным занятиям избрал еще поприще авторское и стал заниматься литературными трудами. Труды мои, таким образом, умножились, так что я, выражаясь словами Библейского историка, должен был единою рукою творити дело (учительское), а другою держати меч (авторский), день употребляти на делание, а нощь на стражу (авторскую) (Неем.IV, 17:18). Не считаю уместным говорить о тех огорчениях и тревогах душевных, которые пришлось мне испытать при тяжких скорбях и лишениях семейных, особенно на поприще авторском. Замечу, однако, что моя утлая ладья до того глубоко погружалась в море житейских треволнений, что, по слову Апостола, отъимашеся надежда, еже спастися... ни солнцу, ни звездам явльшимся на многи дни (Деян.27:20). Всё это, конечно, должно было вредно отозваться на моем здоровье, и я был, по Апостолу, в смертех многащи (2Кор.11:23). Но Господь сохранил меня; молитвы присных моих восполняли скудость моих сил и охраняли дух мой от потопления малодушием. И вот Господь благоволил мне достичь до нынешнего знаменательного великого дня!

Достиг я нынешнего великого дня! И вместе с тем, возлюбленные отцы и братия, достиг я того библейского предела жизни человеческой, дальше которого могут жить безболезненно только сильные крепостию телесною. А я ещё не потерял энергии к труду и без дела жить не могу. Молю вы, возлюбленные, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу, да укрепит мя сила Духа Святого в моем делании, дондеже есмь и дóндеже день есть (Рим.15:30).

Вслед за сим было совершено молебное пение Святому Благоверному князю Александру Невскому. Молебен кончился обычными многолетиями Царствующему Дому, Священному Синоду и Его Высокопреосвященству; в заключении провозглашено многолетие достопочтеннейшему юбиляру.

По окончании молебна сонм пастырей, под водительством отца протоиерея Товарова, который в епитрахили, с животворящим крестом в руках, направился по приглашению отца протоиерея-юбиляра в его покои. Священник Флоринский нес икону Святого Александра Невского, певчие школьники пели тропарь Благоверному князю, за отцами Товаровым и Флоринским следовал юбиляр, за юбиляром почитатели отца Смотрителя и духовенство, принимавшее участие в торжестве.

Покои отца юбиляра уже были переполнены пришедшими почтить старца; здесь он был встречен концертом, после которого был пропет тропарь святому Александру Невскому, сказана краткая эктения и возглашено многолетие: затем начались приветствия: от его детей и зятя помощника смотрителя Новоторжского училища И. С. Виноградова, которые со словами приветствия преподнесли отцу юбиляру «хлеб-соль». За детьми отца Смотрителя приветствовал помощник его по смотрительству П. Ив. Строев, следующими словами:

Ваше высокопреподобие, досточтимый отец протоиерей Александр Иоаннович, наш отец Смотритель!

Вы посвятили Переславскому духовному училищу почти все 50 лет Вашей педагогической деятельности: то сначала в звании учителя по разным предметам духовно-училищного курса, то потом в звании руководителя его – смотрителя и учителя вместе. Переславское училище воистину родное Вам училище и, если можно так выразиться, – родное Ваше детище. И вот поэтому-то оно особенно сердечно, так сказать, сыновне приветствует Вас с исполнившимся 50-летием вашего делания на ниве духовного просвещения и особенно радостно празднует Ваш 50-летний юбилейный день. Этот Ваш великий и знаменательный праздник – нашего училища праздник. Не берусь неопытными руками вплетать в Ваш венок цветы многообразных и великих заслуг Ваших для родного Вам училища, о них подробно скажет историк вашего юбилейного дня. Упомяну здесь только о том, что полувековая продолжительность Вашей службы, в чем нельзя не видеть великой милости Божией, и это общее признание благотворности Вашего служения неотразимо свидетельствуют, что Вы не вотще трудились, не сокрыли таланты, дарованные Вам Богом, а приумножили их. И действительно, нельзя не питать глубокого чувства уважения к Вашей энергии в труде. Честь и слава педагогу, который полвека трудился над воспитанием подрастающего поколения, не слабея духом, не слабея усердием.

Но Вы почти полвека отдавали Ваши силы родному Вам училищу не только как педагог, но и как устроитель его внешнего и внутреннего быта. Это благоустроенное училищное здание, порядок, в нем положенный, Божий храм в нем благолепный, общество вспомоществования бедным ученикам – все это дело вашей энергии и умелого труда. В истории Переславского училища Вы, конечно, должны занять одно из самых почетных мест!

Нам дорого благосостояние нашего училища, нам дорога его слава, а Вы главный приспешник его благосостояния, его славы. С верою уповаем, что, по молитвам Преподобного Даниила, покровителя нашего, под сению которого Вы почти полвека трудились, – сохранит в Вас Бог бодрость духа и крепость сил во благо родного Вам училища на многия и многия лета.

Затем он же по поручению Владимирской духовной семинарии прочитал глубоко тронувший всех и обративший всеобщее внимание адрес семинарии юбиляру:

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец протоиерей Александр Иванович.

Сегодня исполнилось полвека Вашей педагогической деятельности и в этот знаменательный для Вас и редкостный в истории духовных школ день Владимирская духовная семинария считает своим непременным и приятным долгом принести Вам свое искреннее приветствие и выразить чувства глубокого уважения к столь маститому делателю на ниве духовного просвещения.

История духовно-учебных заведений знает весьма мало примеров непрерывной педагогической деятельности одного лица в течении полустолетия, следовательно, тем большего общественного внимания заслуживают эти лица. Прожить полвека и то достается на долю меньшей половины людей, но трудиться полвека на общественном поприще, трудиться, не ослабевая до глубокой старости – это уже подвиг сам по себе, пред которым должны преклониться его свидетели. Но в Вашем лице, досточтимый отец протоиерей, мы видим не заурядного труженика, полвека несшего на себе бремя жизни, какое возложила на него судьба; напротив, в Вас мы имеем деятеля, всегда стоявшего на высоте своего положения, всегда с выдающимся разумением и умением ведшего свое просветительное дело подрастающего поколения. Владимирская семинария, принимающая к себе питомцев из руководимого Вами училища, имела полную возможность убедиться чрез них, что Вы всегда были образцовым преподавателем своего предмета и искусным руководителем всего учебного заведения как по учебной, так и по воспитательной части.

Проходили годы, резко изменялась русская общественная жизнь и не менее резко изменялась жизнь духовных школ, но Вы не терялись пред этими переменами, не оставались позади идущей вперед жизни, а всегда с выдающимся талантом применялись к новым требованиям ее. Проходили годы и десятилетия Вашей деятельности, но эти многие годы как будто не уносили Ваших сил, не ослабляли Вашей энергии. И теперь в дни, которые, по слову Псалмопевца, составляют предел человеческой жизни, не только дух ваш бодр, но и плоть не немощна. Владимирская семинария не так давно, в дни своих юбилейных торжеств, имела удовольствие любоваться и поражаться Вашей жизненной энергией. Пусть же Господь Бог, доселе сохранивший Ваши физические и духовные силы, прострет над Вами свою благодеющую десницу еще на многие годы, дабы Вы, умудренный полувековым опытом, послужили на благо православной церкви и на заре грядущего XX столетия!

Далее от Переславского Данилова монастыря приветствовал юбиляра архимандрит Модест, следующими словами:

Вознесши усердную молитву ко Господу о Вашем здравии и спасении в сей знаменательный для Вас день 50-летнего юбилея в должности наставника духовных училищ, имею честь приветствовать Ваше Высокопреподобие, как носителя слова Божия, как преподавателя и истолкователя учения Христова юношам в течение полустолетия, сею книгою слова Божия, изъясненного с историко-критической стороны, с пожеланием вам дальнейшего продолжения полезнейшего служения на многие лета.

На это приветствие юбиляр отвечал:

Тридцать два года из моей 50-летней училищной службы трудился я в училище, помещавшемся в Даниловом монастыре, и в это время я и моя семья любили молиться в Даниловом монастыре. Сюда, к мощам преподобного Даниила, мы сносили радости и горе, и просили его ходатайства пред Богом о даровании нам разнообразных милостей и благ. И упование наше не посрамляло нас. Мы опытно видели над собою многие благотворные действия преподобного Даниила. В Даниловом монастыре похоронен дорогой прах дражайшей супруги моей, и с тех пор Данилов монастырь стал как бы родной нам. Верю, что Вы, глубокочтимый отец Архимандрит, начальствуете в Даниловом монастыре и по воле Божией, и благословению преподобного Даниила, и Ваши благожелания, выражаемые мне в настоящий знаменательный день, принимаю, как благословение и преподобного Даниила.

Настоятельница женского – Феодоровского монастыря игумения Евгения, поднесши юбиляру высоко-изящно вышитый сестрами образ Божией Матери, сказала следующую речь:

Ваше Высокопреподобие, отец Протоиерей!

Приветствуем Вас с пятидесятилетним служением на поприще воспитания юношества. Еще в детском возрасте вручаются Вашему руководству ученики, и Вашему попечению – вложить в их юные сердца дух страха Божия. Те многие ученики Ваши, которые усвоили это благодатное чувство, являются ныне достойными служителями церкви Божией, а из избравших путь гражданской жизни некоторые достигли до генеральского чина. Вам это, конечно, отрадно и возбуждает энергию Вашего духа к большему труду. Но, кроме этого учебного служения Вашего, я не могу умолчать о 23-летнем священнослужении Вашем в нашей смиренной Феодоровской обители. С каким благоговением стремились все мы к слушанию произносимых Вами при церковном Богослужении душеспасительных поучений! Этот бесценный бисер мы все с любовью слагали в сердечных сокровищницах своих. Вот эта любовь и созвала нас в этот знаменательный день к Вам.

Хор певчих из сестёр Феодоровской обители пропел: Сей нареченный и святый день...

Светися, светися... От восток солнца до запад хвально имя Господне... – и многая лета! На приветствие матери игумении Феодоровского монастыря Юбиляр отвечал:

Двадцать три года моего священнослужения в Феодоровском монастыре, воспоминаемые Вами, воспоминаются и мною как самые лучшие годы моего священства. Весь монастырь был, как одно сердце и одна душа, жаждущие слова благовестия Христова. Идя на служение, я шел, как елень на источницы водные; ибо заранее знал то усердие и внимание, с какими выслушивалась проповедь. И я, действительно, проповедывал слово Божие от души, от полноты сердца. Вы, стоя во главе монастыря, подавали всем сестрам пример и внимания, и усердия к слышанию благовествия; мне приходилось сеять на почву, уже хорошо Вами подготовленную и возделанную. Кроме того, лично для меня и моей семьи Вы были истинною матерью, входя во все обстоятельства нашей жизни, и радостные и печальные. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам мою благодарность за вся благая Ваша. Эта икона, так художественно украшенная руками Ваших воспитанниц, обязывает меня всегда во всякой молитве моей (хотя и недостойной) за Вас и Вашу обитель с радостию молитву мою творить (Филипп.1:4) и просить Матерь Божию, да Сама Она богатно воздаст Своими милостями за вся благая Ваша, возданная моему недостоинству.

Никольского женского монастыря игумения Антония поднесла отцу Юбиляру икону Святого Николая Чудотворца. В ответ на ее приветствие юбиляр сказал:

Данилов монастырь и Феодоровская обитель давно мне знакомы и дороги по многим отношениям. С Никольскою обителью и Вами, достопочтенная мать игумения, познакомила меня археология. Наука эта не значится в курсе наук учебных заведений и составляет свободное занятие лиц, имеющих любовь к ней. Она познакомила меня с Вами, потому что с помощью ее я мог оказать посильную пользу Никольской обители и удовлетворить нуждам ее. Благодарю Вас, матерь игумения, искренно и усердно за Ваше усердие и внимание к моему недостоинству. Нынешний знаменательный юбилейный мой день становится еще веселее; потому что Ваше внимание поставило на вид и ту часть моих трудов, которыми я трудился только в тиши своего кабинета.

После сего приветствовали: инспектор народных училищ И. И. Дроздов, как представитель Министерства Народного Просвещения, и Председатель от общества вспомоществования бедным ученикам Переславского училища нотариус И. А. Острецов, который сказал следующее:

Ваше Высокопреподобие, глубокоуважаемый отец Протоиерей Александр Иванович!

Не имея чести принадлежать к училищной корпорации, тем не менее, я считаю себя, как председатель правления общества вспомоществования бедным ученикам Переславского духовного училища, причастным к училищной жизни, а потому нахожу необходимым в пятидесятилетний юбилей Вашего педагогического служения сказать несколько слов о Вашей деятельности по оказанию помощи бедным воспитанникам вверенного Вам училища.

Вы, состоя во главе правления Переславского духовного училища, неукоснительно следя за всеми нуждами учеников, входя в их умственно-нравственную и материальную жизнь, пришли к убеждению, что для успешного развития своих воспитанников – необходимо устранить бедность из среды училища, которая служит не только препятствием к развитию мальчиков, но бывает причиною их заболеваний и даже основанием или причиной для их выхода из заведения, несмотря на прирожденные их хорошие способности.

Болея сердцем об участи таких питомцев и не находя в стенах училища средств для оказания им помощи, Вы решились искать эту помощь вне училища, у людей отзывчивых на все доброе и хорошее, решили учредить при вверенном Вам училище общество вспомоществования бедным ученикам.

Для приведения этого решения в действие Вы составили устав общества, представили его на утверждение куда следует; по получении утвержденного устава озаботились приисканием членов общества и о составе правления этого общества. Все это, можно сказать без прикрас, исключительно принадлежит только Вам одним и никому более.

При выборе первого председателя правления, – Якова Ильича Вознесенского, ныне умершего, Вы руководствовались не одним знанием его добрых душевных качеств, но и тем, что он был ученик этого же училища, а потому для своей alma mater должен поработать. Предположение Ваше оправдалось и намеченная Вами цель была достигнута вполне; это видно из того, что за время его служения, которое продолжалось более 12 лет, за исключением ежегодного расхода, простиравшегося до 800 рублей, у общества образовался запасный капитал свыше 10 000 руб. По смерти Якова Ильича Вознесенского, Вы почти одни принимали деятельное участие в делах общества, как непременный член правления, и способствовали укреплению его; благодаря этой Вашей деятельности в прошлом году, как видно из отчета общества, запасный капитал возрос до 16 000 рублей.

Этот капитал может служить на вечное время поддержкой для бедных учеников Переславского духовного училища, следовательно, деятельность Ваша в этом направлении никогда не умрет и будет жить до тех пор, пока существует училище.

Думаю, что и в будущем при Вашем содействии, при Вашей заботливости и сердечном сочувствии к своим воспитанникам, средства общества на пользу бедных учеников училища увеличатся еще более.

Юбиляр на это приветствие ответил:

С таким председателем правления общества, как Вы, Иван Андреевич, избранный на текущее трехлетие, я вполне уверен, что средства общества не только не придут в упадок, но процветут более и более и дадут благой плод.

За обедом прочитаны были присланные юбиляру – приветственные адресы, письма и телеграммы:

• от смотрителя Дмитровского училища, магистра богословия В. Розанова,

• от протоиерея Д. Ф. Певницкого,

• профессоров Московской духовной академии: П. Н. Горского-Платонова и С. И. Смирнова;

• смотрителей духовных училищ: Владимирского – протоиерея М. П. Введенского, Муромского – от всей корпорации училища – чрез К. Вознесенского;

• от протоиереев г. Шуи – А. И. Казанского и Иоанна И. Воинова;

• с. Васильевского протоиерея Алексея Благосклонова,

• г. Александрова протоиерея М. Ф. Успенского,

• священников – А. Гортулянского и М. Соколова, причем они в память юбилейного торжества прислали 15 рублей в общество вспомоществования бедным ученикам училища,

• от священников – П. Покровского, Ф. Янова, Н. Оранского и П. Виноградова;

• от студентов университетов – Санкт-Петербургского – И. Товарова, Юрьевского –

• Д. В. Соловьёва,

• и бывшего сослуживца юбиляра Вл. Сем. Счастливцева.

Телеграммы:

• заслуженного профессора Московской академии П. И. Казанского,

• директора Московской гимназии И. В. Свирелина,

• директора народных училищ С. М. Граменицкого,

• директора Новоторжской учительской семинарии Виноградова,

• смотрителя Шуйского духовного училища Н. П. Скороспелова,

• инженера М. А. Свирелина,

• доктора Н. В. Свирелина,

• преподавателя Тульской семинарии магистра Н. И. Троицкого,

• протоиерея А. М. Альбицкого,

• священника кандидата богословия А. А. Соловьева,

• М. В. Загорского,

• учителя Макарьевского училища П. Приматова,

• священника А. М. Альбицкого,

• священника П. Аматова,

• священника Д. Сахарова,

• из Москвы Н. Ф. Любимова,

• из Вязьмы – Георгиевского,

• студента Киевской академии Смирнова,

• учителя Оранского,

• из Ростова Г. Лепорской,

• учителя Ивана Успенского.

Все приветствия были проникнуты чувствами высокого уважения к юбиляру, то как к товарищу, то как к сослуживцу, то как к учителю и начальнику, из школы которого вышли добрые деятели на разных поприщах житейских.

Одна телеграмма дала повод к тому, чтобы была предложена за трапезой подписка на учреждение стипендии при училище имени отца Юбиляра и подписка за трапезой дала около 500 рублей.

Трапеза прошла очень оживленно: много говорилось юбиляром и собеседниками о поприще, пройденном им, об учениках, вышедших из Переславского училища, и о трудах юбиляра. За трапезой были провозглашены тосты за здравие Государя Императора и всего Царствующего Дома, Его Высокопреосвященства, самого юбиляра и за духовенство округа. Пред последним тостом отец Смотритель благодарил духовенство округа за честь, которой округ удостоил его, и высказал ту мысль, что духовенство Переславского округа образцовое, так как оно никогда не жалело и не жалеет средств для поддержания и поднятия учебно-воспитательной части в училище, что округу делает честь, а духовенству от отца Смотрителя и всего училища многия лета.

Я не беру на себя смелости характеризовать отца Смотрителя Александра Иоанновича, потому что облик его весьма рельефно обрисован в выше помещенных речах и приветствиях ему; прибавлю только с своей стороны, что в этом маститом старце до сего времени в глазах и движениях горит огонь энергии. Что же было в период его цветения, как он говорил в одной из ответных своих речей? Это была великая мощь, которая упорным своим трудом достигла желательного положения: он, не учась в духовной академии, получил ученую степень кандидата богословия, когда необходимо нужно было иметь звание кандидата, чтобы остаться смотрителем училища.

Протоиерей Александр Иоаннович Свирелин родился в 1830 году в селе Афанасьевском, Шуйского уезда, от диакона Иоанна Иоанновича и матери Матрены Михайловны Свирелиных. Домашнее образование получил он под руководством матери своей.1 Школьное образование получил сперва в Шуйском духовном училище, а потом во Владимирской духовной семинарии (1844–1850). Окончив курс в числе первых студентов, он в том же 1850 году в сентябре 21 был определен учителем 1 класса Муромского училища, а в следующем году 1851 переведен во 2 класс Переславского училища, в котором с тех пор непрерывно и служит. Постепенно возвышаясь по службе, в 1858 году произведен во священника с совмещением учительской должности. В 1864 году по испытании в предметах полного академического курса конференциею Московской духовной академии с утверждения Московского митрополита Филарета возведен в степень действительного студента академии, а Святейшим Синодом назначен смотрителем Переславского духовного училища. В 1879 году возведен в сан протоиерея; а в 1880 году, по новом испытании в Московской духовной академии в предметах полного академического курса, как за познания, оказанные в тех предметах, так и за представленное им сочинение Советом Академии удостоен ученой степени кандидата богословия и утвержден в сем звании Святейшим Синодом.

С 1865 года состоит членом Московского Археологического Общества, с 1873 года – членом Владимирского Статистического Комитета, с 1899 года – действительным членом Владимирской Ученой архивной Комиссии. В 1871 году сочинение его «Изъяснение Богослужения с церковным Уставом» Святейшим Синодом введено в руководство в духовных училищах; 1876 г. другое его сочинение «Курс Закона Божия», ныне печатаемое под названием «Наставление в Законе Божием», одобрено в качестве учебника по Закону Божию в духовных училищах и училищах Министерства Народного Просвещения; а в 1878 году третье его сочинение «Краткая Церковная История» (с 1896 г.) с учением о Богослужении Православной Церкви введена в качестве учебного руководства в городских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения. Кроме того, много написано им и напечатано в разных журналах статей богословского содержания, педагогического и археологического. За свою отлично усердную и полезную службу отец Протоиерей удостоился получить следующие награды:

• по производстве во священника в 1858 году, он в 1859 году награжден набедренником;

• 1861 года преподано ему благословение Святейшего Синода;

• 1864 г. награжден скуфьею;

• 1869 г. – камилавкою;

• 1873 г. золотым наперсным крестом;

• 1876 г. сопричислен к ордену святой Анны 3 степени;

• 1879 г. возведён в сан протоиерея;

• 1881 г. сопричислен к ордену святой Анны 2 степени;

• 1883 г. по случаю 25-летия авторской деятельности поднесен был ему от Московских книгопродавцев издателей Святой золотой наперсный крест с украшениями;

• 1884 г. награжден орденом святого Владимира 4 степени и получил грамоту на права потомственного дворянина;

• 1888 г. награжден палицею;

• 1892 г. награжден орденом святого Владимира 3 степени;

• 1899 г. – золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества.

Медали имеет бронзовую в память войны 1853–1856 г., серебряные – в память Императора Николая I и Императора Александра III.

Книги отдельно изданные и статьи, помещенные в периодических изданиях, отца А. Свирелина:

1. Богословского содержания.

• Во «Владимирских епархиальных ведомостях» 1865 г. №4 и 5 о Святом таинстве покаяния и причащения; 1866 года №6 о лице Иисуса Христа, №24 о духах бесплотных; 1868 года №20 ночь – по Юнгу, перевод с французского; 1869 г. №2 о бессмертии души – по Юнгу, перевод с французского.

• «Подольские Епархиальные Ведомости» 1867 г. №8 о почитании икон, №19 о лице Божией Матери.

• «Грамотей» 1867 г. книги 4 и 5. Объяснение литургии Златоустовой и преждеосвящённых даров.

• «Дух христианина» 1861 г. декабрь о церковной проповеди; 1862/3 г. письма о духовенстве.

• «Церковный вестник» 1877 г. №10, 33, 43; 1878 г. №10, о литургии в Великий пост.

2. Археологического содержания.

• а) О разорении Переславского Данилова монастыря поляками и литовцами; б) о семинарии в Даниловом монастыре; в) о князе Иване Петровиче Борятинском, в монашестве старце Ефреме; г) о прежних средствах содержания Данилова монастыря (Чтения Императорского Московского общества истории, 1859 г., кн. 2).

• Архив. Издаваемый И. В. Калачевым. 1859 г. книга 4, Настольная книга Данилова монастыря; 1803 г. книга 5, Переславское озеро и рыбная слобода, подворье. Данилова монастыря в Москве; 1860/1 г. книга 4, Древние акты Данилова монастыря.

• Владимирские губернские ведомости. 1860 г. №49 о шестом после Пасхи Воскресеньи в Переславле, в №13 14 и 16 о Лукиановой пустыни, в №40 о Флорищевой пустыни, в№46–48 о селе Ермове, Переславского уезда, в №30 и 31 старинная азбука. При Губернских Ведомостях 1862 г. в приложении напечатана «Полная хронология священной истории ветхого и нового завета на основании текста славянской библии».

• Еженедельное Обозрение. 1885 г. №76, Наши археологи; 1886 г. №82, 132, Крайности современной археологии; №110, О сохранении памятников старины.

• Труды Киевского (3) Археологического Съезда. 1878 г., т. 2: Древняя Переславская епархия, Номенклатура сёл, деревень и озер Переславского уезда на буквы А и Б.

• Труды Ярославского (7) Археологического Съезда 1887 г. т. 3: Надписи на церковных зданиях и других предметах.

• Труды Владимирской Ученой Архивной Комиссии. 1900 г. книга 2. Древний запрестольный крест в Переславском Никольском монастыре.

3. Педагогического содержания.

• Московские Ведомости. 1859 г. №№135, 164, 284, о послеобеденных уроках в духовных училищах и учебниках; 1876 г. № 68 о народном обучении.

• Владимирские Епархиальные Ведомости. 1868 г. №14, общежития при духовных училищах; 1869 г. №9, о времени летних вакаций; 1870 г. № 21 и 22, об участии духовенства в делах училищных и об одежде учеников.

• Подольские Епархиальные Ведомости. 1866 г. №12, о сущности и цели истинного образования.

• Православное Обозрение. 1861 г. №7, о духовных училищах и заметка на § 85 училищного Устава; 1880 г., о преподавании Закона Божия.

• Современный листок. 1866 г. №36, о преобразовании духовных училищ.

• Земледельческая газета. 1859 г. № 39, откуда взять учителей для сельских школ?

• Русский Педагогический Вестник. 1861 г. №5, о публичных испытаниях, о частных уроках в провинции.

• Церковно-Общественный Вестник. 1881 г. № 67, о приемных экзаменах в семинарию.

• Русь, издаваемая И. С. (Скворцовым) Аксаковым. 1884 г., к вопросу о пересмотре училищного Устава; 1886 г. № 31, наши гимназии.

• День, издаваемая И. В. Скворцовым. 1888 г. № 34, о преподавании русского языка; 1890 г. № 766, аттестаты зрелости с тройками.

• Гражданин. 1878 г. О народном образовании.

Кроме того, много статей о вопросах и запросах современной жизни помещено в газетах: Голосе, Северной Пчеле и Церковно-Общественном Вестнике. Из них более видные напечатаны:

В «Северной Пчеле» 1862 г. №142, о пробуждении деятельности в духовенстве; 1863 г. № 84, о выборном начале в духовенстве.

В «Церковно-Общественном Вестнике»: Вдовство и сиротство в духовенстве (1874 г. № 56, 57:58), Духовенство и общество (1874 г. №№101–110).

Труды, изданные отдельными книгами:

1. 1858 г. Объяснение храма, его принадлежностей, утвари и праздников церковных;

2. Описание Переславского Данилова монастыря;

3. 1861 г. Корнилий, Переславский чудотворец;

4. 1864 г. Толковые Евангелие воскресные и праздничные; в 1897 г. вышли дополненным 8-м изданием;

5. 1868 г. Православная Вера, в 3 частях; в 1891 г. переведена на японский язык Саввою Хорие под заглавием: «Сейкео Дукухон»;

6. 1872 г. Церковный Устав с кратким изъяснением Богослужения Православной Церкви, – руководство в духовных училищах, в 1899 г. вышло 12 издание;

7. 1873 г. Книга для первоначального чтения по Закону Божию;

8. 1874 г. Начатки учения Православной Веры, в беседах с картинами;

9. 1874 г. Последование ко святому причащению и по причащении в русском переводе с греческого;

10. 1875 г. Курс Закона Божия, после 10 изданий, стал издаваться после 1889 г. под заглавием «Наставление в Законе Божием»;

11. 1877 г. Краткая церковная история с учением о Богослужении Православной Церкви для городских училищ, 1909 г. вышло 7 издание;

12. 1878 г. Акафист Преподобному Даниилу, Переславскому Чудотворцу;

13. 1879 г. Описание Переславского Никитского монастыря;

14. 1881 г. Толковые чтения из Апостола воскресные и праздничные, в 1898 г. Вышли новым дополненным изданием;

15. 1882 г. Заупокойные чтения из Апостола и Евангелия;

16. 1886 г. Описание Переславского Феодоровского монастыря;

17. 1887 г. Чтения из книг Ветхого и Нового Завета, с подстрочными примечаниями и объяснениями славянских слов и выражений по программе церковно-приходских школ, книги 1 и 2;

18. 1890 г. Уроки по Закону Божию, для приготовительных классов духовных училищ и для домашнего подготовления к 1 классу духовного училищ и гимназий;

19. 1890 г. Жития святых Переславских чудотворцев: Никиты Столпника, Даниила игумена, Благоверного князя Андрея и Корнилия Молчальника;

20. 1892–93 г. Церковно-славянский словарь, для толкового чтения часослова, псалтири, октоиха и святого Евангелия, одобрен к употреблению в духовных училищах и церковно-приходских школах;

21. 1893 г. Православное исповедание Православной Веры в четиих-минеях святого Димитрия Ростовского;

22. 1894 г. Житие (подробное) Преподобного отца нашего Даниила, Переславского Чудотворца.

* * *

1

Мать его по тогдашнему времени была очень образованная женщина. Она знала всеобщую гражданскую историю, русскую и церковную историю. Она была родная сестра архиепископа Волынского Агафангела.


Источник: Пятидесятилетний юбилей педагогической деятельности смотрителя Переславского духовного училища протоиерея Александра Иоанновича Свирелина. 21.IX.1850–1900. // Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1901. № 1. С. 17-29; № 2. С. 68-77; № 3. С. 123-129.

Комментарии для сайта Cackle