О духах бесплотных (по руководству Четий-Миней)

Источник

Содержание

I. О добрых ангелах Иерархия добрых ангелов Участие ангелов в спасении человека Об ангеле хранителе II. О злых духах Падение злых духов Иерархия их Нравственное состояние злых духов О предсказании бесами будущего Ограничение власти злых духов  

 

I. О добрых ангелах

Учение о добрых ангелах, изложенное в Четиих-Минеях, не обнимает всех вопросов, которые решает наша богословская наука. О некоторых из них говорится кратко, только в общих чертах, например, о сотворении ангелов говорится только, что Бог сотворил небесные бесплотные сил.1 О богосозданной их природе и нравственном состоянии говорится, что вышние силы обитают на небеси, все они имеют одну волю и единомысленно славят Бога.2 За всем тем в четиих-минеях можно находить обстоятельные сведения А) о иерархии добрых ангелов и Б) об участии их в спасении человека.

Иерархия добрых ангелов

Ангельских чинов, по исчислению святого Дионисия Ареопагита, ученика святого апостола Павла, девять Сии девять чинов разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В каждой иерархии три чина. В первой – высшей и ближайшей к святой Троице предстоят: серафимы,3 херувимы,4 и престолы.5 В средней – господствия,6 силы7 и власти.8 В низшей – начала,9 архангелы10 и ангелы.11 Святые угодники Божии твёрдо содержали веру в сии девять чинов ангельских. Когда святому Иакову Персиянину отрезали девятый перс, тогда он молился: «Боже истинный, утвердивший девять чинов ангельских в благодати Твоей, утверди и меня в терпении; ибо душа моя уповала на Тебя».12

Кроме 9-ти чинов ангельских в Четиих-Минеях упоминается о семи ангелах, предстоящих пред Богом в неприступной славе Его, и усвояется каждому из них особое назначение.13 Имена сих ангелов суть: Михаил (см. Дан. 10, Апок.12), Гавриил (Дан.8, Лк.1), Рафаил (Тов.12), Уриил (3Ездр.4), Салафиил (Быт.21), Егудиил (Исх.23), Варахиил (Быт.18). Михаил значит – победитель супостатов, Гавриил – вестник Божественных таин, Рафаил – врач недугов человеческих, Уриил – просветитель потемнённых, Салафиил – служитель божественных молений, непрестанно молящийся о роде человеческом и возбуждающий людей к молитве, – Егудиил служитель божественных хвалений и исповеданий, укрепляющий в подвигах и трудах подвизающихся ради славы Господней, Варахиил – податель благословений и благодеяний Божиих. Вера в сии семь ангелов имеет основание в Священном писании. Так, в книге Товита путеводитель младого Товии назвал себя ангелом, единым от седми предстоящих пред Богом. В Апокалипсисе пишется: «Благодать вам и мир от сущего, и иже бе, и грядущего, и от седми духов, иже пред престолом Его суть (Апок.1:4).

Об отношении добрых ангелов к Богу говорится, что они исполняют волю Божию и славословят Бога. «Отче, – спросил некоторый авва преподобного Арсения, – почто бегаешь нас?» – Преподобный отвечал: «Бог знает, что я люблю вас; но не могу быть вместе с Богом и людьми. Тысяча тысяч вышних сил находятся на небеси – и все они имеют одну волю и единомысленно славят Бога: на земле же многие воли человеческие; почему и не могу жить с людьми, чтобы не отпасть от Бога».14

Отношение ангелов между собою таково, что одни непосредственно получают озарение от Бога, другие – низшие чины – от вышних чинов. Святой Григорий, объясняя слова пророка Захарии (Зах.2:3–5) «се ангел глаголяй во мне стояше, и ин ангел исхождаше в сретение ему, и рече к нему глаголя: тецы, и рцы к юноши оному» (то есть пророку Захарии), говорит: когда ангел говорит ангелу: тецы и глаголи к юноши оному, то нет сомнения, что одни ангелы посылают других; меньшие посылаются, а большие посылают.15

Участие ангелов в спасении человека

Участие ангелов в судьбах человека представляется в следующих чертах.

1) Ангелы охраняют внешнюю жизнь человека от всех опасностей.

Некоторый брат пришёл к преподобному Паисию, желая видеть его, и нашёл его спящим, и увидал при главе его стоящим ангела Божия, охраняющего его.16 Ангел повелевает святому Поликарпу выйти из храмины, удерживая падение её; и когда святой вышел, она разрушилась до основания.17

2) Ангелы сохраняют давших обет девства.

Святая Кикилия против воли была выдана замуж за одного неверующего мужа. В брачную ночь она сказала своему мужу, что имеет при себе и видит теперь ангела; и что если он, муж, нарушит её девство – то ангел убьёт его. Девство святой Кикилии было сохранено.18

3) Ангелы возвещают от Бога грешникам прощение грехов.

Святой Давид долгое время был разбойником, – но после раскаялся, бросил своё бесчестное ремесло, поступил в монастырь и начал вести строгую подвижническую жизнь. Архангел Гавриил явился ему в его келье и сказал: «Давиде! Господь простил тебе грехи, и отныне ты будешь творить чудеса».19

Архангел Михаил, явившийся святой Евдокии, говорил: я князь ангелов Божиих; мне дана обязанность принимать кающихся грешников и вводить их в блаженную жизнь. Ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенную правдою, и поклоняющихся Отцу вечному. Они приветствуют её как сестру свою.20

4) Ангелы являлись святым мученикам при страданиях их и укрепляли их в сём подвиге.

Ангелы, явившиеся святому мученику Акакию, омыли раны его тёплою водою и уврачевали оные. Когда святой мученик был заключён в темницу и обложен железными узами, ангелы снова явились ему и разрешили его от уз.21

Святым мученикам Евстафию и Анатолию, заключённым в темницу и осуждённым на голодную смерть, святой ангел явился, разрешил их от уз, соделал здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: во всех страданиях ваших буду с вами, – ибо послан от Христа Господа хранить вас.22

5) Ангелы принимают участие в человеке в час смерти его.

В жизнеописании святой Феодоры говорится, что в час её смерти вместе с бесами, устрашающими душу, явились к ней два светоносных ангела, которые отогнали бесов, взяли душу её и понесли в мир горний.23

Преподобный Герасим видел, что душу преподобного Евфимия ангелы с радостью возносили на небо.24

В час блаженной кончины Симеона ангелы Божии предстали ему и, тихо разрешивши от тела праведную душу, отнесли её с радостию в небесные обители.25

6) Все девять чинов ангельских соберутся в день страшного суда Божия.26

Об ангеле хранителе

Кроме указаний на участие ангелов в спасении человека вообще, в Четиих-Минеях можно находить некоторые сведения и об ангеле хранителе. Святой Феодоре святые ангелы говорили, что всякий христианин от святого крещения приемлет от Бога особенного ангела хранителя, который невидимо хранит человека, наставляя его во дни и в нощи на всякое дело благое, во всю жизнь до самого смертного часа.27

Однажды преподобный Нифонт увидел при вратах одной блудницы ангела в образе юноши плачущим, и спросил его о причине плача. Ангел отвечал: я дан от Бога на соблюдение одного человека, который теперь в сём доме с блудницею пребывает. Не могу видеть того беззакония, которое он творит. Как мне не плакать, видя, в какую тьму пал образ Божий?28

Ангел, явившийся святому Григорию Двоеслову, говорил: «Господь послал меня к тебе, чтобы я был с тобою в продолжение всей твоей жизни и возносил молитвы твои к Богу, чтобы всё, о чём ты просишь с верою, получил».29

II. О злых духах

Учение о злых духах в жизнеописаниях святых выражено довольно ясно и с некоторыми подробностями. Против святых угодников устремлены были все разжжённые стрелы злых духов, с которыми они боролись всю жизнь свою. Потому-то угодникам Божиим известны были как нападения, обольщения злых духов и вся их бесовская хитрость, так и те благодатные средства, которыми надобно пользоваться, чтобы сделать безуспешными их злые действия.

Падение злых духов

Злые духи сотворены были добрыми – но сами, от злоупотребления своей свободы, сделались злыми. «Злой ангел, имевший власть в ряду прочих ангелов, своим изволением отступил от сотворшего Его и, возгордившись, отпал от своего чина и от Бога, и Бог лишил его ангельской славы».30

Бог, говорит святой Антоний Великий, не сотворил никакого зла; не от Его воли демоны получили начало злобы, но от их свободы. Они были сперва добрыми, потому что созданы были от благого Бога; но за свою гордость низвержены с неба на землю.31

Иерархия их

И злые духи имеют свою иерархию: есть между ними слабые, сильные, сильнейшие, так называемые князья бесовские, и один главный их предводитель, отец их – сатана. Один бесчестный юноша, уязвившись нечистою похотию к святой мученице девице Иустине, предлагал ей выйти за него замуж, – она отказалась, сказав, что уже имеет жениха Христа, которому она служит и ради которого хранит своё тело в чистоте. Обидевшись её отказом, он пошёл к знаменитому волшебнику Киприану, чтобы он силою волшебства привлёк к нему святую деву. Волхв, призвал себе на помощь одного из нечистых духов, чтобы он возбудил в сердце девицы скверное вожделение. Святая, силою молитвы к Господу Иисусу Христу, сделала безуспешными усилия нечистого духа. Бес отбежал со срамом. Волшебник призвал лютейшего духа, – но и сей прогнан был молитвою и постом святой угодницы. Волхв, призвал наконец одного от князей бесовских. Сей сперва укорил тех бесов в слабости и неопытности, – но и сам должен был отойти от святой девицы с большим стыдом и срамом.32 «Я, – говорил бес, явившийся в образе светлого ангела святой девице Иулиании, – один из первейших князей тьмы, послан от отца сатаны искусить тебя».33

Нравственное состояние злых духов

Нравственное состояние злых духов самое мрачное. Отношение их к нашему миру, сообразно их свойству, самое вредоносное и пагубное. Как духи злобы, они все действия свои по отношению к человеку направляют к тому, чтобы совращать его от доброго пути и развращать его; а главное желание их то, чтобы совращённый на путь нечестия человек был вместе с ними в вечной муке и неугасимом огне.34

Преподобный Антоний великий, говоря о диаволе, применил к описанию его слова Иова (Иов.41:9–11): глаза его как ресницы зари, из уст его выходят пламенники, сыплются огненные искры, из ноздрей его идёт дым, как из котла, испускающего пар и кипящего; дыхание его наподобие огненных углей, и из уст его выходит пламень.635

Это описание вполне согласно как с силою и могуществом диавола, так и с разнообразными злыми действиями его на человека. Бес, явившийся Киприану волхву, говорил о себе, что он много раз потрясал города, разрушал стены, устроял кровопролития и отцеубийства, полагал великую вражду и гнев между братьями и супругами, – инокам, жившим в горах и пребывавшим в посте, влагал нечистую похоть и научал предаваться плотским страстям.36

«Различна и многообразна злоба бесов, – говорит святой Антоний Великий; – они устрояют брань против всякой добродетели. Люта их ненависть ко всем христианам, особенно же к инокам и Христовым девам: пути их запинают мрежами, сердца их стараются наполнить богомерзкими нечистыми помыслами; если и перестают обольщать их, то на малое время и с тем, чтобы напасть на них с большею силою. Когда не могут в помыслах соблазнить человека, то переменяют образ борьбы; искушают мечтаниями, преобразуясь в скорпионово лице и в столь великия тела, что могут головой доставать до верху храма. Когда и это коварство их бывает открыто, они начинают предсказывать будущее; когда же и это узнаётся, тогда бесы призывают в помощь злобу своего начальника».37

На соблазн и обольщение святого Илариона диавол полагал на постели его бесстыдных жён нагих; во время ощущения голода и жажды представлял сладкие снеди и пития; во время молитвы появлялся то волком воющим, то лисицей скачущей.38

Для обольщения святого Симеона Столпника диавол претворился в ангела светла и сошёл к нему с неба на огненной колеснице.39 Святой Пахомий видел беса в образе прекрасной жены, идущей в обитель со множеством слуг.40

Даже люди, имеющие сообщение с бесами, могут производить бесовские мечтания, как то: переменять воздух, производить ветры, гром и дождь, возмущать морские волны, наносить вред в садах и на поле и язвы человеку.41

Тело святого Симеона Столпника диавол поразил лютою язвою, так что оно начало гнить и из язв его тёк гной с червями.42

О предсказании бесами будущего

Для обольщения человека бесы иногда предсказывают будущее. Будущее могут они знать, как духи бесплотные, на основании долговременного опыта и наблюдения над вещами и делами человеческими. Впрочем, часто обманываются и лгут.

«Знаешь ли ты, – спросил святой Пахомий явившегося ему беса, – что, по кончине нашей, братия не так усердно будут работать Господу, как теперь?» – Знаю верно, – отвечал бес. – Лжёшь ты на свою скверную голову; знать будущее принадлежит одному Богу, а ты одна ложь. – Во мне нет предведения, – отвечал бес, – и я сам по себе ничего не знаю, но знаю, что случится в будущем, посредством знания прошедших и настоящих вещей.43

Нападая и злодействуя человеку во время земной жизни, злые духи не оставляют его и по скончании его. С особенною силою они нападают на человека в час смерти, чтобы возмутить спокойствие души его. «Когда настал час разлучения моего от тела, – сказывала святая Феодора, – увидела я много эфиопов, ставших около одра моего; лица их были как сажа и чёрная смола; глаза как огненные угли. И начали они творить мятеж: одни выли как волки, другие ревели как звери, иные лаяли как псы; иные вопияли как свиньи. Все они грозно смотрели на меня, скрежетали зубами, готовили и развивали свитки, в которых записаны были злые дела мои. Тогда душа моя была в великом страхе и трепете. Я отвращала свои глаза, чтобы не видеть тех страшных лиц; но повсюду видела их».44

Святые угодники верили в действия злых духов на человека по смерти и просили Господа избавить их от страшилищ их. «Господи Боже мой! – молился святой Иосиф Песнописец в час смерти своей, – Ты хранил меня во все дни живота моего, и ныне до конца соблюди дух мой и помоги мне избегнуть князя тьмы и воздушных страшилищ, да не когда порадуется о мне враг мой».45

Так мрачно и безобразно нравственное состояние злых духов! Оно становится тем безотраднее, что они не могут выйти из него, не могут, то есть, принести покаяния. Однажды бес в образе человека грешного пришёл к святому Антонию великому и, сравнивая себя с злым духом, спрашивал, может ли Бог принять в покаяние, если бы кто покаялся от бесов. Святой стал на молитву и просил у Господа разрешения сего.

Ангел, посланный от Бога, открыл ему, что древнее зло не может быть новым добром, бывший начальником зла не может начать добрые дела, навыкнувший гордости – не может смириться в покаяние и обрести милость. А чтоб Антоний сам уверился в том, ангел повелел ему предложить бесу выполнить следующие условия, а именно: чтобы бес в течение 3-х лет на одном месте день и ночь взывал: «Боже помилуй мя древнюю злобу! Боже спаси мя помрачённую прелесть! Боже помилуй мя мерзость запустения!»

На другой день, когда бес пришёл, преподобный Антоний предложил ему эти условия. «Нет, старец, – отвечал бес, – как мне назвать себя древним злом, когда я так теперь славен и столько народу повинуется мне? Как мне назвать себя мерзостью запустения и помрачённою прелестью, когда все грешники любят меня и творят то, что мне угодно? Нет, да не будет того, чтобы чрез покаяние сделаться мне непотребным и смиренным, из великой чести принять себе такое бесчестие!»

Пример сей показывает то, что покаяние для злых духов невозможно, и что это зависит не от Бога, но от их свободы, направленной к одному злу, и от чрезмерной гордости, исключающей всякое смирение, как первое условие спасительного покаяния.

Ограничение власти злых духов

Как ни сильно само по себе могущество злых духов, как ни многообразна злая их деятельность на человека: сила и власть их ограничена со времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю; дела диавола разрушены крестною смертию его. Господь наш Иисус Христос своею крестною смертию разрушил царство сатаны так, что истинные исповедники Христовы не только могут противиться внушениям бесов, но и побеждать их. Добродетели христианские суть стрелы, уязвляющие диавола и прогоняющие его.

«Верьте мне, прошедшему подвиги искушений диавольских, – говорит святой Антоний Великий, – трепещет сатана бодрствования христиан, молитв и постов их, кротости, произвольной нищеты, смирения, любви и особенно чистого сердца в Христовой любви»46. Привели однажды к преподобному Антонию юношу, одержимого нечистым духом из чина начальников князя тьмы. Святой послал его к святому Павлу Препростому. Этот сказал бесу: отец Антоний велит тебе, диаволе, выйти. Диавол не выходил. «Или ты изыди, – говорил святой, – или я пойду и поведаю Христу – и будет тебе беда». Бес не выходил. Тогда святой Павел встал на камне и взывал: Иисусе Христе, распятый при Понтийском Пилате! Я не сойду с сего камня до тех пор, пока не услышишь Ты меня; не вкушу хлеба и воды до того времени, когда изгонишь беса из юноши сего». Тогда бес вышел. И так, замечено в житии святого Павла, малых бесов изгоняют человеки сильные в вере, а начальных бесовских князей побеждают смиренные.47

Одно призывание святыми угодниками имени Иисуса Христа изгоняло бесов: «Господь мой Иисус Христос, Сын Бога Живаго, запрещает тебе, нечистый душе, – говорил святой Потит бесноватой девице, – и повелевает тебе выйти из сего создания и не входить в него более никогда». Бес вышел и исчез.48

Имя Иисуса Христа, не только произносимое устами святых угодников, а написанное в письме, имеет силу изгонять бесов. Святой евангелист Богослов послал с учеником своим Прохором письмо к одержимому злым духом. В письме было написано: «Иоанн апостол Иисуса Христа Сына Божия пытливому духу повелеваю: от имени Отца и Сына и Святого Духа изыди от создания Божия и не входи в него никогда, но будь вне острова, в местах безводных, а не в людях». Когда Прохор с этим письмом пришёл, бес вышел из человека.49

Святые угодники, вооружённые именем Иисуса Христа, имели даже господственную власть над бесами. Когда бесы препятствовали святому Феодору (1091 год) в постройке монастыря и разбрасывали то, что строили братия, тогда святой именем Господа Иисуса Христа заставил их самих переносить все дерева, бывшие на берегу Днепра, на гору в облегчение трудов братии и посрамление бесов.50

Святой Василий Великий принудил диавола отдать назад расписку одного отрока, в которой он отрекался от Христа и предавался навсегда диаволу.51

В Четиих-Минеях есть много примеров того, как бесы сами свидетельствовали о своём бессилии и ограничении их власти со времени пришествия Господа на землю и особенно после крестной смерти Его. Вот несколько таких примеров: «Увы, мне! – восклицал диавол, когда святой мученик прогнал его крестным знамением, – увы, мне! Отрок побеждает меня! Где теперь мне успокоиться? На кого мне устремить свои стрелы?»52

«Горе мне, – вопиял бес, находящийся в человеке, – Поликарп идёт ко мне, и мне надобно бежать отсюда».53

«Мы не имеем власти, – говорил бес святому Трифону, – над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Христа. От сих мы бежим со страхом. Наносим им искушения, и только тогда, когда нам попущено будет» (от Бога).54

«С тех пор, – признавался диавол преподобному Нифонту, как распят Иисус, я слаб сделался».55

Бес, явившийся святому Пахомию, говорил: «Никто никогда так не уничижал меня, как ты; не только низлагаешь меня под ноги старых, но и юных научаешь попирать меня, и такое множество подвижников собрал ты против нас, что нельзя моим слугам и приблизиться к ним. Сия сила и власть надо мной стали со времени воплощения Бога Слова, давшего вам власть наступать на всю силу нашу».56

Благая цель Божия Промысла в попущении злых духов. Как ни враждебны и злобны действия злых духов на человека – нельзя, однако, не видеть в попущении их на человека благой цели промысла. Борьба с злыми духами предохраняет человека от беспечности и нерадения в подвигах добра, побуждает к непрестанному духовному бодрствованию и даёт случай развить и укрепить ту добродетель, на которую нападают бесы, их разнообразные искушения учат человека, даже совершенного в добродетели, смирению, побуждая его не полагаться на свои силы, а обращаться за помощью к Господу нашему Иисусу Христу, победителю диавола.

«Егда борю вас, – говорил бес святому Антонию, – бываю вам пользы паче, неже тщеты, виновен».57

Священник Александр Свирелин

* * *

1

Апреля 26, л. 282.

2

Мая 8-го.

3

Серафимы, упоминаемые у пророка Исаии (VI, 2), значат: пылающие огнём, потому что предстоят Богу, который, по свидетельству писания, есть огнь поядаяй (Евр. 12:29), и как сами они пылают пламенем любви божественной, так и в других возжигают сию любовь.

4

Херувимы означают: многое ведение, потому что они сами всегда сияют светом разума божественных тайн и премудрости Божией, и другим подают премудрость и просвещение богопознанием. В сём смысле они называются ещё – многоочитии.

5

Престолы – так называются потому, что на них, как на разумных престолах, почивает Бог. Они прославляют правосудие Божие и сообщают силу царям и владыкам земным творить праведный суд; чрез них Господь совершает Свои праведные суды в роде человеческом.

6

Господствия – так называются потому, что господствуют над прочими низшими ангелами и, по свидетельству святого Дионисия, без рабской боязни, добровольно и радостно служат Господу и изливают силу на властей земных, наставляя их благоразумно управлять вручёнными им областями.

7

Силы – исполнены божественной крепости, немедленно и без утомления совершают волю всесильного и всемогущего Бога. Чрез них Господь изливает благодать чудотворения угодникам Божиим, укрепляет каждого человека в терпении и мужестве, и даёт силу достойно ходить звания своего.

8

Власти – имеют власть над бесами. Они ограничивают бесовскую власть, отражают их искушения, наносимые человеку, – укрепляют святых подвижников в их трудах и помогают борющимся со страстями.

9

Начала имеют начальствование над нижайшими ангелами. Им вручено управление вселенною, хранение царств и народов, так что каждое царство, каждый народ имеют особого ангела хранителя.

10

Архангелы – открывают низшим ангелам полученные ими от высших ангелов пророчества и ведения воли Господней. По свидетельству святого Григория Двоеслова, они умножают в людях святую веру, просвещают их светом разума святого Евангелия и открывают им таинства благочестия.

11

Ангелы имеют самое ближайшее отношение к людям. Они хранят верных, живущих добродетельно удерживают от падения, заблуждающих стараются направить на истинный путь. Они всегда и во всём готовы помогать нам, если мы возжелаем ходить по пути непорочному. Ноября 8.

12

Ноября 27-го.

13

Соответственно особому своему назначению каждый из сих ангелов изображается на иконах с особенными принадлежностями. Михаил, как победитель, изображается топчущим ногами люцифера, в левой руке держит зелёную пальмовую ветвь, а в правой – копьё, вокруг которого обвивается белая хоругвь, перетканная красным крестом. Гавриил, как вестник божественных таин, изображается держащим в правой руке фонарь с горящею свечою, а в левой – зеркало из зелёного камня, по местам красноватого. Рафаил – в поднятой левой руке держит врачебный сосуд, а правою ведёт отрока Товию, несущего рыбу. Уриил в правой руке держит меч, обращённый к груди, а в левой – ниспущенный пламень. Салафиил имеет лицо и очи опущенные долу, а руки пригнутые к груди, как у молящегося с умилением. Егудиил в правой руке держит золотой венец, а в левой трёхконечный бич. Варахиил – изображается носящим в полах одежды своей цветы белых роз. Марта 26-го.

14

Мая 8-го.

15

Ноября 8-го.

16

Июня 19-го.

17

Февраля 23-го.

18

Ноября 22-го.

19

Сентября 6-го.

20

Марта 1-го.

21

Мая 7-го.

22

Ноября 20-го.

23

Марта 26-го.

24

Марта 4 и 14-го.

25

Генваря 17-го.

26

Ноября 8-го.

27

Марта 26-го.

28

Декабря 23-го.

29

Марта 12-го.

30

Декабря 13-го.

31

Генваря 17 л. 301.

32

Октября 2 л. 141.

33

Декабря 21 л. 141.

34

Сентября 1 л. 5.

35

Генваря 17 л. 301.

36

Сентября 1 л. 5.

37

Генваря 17 л. 301.

38

Октября 21 л. 213.

39

Сентября 1 л. 5.

40

Мая 15 л. 425.

41

Октября 2 л. 139.

42

Сентября 1.

43

Мая 15 д. л. 425.

44

Марта 26 д.

45

Апреля 4. л. 185.

46

Генваря 17 л. 30.

47

Октября 4 л. 145.

48

Июля 1 л. 206.

49

Сентября 26 л. 115.

50

Августа 11 л. 457.

51

Генваря 1 л. 221–222.

52

Июля 1, л. 204.

53

Февраля 23.

54

Февраля 1 л. 403.

55

Декабря 23 л. 158. 1Мая 15 л. 425.

56

Мая 15 л. 425.

57

Мая 15 л. 424.


Источник: Свирелин А., свящ. О духах бесплотных (по руководству Четий-Миней) // Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1867. № 24. С. 1108-1126.

Комментарии для сайта Cackle