Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный!
Третье тысячелетие идем мы по стопам того, кто последовал за Христом и стал его Первозванным Апостолом.
Как свидетельствует Святое Благовествование от Иоанна, Апостол Андрей был первым, кто услышал от Иоанна Предтечи свидетельство о великом чуде встречи со Спасителем, последовал за Крестителем и сподобился видеть Богоявление на Иордане. Он был первым, кто нашел своего родного брата Симона– Петра и сказал ему величественные в своей простоте слова: «Мы нашли Мессию, что значит «Христос"». (Ин.1, 40–41). А затем он, по рассказам коптских, эфиопских, сирийских, греческих, латинских и древнеславянских авторов, стал первым просветителем Севера, зажегшим пресветлый огонь христианства в cлавянских землях. Вспомним Лаврентьевскую летопись, вошедшую в составленную преподобным Нестором «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».
Достигнув самого северного предела третьего путешествия – Херсонеса Таврического, он начал искать дорогу в Рим. Узнав, что наиболее изведанный и доступный путь туда пролегает через Днепр, он достиг днепровского устья и поплыл на ладье вверх по реке. Случилось так, что с наступлением ночи усталый Апостол пристал отдохнуть к берегу под горами, где впоследствии будет воздвигнут славный Киев – «мать городов Русских». Это свершилось по предсказанию святого Андрея, который, восстав утром ото сна и глядя с высокой горы на бескрайние просторы, произнес перед «сущими с ним» учениками знаменательные слова: здесь воссияет благодать Божия, здесь будет великий город, Господь просветит сию Землю Святым Крещением и воздвигнет здесь много церквей во славу Христа Спасителя. «И взошед на горы, и благословил их, и поставил Крест». Потом он прибыл в землю словен, «где ныне Новгород».
О дивных делах, которые он видел здесь, святой Андрей с искренним восторгом рассказывал потом в Риме.
В северных Российских краях, особенно на древнем Валааме, до сих пор чтут его святую память. Еще до крещения Руси, в самом начале X века, сюда придут по стопам святого Андрея два византийских инока из Афонского монастыря – Сергий и Герман. Они станут основателями ныне возрождающегося Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, который в христианском мире называют Северным Афоном. Незримой, но прочной нитью соединил он любовью ко Христу разноязыкие племена. Спустя века исполнилось пророчество святого Андрея: над всей Землей Русской воссиял Свет Крещения, удостоилась Господнего благословения Святая Русь.
Из Рима он вновь, следуя неисповедимому Промыслу Господню, вернулся в южные языческие земли, где продолжил свой подвиг миссионера – Апостола и просветителя.
Святой Андрей пронес свой Крест до мученической кончины, до последнего вздоха проповедуя Слово Божие. Когда правитель города Эгеат приказал его распять, святой выпросил последнюю милость у палача: по великой скромности он умолял казнить его не на прямом, а на косом Кресте, чтобы не было ненужных сопоставлений с казнью его Учителя. Издеваясь, язычник Эгеат пошел еще дальше – он приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к кресту. Два дня умирающий апостол с креста продолжал свою проповедь собравшимся вокруг жителям. Многие плакали, умоляли остановить казнь. Говорят, Эгеат, испугавшись взрыва народного негодования, приказал отвязать жертву. Но решать судьбу Апостола было уже не в его силах. Палачи не смогли развязать веревки – руки им не повиновались. И только на третий день, воздав Богу хвалу за последнюю возможность прославить Его волю, после слов «Господи Иисусе Христе, приими дух мой» святой Андрей при ярком сиянии Божественного света отошел в тот мир, откуда он продолжает молить Господа за нас, грешных, за всю благословенную им Святую Русь.
Предполагается, что это было при императоре Нероне, где-то в середине I века по Рождестве Христовом.
Спустя почти две тысячи лет после своей мученической кончины Святой Андрей Первозванный вновь пришел к нам.
Вновь его честная стопа, которая покоится на Святой Горе Афон в Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре, вошла в пределы Земли Русской.
Апостол Андрей пришел к нам, чтобы даровать благодатную помощь в трудных испытаниях. В Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сказано: «Подобно тому, как первое появление этого святого на пустынных берегах Днепра явилось зарей последовавшего затем расцвета Святой Руси, пусть и нынешнее пребывание апостола Христова своими мощами в наших землях послужит залогом духовного возрождения нашего дорогого Отечества».
Промыслом Божиим идея о принесении честной стопы св. Андрея Первозванного объединила прежде всего братию двух монастырей – Валаамской обители (игумен – архимандрит Панкратий) и ее благотворителей и Свято-Пантелеймонова монастыря (игумен – архимандрит Иеремия).
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на заседании Попечительского совета Валаамского монастыря был создан Оргкомитет по принесению святых мощей, который возглавили Высокопреосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский, и полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко. Деятельное участие в трудах Оргкомитета с первого и до последнего дня принимали руководство Фонда св. Апостола Андрея Первозванного, учредитель Фонда «Связь поколений» православный генерал А. И. Котелкин, известный писатель и публицист В. В. Крупин, и многие другие благочестивые патриоты.
Трудно передать те чувства, с которыми прибывшие из России члены специальной делегации приняли после совершения Божественной литургии на Святой Горе Афон в свои руки ковчег с мощами стопы Св. Андрея Первозванного. В полдень 25 мая самолет авиакомпании «Россия» взмыл в небо. Во время полета у святых мощей непрестанно возносилась молитва, был отслужен молебен с акафистом, а уже вечером того же дня самолет приземлился в северной столице страны и был доставлен специальным кортежем в Казанский собор. После этого в течение десяти дней честная стопа Первозванного апостола пребывала в Исаакиевском и Андреевском соборах, а также в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Сотни тысяч православных петербуржцев, паломников и гостей северной столицы, прибывших на празднование 300-летия Санкт-Петербурга, молитвенно соучаствовали в прославлении святого Андрея. Ведь частица мощей Святого Апостола была 300 лет назад заложена под первые камни, ставшие основанием новой столицы Российской Империи. Теперь чествования Святого Андрея стали духовным венцом юбилейных торжеств в Санкт-Петербурге.
А затем на теплоходе «Господин Великий Новгород» мощи святого Первозванного апостола были доставлены из северной столицы в Никоновскую бухту Валаамского архипелага. Множество паломников, следуя по пути Апостола, вступили в Дом его имени – в нижний храм Воскресенского скита Валаамской обители, посвященный святому Андрею.
Здесь братией во главе с иеромонахом Геронтием был отслужен молебен в честь того, кто сокрушил на этой северной русской земле языческие капища, кто, проплывая по бескрайним синим водам Ладоги, омывающим Валаамский архипелаг, предсказал светлое христианское будущее пребывавшим во мраке язычества местным жителям.
Здесь, на месте, где Святой Апостол укрепил Святой Крест, будущий прославленный валаамский игумен Дамаскин спустя много веков построит на поросших вековым лесом скалах высокую, видную издалека часовню в честь Апостола. Сверкающий на солнце крест над ее главой еще долго видели уплывающие на небольшом монастырском кораблике «Игумен Дамаскин» архипастыри, пастыри, православные паломники. У причала Монастырской бухты святые мощи встречала братия Валаамского монастыря во главе с архимандритом Панкратием. Под молитвенное песнопение и праздничный колокольный перезвон святой ковчежец был перенесен под своды Спасо-Преображенского собора. Здесь началось многочасовое Всенощное бдение, которое, по единодушному свидетельству всех молившихся, пролетело как один миг. Имя Святого Первозванного Апостола на Валааме многие десятилетия служит ключом для преодоления той мерзости запустения, которую устроили в монастыре воинствующие богоборцы и новоявленные идолопоклонники. И только после многолетних молитв святому Андрею и самоотверженного труда всей братии, прихожан и паломников началось подлинное возрождение обители. С тех пор по благословению Святейшего Патриарха, любящего и знающего эти места со дней своей юности, день памяти Апостола празднуется как день возобновления Валаамской обители.
...Спустя два дня после пребывания на Валааме святой ковчежец со стопой Святого Андрея вновь отправился в путь. Теперь его провожали крестным ходом на вертолетную площадку. Под пение молитвы «Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас» настоятель Московского подворья Свято-Пантелеймонова монастыря игумен Никон с братией доставил по небу афонскую святыню в Великий Новгород. Отсюда путь его пролегал в столицу Белоруссии – г. Минск.
А в Москве тысячи православных уже трепетно ожидали прибытия мощей, которое совпало с проходящими здесь празднествами годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Вот почему первую остановку на пути из аэропорта Внуково торжественный кортеж сделал сначала в храме подмосковного Переделкино, где находится резиденция Патриарха. После этой встречи Святейшего с мощами Апостола начались массовые торжества в храме Христа Спасителя. Молебен в главном российском соборе совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископ Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений и другие иерархи Русской Православной Церкви. Поклониться мощам апостола Андрея Первозванного в Храм прибыл Президент России В. В. Путин. Благоговейно приложились к ковчегу со святой стопой Апостола Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко и еще тысячи и тысячи москвичей, паломников и православных гостей столицы. Круглосуточно здесь читался акафист святому. Вера, надежда на спасение и любовь ко Христу объединила в одну семью иерархов Русской Православной Церкви, священнослужителей и монашествующих, всех верующих христиан без различия языков, происхождения и социального статуса. Можно было воочию наблюдать воплощение слов молитвы святому: «Не точию Руси единыя был еси спасения провозвестник, Первозванный апостоле Христов, но и вся словенская племена, якоже кокош, птенцы своя под крыле собирай, привел еси ко Христу». Маленькую иконку Святого Андрея со словами этой молитвы многие верующие, как величайшую драгоценность, прикладывали к нетленной стопе Апостола, и теперь она хранит их от всяких житейских невзгод, утверждает нашу Веру и Верность. Прощание Москвы с Первозванным Апостолом вылилось в торжество Православия. Многолюдный крестный ход с молитвенными песнопениями и величаниями Святому прошел по улицам первопрестольной столицы. Символичен тот факт, что крестный ход по Москве закончился в день рождения святого Благоверного князя Александра Невского, отстоявшего незыблемость нашей Веры и Отечества в жестоком противостоянии с коварными и беспощадными завоевателями.
Из Москвы святые мощи отправились в Мурманск. На самолетах авиации Военно-Морского флота они были доставлены для молитвенного поклонения военным морякам на все четыре российских флота.
Затем великая афонская святыня облетела всю Россию. Ей поклонялись во Владивостоке, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Севастополе, Киеве. Великий путь Святого Апостола в третьем тысячелетии, протяженностью в 25 тысяч километров по Русской земле, по городским улицам, в небе и по воде, в намоленных стенах православных храмов и в многолюдных процессиях крестных ходов, – завершен.
Но мы вновь и вновь обращаемся к смотрящему на нас с горних высей Святому Андрею, повторяя слова древней молитвы: «Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольские труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священные мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с Ним во веки на небеси пребывавши, идеже и нас любовию своей не оставлявши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша...Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом...».
Игумен Никон