Павленко Алексей Васильевич
Родился в 1895 г. в с. Петропавловка Павловградского р-на Днепропетровской обл., УССР. 29 июня 1947 г. был арестован в пос. Гремячий Губахинского р-на Пермской области. Обвинен в антисоветской деятельности. Приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Письмо написано из Потьминского дома инвалидов для бывших заключенных241.
10 января 1961 г.
Ст[анция] Потьма 10/I–61.
Ваше Преосвященство,
прошу меня извинить, что я Вас беспокою своим письмом.
Мой отец работал крупчатником на мельнице Тиссена в г. Екатеринославе (Днепропетровск), семья наша состояла из семи душ. Заработка отца не хватало, чтобы содержать семью, а так как у меня был хороший голос, то, благодаря знакомству, меня устроили певчим (исполатчиком) в кафедральный собор к епископу Симеону242. Благодаря Владыке я был принят в Духовн[ое] училище, которое окончил хорошо, перешел в Духовную семинарию вторым учеником. Во втором классе у меня резко обозначился переход голоса, я перестал петь в соборе, а пел в семинарском хоре. В третьем классе я уже не имел стипендии, а не быв духовного звания, должен был платить за образование довольно много. Уроков, чтобы быть репетитором, найти было очень трудно, в этом отношении сильными конкурентами были студенты Горного института, которые уже бегали в поисках уроков, а так как родные мне помогать не могли, я окончил три класса Духовн[ой] семинарии и поступил в Военное Училище, которое окончил десятым в 1914 году. Я провел всю войну 14–18 года и окончил ее в чине подполковника. Несколько раз был тяжело ранен. За отличие в боях я из рук Генерала Брусилова243 получил орден св[ятого] Георгия 4 степ[ени]. Участвовал в Гражданской войне сначала у Деникина244, а затем [у] Врангеля245, с которым и покинул в 1920 году пределы России. В Константинополе я решил ехать во Францию, куда и выехал в январе 1921 года. Из Марселя был отправлен в Алжир (Африка) отбывать действительную службу, четыре месяца в самом городе, а затем восемь месяцев маневры в южном Марокко и в северной Сахаре. В 1922 г. прибыл во Францию и так как никакой профессии не имел, то работал на винограднике. В 1923 году был отправлен отбывать колониальную службу, полтора года (гражданская служба, я вынул нечетный номер) в Камеруне, под экватором на границе бельгийского Конго, недалеко от города Попи. Возвратившись во Францию в 1925 году в мае месяце, я работал на заводах в Лионе, а в 29 году уехал в Париж, где и обосновался. Работал на заводе Рено. В Париже я обзавелся семьей. В войну 39–45 годов я работал в Германии, а затем служил в Армии генерала Даманова246 в Италии. В 1945 году при отступлении в Австрию [мы] были захвачены англичанами и переданы Советским властям.
Сначала экскурсия на Урал, где работал в шахте подземным рабочим около четырех лет, а затем путешествие в Сибирь, где я пробыл до августа 56 года, в Красноярском крае. Комиссия Президиума Верховного Совета в 56 году освободила меня, со снятием судимости. Не имея никаких родственников и близких в СССР, признанный инвалидом второй группы, я был направлен в дом инвалидов, где и нахожусь в настоящее время. За время путешествия по Уралу и Сибири я не имел никакой возможности списаться со своей семьей, которую я оставил в Париже. Жена после продолжительных и тщательных розысков, не давших положительных результатов и от меня не получая никаких вестей, вышла замуж и выехала в Австралию.
Я долго хлопотал о выезде за границу, но получил неопределенный ответ – «рассматривается», смотрю на этот ответ как на отказ.
Теперь я не вижу никакого смысла туда ехать, меня тянула семья, которую я не видал уже полтора десятка лет, ее я потерял.
Ответ о выезде, о семье глубоко меня разочаровал, и я сейчас переживаю тяжелое душевное состояние, доходящее до отчаяния. Таким образом, после всего мной пережитого я лишился как моральной, так и материальной поддержки и переживаю сейчас состояние, могущее довести до крайности... больше мне терять нечего, все осталось позади.
Я слышал о Вас, Ваше Преосвященство, что Вы помогаете таким, как я, неудачникам, но я долго колебался, считал для себя неудобным с такой просьбой обращаться к незнакомому человеку. Но после долгого раздумья я решился написать Вам это письмо.
Надеюсь, что Вы, Ваше Преосвященство, прочтя мной здесь написанное, меня поймете и не осудите.
Припадая к Святительским стопам Вашего Преосвященства, прошу не оставить меня без Вашей поддержки и помолиться за меня, неудачника, Богу.
Прошу Ваше Пастырское благословение, остаюсь раб грешный
А. Павленко. P. S. Мой адрес:
Мордовская АССР, ст[анция] Потьма, Зубово-Полянский дом инвалидов Павленко Алексею Васильевичу.
Д. 46. Л. 17–19 об. Подлинник. Автограф
* * *
Вероятно, имеется в виду епископ Симеон (Покровский: 1846–1913), с 1896 г. Екатеринославский и Таганрогский.
Брусилов Алексей Алексеевич ( 1853–1926), русский и советский военачальник и военный педагог, с 1912 г. генерал от кавалерии, с 1915 г. генерал-адъютант, с 1923 г. главный инспектор кавалерии РККА.
Деникин Антон Иванович (1872–1947), русский военачальник, герой Русско-японской и Первой мировой войн, с 1916 г. генерал-лейтенант Генерального штаба. Один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны: в 1918–1919 гг. командир Добровольческой армии и главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (1919–1920), заместитель Верховного Правителя России и Верховного главнокомандующего Русской армией (1919–1920). Писатель, мемуарист. С апреля 1920 г. в эмиграции.
Врангель Петр Николаевич (1878–1928). барон. Русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей (1918–1920) Белого движения в годы Гражданской войны. В 1920 г. главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше (1920). С ноября 1920 г. в эмиграции.
Правильно: Доманов.
Доманов Тимофей Николаевич (1887–1947), участник Первой мировой войны, георгиевский кавалер всех четырех степеней. Сражался в частях Белой армии на Дону. При советской власти был репрессирован. В 1942 г., после прихода на Дон немецких войск, совместно с походным атаманом полковником Павловым, формировал из казачьих добровольцев строевые части, союзные Германии. В 1943–1945 гг. глава Казачьего стана и походный атаман. 1 июня 1945 г. вместе со всем Казачьим станом и полками выдан англичанами советским властям. В 1947 г. приговорен к смертной казни через повешение и казнен.