Апостолы Христовы: Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
Итальянский городок Салерно живет своей особой, тихой, провинциальной жизнью. На берегу моря мальчишки удят рыбу, в скверах пожилые итальянцы читают газеты, из кофеен и лавок доносятся дурманящие запахи. Я пробираюсь по узкой средневековой улочке в гору, туда, где уже тысячу лет покоятся мощи Апостола Матфея. На дверях домов, на афишах, на водосточных трубах – имя Апостола Матфея. Он считается покровителем Салерно, имя Апостола носят школы, спортивные клубы, организации. Все, от мала до велика, в этом городе любят и почитают этого Апостола Христова.
По узким улочкам в гору, к святому Ап. Матфею.
Здесь все напоминает о нашей Небесной Отчизне – Небесах.
Кресты соседствуют с антеннами.
…Мы помним, что каждого из Апостолов призвал Сам Христос. «Позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мк. 3, 13), – ключевая формула для понимания того, почему был призван этот, а не другой. Но едва ли другие Апостолы были призваны более удивительным образом, чем Матфей.
Мы не знаем, почему Христос позвал именно этого сидевшего за своим столом сборщика пошлин – мытаря… Может быть, он увидел глаза Матфея, может быть, Сердцеведец знал, как хотел бы Матфей покончить со своим обрыдлым занятием. Знаем лишь то, что сообщает Евангелист: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9, 9).
Призвание мытаря, то есть сборщика налогов в казну ненавистного Рима, было большим соблазном для окружающих, особенно для так называемых чистых – фарисеев. Но то, что для них было соблазном и абсурдом, для нас является самым сильным доказательством, что Христос пришел ко всем людям без исключения. Его объятия распахнуты для каждого!
«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 10-13).
Это из Евангелия от Матфея. Почему именно у Матфея сохранилось это драгоценное свидетельство открытости Христовой даже к падшим, даже к предателям (каковыми иудеи считали мытарей)? Не потому, ли что автор этого Евангелия – сам Матфей и для него эти слова Христа и вообще Его отношение к людям были очень дороги?..
Мы не знаем наверняка, кто автор первого Евангелия, называемого у нас Евангелием от Матфея. Сам Матфей? Кто-то уже из его учеников?
Несомненно, что сам Апостол Матфей что-то писал. Св. Папий Иерапольский, служивший через полвека там же, где в свое время апостольствовал Матфей, оставил вот какое важное свидетельство: «Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог». Папий лично Апостола Матфея не знал, но он, несомненно, был знаком со старшим поколением христиан, лично знавших Матфея.
Через семьдесят лет подобное утверждение мы встречаем у церковного историка и святого отца Иринея Лионского. Он пишет: «Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Пётр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь». Согласно этим и другим свидетельствам практически современников Ап. Матфея, Церковь нарекла его Евангелистом. Несомненно, что, даже если сам Матфей и не написал Евангелие, то в книгу, надписанную его именем и, возможно, написанную кем-нибудь из его учеников, вошли многие из его личных впечатлений.
После Вознесения Христова Матфей проводил время вместе с иными Апостолами. В один из дней раздался шум и в горницу, в которой они находились все вместе, ворвался ветер. Это был Святой Дух, который наполнил Апостолов и укрепил на предстоящее служение. Они направляются на проповедь.
Предание говорит, что Матфей обошел с Благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии.
Древнее предание сохранило такой рассказ об одном из происшествий во время его миссионерства в Эфиопии. Однажды Ап. Матфей пришел в город Мирмены, где начал проповедовать и основал христианскую общину. Однако дело проповеди среди этого дикого народа, практиковавшего человеческие жертвоприношения и даже каннибализм, продвигалось медленно. Однажды Апостолу явился Христос. Спаситель протянул Матфею жезл и повелел ему водрузить этот жезл возле устроенного Апостолом храма. «Жезл этот, – сказал Господь, – силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком».
И действительно, жезл этот процвел и из этого места появился источник. Омывающиеся в источнике местные жители менялись нравом. Но все это: перемена в его народе, увлечение людей христианством – разъярило местно правителя. Он приказал убить Апостола. Святого Матфея растянули на земле, лицом книзу, и прибили к земле его руки и ноги. Затем слуги, по повелению мучителя, собрали множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Апостола, зажгли. Огонь взметнулся к небу, от огромного жара отскочили даже палачи. Но когда огонь стих, Апостол Матфей оказался живым и невредимым.
Правитель приказал принести еще больше хворосту и дров, а также вокруг костра поставили идолов, которым жрецы возносили моления… Но Ап. Матфею и этот огонь не причинил никакого вреда…
Возможно, что это древняя церковная легенда. Но возможно, что и…
Салерно, уютный провинциальный итальянский городок. Полчаса назад я поднялся на гору, к прекрасной базилике Сан-Матео. Здесь с 10-го века вот уже тысячу лет покоятся мощи Апостола и Евангелиста Матфея. В храме прохладно и тихо. За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары 16-го и 19-го веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.
Входим в храм св. Апостола и Евангелиста Матфея.
Белизна стен и звенящая тишина. Город со своей суетой, шумом и гамом остался по ту сторону этого «Ковчега спасения».
Кафедра для чтения Святого Евангелия, которой тысяча лет.
Евангелие открыто на том месте, где рассказывается о Схождении на Апостолов Святого Духа.
В крипте (подземном храме) – мощи Святого Апостола Матфея.
На гробнице стоят свечи.
Удивительный человек, о котором, к сожалению, мы так мало знаем… Что было у него на душе? Душе сборщика налогов и практически предателя своего народа, которого позвал за собой Иисус? Не прольет ли свет на это маленький рассказ, который сохранил и привел в своем Евангелии только Матфей?
Однажды Апостолы были в лодке, а Иисус молился в одиночестве на горе. «Лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14 гл.)
Эпизод, показавшийся Матфею очень важным, как что-то, что нельзя утерять, а нужно сохранить и передать другим как завещание:
Если тебя зовет Христос, все бросай и иди к Нему. И ничего никогда не бойся!
Подробнее о храме Ап. Матфея смотрите в моем фотоальбоме. Здесь фотографии можно будет увеличить и рассмотреть все в деталях.
Итальянский городок Салерно живет своей особой, тихой, провинциальной жизнью. На берегу моря мальчишки удят рыбу, в скверах пожилые итальянцы читают газеты, из кофеен и лавок доносятся дурманящие запахи. Я пробираюсь по узкой средневековой улочке в гору, туда, где уже тысячу лет покоятся мощи Апостола Матфея. На дверях домов, на афишах, на водосточных трубах – имя Апостола Матфея. Он считается покровителем Салерно, имя Апостола носят школы, спортивные клубы, организации. Все, от мала до велика, в этом городе любят и почитают этого Апостола Христова.
По узким улочкам в гору, к святому Ап. Матфею.
Здесь все напоминает о нашей Небесной Отчизне – Небесах.
Кресты соседствуют с антеннами.
…Мы помним, что каждого из Апостолов призвал Сам Христос. «Позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мк. 3, 13), – ключевая формула для понимания того, почему был призван этот, а не другой. Но едва ли другие Апостолы были призваны более удивительным образом, чем Матфей.
Мы не знаем, почему Христос позвал именно этого сидевшего за своим столом сборщика пошлин – мытаря… Может быть, он увидел глаза Матфея, может быть, Сердцеведец знал, как хотел бы Матфей покончить со своим обрыдлым занятием. Знаем лишь то, что сообщает Евангелист: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9, 9).
Призвание мытаря, то есть сборщика налогов в казну ненавистного Рима, было большим соблазном для окружающих, особенно для так называемых чистых – фарисеев. Но то, что для них было соблазном и абсурдом, для нас является самым сильным доказательством, что Христос пришел ко всем людям без исключения. Его объятия распахнуты для каждого!
«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 10-13).
Это из Евангелия от Матфея. Почему именно у Матфея сохранилось это драгоценное свидетельство открытости Христовой даже к падшим, даже к предателям (каковыми иудеи считали мытарей)? Не потому, ли что автор этого Евангелия – сам Матфей и для него эти слова Христа и вообще Его отношение к людям были очень дороги?..
Мы не знаем наверняка, кто автор первого Евангелия, называемого у нас Евангелием от Матфея. Сам Матфей? Кто-то уже из его учеников?
Несомненно, что сам Апостол Матфей что-то писал. Св. Папий Иерапольский, служивший через полвека там же, где в свое время апостольствовал Матфей, оставил вот какое важное свидетельство: «Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог». Папий лично Апостола Матфея не знал, но он, несомненно, был знаком со старшим поколением христиан, лично знавших Матфея.
Через семьдесят лет подобное утверждение мы встречаем у церковного историка и святого отца Иринея Лионского. Он пишет: «Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Пётр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь». Согласно этим и другим свидетельствам практически современников Ап. Матфея, Церковь нарекла его Евангелистом. Несомненно, что, даже если сам Матфей и не написал Евангелие, то в книгу, надписанную его именем и, возможно, написанную кем-нибудь из его учеников, вошли многие из его личных впечатлений.
После Вознесения Христова Матфей проводил время вместе с иными Апостолами. В один из дней раздался шум и в горницу, в которой они находились все вместе, ворвался ветер. Это был Святой Дух, который наполнил Апостолов и укрепил на предстоящее служение. Они направляются на проповедь.
Предание говорит, что Матфей обошел с Благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии.
Древнее предание сохранило такой рассказ об одном из происшествий во время его миссионерства в Эфиопии. Однажды Ап. Матфей пришел в город Мирмены, где начал проповедовать и основал христианскую общину. Однако дело проповеди среди этого дикого народа, практиковавшего человеческие жертвоприношения и даже каннибализм, продвигалось медленно. Однажды Апостолу явился Христос. Спаситель протянул Матфею жезл и повелел ему водрузить этот жезл возле устроенного Апостолом храма. «Жезл этот, – сказал Господь, – силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком».
И действительно, жезл этот процвел и из этого места появился источник. Омывающиеся в источнике местные жители менялись нравом. Но все это: перемена в его народе, увлечение людей христианством – разъярило местно правителя. Он приказал убить Апостола. Святого Матфея растянули на земле, лицом книзу, и прибили к земле его руки и ноги. Затем слуги, по повелению мучителя, собрали множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Апостола, зажгли. Огонь взметнулся к небу, от огромного жара отскочили даже палачи. Но когда огонь стих, Апостол Матфей оказался живым и невредимым.
Правитель приказал принести еще больше хворосту и дров, а также вокруг костра поставили идолов, которым жрецы возносили моления… Но Ап. Матфею и этот огонь не причинил никакого вреда…
Возможно, что это древняя церковная легенда. Но возможно, что и…
Салерно, уютный провинциальный итальянский городок. Полчаса назад я поднялся на гору, к прекрасной базилике Сан-Матео. Здесь с 10-го века вот уже тысячу лет покоятся мощи Апостола и Евангелиста Матфея. В храме прохладно и тихо. За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары 16-го и 19-го веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.
Входим в храм св. Апостола и Евангелиста Матфея.
Белизна стен и звенящая тишина. Город со своей суетой, шумом и гамом остался по ту сторону этого «Ковчега спасения».
Кафедра для чтения Святого Евангелия, которой тысяча лет.
Евангелие открыто на том месте, где рассказывается о Схождении на Апостолов Святого Духа.
В крипте (подземном храме) – мощи Святого Апостола Матфея.
На гробнице стоят свечи.
Удивительный человек, о котором, к сожалению, мы так мало знаем… Что было у него на душе? Душе сборщика налогов и практически предателя своего народа, которого позвал за собой Иисус? Не прольет ли свет на это маленький рассказ, который сохранил и привел в своем Евангелии только Матфей?
Однажды Апостолы были в лодке, а Иисус молился в одиночестве на горе. «Лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14 гл.)
Эпизод, показавшийся Матфею очень важным, как что-то, что нельзя утерять, а нужно сохранить и передать другим как завещание:
Если тебя зовет Христос, все бросай и иди к Нему. И ничего никогда не бойся!
Подробнее о храме Ап. Матфея смотрите в моем фотоальбоме. Здесь фотографии можно будет увеличить и рассмотреть все в деталях.