Азбука веры Православная библиотека Прочее Экономика Библейская концепция колебаний конъюнктуры в экономике человека
Давид Рахимов

Библейская концепция колебаний конъюнктуры в экономике человека

Источник

Причины конъектурных колебаний в экономике имеют духовную природу.

Содержание

Введение О всплеске экономики О падении экономики О медленном восстановлении экономики О повторяемости колебаний О поступательном росте экономики в последнее столетие Заключение  

 

Введение

Теория о закономерно повторяющихся колебаниях экономической конъюнктуры в виде последовательно сменяющихся фаз – подъема, спада, рецессии и нового медленного роста – занимает устойчивое место в учении политэкономии. Оживление интереса к этой теории обычно наблюдается в периоды спада мировой экономики, когда ранее процветающие базисные отрасли приходят в упадок, растет безработица, обостряются социальные конфликты. Как пишет австрийский экономист Й. Шумпетер, «стоит нам выйти за рамки теории равновесия, как мы оказываемся в сфере проблем конъюнктуры»1.

Кризисы нарушают стабильный ход раз­вития экономики, прерывают его поступательное движе­ние, выводят промышленную динамику из привычного русла. При этом остановившаяся в развитии экономика не только не сохраняет достигнутый уровень, но и теряет массу приобретенных ценностей под воздействием изменившихся условий и обстоятельств. Меняется и установившаяся к тому времени система стоимостей и цен на товары. За каждой волной подъема экономики неизбежно следует провал. Отметим также, что позднее для продолжения своего поступательного движения экономика нуждается в восстановлении, а система цен – в перестройке. Прежние ценности и надежды утрачивают актуальность, на смену им приходят новые. Явления эти происходят в последние несколько столетий постоянно и потому воспринимаются как неизбежные и неминуемые.

Для объяснения подобного явления на основании статистических наблюдений экономическая наука выдвинула гипотезу о существовании самовозникающих и самоуспокаивающихся экономических циклов конъюнктуры с временным лагом в 3–4 года, 7–11 лет, 15–25 лет и 45–60 лет. Ученые поставили перед собой задачу выяснить, как «экономическая система производит ту силу, которая беспрестанно ее изменяет»2. Экономистами, изучающими природу экономических циклов, отмечается, что длительные колебания – феномен, присущий в первую очередь развитым капиталистическим странам. Изучение причин циклов конъюктуры, по мнению экономистов, может дать науке объяснение природы катастроф, происходящих в экономической и социальной сфере, и позволит делать прогнозы на будущее.

По мнению автора, в исследовании теории экономических колебаний можно выделить две школы: первая утверждает существование регулярных волнообразных колебаний в развитии экономики, вторая склоняется к выводу, что волна независима и возникает под воздействием случайных нерегулярных экзогенных шоков3.

Первая школа придерживается диалектического и материального подхода к восприятию волны. Каждая волна воспринимается в форме очередной фазы детерминированного непрерывного колебания экономики отдельного государства: рост сменяется падением, за которым следует новый рост. Причины колебаний, по мнению представителей этой школы, эндогенны и кроются в самой природе рынка. Мнения об источнике этих причин различны для тех или иных групп экономистов данной школы: одни видят источником регулярное возникновение научно-технических открытий, другие – колебания в секторе мировых инвестиций в основной капитал, третьи – закономерную смену доминирующих источников энергии.

Обращает на себя внимание гибкость рассуждений экономистов. Так, например, если причина, заявленная учеными, статистически явно не наблюдается, то, по их уверению, она все равно присутствует, но проявляется «преимущественно в скрытом виде»4. Другой пример: при существовании большого количества изобретений в науке на некий момент времени (инновационный пул) рост экономики может по факту не наблюдаться, так как, уверяют экономисты, предприниматели были недостаточно информированы о наличии этих инноваций.

Депрессия представителями этой школы воспринимается диалектически, она «представляет собой не просто задержку экономического развития, но синдром противоречий между технико-экономической системой и институциональным каркасом»5.

Относительно продолжительности каждого цикла мнение экономистов этой школы также разнятся. Она может зависеть от среднего срока жизни производственных инфраструктурных сооружений6 или от ограничения роста экономики границей «платежеспособного спроса» населения (мнение фр. экономиста М. Боккара)7. Так или иначе, по логике представителей этой школы, рост ограничен физическим существованием некого фактора с позиции экономической целесообразности.

Наиболее известным представителем этого направления считается Н.Д. Кондратьев, желавший организовать планирование народного хозяйства таким образом, чтобы оно всегда находилось в поступательно растущем эволюционном динамическом равновесии без каких-либо колебаний. Кондратьев полагал, что обладание идеальными знаниями о хозяйственном положении должны позволить человеку «предсказывать события, как результат перекрещивания закономерностей»8. По мнению Кондратьева, таким способом экономисты смогут спрогнозировать момент краха капитализма, который должен наступить именно по экономическим причинам. Следует отметить, что одним из доказательств существования регулярных волнообразных экономических циклов для ученого служил факт существования сезонности в годичном круге.

Концепция второй школы утверждает, что всплески в каждой национальной экономике нерегулярны и являются спонтанными. По мнению представителей этой школы, экономику выводят из равновесия экзогенные шоки, влияние которых таково, что после внешнего толчка система уже не возвращается к прежнему равновесию. Экономисты соглашаются, что каждый отдельный всплеск можно воспринять как волну: «...за каждым «подъемом следует «депрессия», а за каждой «депрессией» – «подъем»»9. Однако они обращают внимание на то, что падение в экономике происходит не плавно, а быстро. После падения начинается депрессия, позднее сменяющаяся длительным подъемом. Новый рост начинается в период очередной депрессии и при этом с иного уровня равновесия.

Наука сигналом оживления экономики считает рост торговых операций. Также индикатором изменения конъюнктуры может служить показатель потребления стали. Рост экономики сопровождается увеличением числа новых предприятий, которые появляются рядом со старыми и конкурируют с ними. На этом этапе у предпринимателей отмечается значительная покупательная способность. Волна подъема охватывает всю экономику государства, стимулируя всеобщее процветание. Заказы розничных магазинов постоянно растут, и производители постепенно загружают все свои производственные мощности, которые ранее простаивали. Безработица сокращается, увеличивается заработная плата.

Все экономисты сходятся во мнении, что стимулом для начала роста экономики является стремление участников рынка к прибыли. Толчком для роста, по мнению экономистов, может служить широкий спектр событий как экономического, так и внеэкономического характера. К экономической причине роста экономисты относят внезапно повысившуюся норму прибыли, к внеэкономическим причинам – изменения политического или социального характера, войны, миграционные волны, «бэби-бум». При этом указанные события обязательно должны сопровождаться внедрением какого-либо технического новшества. В результате внешнего толчка экономика выходит из сложившегося ранее равновесия, начинает расти и переходит в состояние нерегулируемого движения, направленного к новому состоянию равновесия.

Повод для спада экономики, по мнению ученых, кроется в одной или в сочетании ряда причин, таких как исчерпание эффективности очередного этапа научно-технического прогресса, перенакопление основного капитала, противоречия между спросом и предложением на производимые товары, психологические факторы в форме различных запаздываний реагирования производителей товаров на изменения ситуации. Кроме того, по мнению экономистов, виновником спада также может стать результат накопления ошибочных решений, так как во время подъема деловая активность зачастую осуществляется в отношении новых и неиспытанных комбинаций внедрения достижений научно-технического прогресса. Влияние неурожаев на падение экономики, которые ранее считались основной причиной кризисов, в современной экономической науке оценивается как несущественное.

Последствия спада всеми экономистами оцениваются негативно: снижаются доходы производителей, сокращается модернизация производств, население экономит на тратах, падает спрос на товары и услуги. При этом экономисты предупреждают, что каждый спад в экономике имеет риск перехода к кризису с последующей депрессией, который характеризуется «массовой безработицей, предложением на рынке сырья, машин и оборудования, домов и т.д. по ценам ниже издержек производства, но в первую очередь низким уровнем процента»10. Кризис характеризуется крахом в кредитной системе, прочие отрасли затрагиваются им дифференцированно. Это состояние экономики зачастую сопровождается паникой и банкротствами. Отмечается, что депрессия в разной степени влияет на отрасли: она больше затрагивает производство предметов роскоши, чем пищевую промышленность. При этом состояние депрессии охватывает значительно больше отраслей и предприятий, чем подъем. Новые предприятия в этот период зачастую страдают значительно больше, чем старые. Этот процесс приводит экономику к состоянию нового, не прежнего равновесия. Подавленное экономическое состояние требует от участников адаптации к новым условиям, снижаются издержки производства, предприниматели вынуждены вести дела скромнее.

Для выхода экономики из состояния депрессии государством зачастую осуществляются адресные субсидии, вводятся оградительные пошлины. Экономисты, не считая неурожаи причиной падения экономики, вместе с тем подчеркивают, что обильный урожай в национальном сельском хозяйстве имеет большое значение для выхода из кризиса: «...большую роль играют случайности, к примеру, в нужный момент – хороший урожай»11.

По сей день теоретики волн в экономике не пришли к единому мнению об их причине (научно-технические открытия, монетаризм, цены, износ основных средств, строительный бум, социальные процессы, ошибки принятия решений в каждом втором поколении12). Вместе с тем экономисты полагают, что получение знаний о природе циклов конъюнктуры поможет раскрыть закон взаимодействия разных рынков современного мира, без знания которого экономическое развитие и разумная политика внутри отдельной страны невозможны. Пока же экономисты ограничиваются рецептами для сглаживания всплесков, при этом давая политикам рекомендации, часто противоречащие друг другу.

Гипотеза о существовании циклических волн в экономике побудила автора взглянуть на нее с привлечением Священного Писания, чтобы приблизиться к ответам на вопросы, поставленные экономической теорией, а именно:

1. Почему экономика развивается не плавно, а рывками, почему за поступательным движением следует возвратное и лишь после него вновь возобновляется поступательное движение?

2. Почему причина, какова бы она ни была, действует так, что ее последствия не могут постоянно устраняться?

3. Как может возникнуть такая всеобщая ошибка, в результате которой опасность угрожает всей экономике? И почему периодически совершаются подобные ошибки?13

Рассуждая о динамике развития экономики, отметим, что экономический рост наблюдался экономистами, начиная с конца XVIII века, в государствах Западной Европы, затем, с конца XIX века, – в США, России и Японии. Этот период охарактеризовался тем, что каждое десятилетие среднедушевой доход в указанных странах в среднем рос на 15%, что не отмечалось в более ранний исторический период.

Сразу хотелось бы заметить, что, по мнению автора, для целей построения выводов о закономерности циклов в развитии национальных экономик исследованный экономистами период в 140 лет является слишком малым. Также обращает на себя внимание выдвинутое школой материализма предположение о детерминизме таких событий, как технические изобретения, открытия новых месторождений золота. Подобные аргументы, по мнению автора, не могут служить доказательством, так как сами требуют обоснования14.

Очевидно, что развитие экономики в наблюдаемых странах происходило не непрерывно, периоды всплеска деловой активности заканчивались и переходили в режим борьбы за выживание. Стремление людей получить как можно больше прибыли от своей деятельности сменялось апатией и разочарованием. Несомненно, рост общей численности населения планеты за обсуждаемый период и поступательное вовлечение в мировой товарооборот все большего числа народов, живших ранее обособленно, положительно повлияли на общие экономические показатели. Вместе с тем хотелось бы отметить особую популярность, которую приобрели в Европе, США, России и Японии политэкономические учения, призывающие человечество к приобретению богатства как необходимого элемента для достижения счастья. Христианское вероучение, призывающее трудиться для обретения Царства Божьего, было подменено новым учением, стимулирующим активность в делах и заботах о еде, одежде и комфортной жизни на земле.

Далее автор предлагает обратиться к Священному Писанию в целях выявления сезонов, установленных Богом, способных оказывать явное влияние на экономику человека. Библия с начала повествования указывает, что Бог сначала создал день и ночь, отделив свет от тьмы (Быт. 1:4), назначив каждому периоду свое время. Присутствие в сутках фаз с разными характеристиками является Божьим установлением: день для бодрствования, вечер для успокоения от активности дня, ночь для отдыха и утро для пробуждения к активной жизни: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5). Затем Бог соединил сутки в седмицу, благословив и освятив при этом особо день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).

Обратим внимание, что все творения Божьи предназначены для непрестанного труда, и человеку в саду Эдема никакой день не был выделен Богом особо. Первым людям было заповедано трудиться во все дни седмицы в саду Эдема, чтобы «возделывать и хранить его» (Быт. 2:15). По согрешению своему человек, нарушив запрет Божий, тем противопоставил себя всему творению, которое отныне стало способным отвечать на усилия человека не только добрым и полезным, но и вредными «терниями и волчцами». С момента изгнания человека из рая благо материальное стало доступно ему только посредством труда «в поте лица» (Быт. 3:19). В библейском тексте, повествующем о событиях до завершения потопа, об иных сезонах, кроме суточного круга и седмицы, не говорится. По изгнанию из рая человек в течение продолжительного периода еще был способен слышать голос Божий и отвечать Богу, ему было дозволено трудиться во все дни седмицы: «...со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).

По завершении потопа Господь указывает на сезонность в годовом круге, на дни сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы (Быт. 8:22). Богом также определено время дождя и снега, «время насаждать и время вырывать посаженное» (Еккл. 3:2). По мнению автора, погодные различия в сезонности годового круга стимулируют человека быть сотворцом Бога, проявлять образ Божий в ремеслах. Колебания природы создают нужды, благодаря которым люди оказываются взаимозависимы посредством труда друг для друга. Недостаток любви в людях Бог возместил нуждами, которые объединили их в единый организм. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «потому Бог и соединил все таким образом и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других»15.

Непосредственно народу Израиля Бог дал заповеди, в которых указал необходимость им соблюдать субботний день: «...день седьмой – суббота Господу» (Исх. 20:10), и субботний год: «...седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня» (Лев. 25:4). В эти периоды евреям возбранялся хозяйственный труд (Исх. 20:10). Субботний день нес в себе Божественное напоминание о необходимости падшему человеку хотя бы один раз в седмицу понуждать себя освобождаться от рабства плоти и восстанавливать общение с Богом. Каждый седьмой год напоминал евреям об избавлении их от рабства египетского и важности творить дела милосердия (Лев. 25:14:23). Особо был отмечен Богом и каждый пятидесятый (юбилейный) год. Чтобы в субботние и юбилейные годы евреи не испытывали недостатка в пище, по особому благословению Божьему земля давала им в предшествующий год трехкратный урожай, который обеспечивал их на три года вперед (Лев. 25:21:22). То есть можно отметить, что в преддверии каждого седьмого и пятидесятого года народ Израиля получал богатый урожай, который, несомненно, благотворно сказывался на экономике всего еврейского общества.

Ветхозаветный текст также содержит указание, что по попустительству Божьему природа может возмущаться в ответ на действия человека: за благо – благо, за зло – зло, «время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Еккл. 3:5).

В Новом Завете для христиан значимость субботних дней и лет изменена, Господь, как «господин субботы» (Мф. 2:8), указал, что новозаветный смысл соблюдения субботы не столько в покое, сколько в труде добрых дел; должно людям «в субботу делать добро» (Мф. 12:12; Мк. 3:4). Апостолы учат, что с заключения Нового Завета субботние дни теряют свою прежнюю значимость, так как закон Ветхого Завета имел «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1). Новый Завет указал на важность празднования дня восьмого, воскресного, сняв осуждение за несоблюдение субботы: «...никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16). В Новом Завете Господь призвал христиан молиться и за все благодарить непрестанно (1Фес. 5:16).

Таким образом, библейское повествование позволяет выделить следующие природные колебания, которые влияют на ритм труда человека:

– сутки имеют собственный цикл, различающийся по фазам: вечер – ночь – утро – день;

– в годовом сезонном круге определены дни сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы;

– природа по воле Божьей может особым образом реагировать на деяния людей: богатым урожаем или недородом, засухой, наводнением, нашествием насекомых или диких зверей;

– в седмице евреям для труда определено шесть дней, а седьмой отделен для напоминания о необходимости восстановления Богообщения;

– народу Израиля было заповедано вести экономику особо в каждый седьмой и пятидесятый годы, отсчет которых идет от дня исхода из египетского плена;

Христиане, заключив с Богом Новый Завет, избрали для себя пятидневное ограничение для труда, уделяя особое внимание дням субботним и воскресным для более активного Богообщения.

Возвращаясь к обсуждению наблюдаемых всплесков развития экономик национальных государств, сразу следует подчеркнуть, что Бог, зная все заботы человеческие, насыщает «все живущее по благоволению», дает пищу каждому «в свое время» (Пс.144:15–16). Он заповедал человеку трудиться и «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Бог окружает человека заботой и пути человеческие все Ему известны. (Пс. 138:3). В гармонии пребывает весь мир, сотворенный Богом «хорошо весьма» (Быт. 1:31), неустройства случаются лишь у людей.

Далее автор предлагает обратиться к богословскому видению причин колебаний экономической конъектуры через призму Священного Писания и святоотеческого Предания.

О всплеске экономики

Человек, обладая даром свободной воли, ежедневно делает выбор, кому он будет служить: Богу или маммоне. Забыв о Боге и избрав маммону, человек погружается в суету мира. Люди устремляются к поклонению идолам, предавая забвению заповеди и установления Господа. На этом пути деловая активность растет, увеличивается товарооборот в попытке обустройства рая на земле без Бога. От обширности торговли душа человека наполняется неправдой, его сердце тщеславится (Иез. 28:16–17). Растеряв в себе страх Божий, люди подчиняются лукавству, тщеславию, сребролюбию, чревоугодию, страсти бунта против властей. Активность людей в этом случае нацелена не на восстановление связи с Богом, а на службу греху для удовлетворения похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1Ин. 2:16). Нравственность низводится до морали выгоды. Страсть греха увеличивает потребление товаров и услуг сверх нормального, преграды, созданные религиозным постом, нарушаются: «...сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх. 32:6). Экономика бурно растет, предприниматели строят новые склады, повторяя события Евангельской притчи и как бы говоря себе: веселись душа, «много добра лежит у тебя на многие годы» (Лк. 12:19).

Евангелие нас предупреждает, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Священное Писание напоминает, что Бог есть Бог ревнитель (Исх. 20:5) и славу Свою бесам не отдаст (Ис. 42:8).

О падении экономики

Бог назначил роду человеческому «предопределенные времена и пределы» (Деян. 17:26). Господь попускает до времени человеку творить беззаконие, однако наступает порог, когда Бог как бы говорит человечеству: «...доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным» желаниям твоим (Иов. 38:11). Он смиряет бег человека, чтобы тот, кого Он возлюбил, не воссмердел, не превратился в червя земного, чтобы мир полностью не погрузился во тьму.

События, сопровождающие действие Бога, могут быть различны, судьбы Его – «бездна великая» (Пс. 35:7). Наступает период, когда искусственная пирамида деловой активности внезапно для человека как бы претыкается о непреодолимый барьер. Воплощение ранее продуманных планов прекращается, проекты становятся неуспешными, торговля падает, кредиторы требуют погашения займов, обвиняя заемщиков в нерасчетливости. Товары лежат на складах и не продаются, доходы населения снижаются, ограничивая каждого потребителя в удовлетворении своей прихоти. Бог попускает неурожаи, войны, которые разоряют страну (Втор. 28:49–51). Люди, ранее хваставшиеся своей силой и талантами в торговле, впадают в уныние, обвиняя в неудачах случай. Но «случай» – это действие Бога. Человек не может устоять перед десницей Господа, «кто устоит пред лицом» Его? (Пс. 75:8), в Его «руке сила и крепость» (2Пар. 20:6).

Бог предупредил народ, заключивший с Ним договор, что если тот предаст забвению исполнение своих обязательств, то тогда ощутит он на себе тяжелую десницу Божью, которая давит как «колесница, нагруженная снопами», и у проворного не будет сил бежать, и крепкому не хватит крепости его (Ам. 2:13–14). Депрессия наполнит деловой мир плачем и скрежетом зубов (Мф. 8:12). Придет скудость, и люди будут вынуждены «терпеть за свое беззаконие» (Лев. 26:43). Скорби смирят грешника: «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10:31).

О медленном восстановлении экономики

Бог сказал, что не желает смерти грешника, но чтобы грешник «обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Господь по милосердию Своему вновь раскрывает «добрую сокровищницу Свою», дает изобилие благ и благословляет все дела рук человеческих (Втор. 28:12). После скорбей люди вынуждены воздерживаться от прожектов, и каждый день их поглощен заботами лишь этого дня (Мф. 6:34). Человек возвращается к труду «в поте лица» (Быт. 3:19), зарабатывая свой хлеб насущный. Вновь земля дает «произрастения свои» и «дерева полевые» дают «плод свой» (Лев. 26:4). Экономика восстанавливается и продолжает развитие в равновесии интересов всех участников.

О повторяемости колебаний

Люди, устремившись ко греху, испытывают колебания в экономике за свое поколение. Хотя Господь предупредил людей, что может наказать детей за вину отцов до третьего и четвертого колена, но каждый страдает «за свое собственное беззаконие» (Иер. 31:30). Сказано, что дети не отвечают за грехи родителей, но они как бы удобопреклонны ко греху (Рим. 7:18–20). Бог не понуждает человека принимать благодать, в увлечение грехом всегда присутствует свобода человека. Каждый раз, попуская скорби людям, Господь стучится в их сердца (Откр. 3:20), не откроют ли, не образумятся ли.

Таким образом, по мнению автора, наблюдаемые колебания в экономике имеют не столько материалистическое, сколько духовное происхождение, являясь внешним, видимым проявлением отношения человека к Богу. Автор убежден, что объяснение развития экономики регулярными волнообразными циклами является попыткой экономистов измерить волю Божью циркулем. Теории, если они верны, должны обладать свойством предсказания, однако этого не наблюдается при гипотезе о волновых циклах в экономике, ибо Бог «не в рукотворенных храмах живет… Сам давая жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24–25).

О поступательном росте экономики в последнее столетие

Очевидно, что за последние столетия экономика мира значительно изменилась. Из года в год товарооборот между народами растет, в орбиту научно-технического прогресса вовлекаются народы, обитающие в самых дальних уголках планеты. Бог попускает человечеству строительство новой технократической башни «высотою до небес» (Быт. 11:4).

Господь предсказал, что в последние времена мира вера в людях будет умаляться (Лк. 18:8), они будут «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы» (2Тим. 3:2–4). И это наблюдается в наши дни, усиливается служение маммоне, оттого и торговля растет.

Следует отметить, что при этом реализуется и другое предсказание Господа о наступлении времени технического рабства, когда «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (Откр. 13:17). Новые изобретения появляются не случайно. Мобильные приборы, спутники связи, цифровая документация, совершенствуясь и распространяясь как бы во благо технического прогресса и социального спокойствия, поступательно становятся видимым инструментом контроля за человеком.

В то же время Промыслом Божьим благодаря современным средствам связи Евангелие получило возможность беспрепятственно распространяться во всем мире, «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). Как пишет святитель Григорий Нисский, «от Бога даровано все то, что дано нам умом»16. Бог попускает общий рост экономики как инструмента, через который исполняется Его слово, которое не возвращается к Нему тщетным (Ис. 55:11).

Заключение

Подводя итог сказанному, автор полагает, что о природе экономических колебаний конъюнктуры можно сказать следующее.

1. Каждое колебание в развитии экономики имеет свой видимый внешний повод, причина же находится в духовном состоянии души человека.

2. Прекращение роста экономики, желаемого человеком, и последующее ее падение происходит по воле Божьей, спасающей человека от самоуничтожения.

3. Попустив развитие экономической деятельности по воле человека, Бог затем попускает скорби, которые несут в себе очистительные для души свойства.

4. Новый рост происходит спустя некоторое время, когда жажда наживы вновь овладевает сердцами людей.

Литература

1. Библия. Синодальный перевод. URL: https://bibleonline.ru/bible/rst78/

2. Григорий Нисский, свт. Против Евномия. Кн.12, URL: https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Nisskij/oproverzhenie-evnomija/12

3. Иоанн Златоуст, свт. О любви. Беседа 1. URL: https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/1

4. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики (1923). – Москва: Экономика, 1989. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001512606

5. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. – 1989. URL: http://www.pseudology.org/Bank/DlinnyeVolny.pdf

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития (1912). – Москва: Прогресс, 1982. URL: https://b-ok.cc/book/3155027/4a47c2

* * *

1

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – Москва: Прогресс, 1982. – Предисловие к 4 изд. 1926 г.

2

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – Москва: Прогресс, 1982. – Предисловие к японскому изд. 1934 г.

3

К первой школе, по мнению автора, можно отнести продолжателей диалектических идей К. Маркса: Н. Кондратьева, П. Баккара, Л. Фонтвьея, Э. Манделя, Д. Гордона, ко второй школе – Й. Шумпетера, С. Кузнеца, Г. Менша, А. Клайнкнехта

4

Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. – 1989. – С. 144

5

Там же. – С. 235

6

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – Москва: Экономика, 1989.

7

. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. – 1989. – С.37

8

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – Москва: Экономика,1989. – С. 73. Следует отметить, что суждения Кондратьева имеют сходство с мысленным экспериментом, предложенным в 1814 г. французским математиком Пьером Лапласом, полагающим, что, обладая идеальными знаниями о частице во Вселенной (время, положение, скорость), возможно предсказать ее эволюцию как в будущем, так и в прошлом. Такой разум назвали «демоном Лапласа».

9

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – Москва: Прогресс, 1982. – С.386

10

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – Москва: Прогресс, 1982. – С. 400

11

Там же. – С. 422

12

Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике, – 1989. – С.232

13

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – Москва: Прогресс, 1982. – С. 400, 404

14

Следует отметить, что гипотеза Кондратьева о существовании длинных циклов сразу вызвала споры в экономической среде не только из-за краткого периода статистических наблюдений в 140 лет и нечеткости границ периодов, но и в связи с указанными ученым причинами изменений конъюнктуры в экономике: движение чартистов в Англии, революционное возбуждение в Испании, Италии, Германии, изменение в техническом оснащении производств, русско-турецкая война, вовлечение новых территорий в орбиту мирового хозяйства, колебания в добыче золота.

15

Иоанн Златоуст, свт. О любви. Беседа 1

16

Григорий Нисский, свт. Против Евномия. Кн.12


Источник: Рахимов Давид. Библейская концепция колебаний конъюнктуры в экономике человека // Elpis. 2021. № 23. С. 47-53.

Комментарии для сайта Cackle