Епаршая Семинария и духовное училище в Переславле

Источник

Содержание

Начальство семинарии Во время существования Семинарии ректорами были Учители семинарии Учащиеся Экономическая часть семинарии 1. Содержание учителей 2. Содержание учеников Общий взгляд на Семинарию  

 

[с.1296] Епаршая Семинария заведена была в Переславле в 9-й год учреждения Переславской епархии, в 1753 году марта 20-го при Переславском епископе Серапионе (Латошевиче). К Переславской епархии были причислены города: Переславль, Александров, Киржач, Покров, Клин, Волоколамск, Дмитров, Можайск, Гжатск, Верея, Руза; дети священно-церковно-служителей сих уездов и поступали в эту епаршую Семинарию. До открытия Семинарии в Переславле, они обучались в Лаврской Семинарии, и, вероятно, многочисленность их побудила открыть другую Семинарию. Помещалась Переславская Семинария в Даниловом монастыре, в том самом здании, которое ныне занимается Духовным уездным училищем.

Переславская Семинария, как и все Семинарии тогдашнего времени, не имела полного семинарского курса, какой они имеют теперь. В ней преподавались науки Семинарского и [с. 1297] училищного курса вместе. Состав её был таков: 1-й класс назывался фара, где учились склонять и спрягать по латыни и по-русски и писать под диктовку; 2-й класс был грамматический, который разделялся на низший – грамматический и высший – синтаксический; в сём классе учили всю грамматику и делали латинские задачи; 3-й, пиитика, где учились сочинять периоды и писать стихи русские и латинские; 4-й, реторика, где, кроме реторики, преподавались философия и самонужнейшие трактаты богословия. Ученик реторики Переславской Семинарии, таким образом, в одно и то же время считался студентом философии и богословия. Указом Переславской Консистории в 1756 году предписано было отделить учеников благонадёжных от безнадёжных и обучать сих последних только исправному пению и чтению церковному и гражданскому в школе русской. Учащиеся в сей школе приготовлялись для занятия мест дьяческих и пономарских.

Начальство семинарии

Начальствующие лица в Семинарии были: Ректор и Префект.

Ректор получал своё назначение от Преосвященного. Он обязан был наблюдать за твердейшим и прочнейшим ведением учебного дела по Семинарии. Он сам не преподавал никакого предмета; но обязан был каждую неделю репортовать Преосвященному о состоянии Семинарии и представлять ему сочинённые учениками экзерциции, оккупации и проповеди; а по окончании каждой трети он представлял в консисторию полную ведомость о всех учениках с означением, кто какого уезда и села, чей сын, скольких лет, чему обучается, и кто из учеников понятен и не понятен. Ректором Семинарии был архимандрит Данилова монастыря. Только в крайних случаях, и то на время, должность эта поручалась иногда настоятелю Никитского монастыря. [с.1298] Так, после Ректора Вонифатия долго не было назначения в Данилов монастырь архимандрита; тогда ректорская должность поручена была Никитскому. Впрочем, за дальностию расстояния Семинарии от Никитского монастыря, все бумаги и указы, следующие в Семинарию, присылались не на его имя, а на имя Префекта и экзаменатора.1

Во время существования Семинарии ректорами были

1. Вонифатий, архимандрит Данилова монастыря – с 1753 года марта 20 по 3-е ноября того ж года.

2. Нифонт, архимандрит Никитского монастыря, исправляющий должность Ректора с 1853 по 1757-й год.

3. Каллистрат, архимандрит Данилова монастыря, с 1757 по 1758-й год.

4. Иоакинф (Карпинский), архимандрит Данилова монастыря, с 1758 по 1761-й год, сочинитель известного Богословия Compendium orthodoxae Theologiae doctrinae.

5. Сильвестр, архимандрит, сочинитель известного Богословия; в 1762 году он был произведён в Епископа Переславского.

6. Иоанникий (Микрицкий) с 1762 по 1768-й год.

7. Иосиф (Быков) с 1769 по 1785-й год.

8. Никандр, игумен Дмитровского Борисоглебского монастыря, с 1785 по 1788-й год. В сём 1788 году мая 29 дня Переславская епархия, а с нею и Семинария нарушены, и как та, так и другая, переведены в Суздаль.

Префект. Это то же, что ныне Инспектор. Должность его состояла в смотрении за нравственностию учеников и экономическою частию Семинарии. Из архивных бумаг не видно, чтобы это должностное лицо было с самого начала основания Семинарии. Оно делается известным только с 1782 года.

[с.1299] Экзаменатор и Прокуратор. Он испытывал учеников, назначаемых на дьяческие и пономарские места, в чтении и пении и знании церковного устава. К нему же посылались для исправного обучения замеченные в неисправном чтении и пении священно-церковнослужители. Так, в 1758 году присланы были для той цели 1 священник, 3 диакона, 8 дьячков и 10 пономарей.2

Учители семинарии

Учителями низших классов Переславской Семинарии были ученики той же Семинарии и священники, отличавшиеся учёностию. Преосвященный Серапион в письме к Ректору Вонифатию извещал, что на реторику и пиитику учитель сыскался – Дмитрий Дьячков, «которого Дьячкова по моей Семинарии и довольно, и больше учителей не надобно, для того, что реторики ученики есть свои и школы меньшие могут учить совершенно». Назначались и увольнялись учители самим Преосвященным. Назначение каждому из них учебных предметов для преподавания тоже зависело от Преосвященного. Таким образом в 1757 году был определён в учителя 1-го класса ученик реторики Семён Камков, а учителю Гусельщикову назначено преподавать реторику, философию и богословие, – учителю Радовичу пиитику, а священнику Ивану Макарьеву партесное пение. Таким же образом в 1754 году учитель Дьячков за недобропорядочное поведение и опущение классов был уволен от должности. В Переславской Семинарии было всего четыре учителя да Префект и Ректор. Учители священники ценились очень высоко и делались присутствующими Консистории.

Учащиеся

В Переславскую Семинарию ученики принимались по прошениям их отцов, подаваемым [с.1300] в Переславскую Кафедральную Контору, из которой посылались ведомости в Семинарию о принятых в неё учениках. Принимались ученики от 10-ти до 15-ти лет и кончали курс лет 27-ми. Учебный курс продолжался по 1 году в классе; но учились и по 3 года. Лучшие из учеников реторики избирались в старшие – сеньёры. Сеньёрам давалось помещение в Даниловом монастыре и поручалось смотрение за учениками. В 1754 году таких старших было трое, и одному из них поручено смотреть за учениками пиитики, другому – синтаксимы и грамматики, третьему – инфимы и фары. Из безнадёжных учеников одни помещаемы были в архиерейские певчие, другие, имеющие свыше 20-ти лет, посылались в русскую школу, чтобы они из неё с пользою могли занять хотя дьяческие и пономарские места. В Переславской Семинарии строгих телесных наказаний не было. Ещё в 1758-м году указом Консистории предписывалось – не наказывать учеников жестокими наказаниями.

Для учебных занятий назначены были по утру часы: 8-й, 9-й и 10-й, после обеда: 2-й, 3-й и 4-й, – вечером 1 час был назначен на партесное пение. В рекреационные, неучебные дни ученики слушали историю по руководству Mellificium historicum и географию по исторической целляриевой географии.

Экономическая часть семинарии

1. Содержание учителей

Источником для содержания Семинарии, учителей и учеников был сбор с монастырских вотчин и земель церковных. С монастырских вотчин уделялась 20-я часть хлеба, а с церковных земель 30-я.3 Сбор этот, вероятно, по трудности учёта и доставки оказался неудобным и заменён деньгами, полагая по 3 копейки с души в год.4 Начальники Семинарии Ректор и Префект [с.1301] не получали жалованья: как тот, так и другой были настоятелями монастырей, и, конечно, при тогдашнем обеспеченном состоянии монастырей, они и не нуждались в особом жалованье, тем более что оно шло бы с монастырей же. Жалованье другим учителям назначалось самим Преосвященным и не было однажды определённое, а зависело единственно от воли Преосвященного и трудов, усердия и успехов самого учителя. «Герасиму Гусельщикову, учителю реторики и философии, – назначал Преосвященный, – и Никифору Радовичу, учителю пиитики, жалованья по сту рублей в год; ибо хотя Гусельщиков пред Радовичем и более трудов имеет нести, но в рассуждении оказанной Его Преосвященством к нему милости, из которой кафедральным коштом дом ему построен, должен он, Гусельщиков, вышеписанным жалованьем быть доволен. А Семёну Камкову, за тот резон, что он в Семинарии на казённом епархиальном коште содержится, производиться имеет жалованье по тому, чего будет впредь достоин». (Камков был тогда ещё учеником.)5 В 1761 году Гусельщиков просил для проезду в класс лошадей, и указом в казённый Училищный Даниловский приказ велено давать ему коляску, одну лошадь и одного конюха. Учители не женатые жили в Даниловом монастыре в особенных покоях, за готовым отоплением и освещением, на готовом содержании. Чтобы нагляднее представить тогдашнее годовое жалованье учителя Семинарии, воспользуемся письмом Преосвященного Серапиона к Ректору Семинарии по случаю приезда учителя Д. Дьячкова на класс реторики в 1753 году. «Объявить прошу, – писал Преосвященный, – г. учителю награждение за труды означенных [с.1302] школ, а именно: в год круглыми деньгами рублёв сто, хлеба ярового десять четвертей, ржаного десять же четвертей [1310 кг], на пиво солоду семь четвертей, мяса пуд десять [164 кг], масла пуд пять, келья, дрова, истопник, коляска и пара лошадей ради рекреаций в неучащиеся дни будет даваться, когда г.учитель востребует куда проезжаться. Сие всё объявить изволите ради знания контрактового его милости г.учителю». Чтобы дать понятие о ценности хлебного жалованья, представим полную ведомость с означением тогдашних цен 1753 года6 и нынешних за 1865-й год.

Цены 1753 года ассигнациями


Хлеба ржаного 92 пуда по 10 к. за пуд 9 р. 20 к.
Хлеба пшеничного 80 пудов по 20 к. за пуд 16 р. – к.
Солоду ржаного на пиво 56 пудов по 10 к. за пуд 5 р. 60 к.
Масла коровьего 2 пуда 20 фунтов по 4 к. за фунт 4 р. – к.
Масла постного 2 пуда 20 фунтов по 3,5 к. за фунт 3 р. 50 к.
Мяса 10 пудов по 1 к. за фунт 4 р. – к.
Соли 6 пудов по 35 к. за пуд 2 р. 10 к.
Свеч сальных 1400 по 40 к. за 100 5 р. 60 к.
Итого в год 50 р. – к.

Цены 1865 года на серебро


Хлеба ржаного за 1 пуд 60 к. 55 р. 20 к.
Хлеба пшеничного за 1 пуд 2 сорта 1 р. 60 к. 128 р. –
Солоду ржаного за 1 пуд 80 к. 44 р. 80 к.
Масла коровьего за 1 фунт 25 к. 25 р.
Масла постного за 1 фунт 13 к. 13 р.
Мяса за 1 фунт 5 к. 20 р.
Соли за 1 пуд 80 к. 4 р.
Свеч сальных За 7 пудов, полагая 200 свеч в 1 пуде, ценою 6 р. 50 к. за 1 пуд 45 р.
Итого в год 336 р. 30 к.

[с.1303] Из сей ведомости видно, что хлебное жалованье в 50 р. составляло половину денежного жалованья (100 р.). Если определять ценность ста рублей по стоимости 50 р., употреблённых на покупку съестных припасов, то они будут равняться 672 р. 60 к. серебром, а с хлебным жалованьем составят 1008 р. 90 к. серебром, исключая готовой квартиры, отопления, прислуги и лошадей. Если последнее обеспечение положить minimum в 200 р. серебром, то полное жалованье учителю Семинарии будет стоить 1208 р. 90 к. серебром. Цифра очень почтенная, которой позавидовал бы в настоящее время и профессор Академии! Вот как обеспечивали тружеников науки за 100 лет тому назад!

2. Содержание учеников

Одни из учеников Семинарии жили на своём коште, другие на казённом. По ведомости 1753 года из 92 человек 62 были на своём содержании, а 30 на казённом. Последние жили в Даниловском монастыре в монастырских покоях. На казённое содержание, или в бурсу, ученики поступали по указу Консистории. В бурсе воспитывались не одни сироты, но и дети причетников, диаконов и священников. Надзор за нравственностию учеников бурсы был поручен одному из учителей Семинарии и трём старшим из учеников. Источником для содержания бурсы был тот же сбор с монастырских вотчин Переславской губернии по 3 к. с души. По ведомости 1754 года7 можно видеть, с каких монастырей и сколько собиралось в год. [с.1304]


1. С Переславского Горицкого с 5 000 душ 150 р. – к.
2. С Даниловского с 3 153 душ 94 р. 59 к.
3. С Никитского с 2 276 душ 68 р. 28 к.
4. С Борисоглебского, что на песках с 48 душ 1 р. 44 к.
5. С Борисоглебского, что на горах с 225 душ 6 р. 75 к.
6. С Фёдоровского женского с 1 338 душ 40 р. 14 к.
7. С Александровского Успенского женского с 113 душ 3 р. 39 к.
8. С Дмитровского Борисоглебского с 1 214 душ 36 р. 42 к.
9. С Верейского Спасского с 178 душ 5 р. 34 к.
10. С Волоколамского Иосифова с 11 422 душ 342 р. 66 к.
11. С Возмицкого с 502 душ 15 р. 6 к.
12. С Варварского женского с 44 душ 1 р. 32 к.
13. С Можайского Лужецкого с 2 212 душ 66 р. 36 к.
14. С Колоцкого с 1 069 душ 32 р. 7 к.
15. С Петровского женского с 146 душ 4 р. 38 к.
Итого с 28 940 душ 868 р. 20 к.

При бурсе был хлебник и два повара – один для учителей, другой для семинаристов. Для бурсы и жительства учителей отведены были три покоя в Даниловом монастыре.

Мы имеем под руками полное расписание расходов на содержание бурсы на 1755 год. Так как оно даёт очень ясное понятие о тогдашнем состоянии бурсы, то и считаем небесполезным поделиться им. Казённокоштных семинаристов было в том году 60 человек, из них 20 сирот. Вот что представлено в смете расходов того года на 319 дней кормовых для всех 60-ти человек и на 47 дней вакациальных для 20-ти сирот.

Хлеба печёного по 3 фунта [1229 г] на каждого человека в день, в течение года 1606 пудов [26307 кг] на 160 р. 60 к.

Мяса на 67 дней, в мясоястия, высокоторжественные дни, праздничные и субботние, по 20 фунтов [8,2 кг] в день, да в заговенья по 1 пуду – 36 пудов 20 фунтов [597,9 кг], да в вакацию 1 пуд 36 фунтов [31,1 кг], всего на 23 р. 4 к.

В постные таковые ж дни белужины 4 пуда 26,5 фунта [76,4 кг], всего на 3 р. 75 к.

Масла коровьего во щи и кашу по 3 фунта в день, всего 8 пудов 31,5 фунта [143,9 кг] на 17 р. 57,5 к.

Масла постного по 3 фунта в день – 13 пудов 13,5 фунтов 20 р. [218,5 кг].

Снятков псковских во щи в посты по гарнцу, 3 четверика и 57 гарнцев, 4 р. 40 к. [166 кг]. [с.1305]

Толокна в великий пост, 2 фунта на 3 человека, 46 пудов на 13 р. 80 к. [754 кг].

На кисель овсяной муки по понедельникам, средам и пяткам в посты: Филиппов, Петров и Успенский по 4 четверика – 10 четвертей и 6-ть четвериков, на 5 р. 37,5 к. [1409 кг].

На кашу овсяных круп или ячных по 4 гарнца в день – 22 четверти 7 четвериков, 36 р.60 к. [2998 кг].

Соли по 3 фунта в день – 25 пудов 4 фунта, 8 р. 78,5 к. [411,2 кг].

Капусты по 6 вёдер в день, всего 2008 вёдер на 30 р. 12 к.

Квасу 9-ть варь, в каждую по 3,5 четверти солоду ржаного и столько же ячного, всего 63 четверти [8256 кг]; в каждой вари квасу 13-ть бочек сорокавёдерных, всего 117 бочек или 4680 вёдер, полагая в каждый день по 13 вёдер на 53 р. 55 к.

Рабочим за вари 3 р. 60 к.

Дров на отопление Семинарии и бурсы 100 сажен, всего на 50 р. [324 куб. м].

Бумаги на каждого человека № 1 и 2-го по две дести и № 3-го по три дести, всего на 27 р.

Чернил 5 вёдер на 1 р. 50 к.

Свеч сальных, по свече на 4 человека с 1-го сентября по 16 апреля на 228 дней, всего 3420 свеч, на 10 р. 26 к.

20-ти сиротам на два года выдавалась зимняя шапка кожаная с ушами, подпушкою выхухолевою по 40 к. за шапку, 8 р.

Им же летом по шляпе в 20 к., 4 р.

Им же рукавицы с варигами 5 р.

Кафтан сермяжный по 1 р. 50 к.

Шуба баранья в 2 р. 7 к.

Казакин сукна сермяжного в 1 р. 38 к.

Пара сапогов и 1 головы, 2 пары белья. [с.1306]

Хлебнику и двум поварам жалованья по 2 р., хлеба ржи и овса по 6 четвертей, всего 6 р. и хлеба на 9 р.

Всего на содержание бурсаков с прислугой и прочим домашним обиходом исчислено в год 681 р. 49 к., а за исключением вещей, кои не на один год куплены, 607 р. 80 к., полагая круглым числом на каждого человека в год по 10 р. 13 к., то есть около 66 р. 21 к. серебром нынешних.

И содержание казённокоштных учеников, как видно, было хорошее и достаточное. Преосвященный сам заботился о хорошем содержании учеников и исправлял недостатки. Не один раз приказывал он казначею Даниловскому, который исправлял должность Эконома: «Семинаристов довольствовать пищею». При самом начале устроения Семинарии в 1753 году, когда ещё, вероятно, не сформировалось надлежащее устройство бурсы, бурсаки за рукоприкладством 32-х человек подали Преосвященному такую жалобу:8 «Вашим Преосвященством повелено давать нам пищу добрую, а мы, нижайшие, получаем гнилой горох, и в праздничные дни скоромные от мяс, а в постные от рыбы ничего не получаем. Того ради Вашего Архипастырства слёзно просим, дабы соблаговолено было Вашим Архипастырским указом определить нам в праздничные дни постные, для нашего расхода рыбы, а в скоромные баранины из находящихся в Даниловом монастыре баранов». Милостивый Архипастырь исполнил просьбу просителей.

Сперва распорядителем бурсы был казначей Данилова монастыря, – а потом, вследствие его злоупотреблений и разных притязаний со стороны монастыря, велено было избрать в приходорасходчики [с.1307] по бурсе одного семинариста. С переходом в 1788 году Семинарии в Суздаль – туда же была переведена и бурса.

Общий взгляд на Семинарию

На нас Переславская Семинария производит очень доброе впечатление. Нельзя хорошенько судить, по неимению данных, о степени умственного развития учеников; но, видно, дело образования шло удовлетворительно, когда ученик Семинарии мог быть тотчас же и учителем Семинарии. Преосвященный Серапион в 1753 году писал к Ректору Семинарии, что у него ученики реторики школы меньшие могут учить совершенно. Наука богословская некоторым образом в своём развитии обязана Переславской Семинарии; потому что два Ректора её, Иоакинф и Сильвестр, составили по богословскому учебнику, заслуживающему внимание и в настоящее время. Экономическая часть Семинарии по отношению к содержанию учителей и учеников была очень удовлетворительна: учителя Семинарии получали обеспечение в четыре раза больше нынешнего. Нам особенно нравится внутренний строй её и внешнее положение. Переславская Семинария удовлетворяла главным образом духовные нужды епархии. Она не была каким-нибудь отдельным звеном в целом организме епархиальном, а имела самое ближайшее отношение к правительственным лицам и местам епархиальным. Главный полноправный начальник Семинарии был Преосвященный епархиальный. К нему относились со всеми нуждами семинарскими – и он всем нуждам мог помогать сам. Он был главный распорядитель Учебной и Экономической части Семинарии. От него зависело количество жалованья учителям – и прибавка, смотря по нуждам; от него зависело, какой предмет и в какой мере преподавать; он сам входил в малейшие подробности образования; к нему на рассмотрение каждую [с.1308] неделю представлялись сочинённые учениками екзерциции, оккупации и проповеди. Эта ближайшая власть с такими правами была благодетельна в многосложном деле учебном. Учители Семинарии стояли гораздо ближе к епархии, чем теперь, – потому что делались присутствующими консистории. Консистория при одинаковых с семинариею начальниках, естественно, была не мачеха, а родная сестра Семинарии, взаимно помогая одна другой.

* * *

1

Смотри указы в Даниловском архиве под годами 1755–1758.

2

Указы Консистории 1753–1856 годов в Даниловском архиве.

3

Указ Консистории 1755 года в Даниловском архиве.

4

Указ Консистории 1762 года там же.

5

Письмо это 1757 года находится там же.

6

Ведомость сия находится в Даниловском архиве.

7

Ведомость сия в Даниловском архиве.

8

Жалоба эта в Даниловском архиве.


Источник: Свирелин А., свящ. Епаршая Семинария и духовное училище в Переславле // Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1866. № 23. С. 1296-1308.

Комментарии для сайта Cackle