Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Кудрявцев Церковно-благотворительные учреждения, вызванные крестьянскою реформой 1861 г.

Церковно-благотворительные учреждения, вызванные крестьянскою реформой 1861 г.

Источник

Предлагаемый краткий очерк Церковно-благотворительных учреждений составляет извлечение из большего по истории благотворительности труда, имеющего в скором времени появиться в печати

Речь, произнесенная в годичном собрании Юридического Общества при Новороссийском университете, 19 февраля 1882 года, A.H. Кудрявцевым

Содержание

Приходские попечительства Братства Приходские попечительные советы и приходские благотворительные общества  

 

Мм. Гг. Юридическое общество наше, приурочивая празднество годовщины своей к празднеству великого события в русской жизни, освобождению крестьян от крепостной зависимости, хотело, очевидно, показать тем, что оно поставляет свою деятельность в близкую связь с народной жизнью, что оно дорожит Высочайше дарованными сей последней правами, что оно желает, как было заявлено в прошлогоднем годичном собрании, присоединить свои знания к усилиям здравого смысла народа в деле улучшения народного быта. He думаю поэтому, чтобы такое вызванное крестьянскою реформою отрадное явление, как стремление духовно-просветить себя и оказать друг другу помощь братскую, о котором народолюбивая на словах пресса хранит, к сожалению, упорное молчание, не заслуживало ныне вашего, Мм. Гг., просвещенного внимания. Об этом-то отрадном явлении в народной жизни, укрепляющем в ней дарованную реформу, я и намерен, с разрешения Совета Общества, сделать краткое сообщение, прося заранее извинить, если оно, по причине требуемой временем краткости, покажется или сухим или малозанимательным.

Пока было крепостное право, для благотворительной деятельности общества, особенно по селам, почти не было места. Личность помещика была единственною личностью, от которой исходила и могла исходить всякого рода инициатива. Являлись ли нужды в отношении к храму Божию, от помещиков зависело удовлетворить или не удовлетворить таковых. Являлись ли собственные нужды у причтов, опять от них одних зависело их удовлетворение: они одни могли дать материал для топлива и построек, они одни могли оказать помощь в их сельских работах, они одни могли обеспечивать их существование. Являлись ли нужды у самых крестьян, к ним шли они и в случае пожара, и в случае скотского падежа и в случае болезни, и от них ждали себе помощи. Но вот освобождаются крестьяне от помещиков, вот является у них своя земля, свой свободный труд и ни духовенство, ни крестьянство не могли уже более рассчитывать на прежнюю со стороны помещиков поддержку. Они должны были теперь сами заботиться и о благолепии храмов, и о своих собственных нуждах. Нелегко было приходам приниматься за такую непривычную для них деятельность, но, при Божией помощи и руководстве даровавшего свободу правительства, они принялись за неё скоро и принялись так, как наиболее желательно. В образец для нее они взяли себе не ту частную единичную деятельность, когда, как было в до Петровской Руси, милостыня давалась непосредственно самим жертвователем, не ту, далее, пассивную деятельность, когда, как практиковалось это со времен Петра Великого, жертвователь проявлял свое участие только самым пожертвованием, не ту, наконец, модную деятельность, когда, как видим это на разных городских благотворительных обществах, деятелями являются только лица или одного пола, каковы женские благотворительные общества, или лица известного звания и состояния, а ту древнюю христианскую деятельность, когда благотворителем являлась вся церковная община, когда центром ее был храм, когда главным руководителем ее были пастыри церкви. Одни из приходов образовали среди себя так называемые приходские попечительства, другие –церковные братства, а третьи – попечительные советы. Попечительства, братства и советы хотя и имеют очень много общего между собою, тем не менее отличаются и по своим началам, и по своему устройству и даже по самым целям. Приходские попечительства, как устрояющиеся на началах чисто юридических, организуют приход так, что все члены его поставлены бывают в те или иные обязательные к нему отношения и всю общину направляют к целям благотворительным. He то нужно сказать о попечительских советах и церковных братствах. Как устрояющиеся на началах, имеющих только нравственный характер, они представляют собою такие учреждения, членами которых бывают только лица сами изъявляющие желание послужить известным благотворительным целям и не иначе располагающие к тому других, как только силою убеждения. Там, где членами таких свободных учреждений бывают только лица местного прихода и где целью их ставятся удовлетворение нужд собственно прихода, они носят название или попечительских советов или приходских благотворительных обществ, а там, где целью ставится удовлетворение духовным нуждам или целой епархии или целого края и где в члены принимаются все желающие, они носят название братства. На этом основании ни советы, ни братства, как не имеющие определенных задач, не имеют и общих для себя положений. Каждое из них руководится в своей деятельности тем уставом, какой оно предъявит епархиальной и губернской власти, как соответствующий его назначению (правила о православных церковных братствах § 3). He так действуют попечительства. Для них хоть общее Высочайшее утвержденное 2 августа 1864 г. положение. После этих общих замечаний о вызванных крестьянскою реформою церковно-благотворительных учреждениях, я позволю себе сделать краткое о каждом из них сообщение.

Приходские попечительства

Приходское попечительство есть такое в приходе учреждение, на обязанности которого лежит: а) содержание и удовлетворение нужд приходской церкви, б) изыскание способов к безбедному для церковного причта существованию и попечение об устройств и содержании назначенных для его помещения домов, в) изыскание средств к учреждению в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и вообще к оказанию бедным людям прихода, в необходимых случаях, возможных пособий, а также и на погребение неимущих умерших. (Положение § 1 и 5). Оно состоит из известного числа избираемых всеми правоспособными прихожанами членов, в состав которого, как непременные члены, входят: священнослужители, церковный староста и волостной старшина. Источником денежных и вообще материальных средств попечительства служат добровольные пожертвования. Они собираются или по подписке, или через кружки, выставленные на видных местах и обносимые в церквях во время богослужения с ясным обозначением для какой из указанных трех целей кружка назначена. Так как соблюдение означенных условий возможно по преимуществу там, где прихожане имеют более постоянную для себя оседлость и не представляют особенных различий по состоянию, то сельские приходы несравненно более благоприятны для открытия таких попечительств. На основании последних имеющихся за 1878 г. известий, общее число их, за исключением епархий волынской и кишиневской, состояло из 11,444, что в отношении к 28,051 приходу составляет почти половину1. Принимая во внимание, что число попечительств, как показывают статистические данные, ежегодно увеличивается более, чем на 400, можно положительно сказать, что к настоящему времени оно простирается до двенадцати тысяч. Из этих двенадцати тысяч самое большое количество выпадает на епархию Каменец-Подольскую, где, при 1390 приходах, 1114 попечительств2, а самое меньшее – на епархию Костромскую и Кавказскую, из коих в первой только одно, a в последней семь3. Значительно выдаются также по своей численности епархии: Полтавская, где, при 1001 приходах, 866 попечительств, Самарская, где, при 677 приходах, 603 и Минская, где, при 506 приходах, 505 попечительств. За ними следуют епархии: Вологодская с 449 попечительствами при 674 приходах, Вятская – с 405 при 534, Казанская – с 358 при 421, Черниговская – с 576 при 961, Смоленская – с 420 при 609 и т.д4. Умножаясь по своему количеству, попечительства распространяются и по кругу своей деятельности. Двенадцать лет тому назад, в 1869 г., вся собранная ими сумма достигала только до 687,579 р. 60 к., а с 1875 г. она всегда превышала собою миллион рублей, так что в 1878 году состояла уже из 1.677,813 р. Самыми деятельными в отношении к сбору попечительствами были попечительства епархий Самарской и Вятской, из коих в первой при 603 попечительствах было собрано 218,267 p., а во второй при 405 попечительствах собрано 107,824 р. Из этой собранной попечительствами суммы самая большая доля всегда употребляемая была на поддержание и украшение храмов Божиих. В 1877 г. на этот предмет употреблено было по 1.499,254 р. – 1.246,044 p., а в 1878 г. по 1.677,813 p. – 1.385,281 p. За нею следовала обыкновенно та, которая употребляемая была на церковные школы и благотворительные при приходах заведения. В 1869 г. на это употреблено было 118,025 p., в 1875 г. – 165,801 p., а в 1878 – 164,079 p. Третью и последнюю долю составляла обыкновенно та, которая употребляема была на содержание причта. В 1877 г. она состояла из 108,523 р., а в 1878 из 128,452 р.5 Причина, почему сумма пожертвований на долю украшения храмов значительно превышает сумму пожертвований на другие предметы, заключается в том, что для сельского жителя храм имеет несколько иное, чем для городского, значение. Он есть для него и школа, где дается ему религиозно-нравственное образование и больница, где врачуются все его духовно-телесные недуги и, наконец, место всех высших духовных наслаждений. Содействуя, поэтому, благоукрашению храмов, попечительства, во-первых, содействуют поднятию духовно-нравственного развития в прихожанах и, во-вторых, освобождают бедняков от таких затрат, от которых они, при всей своей бедности, никогда не отказались бы. Не смотря, впрочем, на незначительность суммы, уделяемой на дела благотворения, она, как подаваемая всегда во время и кому следует, значительно преимуществует перед теми капиталами, какие затрачиваются городскими благотворительными обществами. Как прекрасно понимали попечительства при распределении этой суммы задачу свою, на то можно было бы привести бесчисленное множество примеров, но как это потребовало бы очень много времени, то довольно сказать, что одни, как попечительство села Горошина Полтавской губернии, давали в 1865 г. приют и пропитание погоревшим, другие, как попечительство села Ивановка Самарской губернии, во время бывшего там неурожая, купило 500 пудов рожи и раздало взаимообразно неимущим6, третьи, как попечительства села Прохоровки, Ляпляво и Велико-Кручевское Полтавской губернии, изыскали средства на содержание врача, акушерки и больницы, четвертые, как Корчкодомское Ярославской епархии, боролось с нищенством и бродяжничеством, пятые собирали средства не давая им определенного назначения7. Все это свидетельствует, что попечительства представляют собою учреждение в высшей степени благодетельное в жизни народа.

Братства

Церковными братствами называются, как определяют их составленные для них правила, общества, составляющиеся из православных лиц разного звания и состояния для служения нуждам и пользе православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения храмов, для дел христианской благотворительности, для распространения и утверждения духовного просвещения8. По такой сложности своих задач, требующей для себя и значительного числа членов и способности к их выполнению, преимущественным местом возникновения братств служат обыкновенно епархиальные города. Здесь они приурочиваются к каким-нибудь интеллигентным пунктам, в роде семинарий, как у нас Свято-Андреевское, и монастырей, как в Вильне Свято-Духовское, и отсюда, как из центра, распространяют свое на епархию или область влияние. Названием для них служит, по большей части, та святыня, какая чтится в известной епархии или известном крае. Вот почему Московское братство называется братством Св. Петра, Казанское – братством Св. Гурия, Киевское – Свято-Владимирским, Виленское, по имени монастыря, Свято-Духовским, Владимирское – Александро-Невским и Ставропольское – Свято-Андреевским. Нельзя, впрочем, сказать, чтобы братств не было и по селам. Таковы Богоявленское в селе Мстер Владимирской губернии, Николаевское в селе Великой Вербке, Подольской губернии, Мирское в Мирской волости, Новогрудского уезда и др.9. Самое большое число братств находится в губерниях юго-западных. Это потому, что в жизни народа они не были здесь явлением новым, a только восстановлением прежнего давно там существовавшего, как и говорится о том в правилах об их учреждении. «Церковные Братства, говорится там, учреждавшиеся в западной России в XV и в последующих веках, закрываемы или запрещаемы не были, а только деятельность их временно затихла с устранением явного латино-польского гнета, по присоединении западных губерний к России, память же о сих учреждениях постоянно поддерживалась в народе сохранением наружных обычаев прежних братств»10. Наиболее известные по своей деятельности братства суть следующие: Киевское – Свято-Владимирское, Виленское – Свято-Духовское, Ковенское – Николаевское, Могилевское – Успенское (при Успенском монастыре), Замостьевское – Николаевское, Иоанн-Предтечевское – в Каменец-Подольске, Казанское – Св. Гурия, Саратовское – Св. Креста, Нижегородское – Св. Креста, Астраханское – Св. Троицы, Рязанское – Св. Василия, Московское – Св. Петра, Владимирское – Св. Александра Невского и Ставропольское – Св. Андрея. Одни из этих братств, как братства западные, направляли деятельность свою, если не исключительно, то по преимуществу, на дело народного образования в духе веры и нравственности. В этом случае особенно замечательна деятельность братства Успенского при Успенском монастыре Могилевской губернии. Содержа на свой счет весьма значительное число школ в селениях Мстиславского уезда, оно, как свидетельствует отчет обер-прокурора за 1878 г., дало в этом году образование 1084 мальчикам и 189 девочкам11. Другие, как братства волжские, занимались по преимуществу или распространением и утверждением христианства среди инородцев, или борьбою с раскольническими заблуждениями причем не оставляли, конечно, и дела народного образования, как главного орудия против раскола. Распространением и утверждением христианства занималось по преимуществу Казанское братство Св. Гурия, а деятельностью противораскольническою – Саратовское братство Св. Креста12. Но каковы бы ни были задачи братств, они никогда не упускали из вида общей задачи всякого братства – дела милосердия и любви. Самым замечательным является в этом случае Саратовское братство Св. Креста, которое в устроенной им бесплатной столовой давало пропитание 43,623 человек бедных и нищих. Таким образом, и братства, как и попечительства, принадлежат к самым благотворным учреждениям в жизни народа.

Приходские попечительные советы и приходские благотворительные общества

Приходскими Попечительными Советами и приходскими благотворительными обществами называются такие учреждения, которые не представляют собою всего прихода, как попечительства, и не имеют таких широких задач, как братства, а состоят из нескольких прихожан, посвящающих себя той или другой благотворительной деятельности в пределах прихода. Они встречаются почти только в Москве и Петербурге. Причина тому та, что, при подвижности населения столичных приходов, здесь трудно провести все требуемые попечительствами правила. Число таких приходских благотворительных обществ в Петербурге равняется почти числу приходов, а именно: 3013, а в Москве, по малолюдности приходов, их менее. Главная задача, какую поставляют для себя Петербургские благотворительные общества, есть та, чтобы доставить детям бедных и порочных родителей призрение и обучение. Всех воспитываемых обществами детей в прошлом 1881 г. было 800. Значительная часть из них была призреваема обществами всецело, в учреждаемых на то интернатах, а остальные наполовину, т. е. получали только одежду, пищу и даровое обучение. Несколько иную задачу преследуют общества Московские. Там, как показывают отчеты, в большем обычае поручная раздача деньгами, топливом и одеждой. В последнее время между Петербургскими обществами возникла прекрасная мысль объединить, посредством очередных общих собраний, свою деятельность, каковых и было в прошлом году два, 23 и 26 мая. Относясь сочувственно к делу объединения своей деятельности, они далеко не так отнеслись к попытке централизовать их при посредстве Императорского человеколюбивого общества. Они нашли, что такая централизация ослабила бы их деятельность и была бы, следовательно, более вредна, чем полезна. Нельзя не пожелать, поэтому, чтобы и наши Одесские благотворительные общества не действовали так раздельно, как действовали до сих пор, чтобы и они устраивали от времени до времени общие съезды, а главное, чтобы и они, как общества Петербургские и Московские, примкнули к храмам приходским и их сделали центром своей благотворительной деятельности. Только здесь могут уравниваться все члены, только здесь благо творимый может чувствовать, что он не должен допускать обмана, только здесь вполне проявляться может братское чувство.

Вот Мм. Гг. то отрадное явление, на которое я позволил себе обратить Ваше внимание. Стоит, следовательно, только оказать ему наше содействие, и судьба народа нашего будет вполне обеспечена. Он прозреет духовно, он обогатится материально, он станет таким, каким желал ему быть незабвенный Император Александр Николаевич.

* * *

1

Статистические сведения, извлеченные из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1878 г. Прав. Обозр. 1880 г., февраль.

2

Извлечение из Всеподданнейшего отчета за 1877 г. стр. 117.

3

Там же.

4

Там же.

5

Извлечение из отчетов обер-прокурора. Прав. Обозр. 1879 г. февраль и 1880 г. февраль.

6

Христиан. Чтен. 1872 г. август, см. Внутр. Обозр. стр. 671.

7

Деятельность приходских попечительств ст. 4. Прав. Обозр. 1867 г. август.

8

Правила о православных церковных братствах. 8 мая 1864 года.

9

Церковные братства и приходские советы Прав. Обозр. 1865 г., июнь. См. Соврем. Обозрение.

10

Вестник юго-западной России 1864 г., сентябрь, стр. 297. привед. в Прав. Обозр. за 1868 г. в ст. церковн. братства стр. 411.

11

Церковный Вестник 1879 г. № 5.

12

Христ. Чт, 1871 г. июнь. Совр. Обозр.: участие общества в нравственно-религиозном развитии народа.

13

Прав. Обозр. 1881 г. июнь и июль. Очередной съезд С.-Петербургских приходских благотворительных обществ.


Источник: Церковно-благотворительные учреждения, вызванные крестьянскою реформою 1861 г. : Речь, произнес. в годич. собр. Юрид. о-ва при Новорос. ун-те, 19 февр. 1882 г., А.Н. Кудрявцевым. - Одесса, 1882. - 12 с.

Комментарии для сайта Cackle